|
Рабочая учебная программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Новопушкинское» Энгельсского муниципального района
Саратовской области
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
« Детский сад п. Новопушкинское»
________ ( Г.Б. Апрышко)
Приказ № __ от «__» ___.2012 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Подготовительной к школе группы «Теремок» (наименование группы)
(разработана на основании
«Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой)
Составитель:
Москвичева С.М.
Энгельсский район
2013-2014 .год
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………… стр.3
Принципы и подходы к формированию Программы…………………………… стр.6
Возрастные особенности детей старшей группы, задачи воспитания о обучения стр7
Основная часть
Организация жизни и воспитания детей. Режим дня………………………………. стр. 10-11
Перечень основных видов организованной
образовательной деятельности в подготовительной к школе группе………………стр.14
Объем образовательной нагрузки. Общий объем программы………………….… стр. 15
Режим двигательной активности детей старшего дошкольного возраста ……… ..стр. 17
Учебный план в подготовительной к школе группе на 2012-2013 уч.год …………стр. 19
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
образовательных областей …………………………………………………………… стр. 21
Формы организации образовательной деятельности ……………………………… стр. 40
Обеспечение программы. Перечень программ, технологий, методических пособий ………стр. 41
Комплексно-тематический принцип построения программы ……………………… стр. 45
Планируемые результаты освоения Программы ……………………………………. стр. 47
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы ..стр. 60
Работа с родителями ……………………………………………………………………стр. 62
Список литературы ……………………………………………………………………..стр. 71
Приложения (примерные виды интеграции областей №2; формы организации образовательной деятельности №1; календарно-тематическое планирование №3; перспективное планирование №4, календарное планирование №6,система мониторинга № 5,проекты№ 7)……………стр. 73
Дополнения к РУП……………………………………………………………………….стр.112
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года).
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса подготовительной к школе группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми подготовительной к школе группы детского сада и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 6 года до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Содержание образовательного процесса в подготовительной к школе группе выстроено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (2012 г.). В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от 6 до 7 лет.
Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня
Закон РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012г
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666;
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" от 15 мая 2013 г. N 26 2.4.1.3049-13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);
Локальные акты
Устав МБДОУ «Детский сад п. Новопушкинское» (утвержден 27.09.2011 г.); Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Основные направления в развитии детей седьмого года жизни:
- физическое;
- познавательно-речевое;
- художественно-эстетическое.
Рабочая программа в подготовительной группе состоит из:
- пояснительной записки;
- программно-методического обеспечения;
- планирования регламентированной и нерегламентированной деятельности (игровой деятельности, трудовой деятельности, организационной деятельности и наблюдений на прогулке);
- перспективного планирования по активному вовлечению родителей в образовательный процесс; Регламентированная деятельность включает перспективное планирование ежедневных занятий:
- Ребенок и окружающий мир (предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение, экологическое воспитание);
- Развитие речи и художественная литература;
- ФЭМП;
- Рисование;
- Лепка;
- Аппликация;
- Конструирование. Нерегламентированная деятельность включает:
- ознакомление с художественной литературой (не вошедшее в основные занятия);
- обучение правилам дорожного движения (подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, ситуации общения, игры инсценировки, игры-имитации, наблюдения, чтение произведений, продуктивная деятельность);
- обучение основам безопасности жизни(среднесрочный проект «Дорожная азбука»);
- сенсорное воспитание;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- воспитание культуры поведения;
- нравственно-патриотическое воспитание (долгосрочный проект «Мой город- моя Страна- моя Родина»); Игровая деятельность включает развивающие игры, тематическое планирование сюжетно-ролевых игр, театрализованных игр, праздников и развлечений. А также перспективное планирование трудовой деятельности детей в группе и на улице, организационной деятельности и наблюдений на прогулке (в том числе планирование целевых прогулок).
Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации Программы:
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи. Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка. Возрастные особенности детей подготовительной к школе группы
В сюжетно-ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям —он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Детям уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Задачи воспитания и обучения
Продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие. Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю, самооценке при выполнении работ.
На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине. Закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей.
Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие.
Продолжать совершенствовать все стороны речи; учить детей пользоваться как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей. Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонематический слух и навыки звукового анализа речи.
Развивать художественно-творческие способности детей в различных видах художественной деятельности. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, эстетическую оценку, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, искусству и художественной деятельности. Продолжать формировать интерес к классическому и народному искусству (музыкальному, изобразительному, литературе, архитектуре).
Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников.
Продолжать формировать навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Организация жизни и воспитания детей.
Утверждено
Заведующий МБДОУ
«Детский сад п Новопушкинское »
________________Апрышко. Г.Б.
Пр.№ от30.08.2013.
РЕЖИМ ДНЯ
в холодный период года
в подготовительной группе
( от 6 до 7 лет)
Режимные моменты
| Время
| Дома.
Подъем утром.
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Прием детей на участке, прогулка
Игры, дежурство, утренняя гимнастика
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к завтраку, 1 Завтрак
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
2 Завтрак
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к прогулке, прогулка
(игры , наблюдения, труд)
Возвращение с прогулки, игры
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к обеду, обед
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка ко сну, дневной сон
Постепенный подъем, закаливающие процедуры
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к полднику, полдник
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Кружковая работа
Игры, самостоятельная деятельность детей, труд
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к ужину, ужин
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - - -- -- --- - - -- - - - - - -- - - - --
Подготовка к прогулке, прогулка
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --- -- -- -- -- -- -- -- --- --
Уход домой
| 6.30 –7.00 -- -- -- -- -- -- --- -- -- --
7.00 – 7.50
7.50-8.35
--- --- -- --- - -- -- -- ---
8.35 – 8.55
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
8.55 – 9.00
9.00– 10.10
-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --
10.10 – 10.30
--- --- --- --- -- --- --- --
10.30– 12.30
-- -- -- -- -- -- - -- -- -- --
12.30– 12.40
-- -- -- -- -- -- -- -- -- --
12.40 – 13.00
13.00 – 15.00
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - -
15.00–15.25
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - -
15.25-16.10 - - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - -
16.10-17.10
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - -
17.10-17.25
- - - - - - - - - - -- - -- - - -- - - - -
17.25 -18.30
18.30 – 19.00
|
Заведующий МБДОУ
« Детский сад п. Новопушкинское
______________ ( Г.Б. Апрышко)
Пр. № 100 от 30.08.2012г
Циклограмма непосредственно образовательной деятельности (НОД) (холодное время года)
Подготовительная группа « Теремок» (6 – 7 лет)
Длительность занятий – 30 мин.
Максимально допустимый объём недельной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе – 510 минут (не более 17 занятий).
Перерывы между занятиями не менее 10 мин.
Обязательное проведение физ. минутки.
Дни недели
| Части образовательного процесса ( занятия)
| Время
|
Понедельник
| Образовательная область «Познание»
1.Ребёнок и окружающий мир
Образовательная область «Художественное творчество»
2.Аппликация (лепка)
Образовательная область «Музыка»
3.Музыкальное
|
9.00 – 9. 30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50
|
Вторник
| Образовательная область «Познание»
1.ФЭМП
Образовательная область «Художественное творчество»
2.Рисование
Образовательная область «Физическая культура»
3.Физкультурное
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
4.Музыкальный кружок « Звонкие голоса» чередуя с
Кружком «Юный исследователь»
| 9.00 – 9. 30
9.40 -10.10 10.20 – 10.50 15.25-15.55
|
Среда
| Образовательная область «Коммуникация»
1.Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Образовательная область «Музыка»
2. Музыкальное
Образовательная область «Художественное творчество»
3.Конструирование (ручной труд)
|
9.00 – 9. 30 9.40 – 10.10 10.20 – 10.50
|
Четверг
| Образовательная область «Познание»
1.ФЭМП
Образовательная область «Физическая культура»
2.Физкультурное
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
3.Кружок «Болтунишка»
|
9.00 – 9. 30 10.20 – 10.50 15.25-15.55
| Пятница
| Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1.Ознакомление с художественной литературой.
Образовательная область «Художественное творчество»
2.Рисование
Образовательная область «Физическая культура»
3.Физкультурное на воздухе
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
4. Физкультурный кружок «Крепыш»
|
9.00 – 9. 30
9.40 – 10.10 12.00-12.30 15.25-15.55
| Итого
| 17 занятий
| 510минут
|
РЕЖИМ ДНЯ
в теплый период года
в подготовительной группе
( от 6 до 7 лет)
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика
| 7.00-8.30
| Подготовка к завтраку, завтрак
| 8.30-8.45
| Игры, подготовка к прогулке, выход на прогулку.
| 8.55-9.40
| Прогулка ( игры, наблюдения, труд, воздушные, солнечные процедуры)
| 9.40-12.15
| Возвращение с прогулки
| 12.15-12.30
| Подготовка к обеду, обед
| 12.30-13.00
| Подготовка ко сну, дневной сон.
| 13.00-15.00
| Подъем, воздушные и водные процедуры
| 15.00-15.25
| Подготовка к полднику, полдник
| 15.25-15.40
| Подготовка к прогулке, прогулка, игры и труд детей на участке
| 15.40-17.05
| Возвращение с прогулки, игры, подготовка к ужину
| 17.05- 17.20
| Ужин
| 17.20- 17.40
| Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой
| 17.40-19.00
| |
|
|