Главная страница


Паспорт программы 3 I. Целевой раздел 5 Пояснительная записка 5



НазваниеПаспорт программы 3 I. Целевой раздел 5 Пояснительная записка 5
страница6/10
Дата30.07.2016
Размер1.51 Mb.
ТипПаспорт программы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Литература:


  1. Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей.

  2. Кобзева Т.Г., Мартынова Е.А. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство».

  3. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.

  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.

Природный мир


Месяц

Тема занятия

Цель

Методическая литература

1.Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления.

2.Т.Н.Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.

3.Л.П.Молодова. Игровые экологические занятия.

Сентябрь

Наш огород

Учить узнавать овощи на картинках и в натуре, формировать понятие «овощи»; расширять представления об окружающем.

1, стр. 85-96

Октябрь

Наш сад

Дать детям представление о фруктах; учить узнавать фрукты, выбирать нужную картинку из множества; развивать речь.

1, стр. 141,

2, стр. 11

Ноябрь

Петушок и его семья

Познакомить с куриным семейством, с особенностями их внешнего вида; учить узнавать их на картинке, подражать им.

2, стр. 17

Декабрь

Животные и их детеныши

Познакомить детей с домашними животными и их детенышами, расширить представления о них; развивать речь: умение слушать, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем.

1, стр. 99

Январь

У кого какая мама

Закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их детенышах; учить подражать голосам животных; воспитывать интерес к животным.

1, стр.102

Февраль

Кого мы встретили в лесу?

Дать детям первоначальное представление о лесе его обитателях, учить узнавать животных на картинках и называть их.

1, стр. 84,

2, стр. 36

Март

Обитатели леса

Расширять первоначальные представления о лесе и его обитателях; продолжать учить рассматривать изображения, замечать отличительные признаки; развивать речь.

2, стр. 36-41

Апрель

Айболит проверяет здоровье растений

Знакомить детей с признаками хорошего состояния комнатных растений; воспитывать заботливое отношение к растениям, желание за ними ухаживать.

2, стр. 45

Май

Не топчи травку

Учить бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, учить видеть красоту и радоваться ей.

3, стр. 8-10


Наблюдения
I квартал


Виды наблюдений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

За трудом взрослых

Наблюдение за трудом младшего воспитателя (моет посуду, вытирает пол, пыль). Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам их труда.

Наблюдение за трудом дворника (сгребает листву, собирает мусор). Дать конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости труда.

Наблюдение за трудом прачки. Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать желание помогать.

За сезонными изменениями

в природе,

неживой природой

Формировать представление о том, что осенью солнце сильно не греет как летом, нона улице еще тепло. Развивать наблюдательность.

Формировать представление о том, что люди меняют свою одежду осенью.

Формировать представление о том, что осенью часто идут дожди. Обратить внимание на то, что небо серое, хмурое.

Знакомить детей со свойствами песка: сухой, влажный, лепится, рассыпается.

Познакомить детей с тем, что осенью часто дуют порывистые ветры. Учить замечать изменения погоды (становится все холоднее, лужи покрываются льдом, на улице пасмурно, хмуро).

За живой природой

Формировать представление о дереве (у него есть ствол, ветки, листья).

Познакомить детей с листьями и ягодами рябины, учить совершать обследовательские действия.

Обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску). Воспитывать умение замечать красоту осеннего дерева.

Учить детей узнавать котенка, выделять особенности внешнего вида, познакомить с особенностями поведения.

Учить детей подкармливать птиц.

Уточнить представление детей об основных частях кустарника (несколько стволов, ветви). Воспитывать бережное отношение к растениям.

В уголке природы

Познакомить детей с аквариумом, с обитателями аквариума – рыбками. Обратить внимание детей на то, что делает рыбка (плавает, смотрит, виляет хвостом, открывает рот).

Познакомить детей с птицей уголка природы. Обратить внимание на ее внешний вид, некоторые повадки.

Рассматривание растений в уголке природы. Познакомить детей с фикусом, отличительными особенностями внешнего вида. Развивать наблюдательность, внимание.


II квартал


Виды наблюдений

Декабрь

Январь

Февраль

За трудом взрослых

Наблюдение за трудом дворника (разгребает снег, расчищает дорожки, посыпает их песком). Воспитывать желание помогать взрослым.

Наблюдение за трудом медсестры. Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-отобразительных играх.

Наблюдение за трудом шофера (увозят за город на грузовиках снег, привозят продукты в детский сад). Учить различать грузовые и легковые автомобили; развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.

За сезонными изменениями

в природе,

неживой природой

Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, солнце светит, но не греет, ветер злой, колючий.

Наблюдение за снегом. Познакомить со свойствами снега (белый, легкий, пушистый, от тепла тает, бывает липкий и рассыпчатый). Познакомить с сезонным явлением - снегопад.

Наблюдение за льдом. Знакомить детей со свойствами льда (гладкий, скользкий, прозрачный, в тепле тает). Развивать умение сравнивать, делать элементарные выводы.

За живой природой

Наблюдение за деревьями. Обратить на произошедшие изменения во внешнем виде деревьев зимой (листья опали, на ветках лежит снег). Продолжать учить рассматривать строение деревьев; любоваться красотой зимней природы.

Наблюдение за собакой. Учить называть характерные части тела животного; познакомить с ее повадками (бегает, лает и т.д.).

Наблюдение за елкой. Закрепить знания детей о ели (всегда зеленое, колючее); воспитывать бережное отношение к живому дереву, охранять и беречь его.

Наблюдение за зимующими птицами (голубь, ворона, воробей). Учить имитировать их движения, рассматривать и сравнивать следы на снегу. Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей.


В уголке природы

Наблюдение за кроликом. Обратить внимание детей на внешний вид, некоторые повадки, потребности. Воспитывать любовь к живым существам, желание заботиться о них.

Уточнить представления о комнатных растениях; дать первоначальные представления о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ними – создании необходимых условий. Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за растениями в уголке природы.

Наблюдение за веткой в вазе. Учить замечать происходящие изменения, развивать наблюдательность, терпение.


III квартал


Виды наблюдений

Март

Апрель

Май

За трудом взрослых

Наблюдение за трудом прачки (наблюдение за процессом глажения белья). Дать представления о труде взрослых, об общественной значимости труда.

Наблюдение за трудом дворника. Учить отмечать его специфические действия, называть орудия труда.

Наблюдение за трудом шофера. Закрепить знания о работе шофера, о назначении грузовых машин.

За сезонными изменениями

в природе,

неживой природой

Наблюдение за сосульками. Уточнить знание свойств льда, развивать обследовательские действия.

Наблюдение за снегом. Обратить внимание детей на то, что снег становится темнее, он рыхлый, липкий, проваливается, тает. Развивать наблюдательность.

Формировать представления о первых весенних изменениях в природе: солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает таять.

Наблюдение за лужами. Закрепить представления детей о том, что весной снег тает, образуются лужи.

Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки, но есть и различия. Развивать аналитическое мышление.

Наблюдение за солнцем (солнышко светит ярче, теплее). Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг; развивать наблюдательность, умение устанавливать простейшие связи.

Закрепить представления детей о том, что весной становится тепло, идет дождь (дождь теплый, от него все быстро растет).

За живой природой

Наблюдение за рябиной. Закреплять представления детей о дереве, замечать сезонные изменения в мире растений; учить устанавливать простейшие взаимосвязи: дует ветер, отклоняет ветки дерева.

Наблюдение за птицами. Обобщить представление о птицах на основе выделения существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной.

Наблюдение за растениями. Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры, как они расположены на ветке. Развивать наблюдательность.

В уголке природы

Наблюдение за рыбкой. Дать представление о разнообразии аквариумных рыб; уточнить знания детей о внешних признаках рыб.

Наблюдение за морской свинкой. Обратить внимание на ее внешний вид и некоторые повадки; развивать обследовательские действия, учить пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного.

Наблюдение за комнатными растениями. Учить замечать изменения в жизни растений с приходом весны; учить любоваться красотой цветущих растений.



Краеведение


Месяц

Тема занятия

Цель

Методическая литература

Сентябрь

Прогулка по участку

Познакомить детей с тем, что растет на участке, поговорить о бережном отношении к растениям, показать, где можно играть.


1, стр. 14

Октябрь

Осень на участке детского сада

Развивать у детей интерес и любовь к природе родного края, сделать акцент на ее красоте и разнообразии; показать многообразие красок золотой осени; воспитывать умение наблюдать явления природы.


4, стр. 28-31

Ноябрь

Первое знакомство с березой

Формировать представление о том, что береза – это дерево, оно растет на нашем участке. Дать представления о составных частях дерева.

1, стр. 16

2, стр. 29

Декабрь

Ночью к нам пришла зима

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы; учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.


3, стр. 77-78

Январь

Птицы зимой

Познакомить детей с птицами, которые прилетают на участок зимой (воробей, синица, ворона, голубь); формировать желание заботиться о зимующих птицах.


3, стр. 90-93

Февраль

Дикие звери зимой

Расширять первоначальные представления детей о лесе и его обитателях; уточнить представления о внешнем виде, особенностях образа жизни зимой зайца, лисы, медведя, волка. Вызвать доброжелательное отношение к лесным зверям.


3, стр. 36-39

1, стр. 106

Март

Весна на участке детского сада

Дать детям первые представления о ранней весне; развивать интерес и любовь к родной природе; воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе нашего края.


4, стр. 80

5, стр. 94

Апрель

Веселые воробьи

Расширять представления детей о весне; учить соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной; поддерживать интерес к жизни птиц.

2, стр. 115

5. стр. 96

Май

Познакомьтесь, одуванчик!

Познакомить детей с одуванчиком на разных стадиях: желтый и белый. Учить детей любоваться красотой родной природы. Воспитывать бережное отношение к цветам.

3, стр. 47


Литература:

  1. Е.В. Гончарова. Технология экологического образования детей младшей группы.

  2. О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию!

  3. Т.Н. Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.

  4. Н.Г. Зеленова. Мы живем в России.

  5. С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.


Предметный и рукотворный мир


Месяц

Тема занятия

Цель

Методическая литература

Сентябрь

Комната для куклы

Познакомить с предметами мебели и их назначением, учить различать и называть детали мебели, формировать обобщающее понятие «мебель»; развивать мелкую моторику рук.

1, стр. 70,

3, стр. 17,

4, стр. 79

Октябрь

Кормление куклы обедом

Уточнить с детьми назначение посуды, учить называть и уметь последовательно выполнить действия. Воспитывать желание заботиться о кукле. Упражнять в произношении слов «горячая», «сладкая».

3, стр. 72,

4, стр. 84

Ноябрь

Оденем куклу на прогулку

Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды, ее детали, названия и назначение обуви; формировать представление о видах одежды соответственно времени года.


1, стр.73, 76

3, стр. 47, 57

4, стр. 86

Декабрь

За покупками

Учить группировать предметы по общему признаку; развивать пространственные ориентировки; уточнять и активизировать качественный словарь.


1, стр. 78

Январь

Кукла Маша готовится к встрече гостей

Воспитывать умение правильно встречать гостей – предложить стул, используя вежливые формы обращения, предложить угощение, проявить внимание к гостю. Закрепить навыки культурной еды.

4, стр. 95

Февраль

Кукла Маша заболела

Дать представление о том, что к больному надо вызвать врача, проявить к нему внимание, сочувствие. Дать представление о профессии врача.


4, стр. 87

Март

Что подарим маме?

Закрепить знания о знакомых предметах (посуда, игрушки, предметы быта); воспитывать любовь к родным людям, учить доставлять им радость.

2, стр.110

Апрель

Что для чего нужно?

Продолжать формировать обобщенное представление о функциональном назначении предметов и их принадлежности к определенному виду деятельности человека.

2, стр. 109,

3, стр. 49

Май

Петушок и его семья

Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Воспитывать желание заботиться о близких.

5, стр. 168


Литература:

1.А.А.Вахрушев. Здравствуй, Мир!

2.Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления.

3.Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим.

4.А.Н.Фролова. Игры-занятия с малышами.

5.Е.В. Жердева. Дети раннего возраста в детском саду.

Образовательная область «Речевое развитие».

Область «Речевое развитие» состоит из разделов: « Ребенок в мире художественной литературы». «Развиваем речь детей и коммуникативные способности детей».

Возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи, побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Речевое развитие


Месяц

Тема занятия

Цель

Ссылка на методическую литературу

Г.И. Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет.

Сентябрь

Настольный театр «Курочка Ряба»

Привлечь к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра, высказыванию по собственному желанию; учить эмоционально откликаться на воспринимаемо содержание.

стр. 7

Петушок и курочка

Познакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах; формировать познавательную активность.

стр. 8

Петушок, курочка и цыплята

Продолжить знакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.

стр. 10

Песня-песенка

Закрепить правильное звукопроизношение; развивать фонематический слух, речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

стр. 13

Октябрь

Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба»

Привлечь к самостоятельным играм по мотивам сказки, используя предметы-заместители; активизировать высказывания; побуждать к диалогу с воспитателем.

стр. 13

Петушки и цыплята

Развивать звукоподражание, умение ориентироваться в пространстве; учить включаться в игру, объединенную общим знакомым сюжетом.

стр. 14

Пойдем вместе

Знакомить с домашними животными; развивать правильное звукопроизношение.

стр.14

Рассматривание игрушек

Учить рассматривать предметы, выделяя детали, знать их точное наименование, умению общаться между собой.

стр.16

Ноябрь

Игра «Чудесный мешочек»

Закрепить названия овощей – огурец, морковь, помидор, свекла, расширять представления об их пользе; способствовать освоению структуры простого предложения.

стр.17

Игра-драматизация по мотивам сказки «Курочка Ряба»

Вызвать интерес к сказке, ряжению; привлечь к использованию отрывков из сказки в собственной игре.

стр.18

На птичьем дворе

Учить реагировать на обращение воспитателя; развивать звуковую культуру речи.

стр. 19

Рассматривание игрушек (свинья, утка, лягушка)

Учить рассматривать игрушечных зверей, называть их части тела, самостоятельно высказываться об увиденном, употребляя глаголы «хрюкает», «квакает», «крякает».


стр. 20

Декабрь

Идите с нами играть

Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.

стр. 22

Змейка

Тренировать произношение звука [ш]; расширять словарный запас; развивать ловкость.

стр. 22

Рассматривание елки, украшенной игрушками

Привлечь к диалогу со взрослыми, развивать и активизировать словарь; формировать представление о празднике, вызывать положительные эмоции.

стр. 23

Рассматривание игрушек (автомобиль, лошадь, мышка)

Учить рассматривать предметы, выделяя их детали, различать предметы по величине, общаться с воспитателем и друг с другом.

стр. 24

Январь

Рассматривание картинок «Кто живет в лесу?»

Поддерживать инициативу вступать в речевое общение; развивать и активизировать словарь; учить согласовывать существительные с прилагательными.

стр. 26

Кто, что ест

Уточнить представления о пище; активизировать глаголы «лакать», «есть», «грызть».

стр. 27

Ветерок

Развивать речевое дыхание; закрепить понятия об основных цветах.

стр. 28

Игра-инсценировка «Медвежонок и козлята»

Учит эмоционально откликаться на воспринимаемое; включаться в общение со взрослыми в форме речи и игровых действий.

стр. 29

Февраль

Рассказ воспитателя «На чем люди ездят?»

Дать представление о транспорте; привлечь к обмену впечатлениями о знакомых видах транспорта; учить выделять и называть яркие признаки отдельных транспортных средств.

стр. 30

За рулем

Расширять словарный запас; знакомить с темой «Транспорт».

стр. 31

Чья птичка дальше улетит?

Выработать длительный, направленный, плавный ротовой выдох; укрепить мышцы губ; продолжать учить внятно произносить звук [б], регулировать силу голоса.

стр. 32

Игра-драматизация «Медвежонок и козлята»

Учить включаться в драматизацию, соотносить игровые действия и эмоциональные выразительные движения со словом, внятно произносить звук [э] изолированно и в звукосочетаниях.

стр. 33

Март

Настольный театр «Теремок»

Учить самостоятельно обследовать фигуры из настольного театра; эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в рассказывание сказки; внятно произносить звуки [з], [у], звукоподражательные слова.

стр. 34

Коровка и бычок

Закрепить и расширить знания о домашних животных и их детенышах; воспитывать гуманное отношение к животным. Учить использовать словосочетания, характерные для колорита народной поэзии.

стр. 35

Побродим по лужам

Расширять словарный запас; развивать игровые навыки.

стр. 37

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Учить внимательно слушать сказку, внятно произносить гласные звуки и звукоподражательные слова; привлекать к использованию отрывков из сказки в собственной игре.

стр. 37

Апрель

Игра «Собачка лает»

Закрепить знания о собаке и ее детенышах – щенках; укрепить артикуляционный и голосовой аппараты; учить внятно произносить звук [ф].

стр. 39

Пастушок и коровки

Расширить фольклорную тематику; закрепить знание знакомых текстов; ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл.

стр. 40

Игра-инсценировка «Колобок»

Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассматривании игрушек; побуждать называть один и тот же предмет разными словами с помощью уменьшительных суффиксов.

стр. 42

Игра «Тук-тук»

Развивать голосовой аппарат, чувство ритма; обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению; закреплять правильное произношение звуков [т] и [к].

стр. 43

Май

Петушок и его семья

Учить применять форму монологической речи: драматизировать знакомые произведения, рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя знакомые фольклорные формы.

стр. 44

Игра «Чудесный мешочек»

Закрепить названия овощей – огурец, морковь, помидор, свекла, расширять представления об их пользе; способствовать освоению структуры простого предложения.

стр. 17

Рассматривание картинок «Кто живет в лесу?»

Поддерживать инициативу вступать в речевое общение; развивать и активизировать словарь; учить согласовывать существительные с прилагательными.

стр. 26

Рассматривание игрушек

Учить рассматривать предметы, выделяя детали, знать их точное наименование, умению общаться между собой.

стр.16, 20, 24


Раздел: "Ребенок в мире художественной литературы".

В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены. Дети знакомятся с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их чтения входят разные произведения русского и зарубежного фольклора: потешки, песенки, прибаутки, заклички-обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные и о животных, некоторые произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.

Ознакомление с художественной литературой

Цель:

  1. Воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать.

  2. Учить эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.

  3. Воспитывать у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы.


I квартал


Вид деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Рассказывание сказок

Русская народная сказка «Курочка Ряба», обр. К. Ушинского.

Русская народная сказка «Курочка Ряба», обр. К. Ушинского.


Русская народная сказка «Репка», обр. К. Ушинского

Чтение

произведений

«Петя позвал»,

Л.Н. Толстой

Потешка «Ладушки-ладушки»;

«Цыпленок и утенок»,

В. Сутеев

«Речка», Я. Тайц

Чтение стихотворений

«С добрым утром»,

Е. Благинина

«Погремушки»,

Н. Френкель

Потешка «Курочка-рябушечка»;

«Кот поет, глаза прищуря...», А. Фет.


Заучивание стихотворений

Потешка «Сорока-белобока»

«Осень наступила», А.Плещеев

«Бычок», А. Барто

«Наша елка», Е. Ильина


II квартал


Вид деятельности

Декабрь

Январь

Февраль

Рассказывание сказок

Русская народная сказка «Репка», обр. К. Ушинского

«Колобок»,

обр. К. Ушинского

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»


Русская народная сказка «Колобок»,

обр. К. Ушинского

Чтение произведений

Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду…»

«Утка», Е. Чарушин

Песенка «Баю-баю, баю-бай…»;

«Три котенка»,

В. Сутеев

Чтение стихотворений

«Сыплет, сыплет снег…»,

С. Маршак.

«На дворах и домах снег лежит полотном...», И.Никитин.

«На санках»,

О. Высотская

«Шарик», Я. Аким

Заучивание стихотворений

«Елка наряжается»,

Я. Аким.

«Слон», А. Барто


Потешка «Большие ноги»

«Мишка», А. Барто;

Потешка «Ладушки»


III квартал


Вид деятельности

Март

Апрель

Май

Рассказывание сказок

Русская народная сказка «Теремок»,

обр. М. Булатова

Русская народная сказка «Теремок»,

обр. М. Булатова

Русская народная сказка «Козлятки и волк»,

Обр. К. Ушинского

Чтение произведений

«Кыш», Я. Тайц;

«Васька», К.Ушинский

Песенка «Дождик, дождик пуще»

«Гусь», Е. Чарушин;

«Два козлика», К.Ушинский


Чтение стихотворений

«Веснянка»,

В. Ладыжец

«Большая кукла»,

В. Берестов


«Хлюп-хлюп»,

С. Капутикян;

«Ветер по морю гуляет...», А. Пушкин.

Заучивание стихотворений

«Травка зеленеет…»,

А. Плещеев;

«Лошадка», А. Барто.

«Солнышко»,

А. Прокофьев

Потешка «Радуга-дуга»


Образовательная область «Физическое развитие» состоит из разделов: "Растим детей здоровыми, ловкими , жизнерадостными." "Приобщаем к ЗОЖ, укрепляем физическое и психическое здоровье".

Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок обычно бывает подвижным, жизнерадостным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.

Задачами воспитателя в области развития движений являются следующие: -вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; - учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;

Комплекс оздоровительной гимнастики /

традиционная и игровая формы)


Месяц

Традиционная форма.

Игровая форма

(подвижные игры).

сентябрь

1. Ходьба за воспитателем, чередуемая с бегом (20-30 с). Ходьба с перешагиванием через веревочки.

2. Комплекс упражнений без предметов.

1. «Покажи руки». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, выпрямить, вниз. Позже говорить «вот». Повторить 5 раз.

2. «Где колени?» И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть на колени, выпрямиться. Говорить «вот». Приучать выпрямлять ноги. Повторить 4 раза.

3. «Шагают наши ножки». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз (за спину, на пояс). Высоко попеременно поднимать ноги, размахивая руками, 5 – 10 сек. Повторить 3 раза.

4. «Подпрыгивание». И.п.: то же. 8 – 10 подпрыгиваний на месте, прыгать мягко. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.

3. Спокойная ходьба за воспитателем с замедлением темпа (1-2 мин).

  1. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Бег стайкой за воспитателем.

2. «Великан».

3. «Ножки по дорожке».

4. «Передай мяч».

5. «Дождик».

6. Спокойная ходьба друг за другом с замедлением темпа (1-2 мин).


октябрь

1. Ходьба обычная, ходьба на носочках («Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).

2. Комплекс упражнений без предметов.

1. «Покажи ладони». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, выпрямить, ладони вверх, сказать «вот». Повторить 5 раз.

2. «Неваляшка». И.п.: сидя, ноги врозь, руки назад. Слегка наклониться вперед и выпрямиться. Через 3–4 движения – паузы. Повторить 5 раз.

3. «Спрятались и показались». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, встать. Повторить 5 раз.

4. «Нам весело». И.п.: то же, руки за спину. 8 – 10 подпрыгиваний на месте и ходьба, размахивая руками. Повторить 3 раза.

3. Спокойная ходьба по залу с замедлением темпа (1-2 мин).

1. Ходьба друг за другом. Ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную.

2. «Флажок».

3. «Через ручеек».

4. «Солнышко и дождик».

5. Спокойная ходьба за воспитателем.

ноябрь

1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения. Прыжки на двух ногах на месте. Ходьба, дети становятся врассыпную по залу.

2. Комплекс упражнений с флажком.

1. «Играем». И.п.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Помахать, вернуться в и.п.. Повторить 3 раза (каждой рукой).

2. «Повернись». И.п.: ноги врозь, флажок за спину. Поворот вправо (влево), показать флажок, сказать «вот», опустить. Повторить 4 раза (в каждую сторону).

3. «Ногу через флажок». И.п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади. Перенести через флажок правую (левую) ногу, вернуться в и.п. Голову не опускать. Повторить 3 раза.

4. «Нам весело». И.п.: ноги слегка расставить, флажок вниз. 8 – 10 подпрыгиваний и ходьба на месте, помахивая флажком. Повторить 2 – 3 раза.

3. Спокойная ходьба по залу с замедлением темпа (1-2 мин).

1. Ходьба, бег врассыпную. Ходьба друг за другом, прыжки с продвижением вперёд, ходьба врассыпную по залу.

2. «По ровненькой дорожке».

3. «Лови мяч».

4. «Догони мяч».

5. Спокойная ходьба за воспитателем.


декабрь

1. Ходьба обычная, ходьба на носочках Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).

2. Комплекс упражнений с погремушкой (двумя).

1. «Погремушка в сторону». И.п.: ноги слегка расставить, погремушка внизу. Погремушка в сторону, помахать, опустить. Упражнение выполнять 3 – 4 раза одной, затем другой рукой или поочередно.

2. «Ветерок и погремушка». И.п.: ноги врозь, погремушка вверх. Слегка наклоняться вправо-влево, помахивая погремушкой. Через 2 – 3 движения отдых. Переложить погремушку в другую руку. Повторить 4 раза.

3. «Согни ноги». И.п.: сидя, ноги вместе, погремушка на полу сбоку. Согнуть ноги, выпрямить. То же поочередно. Повторить 4 раза. Голову не опускать, дыхание произвольное.

4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, погремушка вниз. 8 – 10 подпрыгиваний, затем ходьба с игрой погремушкой. Повторить 3 раза.

3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.

1. Ходьба в колонне друг за другом. Бег с остановкой на сигнал: дети бегают по всей площадке зала (10-15 с), на сигнал «Стоп!» малыши останавливаются. Ходьба и бег чередуются.

2. «Поезд».

3. «Часики».

4. «Самолёты».

5. Спокойная ходьба по залу с легкими движениями руками («Птички машут крылышками»).


январь

1. Обычная ходьба друг за другом, ходьба имитация. Дети идут друг за другом по залу обычным шагом, на слово воспитателя «Петушок!» – идут, высоко поднимая колени и произнося: «Ку-ка-ре-ку», затем опять идут обычным шагом. На слово: «Медведь!» – переваливаются с боку на бок, рычат: «Р-р-р-р», затем – обычная ходьба.

2. Комплекс упражнений без предметов.

1. «Погреем руки на солнышке». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать горячо», вернуться в и.п. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо». Повторить 5 раз.

2. «Спрячь ладони». И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в и.п. Повторить 4 раза.

3. «Киска». И.п.: лежа на спине, ладони прижать к полу. Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку – киска спит, затем просыпается. Повторить 5 раз.

4. «Киска убежала». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Бег на месте 8 – 12 с. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.

3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.

1. Обычная ходьба друг за другом; ходьба по мягкой дорожке из модулей; ходьба по твёрдой дорожке. Повторить 2 раза. Бег по мягкой и твердой дорожкам. Ходьба врассыпную по залу.

2. «Пузырь».

3. «Мотыльки».

4. «Зайка беленький сидит».

5. Спокойная ходьба с лёгкими движениями руками («Птицы машут крыльями»).


февраль

1. Ходьба обычная, на носках («Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).

2. Комплекс упражнений с платочком.

1. «Платочек вперед». И.п.: ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из и.п. платочек перед грудью. Повторить 5 раз.

2. «Спрячемся». И.п.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались, опустить платочек, выпрямиться. Повторить 5 раз.

3. «Сесть и встать». Ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек (за ним, перед ним, около), встать, сказать «сели». Повторить 4 раза.
4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, платочек на полу. 6 – 8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка или на месте. Повторить 3 раза.

3. Спокойная ходьба по залу с замедлением темпа (1-2 мин).

1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения. Прыжки на двух ногах на месте. Ходьба, дети становятся врассыпную по залу.

2. «Поезд».

3. «Самолеты».

4. «Снежинки кружатся».

5. Спокойная ходьба с лёгкими движениями руками («Птицы машут крыльями»).


март

1. Ходьба обычным шагом друг за другом, ходьба между кубиками (6-8 шт.). Бег между кубиками (20-30 с). Воспитатель следит за тем, чтобы дети аккуратно обходили кубики, не задевали их. По сигналу взрослого малыши переходят на бег (сигналом, с которым воспитатель заранее знакомит детей, может быть удар в бубен, звон колокольчика, музыка и т. п.).

2. Комплекс упражнений без предметов.

1. «Качели». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Раскачивать одновременно руками вперед-назад. Упражнение выполнять с большой амплитудой (2 – 3 остановки). Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.

2. «Ветер качает дерево». И.п.: ноги врозь, руки за спину. Покачивание (наклон) вправо-влево. Через 2 – 3 движения остановка. Повторить 4 раза.

3. «Мы топаем ногами». Им.: лежа на спине, ноги упор. 4 – 6 шагов, высоко поднимая колени. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

4. «И похлопаем». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Ходьба, высоко поднимая колени и хлопая по бедрам. Дыхание произвольное. 4 раза по 8 – 10 шагов.

3. Спокойная ходьба за воспитателем.

1. Ходьба друг за другом. Ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную, ходьба, прыжки с продвижением вперёд, ходьба врассыпную по залу.

2. «Зайка серый умывается».

3. «Карусели».

4. «Кто тише?».

5. Спокойная ходьба за воспитателем.


апрель

1. Ходьба обычным шагом друг за другом, ходьба между кубиками (6-8 шт.). Бег между кубиками (20-30 с). По сигналу взрослого малыши переходят на бег (сигналом, с которым воспитатель заранее знакомит детей, может быть удар в бубен, звон колокольчика, музыка и т. п.).

2. Комплекс упражнений без предметов.

1. «Покажи ладошки». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, ладони вверх, вернуться в и.п. – спрятали. Повторить 5 раз.

2. «Косолапый мишка». И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Раскачиваться из стороны в сторону, приподнимая то одну, то другую ногу. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.

3. «Жук». И.п.: лежа на спине. Согнуть, приподнять ноги и руки, сделать несколько движений ног и рук – жук проснулся, вернуться в и.п. – жук уснул. Повторить 5 раз.

4. «Жук проснулся». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Попеременное поднимание ног, переходящее на бег. Повторить 3 раза.

3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.

1. Ходьба друг за другом. Ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную, ходьба, прыжки с продвижением вперёд, ходьба врассыпную по залу.

2. «В гости к зверюшкам».

3. «Наседка и цыплята».

4. «Птички и автомобиль».

5. Спокойная ходьба за воспитателем.


май

1. Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носках. Бег с остановкой на сигнал. На слова взрослого: «Покажем, какие мы выросли большие» – дети поднимаются на носочки (руки держат произвольно или на поясе). Идут 1,5-2 м и по сигналу переходят на обычную ходьбу.

2. Комплекс упражнений без предметов.

1. «Шарик». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести в стороны – надули, руки вверх – улетел, вернуться в и.п. Повторить 5 раз.

2. «Колобок». И.п.: лежа на спине, руки вверх. Поворот на бок, живот, другой бок и опять на спину. Повторить 4 раза.

3. «Вперед и на место». И.п.: ноги слегка расставить, руки за
спину. Правую (левую) ногу вперед на носок, вернуться в и.п. То же,
в сторону, назад. Сохранять устойчивое положение. Повторить 4 раза.

4. «Зайчик». И.п.: ноги слегка расставить, руки согнуть перед грудью. 3 – 4 раза сгибать и выпрямлять ноги, потом перейти на подпрыгивание. 8 – 10 подпрыгиваний. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.

3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.

1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения. Прыжки на двух ногах на месте. Ходьба, дети становятся врассыпную по залу.

2. «Пузырь».

3. «Мотыльки».

4. «Птички в гнездышках».

5. Спокойная ходьба за воспитателем.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10