Главная страница


Управление образования администрации прокопьевского муниципального района



НазваниеУправление образования администрации прокопьевского муниципального района
страница4/4
Дата18.04.2016
Размер0.61 Mb.
ТипТематический план
1   2   3   4

Занятие 9. Тренинг для учителей "Психологическое благополучие педагога"


Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции и расслабления, формирование положительного эмоционального состояния, профилактика неврозов.

Задачи:


  1. Формирование положительного эмоционального состояния, с помощью позитивного проговаривания.

  2. Профилактика эмоционального выгорания, чрез релаксацию и саморегуляцию.

  3. Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения.

  4. Научение способам здоровьесберегающих технологий.

  5. Знакомство с идеологией позитивной педагогики.

Упражнение 1. «Рукопожатие»


Цель: настроить группу на позитивный лад.

Ход упражнения.


Участникам предлагается походить по кругу и поздороваться, как можно с большим количеством участников тренинга и пожелать того, что необходимо данному участнику в этот момент.

Упражнение 2. «Моё любимоё качество»


Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга.

Ход упражнения.


Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали.

  • мудрость, надёжность, настойчивость;

  • активность, бескорыстие, вежливость;

  • сила воли, скромность, смелость;

  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;

  • невозмутимость, обаяние, общительность.

Упражнение 3. «Ассоциации с игрушкой»


Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.


Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Далее идёт обсуждение в кругу.

Упражнение 4. «Ладошки»


Цель: использование тактильных ощущений для характеристики того или иного человека.

Ход упражнения.


Педагогам предлагается по очереди закрыть глаза и ладони развернуть так чтобы можно было положить на них руки другому участнику, а остальные участники тренинга тихонько подходят к нему и кладут свои ладони на ладони этого участника, его задача заключается в том, что бы запомнить у какого какие руки были на ощупь.

Обсуждение по кругу, что каждый почувствовал при этом.

Упражнение 5. Релаксация под музыку и шум воды (1 час)


После релаксации необходимо нарисовать тот образ воды, который вы увидели. Рисуете карандашами, красками и фломастерами.

Упражнение 6. «Броуновское движение»


Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Ход упражнения.


Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.

Упражнение 7. «Мой портрет»


Цель: повышение самооценки у учителей, посредством позитивных поглаживаний.

Ход упражнения.


Участникам тренинга предлагается нарисовать свой портрет. Затем этот портрет необходимо прикрепить на спину себе. После этого ходить по кругу и все желающие могут написать там пожелания, комплименты. Затем листок снимается и все садятся в круг, и происходит обмен мнениями.

Упражнения 8. «На доверии»


Цель: повышение доверия друг к другу в коллективе.

Ход упражнения.


Учителям предлагается разделиться на две, три команды по 5-6 человек. Затем даётся задание каждому из группы попробовать упасть на руки своих коллег. Задание остальных удержать этого человека в своих руках. Далее происходит обсуждение в кругу, что каждый почувствовал.

Упражнение 9. «Серпантин»


Цель: повышение энергетического тонуса группы.

Ход упражнения.


Каждый участник берёт горсть серпантина. Группа встаёт в тесный круг, практически соприкасаясь плечами, каждый поворачивается правым плечом внутрь круга, протягивает правую руку в центр круга, разворачивая её большим пальцем вверх. Затем начинается движение по часовой стрелке. Когда пружина максимально свернулась, группа начинает двигать руки вверх, вниз. Сопровождая прощальную фразу: «Ай да мы!». На последнем слоге амплитуда становится максимальной и на последнем рывке. Подбрасывают серпантин вверх.

Приложение 2

Описание процесса работы балинтовской группы


Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Рассказ ведётся по памяти без предварительной подготовки, т.к. для анализа не менее важно, что "забывает" сказать рассказчик. После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует "запрос", который должен касаться коммуникации с клиентом (что происходило, уточнение эмоционального состояния, ожиданий психолога или клиента...).

После формулировки "запроса" участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.

Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком "разогревали" рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика немного выдвинуться из круга, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в "слепых пятнах" или было "прикрыто" психологической защитой и понять, почему этот клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику "правильными". Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.

После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик "возвращается в круг" и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

Последний круг даёт возможность участникам поделиться тем, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай.

Примерная последовательность сессии.


1. Выбор рассказчика

2. Рассказ

3. Запрос

4. Вопросы к докладчику

5. Уточнение запроса

6. Фантазии каждого участника

7. Отклик докладчика

8. Отклик каждого участника


1   2   3   4