Главная страница

Рабочая учебная программа



НазваниеРабочая учебная программа
страница4/11
Дата18.04.2016
Размер1.83 Mb.
ТипРабочая учебная программа
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

К концу года дети могут

  • Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.

  • Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.

  • Находить новую трактовку роли и исполнять ее.

  • Моделировать предметно-игровую среду.

  • В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности хо­дов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.

  • Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.

  • В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.

  • Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профес­сии, правила поведения в театре.

  • Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссе­ры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).



Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование


Месяц

Игра

Задачи

Сентябрь

Путешествие

Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Октябрь

Библиотека

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии.

Ноябрь

Парикмахерская

Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии

Декабрь

Магазин


Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии.

Январь

Хлебозавод

Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии.

Февраль

Аптека


Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии.

Март

Больница


Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей.

Апрель

Школа

Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии.

Май

Почта


Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии.



Образовательная область «Труд»
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;

  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

Виды детского труда:

  • Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

  • Хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, доступный ремонт игрушек и пр., уборка групповой комнаты, участка);

  • Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);


Формы организации трудовой деятельности:

  • Поручения (индивидуальные или совместные);

  • Дежурства (индивидуальные или совместные);

  • Коллективный труд.

Образовательная область «Познание»
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  • сенсорное развитие;

  • развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

  • формирование элементарных математических представлений;

  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Познание» представлена в настоящей программе тремя дисциплинами:

  • Формирование элементарных математических представлений.

  • Ребенок и окружающий мир. Ознакомление с окружающим: предметное окружение (явления общественной жизни) и природное окружение (экологическое воспитание).

  • Конструирование.

«Формирование элементарных математических представлений»

Количество и счет. Развивать умение видеть составные части множест­ва, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упраж­нять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей; учить устанавливать соотношения между ча­стями на основе счета и составления пар предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пре­делах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить их со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка.

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каж­дое число на 1 (в пределах 10).

Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на нагляд­ной основе) и составлять из двух меньших большее.

Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.

Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сло­жение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками дейст­вий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета при­нимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Учить делить предмет на 2, 4, 8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а также с помощью измерения условной мерой; правильно называть части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвер­тых и т. д.); понимать, что целое больше своей части, а часть меньше целого.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых ли­ний) с помощью условной меры (из бумаги в клетку).

Учить измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, объе­ма) зависит от величины условной меры.

Развивать «чувство веса». Упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Форма. Дать представление о многоугольниках (на примере треуголь­ника и четырехугольника).

Учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треу­гольников один многоугольник, из двух маленьких квадратов — большой прямоугольник; из частей круга — круг и т. д.

Закреплять представление об известных геометрических фигурах (шаре, кубе, цилиндре, круге, овале, квадрате, прямоугольнике и др.) и некоторых их свой­ствах. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить со­ставлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.

Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в расположении пред­метов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, левый верхний угол, правый нижний угол, в центре и т. д.).

Учить детей графически изображать пространственные отноше­ния и моделировать их в виде рисунка, плана, схемы; передвигаться в пространстве, используя стрелки — указатели движения, планы, схемы маршрутов.

Ориентировка во времени. Закреплять представления детей о последо­вательности дней недели, месяцев года.

Дать элементарное представление о необратимости времени.

Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1, 5, 10 минут, 1 час).

Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

К концу года дети могут Уметь

  • Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.

  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет).

  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10.

  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

  • Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.

  • Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.

  • Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.

  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).

  • Определять время по часам с точностью до 1 часа. Знать

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

  • Арифметические знаки +,-,=; монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.

  • Названия месяцев года, последовательность дней недели.


Программное содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из двух составляющих, каждая из которых имеет свою базовую основу. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых.

Предметное окружение

Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, подземном, воздушном, водном.

Формировать представление о предметах, облегчающих труд людей на производстве; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Расширять представления детей о процессе создания предметов.

Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы.

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов обсле­дования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептив­ных действий, учить осуществлять оптимальный выбор эталонов в соответ­ствии с познавательной задачей.

Явления общественной жизни

Семья. Напоминать детям даты их рождения и даты рождения членов их семьи. Дети должны знать свое отчество, домашний адрес и телефон, имена и отчества родителей, интересы своих родственников. Продолжать вместе с детьми рассматривать семейные альбомы с фотографиями, рассказывать о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни. Закреплять желание изображать генеалогическое древо. Поддерживать стремление детей активно участвовать в подготовке семейных праздников. Обращать особое внимание детей на воинов разных поколений, почетные грамоты и различные награды дедов и отцов, военные ордена и медали, письма из армии. Продолжать развивать интерес к профессиям родителей.

Детский сад. Познакомить с адресом детского сада. Воспитывать внима­тельное и заботливое отношение к работникам и воспитанникам детского сада. Учить опекать малышей, показывать им спектакли, приглашать на ча­епитие и т. д. Учить свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке, пользоваться планом помещения детского сада, участка, близле­жащих улиц. Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении.

Расширять представления детей о школе. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Продолжать знакомить с библиотеками, музеями, достопримечательно­стями региона, в котором живут дети.

Родная страна. Расширять представления о родном крае. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране и мире, воспитывать чувство гордости за свою страну. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Расши­рять представления детей о Москве — главном городе, столице России.

Продолжать расширять знания детей о государственных праздниках. Рас­сказать о космонавтах, полетах в космос Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой.

Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры.

Наша планета. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран. Учить пользоваться картой: показывать на карте, на глобусе континенты и страны, заинтересовавшие детей. Объяс­нять, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культу­ру, обычаи и традиции.

Наша армия. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать ува­жение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов: возлагать цветы к обелискам, памятникам.

Труд взрослых. Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Формировать интерес к лю­дям новых профессий: менеджер, рекламный агент, фермер, художник-ди­зайнер и т. д. Рассказывать детям о том, что человек должен творчески отно­ситься к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе

к концу года дети могут

• Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш­ный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять ма­териал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, три­котаж и т. п.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т.п.).

  • Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.

  • Определять происхождение рукотворных предметов.

  • Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и пер­цептивных действий.

  • Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.

  • Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей.

  • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер те­лефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада. Знать герб, флаг, гимн России.

  • Иметь представления о Президенте, Правительстве России; о воинах — защитниках Отечества.

  • Знать дорожные знаки и их назначение.

  • Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор.

  • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личност­ных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках; школе; библиотеке.

Природное окружение. Экологическое воспитание

Расширять представления детей о различных природных объектах (воз­дух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе.

Закреплять и углублять представления о комнатных растениях, расти­тельности леса, луга, сада, поля; о домашних и диких животных, птицах. Знакомить с растениями и животными родного края, занесенными в Крас­ную книгу.

Объяснять экологические зависимости, осознание которых способству­ет развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуман­ное отношение ко всему живому, чувство милосердия; учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культу­ры личности.

Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности рас­тений и животных. Формировать представления о неразрывной связи чело­века с природой (человек — часть природы); желание беречь природу. Зна­комить с деятельностью людей по охране диких животных.

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изме­нениях в природе.

Формировать умение различать и называть травянистые растения, кус­тарники, деревья,. комнатные растения.
Расширять представления о классификации животного мира: звери, на­секомые, рыбы, земноводные и др.

Учить различать и называть характерные особенности домашних и ди­ких животных. Закреплять знания детей о животных, обитающих в близле­жащей климатической зоне, в нашей стране и других странах.

Учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, об их пищевой за­висимости друг от друга. Воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

Развивать экологическое мышление и творческое воображение в про­цессе опытнической и исследовательской деятельности детей.

Знакомить с нашей планетой (Земля — это громадный шар; на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др.; два полюса: Северный и Южный).

Знакомить с планетами Солнечной системы (Солнце —это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце — источник света и тепла).

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительнос­ти. Закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе об­щения с природой, в рисовании, лепке и аппликации-

К концу года дети могут

  • Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимо­действия человека с природой.

  • Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.

  • Иметь представления о различных природных объектах; о растительно­сти леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окру­жающей среды и жизнью живых организмов.


Конструирование

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жи­лые дома, театры, дворцы, фермы и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять со­ответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений, предметов.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязан­ности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответст­вии с общим замыслом, не мешая друг другу.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11