3.3. Организация режима пребывания детей в ДОУ 3.3.1. Режим дня дошкольного образовательного учреждения группы общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет
Утренний прием на участке, игры, общение
| 07.00 – 07.55
| Утренняя гимнастика, оздоровительный бег
| 07.55 – 08.00
| Подготовка к завтраку, завтрак
| 08.00 – 08.30
| Игры по выбору детей, подготовка к НОД
| 08.30 – 08.50
| Непосредственно образовательная деятельность
| 08.50 – 09.00
| Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд)
| 09.00 – 10.50
| Возвращение с прогулки
| 10.50 – 11.10
| Подготовка к обеду, обед
| 11.10 – 11.40
| Подготовка ко сну, дневной сон
| 11.40 – 15.00
| Подъем, заливание, гимнастика после сна
| 15.00 – 15.15
| Подготовка к полднику, полдник
| 15.15 – 15.35
| Подготовка к НОД
| 15.35 – 15.45
| Непосредственно образовательная деятельность
| 15.45 – 15.55
| Подготовка к прогулке
| 15.55 – 16.10
| Прогулка (наблюдения, игры, труд и др.)
| 16.10 – 17.00
| Возвращение с прогулки
| 17.00 – 17.10
| Подготовка к ужину, ужин
| 17.10 – 17.40
| Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой
| 17.40 – 19.00
|
3.4. Организация образовательной работы в группе общеразвивающей направленности от 2 до 3-х лет
Детская деятельность
| Формы работы
| Двигательная
| Игровая беседа с элементами движений. Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения
| Игровая
| Сюжетные игры. Игры с правилами. Театрализованные игры. Пальчиковый театр. Настольный театр
| Элементарная трудовая деятельность
| Трудовые поручения.
Совместная деятельность по уходу за растениями.
| Коммуникативная
| Беседа
|
| Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Загадывание загадок. Игры (сюжетные)
| Познавательно-исследовательская
| Наблюдение. Экскурсия.
Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование Игры (сюжетные).
| Восприятие художественной литературы и фольклора
| Чтение. Разучивание.
Ситуативный разговор с детьми.
| Музыкально-художественная
| Слушание и исполнение музыкальных произведений. Музыкально-дидактические игры.
| Продуктивная
| Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.
|
По действующему СанПиН максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей в младшей группе (дети с 2-х до 3-х лет) – 1 часа 40 минут. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей третьего года жизни не более 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Совместно организованная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
3.5. Характеристика развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: - реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,
вариативная, доступная и безопасная.
1) насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; - возможность самовыражения детей.
Для детей 2-3 лет образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) трансформируемость пространства даёт возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) полифункциональность материалов обеспечивает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) вариативность среды указывает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) доступность среды характеризуется:
доступностью для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается соответствием всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Окружающая среда рассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. При организации предметно-развивающей среды педагоги руководствуются возрастными и психологическими особенностями дошкольников «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под редакцией В.А.Петровского.
3.5.1. Принципы построения развивающей среды:
Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения», логопедический, кабинет психолога.
Принцип активности, самостоятельности, творчества, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в спортивном и музыкальном зале, бассейне, в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», спортивный.
Принцип стабильности - динамичности, ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей».
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды - предметная деятельность должна находить у детей обязательный положительный эмоциональный отлик, нравится им, давать стимул к продолжению этих занятий.
Индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого - если и тем и другим комфортно в предметной деятельности, то она естественно сбудет способствовать развитию детей.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды эстетическая организация среды - следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды: использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика, необычных элементов образного декора.
Принцип открытости - закрытости - развивающая предметная сфера позволяет добавлять в себя различные элементы, а также по мере необходимости убирать уже ненужные;
Принцип учета половых и возрастных различий детей - реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами, т.е содержание отражает в равной степени интересы как девочек, так и мальчиков.
Таким образом, окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды учитываются особенности каждой группы: возраст, состав, количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности.
В группе располагаются такие уголки:
Уголок для родителей
Музыкальный уголок
Уголок ПДД
Физкультурный уголок
Сенсорный уголок
Уголок творчества
Книжный уголок
Уголок ОБЖ
Литература
Алямовская В.Г. Программа Здоровье 1993г.
Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа», Москва, ЦГЛ, 2004г.
3. Альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких».
4. Альбом-игра «Волшебные палочки» (палочки Кьюзенера для самых маленьких).
5. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада», Воронеж, «Учитель», 2005г.
6. Бондаренко Т.М. «Дидактические игры в детском саду», Москва, «Просвещение», 1991.
7. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС»,2010г.
8. Вахрушев А.А.Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М.: «Баланс».
9. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет - М.:2009г.
10. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: первые шаги в математику, развития движения. – М.: 2012г.
11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Москва, «Просвещение», 1988г.
12. Гарнышева Т.П. Обж для дошкольников. – СПб., 2011г.
13. Гаврилова О.Н. методическое пособие «Перспективное планирование наблюдений на прогулке во 2 младшей и средней группах», Тюмень, «Институт проблем освоения Севера СО Ран», 2000г.
14. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.-М.: 1986г.
15. Гончарова Е.В. региональная программа «Экология для малышей», Тюмень, «Институт проблем освоения Севера СО Ран», 2000г.
16. Голицина Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий . 2-ая младшая группа. Интегрированный подход. – М.:Издательство «Скрипторий 2003», 2012г.
17. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 2: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ .Авт.-сост.Панова Е.Н., Воронеж, 2007г.
18. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., книга для воспитателя детского сада «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», Москва, «Просвещение», 1992г.
19. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Изд.3-е, переработанное - Спб.: «Детство-Пресс», 2006г.
20. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. Занятия по правилам дорожного движения – М.ТЦ Сфера, 2010г.
21. Зенина Т.Н. методическое пособие «Ознакомление детей раннего возраста с природой», Москва, «Педагогическое общество России», 2008г.
22. Игры с детьми раннего возраста. Сост. Аралова М.А.-М.:2008г.
23. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение
24. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
25. Лайзане С.Я. книга для воспитателя детского сада «Физическая культура для малышей», Москва, «Просвещение», 1987г.
26. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие. М.:ИД «Цветной мир», 2012г.
27. Мосалова Л.Л. Я и мир.-СПб, 2011г.
28. Наглядно-дидактическое пособие «Дымковская игрушка», Москва, «Мозаика-Синтез»,2005г.
29. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.: 2005г.
30. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011г.
31. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Бееды. Игры. – СПП.: 2010г.
32. Огонь-камень. Сказки народов Тюменского севера. Свердловск, 198ог.
33. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
34. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2003 г.
35. Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ
36. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) авт.-сост. Смирнова Т.В. – Волгоград:2011г.
37. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада – 2-е изд. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008г.
38. Полозова Е.В. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. - Воронеж.:2007г.
39. Сомкова О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
40. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателей детского сада. М., «Просвещение»,1978 г. М.Ф.
41. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами. Киев. 1987г.
42. Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста. - М.:2009г.
43. Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста. - М.:2006г.
|