|
Рабочая программа по алгебре для 10 класса на 2012-2013 учебный год Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 147 г. Челябинска
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР Директор МАОУ № 147
__________/С.Г. Мазепова ___________/Е.А.Рожков
«___»___________2012 г. «___»__________2012 г.
Рабочая программа по алгебре для 10 класса
на 2012-2013 учебный год
Составитель рабочей программы: учитель математики высшей категории Казак Вадим Михайлович Рассмотрена на заседании МО учителей естественно-математических дисциплин
Протокол № ___ от «___»______________2012г.
Руководитель МО: _____________/ Т.Н. Токарева ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре адресована учащимся общеобразовательных 10 классов.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». Сборник нормативных документов. Математика. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.
Приказ МО и Н РФ №2080 от 24.10.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».
Приказ МО и Н Челябинской области «О формировании учебных планов в 2011-2012 учебном году».
Областной базисный план Челябинской области (приказ МО и Н Челябинской области № 04-997 от 16.06.2011 г).
Методическое письмо МО и Н Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Приложение к письму МО и Н Челябинской области №103/ 3073 от 28.06.2010 г. «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2010/2011 учебном году».
Приложение к письму МО и Н Челябинской области №103/4275 от 18.07.2011 г. «О преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011/2012 учебном году».
Школьный учебный план на 2012-2013 учебный год.
Цели изучения алгебры и начал анализа в 10 классе:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности: В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора. Основой целью является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса алгебры и начал анализа.
Специфика целей и содержания изучения алгебры и начал анализа существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.
Цели изучения тем алгебры и начал анализа в 10 классе представлены в таблице:
-
Глава
| Цели изучения главы
| Повторение алгебры основной школы
| Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по основным вопросам алгебры основной школы;
Провести подготовку к дальнейшему изучению алгебры и начал анализа 10 класса.
| Степень с действительным показателем
| Обобщить и систематизировать знания о действительных числах;
сформировать понятие степени с действительным показателем;
научить применять определения арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и преобразований выражений.
| Степенная функция
| Обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной школы свойства функции;
изучить свойства степенных функций и научить применять их при решении уравнений и неравенств;
сформировать понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
| Показательная функция
| Изучить свойства показательной функции;
Научить решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений.
| Логарифмическая функция
| Сформировать понятие логарифма числа;
Научить применять свойства логарифмов при решении уравнений;
Изучить свойства логарифмической функции;
Научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств.
| Тригонометрические формулы
| Сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа;
Научить применять формулы тригонометрии для вычисления тригонометрических функций и выполнения преобразований тригонометрических выражений;
Научить решать простейшие тригонометрические уравнения sin x=a, cos x =a при а=1,-1,0.
| Тригонометрические уравнения
| Сформировать умение решать простейшие тригонометрические уравнения;
Ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
| Заключительное повторение алгебры и начал анализа 10 класса
| Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по алгебре и началам анализа 10 класса;
Провести подготовку к проведению итоговой контрольной работы по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике.
|
Курс содержит следующие главы:
-
Глава
| Содержание программы
| Повторение алгебры основной школы
| Алгебраические выражения. Линейные уравнения. Системы уравнений. Числовые неравенства. Неравенства первой степени с одной переменной. Линейная функция. Квадратные корни. Квадратные уравнения. Квадратичная функция. Квадратные неравенства. Свойства и графики функций. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия.
| Степень с действительным показателем
| Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с натуральным и действительным показателями.
| Степенная функция
| Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Сложные функции. Дробно-линейная функция. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
| Показательная функция
| Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
| Логарифмическая функция
| Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода.Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
| Тригонометрические формулы
| Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса .Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и –. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус, косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
| Тригонометрические уравнения
| Уравнения cosx =a, sin x =a, tg x=a. Тригонометрические уравнения, сводящиеся к квадратным. Однородные и линейные уравнения. Методы замены неизвестного и разложения на множители. Метод оценки левой и правой частей тригонометрического уравнения.
| Заключительное повторение алгебры и начал анализа 10 класса
| Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателем. Иррациональные уравнения. Показательные уравнения и неравенства. Логарифм числа. Свойства логарифмов. Логарифмические уравнения и неравенства.Тригонометрические тождества. Тригонометрические уравнения.
|
Количество часов по ОБУП – 3 часа в неделю, т.е. 105 часа в году (учтено 35 учебных недели).
Количество часов по школьному учебному плану – 3часа в неделю, т.е. 105 часов в году (учтено 35 учебных недели).
Количество часов по авторской программе – 2 часа в неделю в первом полугодии, 3 часа в неделю во втором полугодии, всего 85 часов в году (учтено 34 учебных недели).
Количество часов по рабочей программе – 3 часа в неделю, т.е. 136 часов в году (учтено 34 учебных недели).
Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы среднего(полного) общего образования по математике», с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских рекомендаций Ю.М. Колягина и др., представленных в пособии: «Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. Для учителей общеобразовательных учреждений. / [ составитель Т.А. Бурмистрова.]. – М.: Просвещение, 2011».Также были учтены методические рекомендации к составлению рабочей программы и календарно-тематического планирования к учебно-методическому комплекту по алгебре и началам анализа Ю.М. Колягина и др., представленные в пособии: «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам Ю.М. Колягина и др.: базовый и профильный уровни / авт.-сост. Н.А. Ким.- Волгоград: Учитель, 2011».
№ п/п
| Содержание учебного материала
| Авторское распределение учебного времени(34учебных недели)
| Фактическое распределение учебного времени(35учебных недели)
| 1.
| Повторение алгебры основной школы
| 16
| 9
| 2.
| Степень с действительным показателем
| 11
| 11
| 3.
| Степенная функция
| 13
| 13
| 4.
| Показательная функция
| 10
| 10
| 5.
| Логарифмическая функция
| 15
| 15
| 6.
| Тригонометрические формулы
| 20
| 22
| 7.
| Тригонометрические уравнения
| 15
| 16
| 8.
| Заключительное повторение алгебры и начал анализа 10 класса
| -
| 9
| Базовый уровень изучения алгебры и начал анализа по УМК Ю.М. Колягина и др. составлен: 2 часа в неделю в первом полугодии, 3 часа в неделю во втором полугодии, всего 85 часов. Согласно учебному плану школы на изучение алгебры и начал анализа отведено 3 часа в неделю. В первом полугодии добавляется дополнительно 7+9=16 часов в первом полугодии. Эти часы направлены на изучение глав «Тригонометрические формулы», «Тригонометрические уравнения» и на заключительное повторение алгебры и начал анализа 10 класса. Учебные часы на повторение (16 часов) разделены на две части: вводное –9 часов, заключительное – 7 часов. Кроме того, добавлено еще два часа на заключительное повторение. Уроки вводного повторения способствуют формированию у учащихся целостного представления курса алгебры основной школы. Уроки заключительного повторения направлены на обобщение и систематизацию знаний и умений учащихся по алгебре и началам анализа 10 класса, и на отработку навыков по решению задач различной сложности. Уроки заключительного повторения направлены на подготовку учащихся 10 классов к промежуточной аттестации. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ В результате изучения алгебры и начала анализа на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
исследовать в простейших случаях функции на монотонность
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства,
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ:
Учебник: Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и проф. уровни /[ Ю.М. Колягин, М.В.Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин]; под ред. А.Б. Жижченко. – М.: Просвещение, 2010.
Методические пособия для учителя:
1.Изучение алгебры и начал математического анализа в 10 классе: кн. Для учителя /Н.Е. Федорова, М.В. Ткачева. – М.: Просвещение, 2008-2010.
2.Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва]. –М.: Просвещение,2008.
3. Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базов. уровень /[М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва]. –М.: Просвещение,2008.
4. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова.- М.: Просвещение, 2009.
5. Задачи по алгебре и началам анализа: Пособие для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов. – М.: Просвещение, 2011.
6. Алгебра и начала анализа. Геометрия. 10-11 кл.: Учебн.-метод. пособие./ П.И. Алтынов, Б.Г, Зив. -М.: Дрофа, 1999-2009.
Дидактические материалы:
1. Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базов. уровень /[М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва]. –М.: Просвещение,2008.
2. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова.- М.: Просвещение, 2009.
3.Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. / А.П.Ершова, В.В. Голобородько. – М.: Илекса, 2011.
4. Дидактические материалы по алгебре для 10-11 классов./ Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. – СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс», 2010.
Инструментарий по отслеживанию результатов:
1. Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базов. уровень /[М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва]. –М.: Просвещение,2008.
2. Алгебра и начала математического анализа. Тематические тесты. 10 класс: базовый и профил. уровни /М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова.- М.: Просвещение, 2009.
3. Дидактические материалы по алгебре для 10-11 классов./ Б.Г. Зив, В.А. Гольдич. – СПб.: «Петроглиф», «Виктория плюс», 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Алгебра и начала анализа: 10,11 класс /Сост А.Н. Рурукин.- М.: ВАКО, 2011. Цифровые образовательные ресурсы:
Уроки алгебры.10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
Алгебра и начала анализа. – М.: Просвещение-МЕДИА, 2009.
Открытая математика. Функции и графики. – М.: Физикон, 2008.
Открытая математика. Алгебра. – М.: Физикон, 2008.
Образовательная коллекция. Алгебра. 7-11 классы.- М: Фирма «1С», 2010.
Интернет-ресурсы представлены в таблице:
№ п/п
| Название
| Электронный адрес
| 1.
| МО и Н РФ
| www.mon.gov.ru
| 2.
| Российский образовательный портал
| www.school.edu.ru
| 3.
| Федеральный институт педагогических измерений
| www.fipi.ru
| 4.
| Московский институт открытого образования
| www.mioo.ru
| 5.
| Интернет-поддержка учителей математики
| www.math.ru
| 6.
| Сеть творческих учителей
| www.it-n.ru
| 7.
| Сайт журнала «Математика в школе»
| [email protected]
| 8.
| Единая коллекция образовательных ресурсов
| http: / school.collection.informatika.ru
| 9.
| Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
| www.ipk74.ru
| 10.
| Челябинский городской методический центр
| www.chel-edu.ru
| 11.
| Журнал «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»)
| www.mat.1september.ru
| |
|
|