|
Протокол № от Пузик И. Н. Согласовано Зам директора поувр мкоу сош №17 Кочергина И. Г Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
Рассмотрено
на заседании МО
учителей математики, физики и информатики
МКОУ СОШ № 17
Протокол №___от_____
_______Пузик И.Н.
| Согласовано
Зам.директора поУВР
МКОУ СОШ № 17
________Кочергина И.Г.
| Утверждено
приказом директора
МКОУ СОШ №17
№_____от_______
__________Цаберт И.П.
|
|
|
| Рабочая программа учебного курса
по геометрии для 8 класса
МКОУ СОШ № 17
на 2012/2013 учебный год
Разработчик: Яковлева Людмила Николаевна,
учитель математики,
вторая квалификационная категория.
2012 г., р.п. Юрты.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе программы «Программы общеобразовательных учреждений 2008 года»; составитель Т.А.Бурмистрова; Издательство «Просвещение» 2009г, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике «Примерные программы основного общего образования. Математика. (Стандарты второго поколения) 2010 г.; издательство «Просвещение» 2010 год
При реализации рабочей программы используется УМК Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф и др.,
входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение
Программа, по которой работает учитель:
| «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7 – 9 классы», 2008 года; составитель Т.А.Бурмистрова
| Учебники, по которым работают учащиеся:
| «Алгебра 8», под редакцией Теляковского С.А., авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Издательство «Просвещение» 2012 год.
| Список используемой литературы:
| Список используемой литературы:
«Программы общеобразовательных учреждений 2008 года»; составитель Т.А.Бурмистрова,
«Геометрия 7 – 9 классы», сборник рабочих программ, составитель Т.А.Бурмистрова, 2011 год,
Учебник «Геометрия 7 – 9 класс», авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф Кадомцев С.Б., Позняк Э.П., Юдина И.И.;
«Изучение геометрии 7- 9класс» методические рекомендации Атанасян Л.С. и др.,
«Геометрия 8» рабочая тетрадь Атанасян и др.,
« Карточки для коррекции знаний», Левитас Г.Г.,
«Геометрия 8» карточки для проведения контрольных работ и зачётов, Жохов В.И.,
«Геометрия 8» тематические тесты, Мищенко Т.М.
«Геометрия 8»тематический контроль Мельникова
«Самостоятельные и контрольные работы» Ершова А.П. 2006 г.;
«Задачи и упражнения на готовых чертежах» Рабинович Е.М.
| Место предмета в учебном плане
| Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе отводится 68 часов.
| Количество часов в неделю по учебному плану
| 2 часа в неделю.
| Общее количество часов в соответствии с программой:
| 68
| Цели и задачи курса
| Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса
| Материально-техническая обеспеченность
| Электронные учебные пособия
СД «Геометрия не для отличников»;
Мультимедийные презентации;
Привлечение ресурса Интернет, в том числе проекта «Телешкола»
Приложения рабочей программы по геометрии Зыкина В.Г.(сайт «Досье учителя математики»); Таблицы по геометрии для 7 – 9 классов
| Планируемые результаты обучения.
| Учащиеся 8 класса по окончании учебного года должны знать:
определение многоугольника, четырехугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата; свойства и признаки данных геометрических фигур;
формулы для нахождения площадей фигур;
теорему Пифагора;
признаки подобия треугольников;
определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника;
соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника;
центральные и вписанные углы; четыре замечательные точки треугольника;
свойства биссектрисы углаи серединного перпендикуляра к отрезку;
теорему о пересечении высот треугольника, а также теоремы о вписанной и описанной окружностях.
Должны уметь:
вычислять сумму внутренних углов многоугольника;
решать задачи с использованием свойств геометрических фигур;
находить площади параллелограмма,прямоугольника, трапеции, ромба;
использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника;
решать задачи с использованием признаков подобия треугольников;
вычислять элементы прямоугольного треугольника с использованием тригонометрических функций;
решать задачи по темам «Окружность», «Центральные и вписанные углы», «Вписанные и описанные окружности».
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
| Форма промежуточной и итоговой аттестации
| Предусматривается вводный контроль, две административные контрольных работы по результатам 1 и 2 полугодия.
| Рабочая программа предусматривает выполнение следующей практической части курса
-
Виды контроля
| I
| II
| III
| IV
| год
| Административный контроль ЗУНов
|
| 1
|
| 1
| 2
| Плановых: контрольных работ
| 2
| 1
| 2
| 1
| 6
| практических работ
| -
| -
| 1
| 1
| 2
| тестов
| 1
| 2
| 2
| 2
| 7
| зачётов
| 1
| 1
| 1
| 1
| 4
| общее количество часов
| 18
| 14
| 20
| 18
| 68
|
| Изменения в примерную или авторскую учебную программу и их обоснование
| С целью систематизации и активизации знаний учащихся в начале учебного года проводятся уроки вводного повторения. Часы на повторение в начале учебного года перенесены из часов, выделенных программой на итоговое повторение. Из темы «Окружность» 2 часа перенесены на повторение в конце учебного года.
| Примечание
| В данном классе есть несколько обучающихся по программе VII вида. Для их успешного обучения предусмотрены задания индивидуального характера (ИЗ), и нормы оценивания письменных работ снижены до выполнения обязательных заданий (обычно 1 – 3 задание
| Содержание обучения
Вводное повторение(3 ч)
Основная цель – подготовить учащихся к изучению курса геометрии в 8 классе. Для этого необходимо повторить наиболее важные темы курса геометрии 7 класса: признаки равенства треугольников, соотношения между сторонами и углами треугольника, свойства равнобедренного треугольника, свойство прямоугольного треугольника, признаки и свойства параллельных прямых, основные задачи на построение циркулем и линейкой.
Четырехугольники (14ч).
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Основная цель – изучить наиболее важные виды четырехугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Площадь (14 ч).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Основная цель – расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.
Подобные треугольники (19 ч).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Основная цель – вывести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применение; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Окружность (17 ч).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Основная цель – расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
Повторение. Решение задач(2 ч).
Основная цель – повторить и систематизировать основные теоретические факты курса геометрии 8 класса.
График контрольных работ.
четверть
| №
| тема
| дата
| I
| 1
| Входная контрольная работа (25 минут)
| 11.09
|
| 2
| К.р. № 1 "Четырехугольники".
| 30.10
| II
| 3
| К.р. № 2 "Площади фигур"
| 22.12
|
| 4
| Административная контрольная работа
| 25.12
| III
| 5
| К.р. № 3"Признаки подобия».
| 05.02
|
| 6
| К.р. № 4 "Применение подобия"
| 16.03
| IV
| 7
| К.р. № 5 по теме «Окружность».
| 14.05
|
| 8
| Административная контрольная работа
| 25.05
|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ .
ГЕОМЕТРИЯ 7 КЛАСС к учебнику Л.С.Атанасян и др.
тема
| новый материал
| внутрипредметные связи.
| межпредметные связи.
| ведущий
| второстепенный
| Четырехугольники.
| Параллелограмм.
| Ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция. Пропорциональные отрезки
| Признаки равенства треугольников (7кл.).
|
| Площади фигур. Теорема Пифагора.
| Площадь прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Косинус, синус, тангенс угла. Связь между сторонами прямоугольного треугольника.
| Формула Герона. Перпендикуляр, наклонная; неравенство треугольника; основные тригонометрические тождества.
| Прямоугольный треугольник (7 кл), площадь прямоугольника (5 кл)
| Физика
| Подобные треугольники.
| Признаки подобия треугольников. Подобие фигур. Пропорциональные отрезки
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
|
| Математика (пропорции)
| Окружность.
| Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы.
| Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности. Зависимость между радиусами вписанной и описанной окружностей и площадью треугольника.
|
| Черчение
| Итоговое повторение.
|
|
|
|
| «Геометрия 8», авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф Кадомцев С.Б., Позняк Э.П., Юдина И.И.;
Вводное повторение(3 ч)
№ ур.
| №
ур
| №
пун.
| тема урока.
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| дата
по плану
| дата
по факту
| 1
| 1
|
| Параллельные прямые и углы. Треугольник
| учащиеся должны знать начальные понятия геометрии, определения смежных и вертикальных углов, равнобедренного треугольника и его элементов, свойство медианы равнобедренного треугольника, признаки равенства треугольников, определение параллельных прямых, признаки и свойства параллельных прямых, теорему о сумме углов треугольника; учащиеся должны уметь решать наиболее типичные задачи из курса геометрии 7 класса.
| 4.09
|
| 2
| 2
|
| Признаки равенства треугольника
| 8.09
|
| 3
| 3
|
| Решение задач. Входная контрольная работа.
| 11.09
|
| Четырехугольники (14ч).
№ ур.
| №
ур
| №
пун.
| тема урока.
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| дата
по плану
| дата
по факту
| 4
| 1
| 39-41
| Многоугольники.
| Объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждение о сумме углов выпуклого многоугольника; объяснять какие стороны (вершины) четырехугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырехугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырехугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке.
| 15.09
|
| 5
| 2
| Многоугольники. Решение задач.
| 18.09
|
| 6
| 3
| 42
| Параллелограмм и его свойства.
| 22.09
|
| 7
| 4
| 43
| Признаки параллелограмма.
| 25.09
|
| 8
| 5
| Решение задач по теме «Параллелограмм».
| 29.09
|
| 9
| 6
| 44
| Трапеция.
| 2.10
|
| 10
| 7
| Теорема Фалеса.
| 6.10
|
| 11
| 8
| Задачи на построение.
| 9.10
|
| 12
| 9
| 45
| Прямоугольник и его свойства.
| 13.10
|
| 13
| 10
| 46
| Ромб, квадрат и их свойства.
| 16.10
|
| 14
| 11
| Решение задач по теме "Прямоугольник, ромб, квадрат»
| 20.10
|
| 15
| 12
| 47
| Осевая и центральная симметрии.
| 23.10
|
| 16
| 13
|
| Решение задач по теме
«Четырехугольники».
| 27.10
|
| 17
| 14
|
| К.р. № 1 "Четырехугольники".
| 30.10
|
| Площадь (14 ч).
№ ур.
| №
ур
| №
пун.
| тема урока.
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| дата
по плану
| дата
по факту
| 18
| 1
| 48,49
| Площадь многоугольника.
| Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, праллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора
| 2.11
|
| 19
| 2
| 50
| Площадь прямоугольника.
| 13.11
|
| 20
| 3
| 51
| Площадь параллелограмма.
| 17.11
|
| 21
| 4
| 52
| Площадь треугольника.
| 20.11
|
| 22
| 5
|
| Решение задач на вычисление пощади параллелограмма и треугольника.
| 24.11
|
| 23
| 6
| 53
| Площадь трапеции.
| 27.11
|
| 24
| 7
|
| Решение задач на нахождение площадей фигур.
| 01.12
|
| 25
| 8
|
| Площади четырехугольников в заданиях ГИА
| 04.12
|
| 26
| 9
| 54
| Теорема Пифагора.
| 08.12
|
| 27
| 10
| 55
| Теорема, обратная теореме Пифагора
| 11.12
|
| 28
| 11
|
| Решение задач по теме «Теорема Пифагора».
| 15.12
|
| 29
| 12
|
| Решение задач по теме «Площадь».
| 18.12
|
| 30
| 13
|
| К.р. № 2 "Площади фигур"
| 22.12
|
| 31
| 14
|
| Административная контрольная работа
| 25.12
|
| Подобные треугольники (19 ч).
№ ур.
| №
ур
| №
пун.
| тема урока.
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| дата
по плану
| дата
по факту
| 32
| 1
| 56,57
| Определение подобных треугольников
| Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятие синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.
| 12.01
|
| 33
| 2
| 58
| Отношение площадей подобных треугольников
| 15.01
|
| 34
| 3
| 59
| Первый признак подобия треугольников
| 19.01
|
| 35
| 4
|
| Решение задач на применение первого признака подобия
| 22.01
|
| 36
| 5
| 60
| Второй признак подобия треугольников
| 26.01
|
| 37
| 6
| 61
| Третий признак подобия треугольников
| 29.01
|
| 38
| 7
|
| Решение задач на применение признаков подобия
| 02.02
|
| 39
| 8
|
| К.р. № 3"Признаки подобия».
| 05.02
|
| 40
| 9
| 62
| Средняя линия треугольника
| 09.02
|
| 41
| 10
|
| Свойство медиан треугольника
| 12.02
|
| 42
| 11
| 63
| Пропорциональные отрезки.
| 16.02
|
| 43
| 12
|
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
| 19.02
|
| 44
| 13
| 64
| Измерительные работы на местности.
| 22.02
|
| 45
| 14
| 65
| Задачи на построении методом подобия.
| 26.02
|
| 46
| 15
|
| Решение задач на построение методом подобных треугольников.
| 02.03
|
| 47
| 16
| 66
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
| 05.03
|
| 48
| 17
| 67
| Значения синуса, косинуса, тангенса некоторых углов.
| 09.03
|
| 49
| 18
|
| Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Решение задач.
| 12.03
|
| 50
| 19
|
| К.р. № 4 "Применение подобия"
| 16.03
|
| Окружность (15 ч)
№ ур.
| №
ур
| №
пун.
| тема урока.
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| дата
по плану
| дата
по факту
| 51
| 1
| 68
| Взаимное расположение прямой и окружности.
| Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведенных из одной точки; формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанных в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырехугольника; о свойстве углов вписанного четырехугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырехугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.
| 19.03
|
| 52
| 2
| 69
| Касательная к окружности.
| 22.03
|
| 53
| 3
| 70
| Градусная мера дуги окружности.
| 02.04
|
| 54
| 4
| 71
| Теорема о вписанном угле.
| 06.04
|
| 55
| 5
|
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд.
| 09.04
|
| 56
| 6
|
| Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».
| 13.04
|
| 57
| 7
| 72
| Свойство биссектрисы угла.
| 16.04
|
| 58
| 8
|
| Серединный перпендикуляр.
| 20.04
|
| 59
| 9
| 73
| Теорема о точке пересечения высот треугольника.
| 23.04
|
| 60
| 10
| 74
| Вписанная окружность.
| 27.04
|
| 61
| 11
|
| Свойство описанного четырехугольника.
| 30.04
|
| 62
| 12
| 75
| Описанная окружность.
| 4.05
|
| 63
| 13
|
| Свойство вписанного четырехугольника.
| 7.05
|
| 64
| 14
|
| Решение задач по теме «Окружность».
| 11.05
|
| 65
| 15
|
| К.р. № 5 по теме «Окружность».
| 14.05
|
| Повторение. Решение задач (3ч)
№ ур.
| №
ур
| №
пун.
| тема урока.
| Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
| дата
по плану
| дата
по факту
| 66
| 1
|
| Повторение по темам «Четырехугольники», «Площадь».
| повторить и систематизировать основные теоретические факты курса геометрии 8 класса.
| 19.05
|
| 67
| 2
|
| Повторение по темам «Подобные треугольники», «Окружность»
| 21.05
|
| 68
| 3
|
| Административная контрольная работа
|
| 25.05
|
| |
|
|