Главная страница


Паспорт программы 3 I. Целевой раздел 5 Пояснительная записка 5



НазваниеПаспорт программы 3 I. Целевой раздел 5 Пояснительная записка 5
страница2/10
Дата30.07.2016
Размер1.51 Mb.
ТипПаспорт программы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Рабочая программа разработана на основе: основной общеобразовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №12 «Буратино» города Радужный.

  • 273-ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г.;


  • ПриказМин.обр.науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.13 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования»;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 №26;

  • Образовательная программа БУ ДОУ ДСОВ № 12 «Буратино» города Радужный.

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного развития детей с 2 до 3-х лет; формирование основ базовой культуры личности; всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Рабочая программа обеспечивает современное качество образования согласно потребностям личности, общества и государства. Она включает в себя следующие компоненты: федеральный, национально - региональный и локальный, т.е. компонент дошкольного учреждения, в котором реализуется составленная программа.

Национально - региональный компонент (в дальнейшем именуемый и как региональный) отражает образовательное пространство, которое обозначается понятием Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область. Содержание и объем регионального компонента определяются природно - экологическим, географо - демографическим, этническим, социально - экономическим и историко - культурным своеобразием региона, включаются как обязательный минимум в содержание занятий общегосударственного значения. Этот компонент дополняется понятиями «Мой город», «Достопримечательности города», «Улица, на которой расположен детский сад». Региональный компонент согласуется с требованиями федерального компонента и реализуется посредством интеграции в общую структуру федерального компонента (10-15%). Это осуществляется при организации совместной деятельности с детьми по разделу «Ребенок входит в мир социальных отношений», продуктивных видах деятельности и во время организованной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.

Учебная рабочая программа предусматривает организацию и проведение психолого-педагогической работы с детьми 2-3 лет, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям - социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию, и направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает высокий уровень развития детей каждого психологического возраста. Реализация стандарта - это выполнение государством обязательств перед ребёнком, семьёй и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

1.1.1. Цели и задачи по реализации основной образовательной программы ДОУ.

Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребёнка, ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, Основную общеобразовательную программу Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №12 «Буратино» города Радужный.


Цель: обеспечивать развитие личности детей от 2 до 3-х лет в различных видах общения и деятельности.

Программа направлена на решение следующих задач:

  1. охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

  2. обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

  3. обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

  1. создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  2. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

  3. формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  1. обеспечения возможности формирования Программы с учетом воспитательно-образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

  2. формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

  3. обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.


1.1.2.Цели и задачи реализации Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, но и его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в тенденциях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способностей к активной социальной адаптации в социокультурном пространстве, к самостоятельному выбору жизненного пути, к самообразованию и самосовершенствованию. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное. Дополнительное образование усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получать возможность полноценной организации свободного времени.

Дополнительные образовательные услуги для детей 2-3 лет оказываются на бесплатной основе

Реализация проекта: «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»

Назначение данного проекта – формирование обобщенных понятий о своем организме, воспитание уверенности в себе и готовности помочь окружающим.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей.

  2. Более 50% дошкольников имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья.

  3. 15–20% имеют хронические заболевания, снижающие потенциал ребенка к социализации.

Цели проекта

  1. Дать детям знания о человеческом организме.

  2. Сформировать потребность в здоровом образе жизни.

  3. Развивать самосознание.

Задачи

  1. Учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм.

  2. Формировать представления о строении своего тела.

  3. Формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому.

  4. Прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния.

  5. Активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.

Участники проекта

  1. Дети.

  2. Педагоги.

  3. Родители.

  4. Специалисты ДОУ.

Основные направления работы

  1. Воспитание основ культуры здоровья.

  2. Формирование представлений о себе и о здоровом образе жизни.

  3. Формирование правил гигиены.

  4. Формирование навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Формы и методы реализации проекта

  1. Диагностика.

  2. Организованные формы обучения на занятиях.

  3. Игровая деятельность (дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, творческие игры.

  4. Беседы.

  5. «Познавательные минутки».

  6. Наблюдения.

  7. Прогулки, целевые – прогулки.

  8. Закаливающие мероприятия.

  9. Чтение художественной литературы.

  10. Рассматривание тематических альбомов.

  11. Театрализованная деятельность.

  12. Моделирование ситуаций.

  13. Консультации, рекомендации, памятки.

  14. Анкетирование.

  15. Родительские собрания.

  16. Досуги, развлечения, праздники.

  17. Самостоятельная деятельность.

  18. Индивидуальная работа.

  19. ТСО.

  20. Тематическая неделя.

  21. Дни здоровья.

  22. Дни открытых дверей.

Принципы реализации проекта

  1. Принцип научности предполагает подкрепление всех мероприятий по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса по формированию у детей целостности здоровья и здорового образа жизни предполагает тесное взаимодействие педагогов, родителей, медицинских работников, социальных институтов города, учителей, представителей ДОУ.

  3. Принцип концентрического (спиралевидного) обучения заключается в повторяемости тем во всех возрастных группах и позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития.

  4. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков, постепенность подачи материала от простого к сложному.

  5. Принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

  6. Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению здоровья в повседневной жизни.

  7. Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания предполагает, что педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствовании умений и навыков.

  8. Принцип доступности позволяет учитывать возрастные особенности, адаптированность материала к возрасту детей.

  9. Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Ребенок получает задания, который он способен успешно выполнить.

  10. Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).

  11. Принцип индивидуального выбора решает задачу формирования умения у ребенка делать сознательный, правильный для себя выбор.

  12. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.

  13. Принцип креативности личности ребенка заключается в творческом развитии личности детей в процессе интеграции материала в разные виды деятельности.

  14. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, направлен на создание условий для более успешной работы по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.

  15. Принцип результативности предполагает получение положительного результата по формированию у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Предполагаемый результат

Дети должны знать:

  • части тела (руки, ноги, голова, пальцы, стопа, живот, спина);

  • органы чувств (глаза, уши, нос, язык).

Уметь объяснять:

  • зачем нужны органы чувств и части тела;

  • зачем нужен рот и зубы.

Должны уметь:

  • следить за чистотой своего тела;

  • выполнять оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

1.1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Построение образовательного процесса в группе с 2 до 3-х лет осуществляется с учётом следующих принципов:

  • Принцип индивидуализации - построение образовательного процесса, в котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.

  • Принцип активности - построение такого образовательного процесса, в котором ребенок ставится в активную позицию познания окружающего мира, самостоятельном поиске способов установления взаимодействия с окружающими людьми на основе общепринятых норм и правил, соблюдению общечеловеческих ценностей.

  • Принцип интеграции - решение задач программы в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности, обеспечивающих проникновение одних элементов в другие, создавая подвижность, гибкость образовательному пространству.

  • Принцип гуманизации - утверждающий непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, обеспечивающий каждому ребенку право на свободу, счастье и развитие способностей.

  • Принцип преемственности - предполагающий обогащение средств, форм и методов воспитания, предопределяет характер связи между элементами педагогического процесса в ДОУ и стилем воспитания в семье.

  • Принцип диалогичности - предполагающий, что только в условиях субъект-субъектных отношений возможно формирование гуманной личности, нацелен на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса.

  • Принцип культуросообразности - предполагающий ориентацию на потребности общества и личности ребенка, адаптацию детей к современным условиям жизни общества, приобщение детей к традициям народной культуры, дополненным региональным компонентом.

  • Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность существования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения и воспитания.

  • Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно-образовательной деятельности и в проведении режимных моментов.

  • Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками.

  • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития;

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

  • учет этнокультурной ситуации развития детей. Вышеперечисленные принципы

  • предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности и при проведении режимных моментов;

  • предполагают построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.1.4. Характеристики особенностей развития детей от 2-х до 3-х лет дошкольного возраста

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.

К концу третьего года жизни речь становиться средством обращения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор и 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

1.1.5. Планируемые результаты освоения

Направления развития

Группа общеразвивающей направленности детей с 2 до 3-х лет

речевое развитие

-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; проявляет интерес к стихам.

познавательное развитие

. ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий

социально-коммуникативное развитие

-эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность; в бытовом и игровом поведении стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

художественно-эстетическое развитие

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

физическое развитие

-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.), использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими

1.1.6. Требования Стандарта к целевым ориентирам воспитанников группы общеразвивающей направленности с 2 до 3-х лет

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и ДОУ, реализующего Программу.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (с учетом положений части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. . Совместная игровая деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка в группе общеразвивающей направленности с 2 до 3 лет «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • Физическое развитие;

  • Социально-коммуникативное развитие;

  • Познавательное развитие;

  • Речевое развитие;

  • Художественно-эстетическое развитие.




Образовательные области

Содержание образовательного процесса по освоению образовательных областей

Физическая культура

Достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,

гармоничное физическое развитие:

Задачи:

1. Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

2. Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).

3. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья:

Задачи:

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Социально-

коммуникативное развитие

Достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему

социальных отношений.

Задачи:

1. Развитие игровой деятельности детей.

2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и

взрослыми (в том числе моральным).

3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства

принадлежности к мировому сообществу.
Достижение цели формирования положительного отношения к труду:

Задачи:

1. Развитие трудовой деятельности.

2. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

3. Формирование первичных представлений о профессиях, труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого

человека.
Достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования

предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Задачи:

1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах

поведения в них.

2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

3. Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира

транспортного средства.

4. Формирование основ безопасности поведения в быту, социуме.

5. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и

окружающего мира природы ситуациям.

Познавательное развитие

Достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей:

Задачи:

1.Сенсорное развитие.

2.Развитие познавательно-исследовательской деятельности в природе. Открывает мир природы, исследует и
экспериментирует.

3.Развитие математических представлений.

4.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Речевое развитие

Достижение цели формирования интереса и восприятии книг:

Задачи:

1.Воспитывать любовь к книге.

2.Воспитывать литературно-художественный вкус.

3.Способствовать развитию художественного восприятия.

4.Развитие литературной речи.

5.Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического
вкуса.

6.Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений.

7.Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи,
произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и
видах детской деятельности.

8.Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
9 .Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Художественно-

эстетическое развитие

Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,

удовлетворение потребности детей в самовыражении:

Задачи:

1.Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование)

2.Развитие детского творчества.

3.Приобщение к изобразительному искусству.

4.Совершенствование изобразительной деятельности.
Развитие музыкально-художественной деятельности.
5 .Накапливать представления о жизни и творчестве композиторов.

6.Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр.

7.Развитие музыкально-художественной деятельности.

8.Приобщение к музыкальному искусству


В соответствии ФГОС дошкольного образования от 17.10.2013 №1155 организация образовательной деятельности проводится в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. К каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

В стандарте учитываются индивидуальные потребности ребенка и возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Виды детской деятельности для детей раннего дошкольного возраста:


Детская деятельность

Формы работы

Двигательная

Игровая беседа с элементами движений

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

Игровые упражнения

Игровая

Сюжетные игры

Игры с правилами

Театрализованные игры

Пальчиковый театр

Настольный театр

Трудовая

Трудовые поручения

Совместная деятельность по уходу за растениями и животными

Коммуникативная

Беседа

Ситуативный разговор

Игры (сюжетные, с правилами)

Познавательно-исследовательская

Наблюдение

Экскурсия

Моделирование

Игры (сюжетные, с правилами)

Восприятие художественной литературы

Чтение

Разучивание

Ситуативный разговор с детьми


Решение задач образования, развития и воспитание детей осуществляется по блокам:

организованная образовательная деятельность - представляет собой организованное обучение в форме игровой деятельности.

Расписание организованной образовательной деятельности составлено в соответствии требованиям СанПиН, где учитывается время и соблюдены перерывы.

В этот блок включаются цели и задачи, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей, задачи отдельного образовательного предмета, задачи формирования у детей элементов учебной деятельности. Взрослый всегда здесь инициатор активности детей: он ставит перед ними задачи, выбирает необходимые средства, оценивает правильность решения. Используя строгую последовательность учебных задач, педагог может варьировать конкретные материалы, опираясь в их отборе на склонности детей. В соответствии требованиями ФГОС обязательными являются области, которые состоят из разделов:

  • Растим детей активными, ловкими, жизнерадостными. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка. - образовательная область «физическое развитие».

  • В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, общается. Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других. Развиваем ценностное отношение к труду. Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире.- образовательная область «социально-коммуникативное развитие».

-Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует. Ребенок открывает мир природы. Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем. - образовательная область «познавательное развитие».

- Развиваем речь детей. Ребенок в мире художественной литературы - образовательная область «речевое развитие».

- Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество. Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально -художественную деятельность. - образовательная область «художественно-эстетическое развитие».

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста образовательная деятельность проводятся в фронтальной, подгрупповой, индивидуальной форме.

совместная деятельность воспитателя с детьми - включает в себя совместную деятельность воспитателя и детей: организацию бесед, опытов и экспериментов, дидактических и сюжетно-ролевых игр чтение художественной литературы, обыгрывание проблемных ситуаций.

Задачи этого блока:

  • развитие социальных навыков, освоение разных видов деятельности.

  • приобщение к искусству, формирование нравственных ценностей, патриотическое, трудовое воспитание.

  • расширение представлений о мире, основам знаний по безопасному поведению.

  • задачи развития речи.

Работа в рамках этого блока активность детей может быть вызвана воспитателем, который вовлекает детей в ту или иную

деятельность, демонстрируя собственную увлеченность ею, либо включиться к уже возникшей деятельности детей, направляя ее ход

изнутри как равный партнер.

самостоятельную деятельность детей

Этот блок включает в себя свободную деятельность детей по интересам. В рамках этого блока развивается творческая активность детей в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.), свободное экспериментирование с различными материалами. Ребенок получает возможность самореализации; будучи хозяином вещей, действий, отношений, он обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.

В рамках свободной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической субкультуры, которые необходимы для благополучного существования в детском сообществе. Так же ребенок в самостоятельной деятельности продолжает совершенствовать способности и умения, основы которых закладываются в первых двух блоках.

Функция воспитателя в этом блоке - создать разнообразную предметную среду, соответствующую интересам ребенка и его активности, и имеющей развивающий характер.

2.1.2. Модель организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду на день в группе с 2 до 3-х лет соответствующую интересам ребенка и его активности, и имеющей развивающий характер.

Направление

развития ребенка

Младший дошкольный возраст




Первая половина дня

Вторая половина дня

Физическое

развитие

- прием детей в детский сад на воздухе в теплое время года;

- утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты);

- гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание

рта);

- закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в

группе, одежда по сезону на прогулке; обширное умывание,

воздушные ванны);

- физкультминутки на занятиях;

- физкультурные занятия;

- прогулка в двигательной активности

- гимнастика после сна;

- закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком по

солевым дорожкам);

- физкультурные досуги, игры и развлечения;

- самостоятельная двигательная деятельность;

- игры для развития моторики;

- пальчиковая гимнастика;

- совместные игры детей.

- беседы, дидактические игры, развивающие игры по

формированию начальных представлений ЗОЖ, воспитание КГН

Познавательное развитие

- игры-занятия;

- дидактические игры;

- наблюдения;

- беседы;

- экскурсии по участку;

- исследовательская работа, опыты и экспериментирование.

- игры;

- досуги;

- индивидуальная работа

- экологические игры с игрушками и бросовым материалом

- подвижные игры коммуникативного направления;

Речевое развитие

- игры-занятия;

- дидактические игры;

- беседы;

- индивидуальная работа

- чтение художественной литературы

- артикуляционная, пальчиковая гимнастика

- заучивание потешек

- дидактические, развивающие игры;

- беседы;

- индивидуальная работа

- работа в книжном центре

- артикуляционная, пальчиковая гимнастика

- заучивание стихов

Социально-

коммуникативное

развитие

- утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы;

- оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы;

- формирование навыков культуры еды;

- этика быта, трудовые поручения;

- формирование навыков культуры общения;

- театрализованные игры;

- сюжетно-ролевые игры.

- индивидуальная работа;

- эстетика быта;

- трудовые поручения;

- игры с ряжением;

- работа в книжном центре;

- общение младших и старших детей;

- сюжетно-ролевые игры

Художественно-эстетическое развитие

- занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности;

- эстетика быта;

- наблюдение на участке.

- занятия в уголке ;

- музыкально-художественные досуги;

- индивидуальная работа



Циклограмма совместной деятельности с детьми раннего возраста.


Время суток

День недели

Утро

Утренняя гимнастика с элементами дыхательной, релаксационной, игрового массажа

1-я половина

дня

Гимнастика после сна, адаптационная, дыхательная, игровой массаж и другие оздоровительные мероприятия

2-я половина

дня

Вечер

Понедельник

1.Индивидуальные беседы.

2.Рассматривание
иллюстраций.

3.Рассматривание игрушек.

4.Слушание и
повторение песенок
и потешек

5.Подвижные игры

1.Пальчиковая
гимнастика

2.Словесные игры

3.Малые
фольклорные
жанры

4.Чтение
художественной
литературы

1.Театрализованны

е и сюжетно-

ролевые игры.

2.Чтение

художественной

литературы.

3. Индивидуальная

работа по развитию основных

движений


1.Наблюдения в природе.

2.Настольные игры.

З.Разучивание

чистоговорок.

Вторник

1.Подвижные игры

2.Закрепление
основных видов
движений

3.Дыхательная
гимнастика

4.Пальчиковая
гимнастика

1.Разучивание новых
подвижных игр

2.Адаптационная
гимнастика

3.Прогулка с высокой
двигательной
активностью

1.Логоритмика. 2.Подвижные, имитационные игры.

3. Силовые упражнения для мальчиков 4.Занятия на дорожке здоровья.


1.Имитационные игры

2.Народные игры.

3. Силовые упражнения

для мальчиков

4.Артикуляционная гимнастика.

Среда

1.Дидактические игры

2.Индивидуальные занятия в
сенсорной комнате

3.Игры для развития
моторики

4.Пальчиковая гимнастика

1.Пальчиковая гимнастика.

2.Работа с развивающими
играми Воскобовича

3.Игры-упражнения по самообслуживанию

1.Пальчиковая гимнастика. 2.Конструктивные игры. 3.Продуктивная деятельность. 4.Развитие мелкой моторики

1.Упражнения на развитие мелкой моторики.

2.Настольно-печатные игры

(сенсорика).

Четверг

1.Наблюдение за объектами природы

2.Рассматривание
иллюстраций (по
изучаемым темам)

3.Экологические игры с
игрушками и бросовым
материалом

1.Материалы на стенде
познавательного развития.

2.Рассматривание картин
и натуральных объектов

3.Индивидуальная работа
по грамматическому
строю речи

1.Игры в Центре воды и песка.

2.Дидактические игры, в

том числе с природным

материалом.

3.Игры-аттракционы

1.Рассматривание иллюстраций.

2.Театральные игры

З.Словесные игры.

Пятница

1.Беседы

2.Игровые
воспитывающие
ситуации

3.Подвижные игры
коммуникативного
направления

4.Совместные игры
детей


1.Развлечение.

2.Сюжетные игры с предметами-

заместителями.

3.Подвижная

деятельность

1.Игры-беседы на тему
«Познай себя»

2.Игры, этюды
3.Совместные игры с
предметами

1. Дидактические игры (в подгруппах)

2. Артикуляционная

гимнастика



2.1.3. План образовательной работы в группе с 2 до 3-х лет

Объем недельной образовательной нагрузки (совместной игровой деятельности) в группе с 2 до 3-х лет


Направление

Содержание

Время

Физическое развитие

Растим детей здоровыми, ловкими, жизнерадостными. Приобщаем к ЗОЖ, укрепляем физическое и психическое здоровье.

30 мин

Познавательное развитие

Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует

и экспериментирует.

Ребенок открывает мир природы.

Делаем первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

10 мин

Речевое развитие

Ребенок в мире художественной литературы.

Развиваем речь детей и коммуникативные способности детей.

10 мин

Социально-коммуникативное

В игре ребенок развивается, познает мир, общается.

Ребенок входит в мир социальных отношений. Познает себя и других.

Развиваем ценностное отношение к труду.

Ребенок осваивает опыт безопасного поведения в окружающем мире.

10 мин

Художественно-эстетическое развитие

Приобщаем к изобразительному искусству и развиваем детское художественное творчество

20 мин

Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально - художественную деятельность.

20 мин

100 мин
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10