№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки
| Виды контроля измерители
| НРК
| Дата проведения
|
План
| Факт
|
I четверть
|
1
| Книга в жизни человека.
| 1
| Книга – передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги. Чтение как сотворчество. Создатели книги. Структура учебной книги. Писатели о роли книги.
| Знать: особенности художественной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Уметь: разбираться в структуре книги
| Викторина.
| НРК
|
|
|
Устное народное творчество (6)
|
2
| Устное народное творчество. Малые жанры фольклора
| 1
| Фольклор – коллективное устное народное творчество. Виды малых жанров фольклора.
| Знать: виды малых жанров фольклора, примеры каждого.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи.
| Игра по малым жанрам фольклора
|
|
|
|
3
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна лягушка»
| 1
| Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Структурные элементы сказок (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка). Особенности сказывания (ритмичность, напевность). Истинная красота Василисы Премудрой и реальность в сказке. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла Иллюстрации к сказкам.
| Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок; сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка»
Понимать: значение сказок в жизни народа; смысл сказки.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам.
| Вопросы и задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с.8) Вопросы
и задания
(с. 10-11)
|
|
|
|
4
| Художественный мир сказки «Царевна-лягушка»
| 1
| Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения, повторы). Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники. Репродукции картин В.М.Васнецова, иллюстрации И.Я.Билибина, палехских мастеров к сказке. Прослушивание сказки в актёрском исполнении, обсуждение.
| Знать: художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».
Понимать: связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве.
Уметь: пересказывать сказку, выразительно читать текст по ролям, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать авторское чтение.
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.26)
|
|
|
|
5
| «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания.
| 1
| Патриотический характер сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Система образов. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.
| Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, находить в тексте признаки волшебной и героической сказок.
| Составление плана сказки, вопросы и задания 1-6 (с.37)
|
|
|
|
6
| Сказки о животных и бытовые сказки
| 1
| Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок. Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле. Прослушивание сказок в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукции картин.
| Знать: признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать: проявление в сказках представлений народа.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, вести беседу по прочитанному произведению, оценивать актёрское чтение.
| Выборочный пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания
7-8 (с.37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (39-40,41-42)
|
|
|
|
7
| Мои любимые русские народные сказки.
| 1
| Конкурс на лучшее сказывание. Викторина по сказкам. Выставка иллюстраций к сказкам. Представление и обсуждение рисунков.
| Понимать: как преобразуются фольклорные образы в изобразительном искусстве.
Уметь: пересказывать сказку, оценивать актёрское исполнение сказок, рисунки к ним.
| Пересказ, викторина.
| НРК
|
|
|
Древнерусская литература (1)
|
8
| Возникновение древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
| 1
| Возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор). Жанр летописи. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа. Прослушивание притчи в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукция картины А.А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
| Знать: основные темы древнерусской литературы, сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Понимать: основную мысль и лексику притчи, значение летописных источников для современного человека.
Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать своё отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.
| Вопросы и задания (с.45),
выразительное чтение.
|
|
|
|
Из русской литературы XVIII века (6)
|
9
| М.В.Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…»
| 1
| М.В.Ломоносов – поэт, учёный, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Словарная работа. Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру…»
| Знать: сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру…».
Понимать: юмористический характер стихотворения.
Уметь: давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.
| Вопросы и задания (с.53)
|
|
|
|
10
| Жанр басни, история его развития. И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и Ягненок».
| 1
| Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории. Мораль в басне. Расцвет русской басни в нач.ΧIΧ века. Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова. Прослушивание басни «Волк на псарне» в актёрском исполнении, обсуждение.
| Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы ΧIΧ века); сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко); теоретико-литературное понятии басня, мораль, эзопов язык, аллегории, олицетворение.
Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».
Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором.
| Выразительное чтение, вопросы и задания (с.58, 60-61)
|
|
|
|
11
| Басни И.А.Крылова «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Понятие об аллегории и морали.
| 1
| Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т.д. Чтение басен. Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актёрском исполнении, обсуждение.
| Знать: содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басен.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развёрнутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
| Выразительное чтение наизусть, словарная работа, вопросы 1,2 (с. 63), 1,2 (с. 65).
|
|
|
|
12
| Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. Басня «Волк на псарне».
| 1
| Инсценирование басен И.А.Крылова. описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басни «Зеркало и Обезьяна» в актёрском исполнении, обсуждение.
| Знать: афоризмы из текстов басен И.А.Крылова.
Уметь: выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актёрское чтение.
| Выразительное чтение, описание иллюстраций.
|
|
|
|
13
| В.А.Жуковский. Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна»
| 1
| Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Чтение сказки «Спящая царевна» в актёрском исполнении, обсуждение. Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (с.79-80).
| Знать: сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна».
Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки.
Уметь: пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте черты литературной и народной сказки.
| Вопросы и задания 1-5 (с.80), 1-6 (с.80-81, рубрика «Фонохрестоматия»), характеристика героев.
| НРК
|
|
|
14
| В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о жанре баллады. Герои баллады.
| 1
| Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А.Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста. Словарная работа. Составление плана баллады.
| Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А.Жуковского «Кубок», признаки жанра баллады.
Понимать: лексику баллады, роль звукописи в тексте.
Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу, находить в тексте признаки жанра баллады, характеризовать героев и их поступки, составлять план произведения.
| Характеристика героев, вопросы, 1-3,7 (с.87), составление плана баллады.
|
|
|
|
Литература 19 века (25+4р/р)
|
15
| А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».
| 1
| Детские годы А.С.Пушкина, влияние народного творчества на будущего поэта. Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с.301-302).
| Знать: сведения о семье и детстве А.С.Пушкина.
Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.
Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменение настроения в стихотворении.
| Вопросы и задания 1-2 (с.90), 1-2(с.91),
|
|
|
|
16
| Пролог
к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.
| 1
| Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» » в актёрском исполнении, обсуждение. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.
| Знать: теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.
Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменение настроения в стихотворении, сопоставлять произведения литературы и живописи.
| описание иллюстрации к прологу (первый форзац учебника).
|
|
|
|
II четверть
|
17
| А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
| 1
| Истоки «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке. Система образов. Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа.
| Знать: сюжет и содержание «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Понимать: проявление в сказке представлений народа, отношение автора к героям, лексику сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки.
| Вопросы и задания 1-12
(с. 109-110), задание рубрики «Будьте внимательны к слову» (с.110), характеристика героев.
|
|
|
|
18
| р/р Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.
| 1
| Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, «Бродячие сюжеты», повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки...» в актёрском исполнении, обсуждение.
| Знать: сюжеты и содержание сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина.
Понимать: роль художественных средств в литературных сказках.
Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом и иллюстрациями к ним, при сравнении произведений и обсуждении их исполнения аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения.
| Вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» 9С.111), описание иллюстраций к сказке А.С.Пушкина.
|
|
|
|
19
| в/ч Мои любимые сказки А.С.Пушкина.
| 1
| Статья С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с.114-115). Представление любимых сказочных героев из произведений А.С.Пушкина, их характеристика. Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам. Чтение и обсуждение творческих работ.
| Знать: сюжеты и содержание сказок А.С.Пушкина.
Понимать: идейные особенности сказок, их связь с народной моралью.
Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним, использовать теоретико-литературные понятия в речи, при обсуждении прочитанных произведений аргументировано и последовательно доказывать свою точку зрения.
| Вопросы и задания (с.115-117), элементы лингвистического анализа поэтического текста.
|
|
|
|
20
| Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
| 1
| Биографическая справка об А.Погорельском. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Словарная работа.
| Знать: сведения о жизни и творчестве А.Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки «Чёрная курица, или Подземные жители».
Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки.
Уметь: строить развёрнутые высказывания на основе прочитанного, прослеживать изменения в характере героя, , сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему, выяснять значение незнакомых слов..
| Вопросы и задания 1-7 (с.151-152), 1-2 (с.152, рубрика «Обогащайте свою речь»), выборочный пересказ, элементы лингвистического анализа текста.
| НРК
|
|
|
21
| В.М.Гаршин. Сказка «Attalea princes».
| 1
| Слово о В.М.Гаршине. Героическое и обыденное в сказке «Attalea princes». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
| Знать: сведения о жизни и творчестве В.М.Гаршина (кратко); отличительные черты литературной сказки, сюжет и содержание сказки «Attalea princes».
Понимать: жизнеутверждающий пафос сказки «Attalea princes», роль иронии в произведении.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку, характеризовать героев и их поступки.
| Вопросы и задания (с.162), выборочный пересказ, характеристика героев.
|
|
|
|