Главная страница


Игры с прищепками



Скачать 61.63 Kb.
НазваниеИгры с прищепками
Дата14.04.2016
Размер61.63 Kb.
ТипДокументы

Игры с прищепками.

Всем давно известно, что работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждают в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы (грубая моторика, тонкая моторика рук, артикуляционная и лицевая моторика). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты.

Предлагаю Вам увлекательное путешествие в мир «ПРИЩЕПОК»

Да, да, тех самых, с помощью которых сушили белье! Занятие это увлекательное, и как выяснилось очень полезное! С какой целью и для какого возраста используются такие игры? Сегодня мы попробуем разобраться.

Безусловно, главная цель использования прищепок в коррекционной логопедической группе - это развитие тонких движений пальцев рук.

Чтобы использованный  вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия  с прищепками озвучиваются  веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

В работе используются бельевые прищепки разного цвета и размера. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных птиц, помогая  развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Логопед показывает, как удержать прищепку тремя пальчиками и как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождая действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Затем показываем, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на поверхность стола). При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка.

Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.

Первые три упражнения — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов. Например: «Серый волк –зубами щелк, Не боимся мы тебя, волк!»

  1. Упражнения для развития мелкой моторики с речевым сопровождением.

(Ритмичное открывание и закрывание прищепки, выполнение соответствующих движений по ходу проговаривания текста)

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки склевала,

Птичка вновь защебетала.
(Использование прищепок с другими предметами)

Увидела бумагу –

Да как ее ухватит.

Думала конфета,

Оказалось …., фантик.

(Выполнение упражнений двумя руками)

Две собаки лают,

Друг друга не кусают.

Только голос подают.

Видно, зубы берегут.

  1. Упражнения, способствующие закреплению сенсорных навыков направлены на обучение детей сличать цвета, уметь называть их, формировать понятия большой-маленький.

Пример: Жили – были разноцветные зубастики. Какого они цвета? Зубастики любили все грызть, но каждый зубастик выбирал предметы только своего цвета:

Красный зубастик ест помидор.

Желтый за грушей полез за забор.

Синий ест сливу, вот молодец!

Зеленый зубастик ест огурец.

Жили-были гномики, каждый в своем домике. (Распределить прищепки по цвету и величине)

  1. Упражнения с прищепками направлены и на развитие творческого воображения, способствуют расширению и активизации словаря, развитию памяти и внимания.

Эти упражнения вполне приемлемы в процессе автоматизации свистящих. Самолет без хвоста, зайка без лапок.

Мерзнет зайка на опушке,

Спрятал лапки, спрятал ушки.

Зайка, зайка не дрожи,

Лапки, ушки покажи.
Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста п плавников

Не бывает рыбки.

  1. Упражнения с прищепками используются при расширении и активизации словаря:

Взрослый читает стихотворение, дети имитируют диалог, в дальнейшем дети проговаривают стихотворный текст.

Хрюкает свинья: - хрю-хрю,

Очень сына я люблю!

- Хрю-хрю-хрю, - кричит ребенок.

- Кто сынок тот? – Поросенок.

  1. Вполне оправдано использование прищепок в разыгрывании сценок с детьми старшего дошкольного возраста. Дети передают диалог персонажей с помощью «говорящих» прищепок.

- Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

«Заяц и ежик»

- Ай, шум какой! Ай, треск какой! Не иначе – волки бегут или медведи бредут…

- Не бойся… Это я, Ежик.

- Чего же ты, бессовестный, такой шум поднял?!

- Да разве я виноват? Это листья опавшие под ногами шуршат. Никак тихо не пройдешь. Я шаг шагнул – и сам от страха трясусь!

6. Как правило, дети, имеющие нарушения речи, испытывают затруднения при овладении пространственными представлениями. Вполне эффективно при ознакомлении со схемой собственного тела использование прищепок в качестве «материальной опоры», обозначающей такие понятия, как «право-лево». Не вызывает сомнения и важность работы по развитию пространственных дифференциаций для предупреждения и преодоления дисграфии.

«Слон или собака?»

Одной половине детей в группе крепится прищепка на левый рукав, другой на правый. Слон собирает свою команду, тех у кого прищепка на правом рукаве, а собака свою команду. Под музыку дети собираются к «своей» игрушке.

«Клоун» - закрепление в активной речи предлогов НА, С.

Взрослый прикрепляет прищепки (на рукав, брюки, колпак, воротник, пояс, рубашку…) – Дети комментируют. Затем каждый ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял. (Я отцепил прищепку с рукава. Я снял прищепку с пояса.)

«Сказочная улица» - тренирует умение определять линейную последовательность.

В сказочном городе есть улица (полоска картона), на этой улице мы построим дома из прищепок. Начало улице слева и первый дом – красный, второй – синий…

Так дошли до конца улицы. А теперь давайте повернем назад и назовем цвета в обратном направлении. Дома на правой стороне можно выложить в том же порядке, в котором выкладывали на левой.

7. Логопедические игры с прищепками.

«Тематическая цепочка»

Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Посуда – сковорода, стакан, блюдце, тарелка….

«Чья цепочка длиннее» - аналогичная командная игра. Командам даются разные лексические темы. (Фрукты и овощи, зимующие и перелетные птицы…)

«Сколько слов?»

Упражнение на определение количества слов в предложении.

Дети составляют предложение по сюжетной картинке, проговаривают его и прикрепляют к наборной полоске прищепки по количеству слов. Если закрепляется понятие «предлог», его обозначают прищепкой красного цвета.

«Посчитаем слоги» - По заданию логопеда дети делят слово на слоги и прикрепляют на полоску столько прищепок, сколько слогов. Далее задание выполняется по предметной картинке.

«Шифровальщики» - выкладывание звуковой схемы слова с помощью красных, синих, зеленых прищепок.

«На тот же звук» - Дети называют слова на заданный звук и собирают цепочку из прищепок.

«Собачка» - прищепка-собачка ищет заданный звук в слове и прикрепляется в соответствующей позиции на полоске. (начало, середина, конец слова)

«Сороки» - Сорокам нравятся такие слова, в которых слышится звук С. Дети прикрепляют прищепки на картинки, отрабатывают звукопроизношение.

«Различай и называй» - упражнение на дифференциацию звуков. Желтые прищепки крепим на картинки со звуком Р, белые – со звуком Л.

8. Прищепки используются при автоматизации звуков с стихотворных текстах – диалогах.

Камышам пищала мышь:

- Шорох ваш нарушил тишь!

Шепчут шумно камыши:

- Тише, мышка, не шурши!

Шелест твой услышит кошка.

Шла бы к бабушке, ты, крошка!

Не послушаешься, мышка, -

Кошка сцапает, глупышка!

ВЫВОД: В логопедической работе для формирования звукового и слогового анализа, фонематического восприятия и звукопроизношения, развития сенсорных и пространственных представлений, совершенствования мелкой моторики и коммуникативной функции речи правомерно и необходимо применение упражнений с использованием предметов-заместителей.