Главная страница

Управление образования администрации прокопьевского муниципального района



НазваниеУправление образования администрации прокопьевского муниципального района
страница2/4
Дата18.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипТематический план
1   2   3   4


Поскольку в группу риска входят самые различные категории детей, с различными формами отклонений в развитии, со специфическими особенностями поведения, то и подходы к организации работы, условий развития и коррекции поведения таких детей могут значительно варьироваться и отличаться.

Существенная проблема заключается в том, что для эффективной работы с этой особой группой детей, необходима выработка специальных подходов, которые не получили своего развития и не имеют достаточной поддержки в сегодняшней педагогической практике. В настоящее время в этой практической области существует дефицит знаний, отсутствуют общепринятые научные взгляды на решение проблем детей группы риска, нет четких ориентиров на выбор методов, методик и технологий работы с данной категорией учащихся [3].

Сказанное выше тоже создает дополнительную нагрузку для педагога и требует от него не только профессиональных способностей для работы непосредственно с детьми, но умения проектировать свою деятельность и педагогическое взаимодействие, обладания навыками исследования, прогнозирования и проектирования.

В сложившейся ситуации необходима целенаправленная адресная поддержка самих педагогов, направленная на повышение профессиональной компетентности, их личностный и профессиональный рост, расширение практических навыков, на методическую и психологическую поддержку, совершенствование знаний, методов и форм работы с детьми "группы риска".

Педагог, работающий с такими детьми должен обладать не только соответствующими профессиональными знаниями, но и эмоциональной устойчивостью, сформированными адекватными психологическими защитами, способностью к самовосстановлению эмоционального равновесия, толерантностью, эмпатией. Учитель должен быть способным понять и поддержать такого ребенка, помочь ему принять самого себя и свой жизненный опыт, обрести уверенность в будущем и поверить в свою успешность.

2 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, взаимодействующих с одаренными детьми"

Личностные особенности педагога, работающего с одаренными детьми.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения [4,с. 58-62].

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.
Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Эксперименты, проведенные во многих странах мира, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на все реагирующего. Для них не существует стандартных требований (все как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем [5, с.94-97].


Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении "неодобряемых". В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Всегда немного странно воспринимать кипучую деятельность государственных структур по подготовке педагогов и созданию учреждений для работы с детьми, имеющими различные дефекты развития, поведения, личности. И можно только удивляться равнодушию и где-то даже негативному отношению к одаренным детям. Почему о недостатках, проблемах, трудностях говорить чуть ли не почетно, а о достоинствах, успехах нужно умалчивать, и разговор об этом возводится в ранг невоспитанности, нескромности?! Здесь, безусловно, нужно анализировать условия общественного бытия, когда на достаточно большом временном отрезке воспитание шло по пути нивелирования индивидуальности. Иметь собственное мнение и видение было нескромным, необходимо было "подтвердить" свои мысли у авторитетов или коллектива. Это был период воспроизводства среднего производителя с коллективной ответственностью. Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю". Для одаренных детей такой стиль не приемлем. "Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир". А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Педагог, чья деятельность направлена на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству [6, с.10-15].



3 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, занимающихся профориентированием учащихся"

Цель профессиональной подготовки - сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательность и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства [11, с. 125-127].

Педагогам в процессе профориентационной работы важно учитывать и выполнять:

  • изучение, формирование, развитие и коррекцию профессионального становления личности;

  • создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я;

  • поддержание адекватной самооценки, оказание оперативной помощи и поддержки;

  • помощь в освоении технологии профессионального самосохранения;

  • выработку профессионально значимых компетентностей учащихся;

  • выявление индивидуальных возможностей учащихся, соотнесение их с требованиями профессии;

  • выявление наиболее выраженных склонностей и способностей учащихся и проверку соответствия их определенному кругу профессиональных требований;

  • помощь в дальнейшем трудоустройстве [13, с. 70-74].

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для общества, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Именно в этом ракурсе могут себя применить учителя-предметники. Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата труда и т. д.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к рабочим профессиям.

Профпросвещение на уроках может осуществляться путем беседы, рассказа, ситуационных производственных задач, использования литературных источников, звукозаписи и т.д. Большая роль в профпросвещении учащихся принадлежит внеклассной работе, различным внеурочным мероприятиям.

4 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, взаимодействующих с детьми, обучающимися в дистанционном режиме"

Для организации эффективного взаимодействия в среде дистанционного обучения педагогу надо уметь:

  • пользоваться средствами ИКТ;

  • общаться в виртуальной среде;

  • находить и обрабатывать информацию;

  • строить эффективные взаимоотношения в коллективе, что предполагает в условиях отсутствия визуального контакта сформированность следующих умений:

  • входить в коллектив, представляться и демонстрировать лучшие свои качества, пользуясь только вербальными средствами;

  • демонстрировать заинтересованность в других членах коллектива;

  • быстро выяснять стиль работы других членов команды и соответственно корректировать свой собственный;

  • улаживать возникающие разногласия и конфликтные ситуации;

  • продуктивно участвовать в решении проблем.

Сетевой педагог сталкивается с большим количеством сложностей, а именно:

  • сложности в организации деятельности сетевых учащихся;

  • трудности в выборе стиля общения с отдельными учащимися;

  • трудности в определении индивидуальных особенностей учащихся;

  • проблемы повышение мотивации обучения;

  • создание благоприятного психологического климата при проведении обучения [15, с.167-169].

Основные рекомендации, которые являются необходимым средством в системе психолого-педагогического сопровождения педагогов:

- по организации взаимодействия с сетевыми учениками – индивидуально, коллегами, родителями (выбору стиля общения, определению периодичности взаимодействия, выбору оптимальных форм взаимодействия и т.д.);

- по конструированию методики обучения в рамках дистанционного курса в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся (выбору форм и числа занятий, проводимых в режиме реального времени, выбору форм контроля, целесообразности организации исследовательской и проектной деятельности, выбору методов обучения и т.д.);

- по конструированию индивидуального маршрута освоения содержания учебного предмета отдельными учащимися;

- по организации взаимодействия с сетевыми учителями (выбору средств оказания методической помощи, определению оптимального режима взаимодействия и т.д.);

- по выбору структуры учебного курса и способов представления информации в учебном курсе, адекватным индивидуальным особенностям учащихся, специфике учебного предмета, особенностям усвоения содержания данного учебного предмета учащимися определенного возраста с определенными индивидуальными особенностями.

Деятельность психолога в отношении педагогов направлена на:

- разработку рекомендаций по вопросам психологической поддержки участников дистанционного обучения (обеспечение необходимой теоретической информацией, результатами исследований и т.д.);

- помощь в решении индивидуальных проблем участников дистанционного обучения;

- поддержка мотивации собственной деятельности учителей;

- помощь в отслеживании и поддержке мотивации учения у учащихся;

- помощь в организации и проведении мониторинга взаимодействия участников дистанционного обучения (анкетирование, тесты, наблюдение и др.);

- помощь в организации и осуществлении прямых и обратных связей.

- консультирование по способам и форме представления и передачи информации [15, с. 188-193].

Педагоги также должны иметь представления о способах и формах взаимодействия субъектов дистанционного обучения; о способах восприятия, переработки и усвоения информации, представленной в различных видах, в условиях специализированной информационно-образовательной среды; знать нормы сетевого этикета; владеть знаниями о психологических особенностях учащихся, обучающихся в дистанционном режиме; использовать способы и методы формирования положительной мотивации учащихся в условиях дистанционного обучения, в том числе, система методов поощрения.

Тематический план занятий с педагогами







п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, взаимодействующих с детьми "группы риска"

1-2

Психологический тренинг "Развитие рефлексии и личностное самосовершенствование"

2

3

Лекция "Школьные болезни и их профилактика"

1

4

Семинар-практикум "Эффективное взаимодействие в решении проблем учащихся "группы риска" 

1

2 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, взаимодействующих с одаренными детьми"

5

Деловая игра для педагогов "Детская одаренность"

1

6

Лекция "Портрет одаренного ребенка"

1

7

Семинар для педагогов "Роль педагога при организации работы с одаренными детьми"

1

3 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, занимающихся профориентированием учащихся"

8

Семинар – практикум для учителей "Формирование профессиональной мотивации в контексте компетентностного подхода "

1

9

Семинар для педагогов "От детских игр к реализации профессиональных взрослых планов на будущее"

1

4 Блок. "Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, взаимодействующих с детьми, обучающимися в дистанционном режиме"

10

Тренинг для учителей "Психологическое благополучие педагога"


1

11

Балинтовская группа

2

Всего:

12
1   2   3   4