Главная страница


Протокол № от (Фазуллина Н. Р.) Согласована



НазваниеПротокол № от (Фазуллина Н. Р.) Согласована
страница4/7
Дата16.04.2016
Размер0.78 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема урока



Кол-во часов

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки

Виды контроля измерители


НРК

Дата проведения

План

Факт

I четверть

1

Книга в жизни человека.

1

Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги.

Знать: особенности художественной и учебной книги.

Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.

Уметь: разбираться в структуре книги

Викторина.

НРК







Устное народное творчество (6)

2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора

1

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора.

Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.

Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.

Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи.

Игра по малым жанрам фольклора










3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна лягушка»

1

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказок (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Истинная красота Василисы Премудрой и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла Иллюстрации к сказкам.

Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок; сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка»

Понимать: значение сказок в жизни народа; смысл сказки.

Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам.

Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с.8) Вопросы

и задания

(с. 10-11)










4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»

1

Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М.Васнецова, иллюстрации И.Я.Билибина, палехских мастеров к сказке. Прослушивание сказки в актёрском исполнении, обсуждение.

Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».

Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве.

Уметь: пересказывать сказку, выразительно читать текст по ролям, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать авторское чтение.


Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.26)










5

«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.

1

Патриотический характер сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.

Знать: признаки волшебной и героической сказок.

Понимать: отношение народа к героям сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, находить в тексте признаки волшебной и героической сказок.

Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с.37)










6

Сказки о животных и бытовые сказки

1

Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукции картин.

Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.

Понимать: проявление в сказках представлений народа.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, вести беседу по прочитанному произведению, оценивать актёрское чтение.

Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания

7-8 (с.37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40,41-42)










7

Мои любимые русские народные сказки.

1

Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков.

Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.

Уметь: пересказывать сказку, оценивать актёрское исполнение сказок, рисунки к ним.

Пересказ, викторина.

НРК







Древнерусская литература (1)

8

Возникновение древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

1

Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина».

Знать: основные темы древнерусской литературы, сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.

Понимать: основную мысль и лексику притчи, значение летописных источников для современного человека.

Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать своё отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Вопросы и задания (с.45),

выразительное чтение.










Из русской литературы XVIII века (6)

9

М.В.Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»

1

М.В.Ломоносов – поэт, учёный, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Знать: сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру…».

Понимать: юмористический характер стихотворения.

Уметь: давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.

Вопросы и задания (с.53)










10

Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и Ягненок».

1

Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в нач.ΧIΧ века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актёрском исполнении, обсуждение.

Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ΧIΧ века); сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко); теоретико-литературное понятии басня, мораль, эзопов язык, аллегории, олицетворение.

Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».

Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором.

Выразительное чтение, вопросы и задания (с.58, 60-61)










11

Басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Понятие об аллегории и морали.

1

Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актёрском исполнении, обсуждение.

Знать: содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть.

Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.

Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1,2 (с. 63), 1,2 (с. 65).










12

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. Басня «Волк на псарне».

1

Инсценирование басен И.А.Крылова. описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актёрском исполнении, обсуждение.

Знать: афоризмы из текстов басен И.А.Крылова.

Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актёрское чтение.


Выразительное чтение, описание иллюстраций.










13

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна»

1

Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актёрском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (с.79-80).

Знать: сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна».

Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки.

Уметь: пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте черты литературной и народной сказки.

Вопросы и задания 1-5 (с.80), 1-6 (с.80-81, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев.

НРК







14

В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о жанре баллады. Герои баллады.

1

Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А.Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады.

Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А.Жуковского «Кубок», признаки жанра баллады.

Понимать: лексику баллады, роль звукописи в тексте.

Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, находить в тексте признаки жанра баллады, характеризовать героев и их поступки, составлять план произведения.

Характеристика героев, вопросы, 1-3,7 (с.87), составление плана баллады.










Литература 19 века (25+4р/р)

15

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

1

Детские годы А.С.Пушкина, влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с.301-302).

Знать: сведения о семье и детстве А.С.Пушкина.

Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.

Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменение настроения в стихотворении.

Вопросы и задания 1-2 (с.90), 1-2(с.91),










16

Пролог

к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» » в актёрском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.

Знать: теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.

Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.

Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменение настроения в стихотворении, сопоставлять произведения литературы и живописи.

описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника).










II четверть

17

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1

Истоки «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа.

Знать: сюжет и содержание «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Понимать: проявление в сказке представлений народа, отношение автора к героям, лексику сказки.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания 1-12

(с. 109-110), задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с.110), характеристика героев.










18

р/р Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

1

Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, «Бродячие сюжеты», повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки...» в актёрском исполнении, обсуждение.

Знать: сюжеты и содержание сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.

Понимать: роль художественных средств в литературных сказках.

Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом и иллюстрациями к ним, при сравнении произведений и обсуждении их исполнения аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения.

Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» 9С.111), описание иллюстраций к сказке А.С.Пушкина.










19

в/ч Мои любимые сказки А.С.Пушкина.

1

Статья С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с.114-115). Представление любимых сказочных героев из произведений А.С.Пушкина, их характеристика. Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ.

Знать: сюжеты и содержание сказок А.С.Пушкина.

Понимать: идейные особенности сказок, их связь с народной моралью.

Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним, использовать теоретико-литературные понятия в речи, при обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения.

Вопросы и задания (с.115-117), элементы лингвистического анализа поэтического текста.










20

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

1

Биографическая справка об А.Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители».

Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки.

Уметь: строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного, прослеживать изменения в характере героя, , сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему, выяснять значение незнакомых слов..

Вопросы и задания 1-7 (с.151-152), 1-2 (с.152, рубрика «Обогащайте свою речь»), выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста.

НРК







21

В.М.Гаршин. Сказка «Attalea princes».

1

Слово о В.М.Гаршине. Героическое и обыденное в сказке «Attalea princes». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.



Знать: сведения о жизни и творчестве В.М.Гаршина (кратко); отличительные черты литературной сказки, сюжет и содержание сказки «Attalea princes».

Понимать: жизнеутверждающий пафос сказки «Attalea princes», роль иронии в произведении.

Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки.

Вопросы и задания (с.162), выборочный пересказ, характеристика героев.









1   2   3   4   5   6   7