Целенаправленная и поэтапная подготовка учащихся
к итоговой аттестации по предмету (ГИА и ЕГЭ)
на основе УМК под ред. С.И. Львовой. Фролова И.М.-учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 139 Калининского района Санкт-Петербурга Новые формы итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов по русскому языку способствуют поиску оптимальных моделей учебников и учебных пособий, направленных на качественное изучение языка и системное обучение речи. Каждый творческий учитель, планируя свою деятельность, анализируя предлагаемые учебники, размышляет о новом качестве знаний и способах достижения наивысшего уровня обученности своих подопечных, об образовательных ценностях нашего времени, об эффективных методиках и технологиях. Одним из таких средств обучения является школьный учебник.
С.И. Львова ещё в 2003 году в статье «Русский язык в школе: состояние, проблемы, решения» (журнал «Русский язык в школе» №4» ) замечала: «Осуществлён переход от единых программ и учебников к вариативным, разработаны, подготовлены и внедрены в практику работы школы новые учебники… но по-прежнему доминирующей в практике русского языка остаётся правописно-орфографическая направленность, не всегда уделяется внимание развитию речевой культуры учащихся». Именно поэтому методический аппарат учебника С.И. Львовой и В.В. Львова ориентирован на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник устроен так, что каждый урок становится уроком развития речи, что в современных условиях ГИА и ЕГЭ становится особенно актуальным.
Основная цель УМК под редакцией С.И.Львовой и В.В.Львова - через совершенствование и развитие общеучебных умений всесторонне развивать личность средствами предмета. Какие же проблемы методики преподавания и подготовки к ГИА и ЕГЭ позволяет решить этот УМК?
Первостепенную важность имеет проблема реализации коммуникативно-деятельностного подхода, который предполагает предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме, что наряду с направленностью на метапредметные результаты (например, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения) является важнейшим условием формирования функциональной грамотности. Основой же функциональной грамотности является не только способность анализировать и оценивать языковые явления и факты, но и владение такими жизненно важными умениями, как информационная переработка текста, способность передавать информацию текста в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка. Система упражнений учебника русского языка С.И. Львовой нацелена на выработку у обучающихся названных умений.
Какие же приёмы может использовать учитель в своей практике, чтобы сформировать эти систематические знания, умения и навыки, добиться развития навыков правильного, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, осуществить качественную подготовку к государственной аттестации по русскому языку выпускников 9 и 11 классов? Технологический аспект представлен в самой системе заданий и вопросов качественно новой типологии упражнений учебника под рубриками: «Теоретические сведения», «Устное высказывание», «Орфографический минимум», «Сочинение-миниатюра», «На уроках математики, истории, иностранного языка …», «Язык и литература» и другие.
Большая часть упражнений в учебнике связана с осмыслением теоретических сведений. Для эффективного изучения теоретических тем авторы учебника подключают большую работу с планами, таблицами, схемами, что развивает лингвистическую компетенцию, формирует интеллектуальные способности учащихся. Система вопросов и заданий к данному типу упражнения носит обучающую функцию.
Морфемика и словообразование
Систематический морфемный разбор, поморфемное письмо (к 9 классу умение выполнять разбор слова по составу развивается до высокого уровня);
Составление словообразовательных пар, цепочек и словообразовательных гнёзд;
Определение слова по морфемной модели, сравнительный анализ слов одинаковых моделей и различных. С пятого класса вводятся в систему задания по работе со словариком «Говорите правильно». С 5-го по 9 класс в учебник включены задания, направленные на поиск орфограмм, изученных в предыдущих классах . Очень много упражнений по фразеологии (знакомство со значением фразеологизмов, с историей происхождения, формируется умение употреблять фразеологические обороты в речи).
Из урока в урок идет работа с толковым словарем, со словарями синонимов, антонимов, омонимов, со словарем сочетаемости слов.
Через весь курс проходят задания типа: «Из списка слов найдите слово по его лексическому значению» или «Соотнесите лексические значения и данные слова». Замена словосочетания синонимичными. Нахождение синонимичных словосочетаний с разными видами связи. Задания по разным видам языковых норм: употребление слова в зависимости от его лексического значения, правильное произношение слов, употребление форм местоимений (их, его), согласование подлежащего и сказуемого, образование и употребление деепричастного оборота и т.д.
Рассмотрим примеры упражнений и заданий к ним (в соотнесении с ГИА 2012 г.) из УМК под ред. С.И.Львовой. 9 класс.
Упр. 93. Анализ текста. (Дан текст) …
3. Проведите текстоведческий анализ: определите тему, основную мысль, озаглавьте его ( А1) ; установите, к какому типу речи он относится ( или какие типы речи сочетаются в тексте); укажите, какую функциональную разновидность языка представляет данный отрывок и какие языковые средства, характерные для неё, использованы в тексте. (А3)
5. проведите разные виды языкового разбора :
…2) морфемный разбор слов озвучивание, неразрывный;
… 4) лексический разбор слов тапёр, бутафорский ( см. толковый словарик); (А2,В1)
…. 6) синт разбор выделенного предложения. (В 3-9)
6. Выполните задания по орфографии и пунктуации:
1) объясните написание слов со скобками; (А5-7)
2) объясните постановку знаков препинания. ( В 4-5, В 7-9)
Упр. 139.
2. Составьте схемы предложений, осложнённых однородными членами.
(В 8)
3. Определите лексическое значение выделенных слов.(А2)
4. Сформулируйте использованные при записи текста орфографические правила, регулирующие раздельное, слитное и дефисное написание слов. …(А5-7)
Упр. 308.
1.Прочитайте текст. Как вы думаете, требует ли он редактирования? Обоснуйте свою точку зрения.
2. Спишите, заменяя, где это уместно, придаточное определительное причастным оборотом.. Сравните синтаксические синонимы.
Упр. 309. ….Выпишите предложение с составным именным сказуемым. … (В3, 6)
Стр. 217- основные языковые средства оформления рассуждения.
Упр. 334. Запишите слова поморфемно, распределяя их по соответствующим графам таблицы: с одним суффиксом / с двумя суффиксами / без суффикса.
7 класс.
Упр. 715. …Какой приём использован в стихотворении, чтобы эмоционально воздействовать на читателя? … (А 3)
Упр. 673. Брюки в полоску, шуба на меху, суп с мясом ….
2. Замените, где возможно, данные словосочетания синонимичными, которые соответствуют схеме прил + сущ. (В 2)
Упр. 607
1. … Объясните лексическое значение выделенных слов. … (А 2)
2. …Назовите выразит средства языка…. (А 3) В УМК С.И. Львовой представлена и целостная система заданий, направленных на целенаправленную и поэтапную подготовку учащихся к написанию изложений (С 1) и сочинений (С2.1 и С2.2)
• Текстоведение
Задание на выделение микротем в тексте, на определение темы и основной мысли.
Определение вида и средств связи предложений в тексте.
Задание на составление текста из разрозненных предложений.
Текстоведческий анализ ( постепенно усложняется)
Редактирование текста.
Знакомство с видами речевых и грамматических ошибок, нахождение их в тексте.
Знакомство с выразительными средствами языка, нахождение и определение их роли в тексте.
• Сочинение и изложение
Систематическое предъявление в учебниках с 5 по 9 кл. творческих упражнений, с помощью которых отрабатываются умения:
- писать изложения разных видов (в том числе сжатые с использованием разных приемов сжатия информации);
- писать небольшие по объему сочинения-рассуждения на лингвистические и морально-этические темы.
• Сочинения по прочитанному тексту
Упражнения и задания на развитие умения слушать (выборочное, ознакомительное, детальное аудирование), читать (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее).
Одним из важных видов заданий в учебнике С.И. Львовой становится изложение — один из традиционных видов письменных работ в школе. Оно стало самой распространённой формой выпускного экзамена, достаточно сказать, что в ГИА 9 изложение является первой частью экзаменационной работы. Как показывает опыт проверки ГИА, самым сложным в выполнении работы является написание сжатого изложения, которое проверяет общеинтеллектуальные знания.
Задача сжатого изложения — кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. Сжатое изложение называют самым сложным, потому что учащиеся не умеют выделять главную и другие важные мысли, нередко подменяют слова «краткий» и «короткий». Происходит это ещё и потому, что недостаточное внимание уделяется изложению как виду заданий на уроках русского языка в типовых программах.
Поэтому уже в 5 классе задания УМК С.И. Львовой направлены на формирование умения использовать в соответствии с речевой задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее. Этапы работы с текстом: предтекстовый анализ; просмотровое, ознакомительное, выборочное, изучающее чтение; составление плана, тезисов, конспекта; изменение формы предъявления информации; анализ структуры текста (определение микротем, деление на части); анализ содержания (определение главной и второстепенной информации, подбор заголовка); подробный, сжатый, выборочный пересказ текста или его части.
Работа с текстом сопровождается иллюстративным материалом (фотография, рисунок, фотоколлаж). Это помогает восприятию, запоминанию, развитию образной и ассоциативной памяти. Уже в 6 классе при работе над сжатыми изложениями начинают вводиться виды компрессии: устранение повторов, однокоренных слов, определение основной мысли и изъятие лишней информации, соединение нескольких простых предложений в одно сложное или соединённое однородными сказуемыми, постановка тире вместо повторяющихся глаголов, замена синонимами повторяющихся слов, использование личных и указательных местоимений.
В сопоставлении существующих УМК можно назвать уникальной работу с несплошными текстами в УМК С.И. Львовой (в них использованы графические приёмы обозначения: жирный шрифт, курсив, цифры, таблицы), которые помогают найти главную мысль, сжато пересказать научную информацию. Именно данная работа направлена на формирование умения пересказывать текст научного стиля, а это помогает подготовить обучающихся к такому виду заданий в ГИА 9, как задание С1 - написание сочинений на лингвистическую тему.
Рассмотрим примеры упражнений и заданий к ним (в соотнесении с ГИА 2012 г.) из УМК под ред. С.И.Львовой.
9 класс.
1. … Согласны ли вы с позицией известного современного лингвиста Льва Ивановича Скворцова? Обоснуйте свою точку зрения. (С2.1)
Упр. 388. Сочинение- миниатюра. … Выберите одно из утверждений в качестве тезиса, подтвердите или опровергните его.
… 4)Чем тяжелее жизнь, тем большему она научит.
…6) Чем больше времени ты проводишь у телевизора, тем насыщеннее становится твоя жизнь. …(С2.2)
Стр 12-13. Основные виды ошибок в устной и письменной речи. (знакомство системой оценивания работы)
Упр.43. …Докажите , что в тексте обыгрываются лексические значения слова угол. Какие фразеологизмы используются в этой миниатюре?
Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила: « Марш в угол!» Я шёл, становился и думал. После войны я снимал углы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадавший с прямым и верным. (Б.Слуцкий)
Упр.48. Установите, какой из перечисленных в скобках фразеологизмов имеет указанное значение. …
…4) Безобидный, кроткий ( волк в овечьей шкуре; тише воды, ниже травы; вольная птица; заячья душа)…
6) От скуки (от случая к случаю, от нечего делать, от чистого сердца, от корки до корки).
Упр.91. … ( на выбор) …
2) Объясните, как вы понимаете слова французского писателя Мишеля де Монтеня (1533-1592) : « Трусость- мать жестокости» . (С 2.2)
7 кл.
Упр.735. Сжатое изложение. … Начните пересказ с последнего предложения. …( С 1 )
Упр.730. … С какой целью союзы используются в тексте? (С2.1)
Как вы понимаете смысл последнего предложения? (С2.2)
3. … Сделайте вывод, какую функцию выполняют в тексте наречия. (С2.1)
Правило стр. 63. – стилистическая окраска наречий – синонимов (В 1)
Упр.619. Распределите наречия по графам таблицы в зависимости от их стилистической принадлежности. Нейтральные/ разговорные / книжные: ….Красивый- очень , ужасно, чрезвычайно, зверски, жутко. … (В 1)
Упр.646. …Что вы знаете об артикле как служебной части речи? Употребляется ли он в русском языке? (С2.1)
Ещё одним положительным моментом в плане постепенной подготовки к написанию части С является то, что учащимся предлагается в большей степени написать не просто сочинение, а сочинение-миниатюру, что очень важно, ведь подобный жанр не должен включать в себя много предложений, что, безусловно, сразу вызывает у учеников доверие. Темы сочинений-миниатюр различны:
1) Сочинения – описания природы: «Весенняя гроза», «Осенний ветер», «Осенний дождь»;
2) Сочинения на основе фотографий: «Рассмотрите фотографию и на ее основе сочините сказку о беглых гласных»;
3) Сочинения, связанные с жизнью: «В школьной столовой», «Я работаю на компьютере», «Как построить горку», «Мои друзья»;
4) Сочинения по пословицам: объяснить смысл пословицы, афоризма;
5) Сочинения по картинкам: «Что случилось с Васей», «Разрешите представиться», «Как дети помогают птицам зимой».
Конечно, ученик, может, и не напишет все 81 сочинение-миниатюру в 5-ом, 75 в 6-ом, 91 в 7-ом и 64 в 8-ом классе (на это просто не хватит урочного времени), но если он выполнит хотя бы половину, то положительный результат не заставит себя долго ждать.
При подготовке к написанию части С задания предлагаются учащимся ненавязчиво: именно это, по нашему мнению, очень важно. Одно дело, если школьнику постоянно на глаза будет попадаться фраза «Напишите сочинение», и другое, если это будут следующие формулировки: «Письменно выскажите своё отношение к утверждению» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 816) или «Расскажите о том, как вы понимаете смысл одного из высказываний» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 826), или « Продолжите описание» (Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 229)
Методы и приёмы, предлагаемые к использованию авторами учебника, подчинены одной цели: научить школьника рассуждать, не боясь, отстаивая, доказывая свою точку зрения.
Во многих упражнениях учебника так и сказано: «Обоснуйте свою точку зрения» (Русский язык. 6 класс. М., 2007, упр. 1, 2, 46, 84, 424, 485, 664), «Согласны вы с основной мыслью автора? Приведите доказательства» (Русский язык. 5 класс. М., 2004, упр. 400, 406, 617, 722, 453, 463, 500, 548, 552, 872, 1004; Русский язык. 6 класс. М., 2007,: упр. 950, 230, 241; Русский язык. 7 класс. М., 2007, упр. 436)
За 2 года работы с учебно-методическим комплексом убедилась: учебник как раз и способствует формированию умения пользоваться огромным богатством языка. В первую очередь в нем уделяется огромное внимание фразеологизмам, придающим речи особую выразительность. Причём рассматриваются они не только в соответствующем разделе «Лексика», но и на протяжении изучения всех тем и во всех классах:
Упражнения 148, 416,765, 805. 828, 865, 893, 909 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)
Упражнения 119, 120, 121, 175, 240, 424(Русский язык. 7 класс. М., 2007)
Ещё один положительный аспект - это наличие словарика эпитетов. Часто при написании сочинений дети испытывают затруднение при подборе нужного слова. А здесь всё под рукой: в словарике дан большой перечень эпитетов к наиболее часто встречающимся словам. Обучающемуся только нужно отобрать самые точные или наиболее понравившиеся, да к тому же к словарику эпитетов авторы учебника советуют обращаться постоянно:
Упражнение 701 (Русский язык. 5 класс. М., 2004)
Упражнение 96 (Русский язык. 6 класс. М., 2007)
Упражнение 141 (Русский язык. 7 класс. М., 2007)
Упражнение 540 (Русский язык. 8 класс. М., 2008)
И последнее, что касается 6-ого критерия оценки части С. Без средств выразительности, использованных в сочинении, получить высший балл за сочинение не представляется возможным. И в данном вопросе учебник С. И. Львовой, В. В. Львова можно считать незаменимым помощником: в нем после каждой темы помещен раздел «Культура речи», знакомящий учащихся с орфоэпическими, грамматическими, лексическими нормами языка. А в учебнике для 7-ого класса (Русский язык. 7 класс. М., 2007, с. 154-172 помещен большой материал о фонетических, морфологических, синтаксических, словообразовательных, лексических, синтаксических средствах выразительности с последующим рядом упражнений по их нахождению, а также использованию. Кстати, к подобному виду работы авторы учебника готовили учащихся уже при выполнении упражнений 459, 903, 1008, 1011 (Русский язык. 5 класс. М., 2004); упражнений 12, 145, 126, 359, 363, 370 (Русский язык. 6 класс. М., 2007).
Так, от урока к уроку, от упражнения к упражнению учащиеся постигают тайны текста. Если такая работа по комплексному анализу текста будет проводиться целенаправленно, не от случая к случаю, а в системе и ежедневно, то для учащихся не составит труда написать сочинение-рассуждение на выпускном экзамене, так как они будут хорошо подготовлены.
Большую помощь оказывают также обобщающие схемы в 8 и 9 классах; памятки в конце учебника за 9 класс (Как слушать текст; Как читать текст; Как писать изложение на основе прослушанного текста; Как писать сочинение; Как оценивать содержание и речевое оформление сочинения и изложения; Как редактировать текст изложения и сочинения).
Как видим, вокруг чтения, работы с текстом, создания вторичного текста сосредотачивается огромная работа, связанная с развитием и совершенствованием всех видов речевой деятельности, а это и есть основа правильной и успешной подготовки к ГИА в 9-ом классе и ЕГЭ в 11 классе.
Ориентация УМК на планируемые результаты обучения, на целенаправленную подготовку с 5 классов к итоговой аттестации в 9 и 11 классах реализуется не только через систему упражнений учебника, но и через систему текущего контроля в рабочих тетрадях: «Учимся читать, писать, говорить и слушать » Бажановой И.А., Львовой С.И., «Проверь себя» Прохватилиной Л.В, «Русский язык: шаг за шагом» Ларионовой Л.Г. В них предлагается материал, с помощью которого проверяется уровень усвоения учебного материала, уровень овладения языковыми и речевыми умениями и навыками, степень развития речемыслительных способностей учащихся. Школьники тренируются в выполнении разнообразных заданий, в том числе и тестовых. Включение в рабочие тетради «Учимся читать, писать, говорить и слушать» заданий, с помощью которых ученик может самостоятельно развивать и совершенствовать умения писать сочинения-миниатюры, сжатые и выборочные изложения и другие творческие работы, способствуют их подготовке к написанию изложений и сочинений-рассуждений на итоговой аттестации. Таким образом, учебник по русскому языку С.И. Львовой и В.В. Львова целенаправленно и систематически готовит обучающихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку. |