Литература 20 века (13+2) |
42
| В. Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец.
| 1
| Уникальность личности В. Г. Короленко. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11). Жанр повести. Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе». Обучение аналитическому пересказу. Составление плана сообщения « Вася и его отец». Словарная работа.
| Знать: сведения о жизни и творчестве В. Г. Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе»
Понимать: позицию автора и его отношение к героям
Уметь: ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль
| Вопросы и задания 1 (с. 11), 1,3,6 (с. 45 ), пересказ, составление плана повести
|
|
|
|
43
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.
| 1
| Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести. « Дурное общество» и «дурные дела». « Дети подземелья», причины сближения их с Васей. Особенности повествования (от первого лица) как прием достижения достоверности. Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог). Словарная работа.
| Знать: жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать: роль автора- рассказчика в повести.
Уметь: выразитель пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении
|
| НРК
|
|
|
44
| р/р Изображение города и его обитателей в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
| 1
| Обсуждение тем сочинения:
1.Васина дорога к правде и добру.
2.Дружба в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
3.Что изменило отношения Васи и его отца?
Составление плана, подбор материалов. Развитие образа Васи в повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Иллюстрации к повести.
| Знать: этапы и приёмы работы над сочинением.
Понимать: позицию автора, его сочувственное отношение к героям, гуманистическую направленность произведения, оптимистический характер концовки повести.
Уметь: составлять план и подбирать материал по теме сочинения, прослеживать изменения в характере героя, сопоставлять произведения литературы и живописи.
| Элементы анализа текста, словесное рисование, составление плана сочинения, подбор материалов.
|
|
|
|
45
| С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родины и родной природы в стихотворених «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
| 1
| Слово о С.А.Есенине. чтение вступительных статей о поэте (с.47-48). Прослушивание стихотворений в актёрском исполнении, обсуждение. Поэтическое изображение родной природы. Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие языка есенинской лирики. Средства создания образов в стихотворениях С.А.Есенина.
| Знать: сведения о детстве и юности С.А.Есенина (кратко).
Понимать: лирический пафос стихотворений поэта.
Уметь: выразительно читать стихотворения, использовать теоретико-литературные понятия в речи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать актёрское чтение.
| Вопросы и задания 1-2 (с.49), 1-2 (с.50, рубрика «Фонохрестоматия»), элементы анализа текста.
|
|
|
|
46
| П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка».
| 1
| Слово о П.П.Бажове. чтение вступительной статьи о писателе (с.52-53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству. Словарная работа.
| Знать: сведения о детстве и юности П.П.Бажова (кратко), сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка».
Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа, характеризовать героев и их поступки, соотносить реальное и фантастическое в повествовании, выяснять значение незнакомых слов, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
| Вопросы и задания 1-5, 9-11 (с.63-64), элементы анализа текста.
|
|
|
|
47
| Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова
| 1
| Викторина по сказам П.П.Бажова. своеобразие языка сказов П.П.Бажова. особенности жанра сказа. Сказ и сказка – общее и различное. Иллюстрации палехских мастеров к сказу. Представление рисунков учащихся.
| Знать: сюжеты и содержание сказов П.П.Бажова.
Понимать: роль автора-рассказчика в произведениях, его отношение к героям.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказов, сопоставлять произведения литературы и живописи, видеть связь произведений П.П.Бажова с фольклором.
| Викторина, описаний иллюстраций палехских мастеров и рисунков учеников к сказам.
|
|
|
|
48
| К.Г.Паустовский. Слово о писателе.
Сказка «Тёплый хлеб».
| 1
| Слово о К.Г.Паустовском. Беседа по произведениям писателя, прочитанным ранее. История страны в сказке «Тёплый хлеб». Роль сил природы в сказке. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа.
| Знать: сведения о детстве и юности К.Г.Паустовского (кратко), сюжет и содержание сказки «Тёплый хлеб».
Понимать: нравственную проблематику произведения.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки.
| Пересказ, вопросы и задания (с.75), словесное рисование.
|
|
|
|
49
| Роль пейзажа в сказке
К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
| 1
| Реальное и фантастическое в сказе. Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца». Доброта и сострадание, победа добра над злом. Фольклорные мотивы в сказке. Словарная работа.
| Знать: сюжет и содержание сказки «Тёплый хлеб».
Понимать: нравственную проблематику произведения.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки, соотносить реальное и фантастическое в повествовании
| Пересказ, вопросы и задания (с.75), словесное рисование.
|
|
|
|
50
| К.Г.Паустовский.
Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.
| 1
| Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Бережное отношение ко всему живому. Средства создания образов в рассказе. Речевая характеристика персонажей. Прослушивание рассказа в актёрском исполнении, обсуждение. Словарная работа.
| Знать: сюжет и содержание рассказа «Заячьи лапы».
Понимать: роль природы в жизни человека.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа, выяснять значение незнакомых слов, оценивать актёрское чтение, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
| Выборочный пересказ, вопросы и задания 1-5 (с.81), словесное рисование.
| НРК
|
|
|
IV четверть
|
51
| С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
| 1
| Слово о С.М.Маршаке. Беседа по произведениям писателя для детей. Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев». Связь пьесы-сказки с фольклором. Прослушивание фрагментов пьесы в актёрском исполнении, обсуждение. Словарная работа.
| Знать: сведения о детстве и юности С.Я.Маршака (кратко), сюжет и содержание сказки «Двенадцать месяцев», признаки драмы как рода литературы.
Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, оценивать актёрское чтение, видеть связь пьесы-сказки с фольклором.
| Вопросы и задания 1-2 (с.98), 2,5,7 (с.99, рубрика «Фонохрестоматия»).
|
|
|
|
52
| Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»..
| 1
| Фантастическое и реальное в пьесе-сказке. Положительные и отрицательные герои. Речевая характеристика персонажей. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Инсценирование фрагментов пьесы-сказки. Чтение статей «Прочитайте, это интересно!» «Сказки народные и литературные» (с.99-102).
| Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки.
Понимать: сходства и различия между народной и литературной сказками, нравственную проблематику произведения.
Уметь: выразительно читать пьесу по ролям, соотносить реальное и фантастическое в произведении, характеризовать героев и их поступки, при обсуждении прочитанного произведения аргументировано доказывать свою точку зрения.
| Выразительное чтение по ролям (или инсценирование) пьесы-сказки, характеристика героев, вопросы статьи «Прочитайте, это интересно!» (с.99-100).
|
|
|
|
53
| А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Быль и фантастика.
| 1
| Слово об А.П.Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита». Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представлений о фантастике. Единство главного героя с природой, одухотворение природы. Составление плана рассказа.
| Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П.Платонова, сюжет и содержание рассказа «Никита».
Понимать: как преображается реальный мир в сознании ребёнка.
Уметь: соотносить реальное и фантастическое в произведении, выделять эпизоды рассказа и составлять его план.
| Выразительное чтение, составление плана рассказа, вопросы и задания 1-4 (с.111-112).
|
|
|
|
54
| Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика.
| 1
| «Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем. Жизнь как борьба добра и зла. Мирный труд – условие счастья. Прослушивание фрагментов пьесы в актёрском исполнении, обсуждение. Речевая характеристика героев.
| Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: нравственную проблематику произведения, отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать фрагменты рассказа, характеризовать героев и их поступки, оценивать актёрское чтение.
| Выразительное чтение, вопросы и задания рубрики «Фонохрестоматия» (с.112).
|
|
|
|
55
| В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.
| 1
| Слово о В.П.Астафьеве. сообщение о деревне Овсянка (рубрика «Литературные места России», с.278). история его создания. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа.
| Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева, сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Понимать: как формировался характер героя.
Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, характеризовать героя и его поступки, выяснять значение незнакомых слов, создавать устные картины.
| Вопросы и задания 1-7,9 (с.140-141).
|
|
|
|
56
| «Открытие» Васюткой нового озера.
| 1
| автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», Словарная работа. Словесное рисование
| Знать: теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение, сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Уметь: пересказывать эпизоды рассказа, характеризовать героя и его поступки, выяснять значение незнакомых слов, создавать устные картины
|
|
|
|
|
57
| Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
| 1
| Понимание героем природы, его любовь к ней. Следование «таёжным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу.
| Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя, определять роль природы в произведении, способы её изображения, описывать иллюстрации.
| Вопросы и задания 10 (с.141), 1 (с.141, рубрика «Обогащайте свою речь»).
|
|
|
|
58
| Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…».
| 1
| Чтение и обсуждение статьи «Только доблесть бессмертно живёт…» (с.142-143). Слово об А.Т.Твардовском. патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Сопоставление стихотворения с балладой М.Ю.Лермонтова «Бородино». Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении, обсуждение. Репродукция картины Ю.М.Непринцева. Словарная работа. Слово о К.М.Симонове. Стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения.
| Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского и К.М.Симонова (кратко), содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.
Понимать: нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов, отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения друг с другом, сопоставлять произведения литературы и живописи, объяснять жанровые особенности произведений, оценивать, оценивать актёрское чтение.
| Вопросы и задания 1-2,4 (с.146), 1-2 (с.146-147).
|
|
|
|
59
| Русские поэты ΧΧ века о Родине, родной природе: И.Бунин, Дон-Аминадо.
| 1
| Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы.
| Знать: содержание стихотворений поэтов ΧΧ века, одно стихотворение наизусть.
Понимать: лирический пафос стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения, использовать теоретико-литературные понятия в речи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать актёрское чтение, сопоставлять поэтические тексты друг с другом, сопоставлять произведения литературы и живописи.
| Сообщения, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с.151,152,153-154,156-157), элементы анализа поэтического текста, чтение отрывка из статьи Я.М.Смоленского (с.269-271), вопросы и задания (с.271-272).
|
|
|
|
60
| Русские поэты ΧΧ века о Родине, родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Кедрин, Н.Рубцов.
| 1
| Сравнительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа текста. Репродукции картин.
| Знать: содержание стихотворений поэтов ΧΧ века, одно стихотворение наизусть.
Понимать: лирический пафос стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения, использовать теоретико-литературные понятия в речи, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль, оценивать актёрское чтение, сопоставлять поэтические тексты друг с другом.
| Сообщения, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания (с. 156-157), элементы анализа поэтического текста,
|
|
|
|
61
| Писатели улыбаются. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».
| 1
| Слово о С.Чёрном и Ю.Ч.Киме. образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребёнка. Мир природы в рассказах С.Чёрного. значений названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С.Чёрного и песнях Ю.Кима.
| Знать: сведения о жизни и творчестве С.Чёрного и Ю.Ч.Кима (кратко), содержание рассказов С.Чёрного и песен Ю.Ч.Кима.
Понимать: роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах, юмористический пафос произведений.
Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом, характеризовать героев и их поступки, находить в тексте изобразительно-выразительные средства и их роль.
| Вопросы и задания (с.173, 175).
|
|
|
|
|