Главная страница


Словарная работа на уроках русского языка



НазваниеСловарная работа на уроках русского языка
страница2/4
Дата13.04.2016
Размер0.5 Mb.
ТипДокументы
1   2   3   4

Дидактическими целями этого долгосрочного проекта являлись:

1. Развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально – отзывчивой, социально – компетентной и развивающейся личности как субъекта деятельности через знакомство с русскими народными сказками;

2. Расширение читательского и культурного кругозора учащихся;

3. Планирование и реализация проектной деятельности в школе;  

Основополагающие и проблемные вопросы проекта:

- Откуда берутся сказки?

Вопросы, которые мы рассматривали в рамках темы долгосрочного проекта:

- На какие группы делятся русские народные сказки?

- Для чего в сказках нужны волшебные предметы?

- Всегда ли в русских народных сказках главным героем является человек?

- Чему учат сказки?

- Основные признаки сказки?

- О чем мечтал народ в сказках?

- Каким животным в сказках народ симпатизирует, а каких осуждает?

Гипотеза:

Проект даст возможность обучающимся познакомиться с традициями и обычаями русского народа,

  • со старославянскими словами и поговорками,

  • с незнакомыми сказками, несущими ценность. И это будет способствовать развитию личности ребенка и воспитанию интереса к предмету литературного чтения и русской национальной культуре.

Творческое название проекта: “Жила-была сказка… ”.

Самостоятельные исследования учащихся в рамках проекта:

- Изучение обычаев и традиций русского народа.

- Связь сказки с бытом русского народа.

- Словарная работа со старорусскими словами.

- Создание эскизов костюмов.

- Написание сценария сказки.

- Инсценирование сказки “Репка” на Празднике Осени для первоклассников.

Предметы:

Литературное чтение, русский язык, риторика, окружающий мир, ИЗО, технология.

Возраст обучающихся

2 класс

Руководитель проекта: Классный руководитель: Васильева Светлана Александровна

Этапы проекта

 

Содержание работы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Подготовительный

Определение темы и целей урока

1) Анкетирование.

2) Обсуждение русских народных сказок с учителем. Деление на группы.

3) Гипотеза проекта.

4) Постановка целей.

1) Анализ анкет.

2) Мотивация учащихся. Помощь в постановке целей и задач.

Планирование

- Выбор русской народной сказки

- Определение методов работы.

- Распределение задач между членами группы.

1) Разрабатывают план действий над проектом.

2) Формулируют задачи.

3) Представление команды (название, эмблема, девиз)

Предлагаю на выбор несколько сказок, аргументирую свой выбор.

Исследовательский

Сбор информации.

- Словарная работа с устаревшими словами.

- Изучение русских народных обрядов:

- Иллюстрации героев сказок.

-Создание эскизов костюмов.

- Написание сценария сказки.

- Инсценирование сказки.

1) Работа с устаревшими словами.

2) Написание рефератов о народных обычаях.

3) Иллюстрации героев сказки.

4) Создание эскизов костюмов.

5) Написание сценария.

6) Выступление на занятиях внеурочного курса «Театр», «Учусь создавать проект»

Наблюдаю, советую, косвенно руковожу и контролирую деятельность учащихся.


Получение результатов

Анализ выполненной работы. Решение промежуточных задач.

Проводят анализ своей работы.

Наблюдаю, советую.

Подготовка к презентации проекта на Празднике Осени.

Представление отчёта

Письменный отчёт:

- Словарная работа с устаревшими словами.

- Представление рефератов о народных традициях.

- Презентация иллюстраций и эскизов костюмов.

- Инсценировка сказки «Репка» на празднике для первоклассников

Отчитываются о проделанной работе. Обсуждение работ.

Организация Праздника Осени для учащихся 1-х классов

Оценка результатов

 

Самооценка своей работы путём коллективного обсуждения.

Оцениваю работу учащихся, успешность их деятельности и ценность полученных результатов.


В проектной деятельности осуществлялось развитие УУД – личностных, регулятивных, познавательных, метапредметных - как неотъемлемой части нового стандарта образования.

Итогом долгосрочного проекта «Жила-была сказка…» явилось школьное мероприятие – «Праздник Осени», состоявшееся в ноябре. В качестве зрителей были приглашены ученики первых классов, изучавшие сказки на уроках внеклассного чтения со своими учителями. Вели праздник ученики вторых классов.

Результатом этого проекта так же является пополнение портфолио каждого обучающегося иллюстрациями к сказкам, эскизами костюмов сказочных героев, рефератами о народных традициях, книжками-малышками со сказками собственного сочинения.
Оборудование, задействованное для организации защиты проекта:

  1. Экран (с помощью проектора на экране в ходе всего мероприятия иллюстрируется выступление каждого ребенка, демонстрируется фото- и видеоматериал, собранный во время работы над проектом в течение года).

  2. Выставка книг

  3. Выставка детских рисунков и сочинений.


Литература


  1. Антонова Е.А. Проектная деятельность в условиях обновления образовательных стандартов. // Методические рекомендации:- Челябинск: МОУ ДПО УМЦ, 2011.

  2. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.// М.: Аркти, 2006.


ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА И ОСОБЕННОСТИ

ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОМУ (АНГЛИЙСКОМУ) ЯЗЫКУ

Шульгина Любовь Витальевна,

учитель английского языка
Зачем  нужен  метод  проектов  в  преподавании  иностранных  языков  и  как  он  может  быть  использован  с  учетом  специфики  предмета?

Прежде  всего  учитель  иностранного  языка  обучает  детей  способам  речевой  деятельности,  поэтому  мы  говорим  о  коммуникативной  компетенции  как  одной  из  основных  целей  обучения  иностранным  языкам.

Коммуникативное  обучение  иностранным  языкам  носит  деятельностный  характер,  поскольку  речевое  общение  осуществляется  посредством  речевой  деятельности,  которая,  в  свою  очередь,  служит  для  решения  задач  продуктивной  человеческой  деятельности  в  условиях  социального  взаимодействия  общающихся  людей. 

Целью  обучения  иностранным  языкам  является  не  система  языка,  а  иноязычная  речевая  деятельность,  причем  не  сама  по  себе,  а  как  средство  межкультурного взаимодействия. 

Язык элемент  культуры,  он  функционирует  в  рамках  определенной  культуры.  Следовательно,  мы  должны  быть  знакомы  с  особенностями  этой  культуры,  особенностями  функционирования  языка  в  этой  культуре. Предметом  речевой  деятельности  является  мысль.  Язык  же  -  средство  формирования  и  формулирования  мысли.  Отсюда  следуют  методические  выводы,  существенные  для  предмета  нашего  обсуждения.

Чтобы  сформировать  у  школьников  необходимые  умения  и  навыки  в  том  или  ином  виде  речевой  деятельности,  а  также  лингвистическую  компетенцию  на  уровне,  определенном  программой  и  стандартом,  необходима  активная  устная  практика  для каждого  ученика  группы.

Основные требования к проекту

Интересна форма подачи основных требований к проекту, предложенная И.С.Сергеевым, которая представляет собой «пять П» (что должен включать в себя проект):

  1. Проблема.

  2. Проектирование (планирование).

  3. Поиск информации.

  4. Продукт.

  5. Презентация.

Шестым «П» проекта может стать его портфолио, т.е. особым образом составленная папка, где собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, ежедневные планы, отчеты, выписки и прочее.

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов ХХ века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. В отечественной практике преподавания иностранных языков метод проектов начал активно использоваться с конца 90-х годов прошлого века, и сейчас получает все большее распространение. Особенное внимание в рамках данного метода уделяется сейчас телекоммуникационным проектам.

Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

  • акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);

  • выбор темы, вызывающей большой интерес у учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

  • наглядное представление результата.

В области методики преподавания языков различают три вида проектов:

  1. Групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы»;

  2. Мини-исследование, состоящее в проведении «индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью»;

  3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей теме» и подходящий для индивидуальной работы.

В зарубежной методической литературе выделяются следующие этапы работы над проектами:

  1. Определение темы проекта.

  2. Определение проблемы и цели проекта.

  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы.

  4. Презентация необходимого языкового материала и предкоммуникативная тренировка.

  5. Сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

  6. Работа в группах.

  7. Регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватель комментирует проделанную учащимися работу, корректирует ошибки в употреблении языковых единиц, проводит презентацию и отработку нового материала.

  8. Анализ собранной информации, координация действий разных групп.

  9. Подготовка презентации проекта - выставки, видеофильма, радиопередачи, театрального представления, школьного праздника и т.д.

  10. Демонстрация результатов проекта (кульминационная точка работы над проектом).

  11. Оценка проекта. Данный этап включает в себя не только контроль усвоения языкового материала и развития речевой и коммуникативной компетенции, который может проводиться в традиционной форме теста, но и общую оценку проекта, которая касается содержания проекта, темы, конечного результата, участия отдельных учащихся в организации проекта, работы учителя и т.д.

Из опыта работы над проектами следует, что заключительным этапом работы над проектом может быть не только рефлексия (БСЭ: Содержание рефлексии определено предметно-чувственной деятельностью: рефлексия в конечном счёте есть осознание практики, предметного мира культуры) но и, возможно, выдвижение новых проблем.

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения иностранному языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:

  • использоваться как одна из форм внеклассной работы,

  • служить альтернативным способом организации учебного курса,

  • интегрироваться в традиционную систему обучения иностранному языку.

Примерами проектов по иностранному языку, использующимися как форма внеклассной работы, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями в жизни класса, группы, учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, отчетных мероприятий на иностранном языке и т.п. Телекоммуникационные проекты, получающие все большее распространение в практике обучения иностранным языкам, как правило, выполняются во внеаудиторное время.

Необходимо выстроить целенаправленную систематическую работу над проектами по иностранному языку на всех ступенях образования с учетом возрастных психолого-физиологических особенностей детей и их возможностей.

Например, в младших классах дети еще слишком малы для проектирования. Но это не значит, что использование элементов проектной деятельности в ее классическом понимании невозможно. Конечно, это не будут полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно. Но для ребенка это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Но тем не менее опыт, как российский, так и зарубежный, имеется. Например, в американской системе образования проекты чаще используются на начальном этапе обучения, чем в российской.

Можно выделить особенности работы над проектом в начальной школе:

  • Темы детских работ близки к содержанию тем иностранного языка;

  • Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную рабоу, должна находиться в зоне ближайшего развития в области познавательных интересов ребенка ;

  • Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 уроками;

  • Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приемами проектирования;

  • В процессе работы над темой можно проводить экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с источниками информации, подготовку практически значимых продуктов проектов и их презентацию (с приглашением ребят, родителей, педагогов и руководителей).

У подростков на первый план выступают цели освоения коммуникативных навыков, поэтому проектную деятельность целесообразно организовывать в группах, но не стоит лишать ученика возможности выбора индивидуальной формы.

Темы работ, волнующие подростков и близкие их пониманию, можно выбирать из любой области (предметной, межпредметной, внепредметной). В проектах решаются различные проблемы (личные, социальные, коллективные), но результат должен быть практически значимым.

Презентации целесообразно проводить на школьной конференции, публично (например, в ходе недели проектов), а также в рамках подготовки к конкурсам высоких уровней. При этом следует учитывать сроки их проведения и планировать завершение работ обучающихся, чтобы дать каждому шанс публично заявить о себе и своей работе.

К концу 10 класса необходимо достичь формирования надлежащего уровня компетентности в проектной деятельности, а именно: самостоятельное практическое владение технологией проектирования и исследования.

Темы и проблемы проектных работ должны находиться в области самоопределения в соответствии с личностными предпочтениями каждого учащегося. Формы работы – индивидуальные или мини-групповые.

Выполнение проектов в 11 (выпускном) классе может быть курсовой работой профильного предмета с защитой результатов на экзамене или рекомендовано в качестве формы сдачи экзамена для одаренных детей, имеющих выдающиеся успехи.

Анализ теоретических основ метода проектов и результатов его применения на практике показывает, что проекты предоставляют новые возможности решения методических задач. В то же время для успешного использования данного метода необходимо учитывать специфику не только конкретной учебной дисциплины, но особенности каждого типа проектов.

Для организации внеаудиторных проектов требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.) и значительные дополнительные затраты времени как со стороны учащихся, так и со стороны преподавателей. Кроме того, в таких проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных навыков.

Проведение учебного курса или его фрагмента на основе проектной методики (классические проекты) требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый языковой материал и разработать эффективную систему заданий и упражнений. Кроме того, включение подобных проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем организационного и психологического плана.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Кононова Любовь Владимировна

учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала

по УВР

Чтение – это окошко, через которое дитя

видят и познают мир и самих себя

В.А. Сухомлинский
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литературного и нравственно-эстетического развития, формирования чтения как метапредметного умения.

В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь.

Уроки литературного чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни умения и навыки. Не секрет, что большинство  учащихся   общеобразовательных школ плохо читает, что скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной и что отсюда проистекают почти все беды школьной системы. Ведь давно доказано, что фактор номер один, влияющий на успеваемость, - это скорость чтения. И поэтому необходимо каждому учителю научиться применять методику обучения оптимальному чтению на своем уроке. У слабо читающих детей работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и в конечном счете к отставанию в учебе.

Известный психолог Л.С. Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе.

Правильно организованный процесс чтения включает в себя труд и творчество читателя: читая, он активно реагирует на поступки героев, дает им оценку, сопереживает, воссоздает их в своем воображении, участвуя в сотворчестве.

Чтение требует определенных универсальных умений и действий, развивает у читателя навыки трудовой и творческой деятельности, обогащает его жизненный опыт.

ФГОС НОО создал модель выпускника начальной школы, который научится, в частности:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Чтобы эта модель воплотилась в реального выпускника, ученик должен владеть изучающим чтением: осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух и «про себя» (на 50 слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное обучение.

Иногда можно услышать, что младшими школьникам надо овладеть скорочтением.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту. Выпускнику начальной школы нужно стремиться к оптимальному темпу чтения – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь, разные ученики имеют разный темперамент.

Да, действительно, темперамент, здоровье влияют на скорость чтения, но большинству выпускников начальной школы вполне доступна скорость 120 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста.

По оценкам психологов, на успеваемость ученика влияют более 200 факторов. Опираясь на мнения учителей, оказалось, что существует фактор номер один – скорость чтения, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие остальных факторов. Резкое падение успеваемости наблюдается в 5 классе. Это всем хорошо знакомый эффект. В 4 классе число хорошистов 60-70%, а в 5 классе падает до 30-40%. Вывод один, что наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.

В.А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором» пишет, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучению оптимального темпа чтения.

Урок всегда лучше начинать с проверки осанки (это формирует умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу) и игровой разминки (работы над постановкой дыхания и развитием четкости произношения. Затем следуют скороговорки. В течение урока необходимо проводить минутки расслабления, обеспечивающие максимальный отдых. Ученики закрывают глаза, опускают руки на колени и производят вращательные движения глазными яблоками.

Чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила».
1   2   3   4