|
Протокол № от (Фазуллина Н. Р.) Согласована
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТАХТАЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена
На заседании МО
учителей русского
языка и литературы,
протокол №______
от______________
______(Фазуллина Н.Р.)
| Согласована
с заместителем директора
по учебной работе_______Султановой А.Д
от _________2014 год
|
Утверждена
приказом директора
Гибадуллиной С.Н
№____от _______2014__
_________(Гибадуллина С.Н.)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Литература 5 а, б классы
Фазуллина Н.Р.
2014 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Литература. 5 класс» составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 г., а также на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5 –11классы под редакцией В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2009 и в соответствии с методическими указаниями авторов учебника «Литература. 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях/ под редакцией В.Я.Коровиной, - М.: Просвещение, 2011
Нормативные документы, определяющие содержание программы:
Изучение учебного предмета «Литература» в 5 классе осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждений федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03- 1263);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. № 1067 г. Москва Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. Регистрационный № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год». О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области
«О преподавании учебного предмета «Литература» в 2014-2015 учебном году»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 11 класс/ под редакцией В.Я.Коровиной, - М.: Просвещение, 2009
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Данные цели могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной прозы.
Место предмета в учебном плане школы
Согласно действующему учебному плану в 5 классе обучение литературе рассчитано на 70 часов (2часа в неделю)
Учебно-тематический план
Содержание
| Кол-во часов
| Развитие
речи
| Внеклассное
чтение
| Контрольные
работы
| Литература как искусство слова
| 1
|
|
|
| Русский фольклор
| 6
|
|
|
| Древнерусская литература
| 1
| 1
|
| 1
| Из русской литературы XVIII
| 1
|
|
|
| Из русской литературы XIX века
| 31
| 3
| 3
| 2
| Из литературы XX века.
| 21
|
|
|
| Из зарубежной литературы.
| 8
|
| 3
|
| Итоговый урок
| 1
|
|
|
| итого
| 70
|
|
|
|
Произведения для заучивания наизусть
В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок по выбору обучающихся).
И. А. Крылов. 1 басня (по выбору).
А. С. Пушкин. «У лукоморья...».
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Однажды в студёную зимнюю пору...».
А. А. Фет. Весенний дождь.
М. Ю. Лермонтов. Бородино.
Стихотворения о Великой Отечественной войне (1 по выбору).
С.А.Есенин. 1 текст по выбору.
Н.Рубцов. Родная деревня.
Национальный региональный компонент
Национальный региональный компонент реализуется модульным курсом «Вокруг тебя мир» составляет 10% учебного времени.
№ п/п
| № урока
| Тема урока
| Тема НРК
| 1
| 1
| Роль книги в жизни человека.
| Андри Дюнан –основатель Красного Креста
| 2
| 8
| Наши любимые народные сказки
| Сказки народов Мира «Общее счастье»
| 3
| 15
| В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
| Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»
| 4
| 20
| Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
| О правилах. Татьяна Александровна «Светофорчик»
| 5
| 22
| М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино».
| Дети и война. Л.Толстой «Петя Ростов»
| 6
| 43
| Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.
| Деятельное сострадание. А.Куприн «Чудесный доктор»
| 7
| 50
| К.Г.Паустовский.
Рассказ «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении.
| Евгений Носов «Трудный хлеб» Об уважении и сострадании.
|
График уроков развития речи
№ п/п
| № урока
| Тема
| Количество часов
| 1
| 18
| Обучение домашнему сочинению:
«В чем превосходство царевны над царевной» в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
«что помогло Елисею в поисках невесты?»
| 1
| 3
| 33
| Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»:
«Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»
Друзья и враги Герасима.
В чем вина и беда бырыни?
| 1
| 4
| 37
| Обучение сравнительной характеристике героев по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:
1.Жилин и Костылин: разные судьбы.
2. Друзья и враги пленного Жилина.
| 1
| 5
| 44
| Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»:
1.Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
2. Два отца: Тыбурций и судья.
3. Вася и его отец: от вражды к пониманию.
4. Маруся и Соня: два детства.
| 1
| 6
| 64
| Подготовка к домашнему сочинению по сказке Х.К.Андерсена:
Добро и зло в сказках Андерсена.
Герда против Снежной Королевы.
Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными.
| 1
| Содержание тем учебного курса:
Введение-1 час
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество -6 часов
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними
мифами Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы – 1 час
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века -1 час
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).
Из литературы XIX века -31 час
Русские басни -3 часа
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности) «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский – 2 часа. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин – 5 часов. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность —красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка – 2 часа.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов - 2 часа. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь - 2 часа. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений)
Николай Алексеевич Некрасов-3 часа. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
|
|
|