Главная страница


Протокол № от (Фазуллина Н. Р.) Согласована



НазваниеПротокол № от (Фазуллина Н. Р.) Согласована
страница1/7
Дата16.04.2016
Размер0.78 Mb.
ТипПротокол
  1   2   3   4   5   6   7


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАХТАЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрена

На заседании МО

учителей русского

языка и литературы,

протокол №______

от______________

______(Фазуллина Н.Р.)



Согласована

с заместителем директора

по учебной работе_______Султановой А.Д

от _________2014 год


Утверждена

приказом директора

Гибадуллиной С.Н

№____от _______2014__

_________(Гибадуллина С.Н.)




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература 5 а, б классы

Фазуллина Н.Р.

2014 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Литература. 5 класс» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5 –11классы под редакцией В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2009 и в соответствии с методическими указаниями авторов учебника «Литература. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях/ под редакцией В.Я.Коровиной, - М.: Просвещение, 2011

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

Изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждений федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  2. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  3. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263);

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год». О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  5. Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047

  6. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области

«О преподавании учебного предмета «Литература» в 2014-2015 учебном году»

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 класс/ под редакцией В.Я.Коровиной, - М.: Просвещение, 2009

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной прозы.

Место предмета в учебном плане школы

Согласно действующему учебному плану в 5 классе обучение литературе рассчитано на 70 часов (2часа в неделю)

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Развитие

речи

Внеклассное

чтение

Контрольные

работы

Литература как искусство слова

1










Русский фольклор

6










Древнерусская литература

1

1




1

Из русской литературы XVIII

1










Из русской литературы XIX века

31

3

3

2

Из литературы XX века.

21










Из зарубежной литературы.

8




3




Итоговый урок

1










итого

70











Произведения для заучивания наизусть

  1. В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок по выбору обучающихся).

  2. И. А. Крылов. 1 басня (по выбору).

  3. А. С. Пушкин. «У лукоморья...».

  4. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Однажды в студёную зимнюю пору...».

  5. А. А. Фет. Весенний дождь.

  6. М. Ю. Лермонтов. Бородино.

  7. Стихотворения о Великой Отечественной войне (1 по выбору).

  8. С.А.Есенин. 1 текст по выбору.

  9. Н.Рубцов. Родная деревня.

Национальный региональный компонент

Национальный региональный компонент реализуется модульным курсом «Вокруг тебя мир» составляет 10% учебного времени.


№ п/п

№ урока

Тема урока

Тема НРК

1

1

Роль книги в жизни человека.

Андри Дюнан –основатель Красного Креста

2

8

Наши любимые народные сказки

Сказки народов Мира «Общее счастье»

3

15

В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»

Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»

4

20

Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».

О правилах. Татьяна Александровна «Светофорчик»

5

22

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».

Дети и война. Л.Толстой «Петя Ростов»

6

43

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Деятельное сострадание. А.Куприн «Чудесный доктор»

7

50

К.Г.Паустовский.

Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.

Евгений Носов «Трудный хлеб» Об уважении и сострадании.


График уроков развития речи

п/п

урока

Тема

Количество часов

1

18

Обучение домашнему сочинению:

  1. «В чем превосходство царевны над царевной» в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?

  2. «что помогло Елисею в поисках невесты?»

1

3

33

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»:

  1. «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»

  2. Друзья и враги Герасима.

  3. В чем вина и беда бырыни?

1

4

37

Обучение сравнительной характеристике героев по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:

1.Жилин и Костылин: разные судьбы.

2. Друзья и враги пленного Жилина.

1

5

44

Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»:

1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

2. Два отца: Тыбурций и судья.

3. Вася и его отец: от вражды к пониманию.

4. Маруся и Соня: два детства.

1

6

64

Подготовка к домашнему сочинению по сказке Х.К.Андерсена:

  1. Добро и зло в сказках Андерсена.

  2. Герда против Снежной Королевы.

  3. Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными.

1

Содержание тем учебного курса:

Введение-1 час

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения друго­му. Структурные элементы книги (обложка, титул, фор­зац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, ху­дожник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество -6 часов

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Вели­чественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духов­ные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Ба­бы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика вол­шебной сказки. Связь сказочных формул с древними

мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван крестьянский сын и чудо-юдо». Волшеб­ная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — кресть­янский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказ­ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на­родные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за­крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер­бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представ­ления). Сравнение.

Из древнерусской литературы – 1 час

Начало письменности у восточных славян и возник­новение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (Обзор.)

«Повесть временных лет» как литературный памят­ник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои ста­ринных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на род­ной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные пред­ставления).

Из литературы XVIII века -1 час

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, ху­дожник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Из литературы XIX века -31 час

Русские басни -3 часа

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразитель­ное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсцени­рование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский – 2 часа. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказоч­ник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин – 5 часов. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противо­стояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пуш­кинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность —красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка – 2 часа.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Под­земные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучи­тельное содержание и причудливый сюжет произведе­ния. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (на­чальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сю­жеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов - 2 часа. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, ин­терес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бо­родинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лер­монтова в создании батальных сцен. Сочетание разго­ворных интонаций с патриотическим пафосом стихотво­рения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпи­тет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь - 2 часа. Краткий рассказ о пи­сателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вече­ра на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастиче­ского.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений)

Николай Алексеевич Некрасов-3 часа. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины воль­ной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие пред­ставлений).
  1   2   3   4   5   6   7