Литература:
Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей.
Кобзева Т.Г., Мартынова Е.А. Развернутое перспективное планирование по программе «Детство».
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
Природный мир
Месяц
| Тема занятия
| Цель
| Методическая литература
| 1.Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления.
2.Т.Н.Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.
3.Л.П.Молодова. Игровые экологические занятия.
| Сентябрь
| Наш огород
| Учить узнавать овощи на картинках и в натуре, формировать понятие «овощи»; расширять представления об окружающем.
| 1, стр. 85-96
| Октябрь
| Наш сад
| Дать детям представление о фруктах; учить узнавать фрукты, выбирать нужную картинку из множества; развивать речь.
| 1, стр. 141,
2, стр. 11
| Ноябрь
| Петушок и его семья
| Познакомить с куриным семейством, с особенностями их внешнего вида; учить узнавать их на картинке, подражать им.
| 2, стр. 17
| Декабрь
| Животные и их детеныши
| Познакомить детей с домашними животными и их детенышами, расширить представления о них; развивать речь: умение слушать, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем.
| 1, стр. 99
| Январь
| У кого какая мама
| Закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их детенышах; учить подражать голосам животных; воспитывать интерес к животным.
| 1, стр.102
| Февраль
| Кого мы встретили в лесу?
| Дать детям первоначальное представление о лесе его обитателях, учить узнавать животных на картинках и называть их.
| 1, стр. 84,
2, стр. 36
| Март
| Обитатели леса
| Расширять первоначальные представления о лесе и его обитателях; продолжать учить рассматривать изображения, замечать отличительные признаки; развивать речь.
| 2, стр. 36-41
| Апрель
| Айболит проверяет здоровье растений
| Знакомить детей с признаками хорошего состояния комнатных растений; воспитывать заботливое отношение к растениям, желание за ними ухаживать.
| 2, стр. 45
| Май
| Не топчи травку
| Учить бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, учить видеть красоту и радоваться ей.
| 3, стр. 8-10
|
Наблюдения I квартал
Виды наблюдений
| Сентябрь
| Октябрь
| Ноябрь
| За трудом взрослых
| Наблюдение за трудом младшего воспитателя (моет посуду, вытирает пол, пыль). Воспитывать уважение к труду взрослых, к результатам их труда.
| Наблюдение за трудом дворника (сгребает листву, собирает мусор). Дать конкретные представления о труде взрослых, об общественной значимости труда.
| Наблюдение за трудом прачки. Воспитывать уважение к людям труда, поддерживать желание помогать.
| За сезонными изменениями
в природе,
неживой природой
| Формировать представление о том, что осенью солнце сильно не греет как летом, нона улице еще тепло. Развивать наблюдательность.
Формировать представление о том, что люди меняют свою одежду осенью.
| Формировать представление о том, что осенью часто идут дожди. Обратить внимание на то, что небо серое, хмурое.
Знакомить детей со свойствами песка: сухой, влажный, лепится, рассыпается.
| Познакомить детей с тем, что осенью часто дуют порывистые ветры. Учить замечать изменения погоды (становится все холоднее, лужи покрываются льдом, на улице пасмурно, хмуро).
| За живой природой
| Формировать представление о дереве (у него есть ствол, ветки, листья).
Познакомить детей с листьями и ягодами рябины, учить совершать обследовательские действия.
| Обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцветную окраску). Воспитывать умение замечать красоту осеннего дерева.
Учить детей узнавать котенка, выделять особенности внешнего вида, познакомить с особенностями поведения.
| Учить детей подкармливать птиц.
Уточнить представление детей об основных частях кустарника (несколько стволов, ветви). Воспитывать бережное отношение к растениям.
| В уголке природы
| Познакомить детей с аквариумом, с обитателями аквариума – рыбками. Обратить внимание детей на то, что делает рыбка (плавает, смотрит, виляет хвостом, открывает рот).
| Познакомить детей с птицей уголка природы. Обратить внимание на ее внешний вид, некоторые повадки.
| Рассматривание растений в уголке природы. Познакомить детей с фикусом, отличительными особенностями внешнего вида. Развивать наблюдательность, внимание.
|
II квартал
Виды наблюдений
| Декабрь
| Январь
| Февраль
| За трудом взрослых
| Наблюдение за трудом дворника (разгребает снег, расчищает дорожки, посыпает их песком). Воспитывать желание помогать взрослым.
| Наблюдение за трудом медсестры. Развивать у детей желание отражать полученные впечатления и представления о трудовой деятельности взрослых в сюжетно-отобразительных играх.
| Наблюдение за трудом шофера (увозят за город на грузовиках снег, привозят продукты в детский сад). Учить различать грузовые и легковые автомобили; развивать интерес к трудовой деятельности взрослых.
| За сезонными изменениями
в природе,
неживой природой
| Формировать представления детей о зимних изменениях в природе: все покрыто снегом, солнце светит, но не греет, ветер злой, колючий.
| Наблюдение за снегом. Познакомить со свойствами снега (белый, легкий, пушистый, от тепла тает, бывает липкий и рассыпчатый). Познакомить с сезонным явлением - снегопад.
| Наблюдение за льдом. Знакомить детей со свойствами льда (гладкий, скользкий, прозрачный, в тепле тает). Развивать умение сравнивать, делать элементарные выводы.
| За живой природой
| Наблюдение за деревьями. Обратить на произошедшие изменения во внешнем виде деревьев зимой (листья опали, на ветках лежит снег). Продолжать учить рассматривать строение деревьев; любоваться красотой зимней природы.
| Наблюдение за собакой. Учить называть характерные части тела животного; познакомить с ее повадками (бегает, лает и т.д.).
Наблюдение за елкой. Закрепить знания детей о ели (всегда зеленое, колючее); воспитывать бережное отношение к живому дереву, охранять и беречь его.
| Наблюдение за зимующими птицами (голубь, ворона, воробей). Учить имитировать их движения, рассматривать и сравнивать следы на снегу. Развивать любознательность, наблюдательность, речь детей.
| В уголке природы
| Наблюдение за кроликом. Обратить внимание детей на внешний вид, некоторые повадки, потребности. Воспитывать любовь к живым существам, желание заботиться о них.
| Уточнить представления о комнатных растениях; дать первоначальные представления о потребностях растений в воде, свете, тепле, почвенном питании, об уходе за ними – создании необходимых условий. Воспитывать желание помогать воспитателю в уходе за растениями в уголке природы.
| Наблюдение за веткой в вазе. Учить замечать происходящие изменения, развивать наблюдательность, терпение.
|
III квартал
Виды наблюдений
| Март
| Апрель
| Май
| За трудом взрослых
| Наблюдение за трудом прачки (наблюдение за процессом глажения белья). Дать представления о труде взрослых, об общественной значимости труда.
| Наблюдение за трудом дворника. Учить отмечать его специфические действия, называть орудия труда.
| Наблюдение за трудом шофера. Закрепить знания о работе шофера, о назначении грузовых машин.
| За сезонными изменениями
в природе,
неживой природой
| Наблюдение за сосульками. Уточнить знание свойств льда, развивать обследовательские действия.
Наблюдение за снегом. Обратить внимание детей на то, что снег становится темнее, он рыхлый, липкий, проваливается, тает. Развивать наблюдательность.
| Формировать представления о первых весенних изменениях в природе: солнечных дней все больше, стало немного теплее, снег начинает таять.
Наблюдение за лужами. Закрепить представления детей о том, что весной снег тает, образуются лужи.
Формировать представления о том, что дерево и кустарник – это растения, у них общие существенные признаки, но есть и различия. Развивать аналитическое мышление.
| Наблюдение за солнцем (солнышко светит ярче, теплее). Познакомить со свойствами солнечных лучей высушивать все вокруг; развивать наблюдательность, умение устанавливать простейшие связи.
Закрепить представления детей о том, что весной становится тепло, идет дождь (дождь теплый, от него все быстро растет).
| За живой природой
| Наблюдение за рябиной. Закреплять представления детей о дереве, замечать сезонные изменения в мире растений; учить устанавливать простейшие взаимосвязи: дует ветер, отклоняет ветки дерева.
| Наблюдение за птицами. Обобщить представление о птицах на основе выделения существенных признаков; развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной.
| Наблюдение за растениями. Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры, как они расположены на ветке. Развивать наблюдательность.
| В уголке природы
| Наблюдение за рыбкой. Дать представление о разнообразии аквариумных рыб; уточнить знания детей о внешних признаках рыб.
| Наблюдение за морской свинкой. Обратить внимание на ее внешний вид и некоторые повадки; развивать обследовательские действия, учить пользоваться словами, обозначающими признаки и действия животного.
| Наблюдение за комнатными растениями. Учить замечать изменения в жизни растений с приходом весны; учить любоваться красотой цветущих растений.
|
Краеведение
Месяц
| Тема занятия
| Цель
| Методическая литература
| Сентябрь
| Прогулка по участку
| Познакомить детей с тем, что растет на участке, поговорить о бережном отношении к растениям, показать, где можно играть.
| 1, стр. 14
| Октябрь
| Осень на участке детского сада
| Развивать у детей интерес и любовь к природе родного края, сделать акцент на ее красоте и разнообразии; показать многообразие красок золотой осени; воспитывать умение наблюдать явления природы.
| 4, стр. 28-31
| Ноябрь
| Первое знакомство с березой
| Формировать представление о том, что береза – это дерево, оно растет на нашем участке. Дать представления о составных частях дерева.
| 1, стр. 16
2, стр. 29
| Декабрь
| Ночью к нам пришла зима
| Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы; учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
| 3, стр. 77-78
| Январь
| Птицы зимой
| Познакомить детей с птицами, которые прилетают на участок зимой (воробей, синица, ворона, голубь); формировать желание заботиться о зимующих птицах.
| 3, стр. 90-93
| Февраль
| Дикие звери зимой
| Расширять первоначальные представления детей о лесе и его обитателях; уточнить представления о внешнем виде, особенностях образа жизни зимой зайца, лисы, медведя, волка. Вызвать доброжелательное отношение к лесным зверям.
| 3, стр. 36-39
1, стр. 106
| Март
| Весна на участке детского сада
| Дать детям первые представления о ранней весне; развивать интерес и любовь к родной природе; воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе нашего края.
| 4, стр. 80
5, стр. 94
| Апрель
| Веселые воробьи
| Расширять представления детей о весне; учить соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной; поддерживать интерес к жизни птиц.
| 2, стр. 115
5. стр. 96
| Май
| Познакомьтесь, одуванчик!
| Познакомить детей с одуванчиком на разных стадиях: желтый и белый. Учить детей любоваться красотой родной природы. Воспитывать бережное отношение к цветам.
| 3, стр. 47
|
Литература:
Е.В. Гончарова. Технология экологического образования детей младшей группы.
О.А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию!
Т.Н. Зенина. Ознакомление детей раннего возраста с природой.
Н.Г. Зеленова. Мы живем в России.
С.Н. Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.
Предметный и рукотворный мир
Месяц
| Тема занятия
| Цель
| Методическая литература
| Сентябрь
| Комната для куклы
| Познакомить с предметами мебели и их назначением, учить различать и называть детали мебели, формировать обобщающее понятие «мебель»; развивать мелкую моторику рук.
| 1, стр. 70,
3, стр. 17,
4, стр. 79
| Октябрь
| Кормление куклы обедом
| Уточнить с детьми назначение посуды, учить называть и уметь последовательно выполнить действия. Воспитывать желание заботиться о кукле. Упражнять в произношении слов «горячая», «сладкая».
| 3, стр. 72,
4, стр. 84
| Ноябрь
| Оденем куклу на прогулку
| Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды, ее детали, названия и назначение обуви; формировать представление о видах одежды соответственно времени года.
| 1, стр.73, 76
3, стр. 47, 57
4, стр. 86
| Декабрь
| За покупками
| Учить группировать предметы по общему признаку; развивать пространственные ориентировки; уточнять и активизировать качественный словарь.
| 1, стр. 78
| Январь
| Кукла Маша готовится к встрече гостей
| Воспитывать умение правильно встречать гостей – предложить стул, используя вежливые формы обращения, предложить угощение, проявить внимание к гостю. Закрепить навыки культурной еды.
| 4, стр. 95
| Февраль
| Кукла Маша заболела
| Дать представление о том, что к больному надо вызвать врача, проявить к нему внимание, сочувствие. Дать представление о профессии врача.
| 4, стр. 87
| Март
| Что подарим маме?
| Закрепить знания о знакомых предметах (посуда, игрушки, предметы быта); воспитывать любовь к родным людям, учить доставлять им радость.
| 2, стр.110
| Апрель
| Что для чего нужно?
| Продолжать формировать обобщенное представление о функциональном назначении предметов и их принадлежности к определенному виду деятельности человека.
| 2, стр. 109,
3, стр. 49
| Май
| Петушок и его семья
| Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга. Воспитывать желание заботиться о близких.
| 5, стр. 168
|
Литература:
1.А.А.Вахрушев. Здравствуй, Мир!
2.Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления.
3.Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим.
4.А.Н.Фролова. Игры-занятия с малышами.
5.Е.В. Жердева. Дети раннего возраста в детском саду.
Образовательная область «Речевое развитие».
Область «Речевое развитие» состоит из разделов: « Ребенок в мире художественной литературы». «Развиваем речь детей и коммуникативные способности детей».
Возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи, побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.
Речевое развитие
Месяц
| Тема занятия
| Цель
| Ссылка на методическую литературу
| Г.И. Винникова. Занятия с детьми 2-3 лет.
| Сентябрь
| Настольный театр «Курочка Ряба»
| Привлечь к самостоятельному обследованию персонажей настольного театра, высказыванию по собственному желанию; учить эмоционально откликаться на воспринимаемо содержание.
| стр. 7
| Петушок и курочка
| Познакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах; формировать познавательную активность.
| стр. 8
| Петушок, курочка и цыплята
| Продолжить знакомить с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах.
| стр. 10
| Песня-песенка
| Закрепить правильное звукопроизношение; развивать фонематический слух, речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
| стр. 13
| Октябрь
| Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба»
| Привлечь к самостоятельным играм по мотивам сказки, используя предметы-заместители; активизировать высказывания; побуждать к диалогу с воспитателем.
| стр. 13
| Петушки и цыплята
| Развивать звукоподражание, умение ориентироваться в пространстве; учить включаться в игру, объединенную общим знакомым сюжетом.
| стр. 14
| Пойдем вместе
| Знакомить с домашними животными; развивать правильное звукопроизношение.
| стр.14
| Рассматривание игрушек
| Учить рассматривать предметы, выделяя детали, знать их точное наименование, умению общаться между собой.
| стр.16
| Ноябрь
| Игра «Чудесный мешочек»
| Закрепить названия овощей – огурец, морковь, помидор, свекла, расширять представления об их пользе; способствовать освоению структуры простого предложения.
| стр.17
| Игра-драматизация по мотивам сказки «Курочка Ряба»
| Вызвать интерес к сказке, ряжению; привлечь к использованию отрывков из сказки в собственной игре.
| стр.18
| На птичьем дворе
| Учить реагировать на обращение воспитателя; развивать звуковую культуру речи.
| стр. 19
| Рассматривание игрушек (свинья, утка, лягушка)
| Учить рассматривать игрушечных зверей, называть их части тела, самостоятельно высказываться об увиденном, употребляя глаголы «хрюкает», «квакает», «крякает».
| стр. 20
| Декабрь
| Идите с нами играть
| Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
| стр. 22
| Змейка
| Тренировать произношение звука [ш]; расширять словарный запас; развивать ловкость.
| стр. 22
| Рассматривание елки, украшенной игрушками
| Привлечь к диалогу со взрослыми, развивать и активизировать словарь; формировать представление о празднике, вызывать положительные эмоции.
| стр. 23
| Рассматривание игрушек (автомобиль, лошадь, мышка)
| Учить рассматривать предметы, выделяя их детали, различать предметы по величине, общаться с воспитателем и друг с другом.
| стр. 24
| Январь
| Рассматривание картинок «Кто живет в лесу?»
| Поддерживать инициативу вступать в речевое общение; развивать и активизировать словарь; учить согласовывать существительные с прилагательными.
| стр. 26
| Кто, что ест
| Уточнить представления о пище; активизировать глаголы «лакать», «есть», «грызть».
| стр. 27
| Ветерок
| Развивать речевое дыхание; закрепить понятия об основных цветах.
| стр. 28
| Игра-инсценировка «Медвежонок и козлята»
| Учит эмоционально откликаться на воспринимаемое; включаться в общение со взрослыми в форме речи и игровых действий.
| стр. 29
| Февраль
| Рассказ воспитателя «На чем люди ездят?»
| Дать представление о транспорте; привлечь к обмену впечатлениями о знакомых видах транспорта; учить выделять и называть яркие признаки отдельных транспортных средств.
| стр. 30
| За рулем
| Расширять словарный запас; знакомить с темой «Транспорт».
| стр. 31
| Чья птичка дальше улетит?
| Выработать длительный, направленный, плавный ротовой выдох; укрепить мышцы губ; продолжать учить внятно произносить звук [б], регулировать силу голоса.
| стр. 32
| Игра-драматизация «Медвежонок и козлята»
| Учить включаться в драматизацию, соотносить игровые действия и эмоциональные выразительные движения со словом, внятно произносить звук [э] изолированно и в звукосочетаниях.
| стр. 33
| Март
| Настольный театр «Теремок»
| Учить самостоятельно обследовать фигуры из настольного театра; эмоционально откликаться на воспринимаемое, включаться в рассказывание сказки; внятно произносить звуки [з], [у], звукоподражательные слова.
| стр. 34
| Коровка и бычок
| Закрепить и расширить знания о домашних животных и их детенышах; воспитывать гуманное отношение к животным. Учить использовать словосочетания, характерные для колорита народной поэзии.
| стр. 35
| Побродим по лужам
| Расширять словарный запас; развивать игровые навыки.
| стр. 37
| Игра-драматизация по сказке «Теремок»
| Учить внимательно слушать сказку, внятно произносить гласные звуки и звукоподражательные слова; привлекать к использованию отрывков из сказки в собственной игре.
| стр. 37
| Апрель
| Игра «Собачка лает»
| Закрепить знания о собаке и ее детенышах – щенках; укрепить артикуляционный и голосовой аппараты; учить внятно произносить звук [ф].
| стр. 39
| Пастушок и коровки
| Расширить фольклорную тематику; закрепить знание знакомых текстов; ввести новое слово «пастушок», объяснить его смысл.
| стр. 40
| Игра-инсценировка «Колобок»
| Активизировать самостоятельные речевые высказывания при рассматривании игрушек; побуждать называть один и тот же предмет разными словами с помощью уменьшительных суффиксов.
| стр. 42
| Игра «Тук-тук»
| Развивать голосовой аппарат, чувство ритма; обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению; закреплять правильное произношение звуков [т] и [к].
| стр. 43
| Май
| Петушок и его семья
| Учить применять форму монологической речи: драматизировать знакомые произведения, рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя знакомые фольклорные формы.
| стр. 44
| Игра «Чудесный мешочек»
| Закрепить названия овощей – огурец, морковь, помидор, свекла, расширять представления об их пользе; способствовать освоению структуры простого предложения.
| стр. 17
| Рассматривание картинок «Кто живет в лесу?»
| Поддерживать инициативу вступать в речевое общение; развивать и активизировать словарь; учить согласовывать существительные с прилагательными.
| стр. 26
| Рассматривание игрушек
| Учить рассматривать предметы, выделяя детали, знать их точное наименование, умению общаться между собой.
| стр.16, 20, 24
|
Раздел: "Ребенок в мире художественной литературы".
В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первичный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие художественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивностью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находится главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены. Дети знакомятся с художественными произведениями разных видов и жанров. В круг их чтения входят разные произведения русского и зарубежного фольклора: потешки, песенки, прибаутки, заклички-обращения к природе. Им знакомы народные сказки: кумулятивные и о животных, некоторые произведения русской и зарубежной классики, а также рассказы, сказки и стихи современных авторов.
Ознакомление с художественной литературой
Цель:
Воспитывать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать.
Учить эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям.
Воспитывать у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы.
I квартал
Вид деятельности
| Сентябрь
| Октябрь
| Ноябрь
| Рассказывание сказок
| Русская народная сказка «Курочка Ряба», обр. К. Ушинского.
| Русская народная сказка «Курочка Ряба», обр. К. Ушинского.
| Русская народная сказка «Репка», обр. К. Ушинского
| Чтение
произведений
| «Петя позвал»,
Л.Н. Толстой
| Потешка «Ладушки-ладушки»;
«Цыпленок и утенок»,
В. Сутеев
| «Речка», Я. Тайц
| Чтение стихотворений
| «С добрым утром»,
Е. Благинина
| «Погремушки»,
Н. Френкель
| Потешка «Курочка-рябушечка»;
«Кот поет, глаза прищуря...», А. Фет.
| Заучивание стихотворений
| Потешка «Сорока-белобока»
| «Осень наступила», А.Плещеев
«Бычок», А. Барто
| «Наша елка», Е. Ильина
|
II квартал
Вид деятельности
| Декабрь
| Январь
| Февраль
| Рассказывание сказок
| Русская народная сказка «Репка», обр. К. Ушинского
| «Колобок»,
обр. К. Ушинского
Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
| Русская народная сказка «Колобок»,
обр. К. Ушинского
| Чтение произведений
| Потешка «Ой, ду-ду, ду-ду…»
| «Утка», Е. Чарушин
| Песенка «Баю-баю, баю-бай…»;
«Три котенка»,
В. Сутеев
| Чтение стихотворений
| «Сыплет, сыплет снег…»,
С. Маршак.
«На дворах и домах снег лежит полотном...», И.Никитин.
| «На санках»,
О. Высотская
| «Шарик», Я. Аким
| Заучивание стихотворений
| «Елка наряжается»,
Я. Аким.
«Слон», А. Барто
| Потешка «Большие ноги»
| «Мишка», А. Барто;
Потешка «Ладушки»
|
III квартал
Вид деятельности
| Март
| Апрель
| Май
| Рассказывание сказок
| Русская народная сказка «Теремок»,
обр. М. Булатова
| Русская народная сказка «Теремок»,
обр. М. Булатова
| Русская народная сказка «Козлятки и волк»,
Обр. К. Ушинского
| Чтение произведений
| «Кыш», Я. Тайц;
«Васька», К.Ушинский
| Песенка «Дождик, дождик пуще»
| «Гусь», Е. Чарушин;
«Два козлика», К.Ушинский
| Чтение стихотворений
| «Веснянка»,
В. Ладыжец
| «Большая кукла»,
В. Берестов
| «Хлюп-хлюп»,
С. Капутикян;
«Ветер по морю гуляет...», А. Пушкин.
| Заучивание стихотворений
| «Травка зеленеет…»,
А. Плещеев;
«Лошадка», А. Барто.
| «Солнышко»,
А. Прокофьев
| Потешка «Радуга-дуга»
|
Образовательная область «Физическое развитие» состоит из разделов: "Растим детей здоровыми, ловкими , жизнерадостными." "Приобщаем к ЗОЖ, укрепляем физическое и психическое здоровье".
Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок обычно бывает подвижным, жизнерадостным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Задачами воспитателя в области развития движений являются следующие: -вызвать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; - учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем;
Комплекс оздоровительной гимнастики /
традиционная и игровая формы)
Месяц
| Традиционная форма.
| Игровая форма
(подвижные игры).
| сентябрь
| 1. Ходьба за воспитателем, чередуемая с бегом (20-30 с). Ходьба с перешагиванием через веревочки.
2. Комплекс упражнений без предметов.
1. «Покажи руки». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, выпрямить, вниз. Позже говорить «вот». Повторить 5 раз.
2. «Где колени?» И.п.: ноги на ширине плеч, руки за спину. Наклон вперед, ладони на колени, смотреть на колени, выпрямиться. Говорить «вот». Приучать выпрямлять ноги. Повторить 4 раза.
3. «Шагают наши ножки». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз (за спину, на пояс). Высоко попеременно поднимать ноги, размахивая руками, 5 – 10 сек. Повторить 3 раза.
4. «Подпрыгивание». И.п.: то же. 8 – 10 подпрыгиваний на месте, прыгать мягко. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой.
3. Спокойная ходьба за воспитателем с замедлением темпа (1-2 мин).
| Ходьба по кругу, взявшись за руки. Бег стайкой за воспитателем.
2. «Великан».
3. «Ножки по дорожке».
4. «Передай мяч».
5. «Дождик».
6. Спокойная ходьба друг за другом с замедлением темпа (1-2 мин).
| октябрь
| 1. Ходьба обычная, ходьба на носочках («Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).
2. Комплекс упражнений без предметов.
1. «Покажи ладони». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, выпрямить, ладони вверх, сказать «вот». Повторить 5 раз.
2. «Неваляшка». И.п.: сидя, ноги врозь, руки назад. Слегка наклониться вперед и выпрямиться. Через 3–4 движения – паузы. Повторить 5 раз.
3. «Спрятались и показались». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Присесть, встать. Повторить 5 раз.
4. «Нам весело». И.п.: то же, руки за спину. 8 – 10 подпрыгиваний на месте и ходьба, размахивая руками. Повторить 3 раза.
3. Спокойная ходьба по залу с замедлением темпа (1-2 мин).
| 1. Ходьба друг за другом. Ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную.
2. «Флажок».
3. «Через ручеек».
4. «Солнышко и дождик».
5. Спокойная ходьба за воспитателем.
| ноябрь
| 1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения. Прыжки на двух ногах на месте. Ходьба, дети становятся врассыпную по залу.
2. Комплекс упражнений с флажком.
1. «Играем». И.п.: ноги слегка расставить, флажок опущен. Помахать, вернуться в и.п.. Повторить 3 раза (каждой рукой).
2. «Повернись». И.п.: ноги врозь, флажок за спину. Поворот вправо (влево), показать флажок, сказать «вот», опустить. Повторить 4 раза (в каждую сторону).
3. «Ногу через флажок». И.п.: сидя, ноги врозь, флажок на полу между ног, руки упор сзади. Перенести через флажок правую (левую) ногу, вернуться в и.п. Голову не опускать. Повторить 3 раза.
4. «Нам весело». И.п.: ноги слегка расставить, флажок вниз. 8 – 10 подпрыгиваний и ходьба на месте, помахивая флажком. Повторить 2 – 3 раза.
3. Спокойная ходьба по залу с замедлением темпа (1-2 мин).
| 1. Ходьба, бег врассыпную. Ходьба друг за другом, прыжки с продвижением вперёд, ходьба врассыпную по залу.
2. «По ровненькой дорожке».
3. «Лови мяч».
4. «Догони мяч».
5. Спокойная ходьба за воспитателем.
| декабрь
| 1. Ходьба обычная, ходьба на носочках («Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).
2. Комплекс упражнений с погремушкой (двумя).
1. «Погремушка в сторону». И.п.: ноги слегка расставить, погремушка внизу. Погремушка в сторону, помахать, опустить. Упражнение выполнять 3 – 4 раза одной, затем другой рукой или поочередно.
2. «Ветерок и погремушка». И.п.: ноги врозь, погремушка вверх. Слегка наклоняться вправо-влево, помахивая погремушкой. Через 2 – 3 движения отдых. Переложить погремушку в другую руку. Повторить 4 раза.
3. «Согни ноги». И.п.: сидя, ноги вместе, погремушка на полу сбоку. Согнуть ноги, выпрямить. То же поочередно. Повторить 4 раза. Голову не опускать, дыхание произвольное.
4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, погремушка вниз. 8 – 10 подпрыгиваний, затем ходьба с игрой погремушкой. Повторить 3 раза.
3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.
| 1. Ходьба в колонне друг за другом. Бег с остановкой на сигнал: дети бегают по всей площадке зала (10-15 с), на сигнал «Стоп!» малыши останавливаются. Ходьба и бег чередуются.
2. «Поезд».
3. «Часики».
4. «Самолёты».
5. Спокойная ходьба по залу с легкими движениями руками («Птички машут крылышками»).
| январь
| 1. Обычная ходьба друг за другом, ходьба имитация. Дети идут друг за другом по залу обычным шагом, на слово воспитателя «Петушок!» – идут, высоко поднимая колени и произнося: «Ку-ка-ре-ку», затем опять идут обычным шагом. На слово: «Медведь!» – переваливаются с боку на бок, рычат: «Р-р-р-р», затем – обычная ходьба.
2. Комплекс упражнений без предметов.
1. «Погреем руки на солнышке». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Руки вперед, повернуть ладонями вверх-вниз, сказать горячо», вернуться в и.п. То же, руки вперед, ладони вверх, сжимать и разжимать кисть. Сжимая, сказать «горячо». Повторить 5 раз.
2. «Спрячь ладони». И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, ладони на живот, сказать «нет», вернуться в и.п. Повторить 4 раза.
3. «Киска». И.п.: лежа на спине, ладони прижать к полу. Повернуться на бок, подтянуть ноги к животу, руки под щеку – киска спит, затем просыпается. Повторить 5 раз.
4. «Киска убежала». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Бег на месте 8 – 12 с. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.
3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.
| 1. Обычная ходьба друг за другом; ходьба по мягкой дорожке из модулей; ходьба по твёрдой дорожке. Повторить 2 раза. Бег по мягкой и твердой дорожкам. Ходьба врассыпную по залу.
2. «Пузырь».
3. «Мотыльки».
4. «Зайка беленький сидит».
5. Спокойная ходьба с лёгкими движениями руками («Птицы машут крыльями»).
| февраль
| 1. Ходьба обычная, на носках («Какие мы большие»), ходьба обычная с переходом на обычный бег, бег на носочках, ходьба (10-15 с).
2. Комплекс упражнений с платочком.
1. «Платочек вперед». И.п.: ноги слегка расставить, платочек опущен, держаться за верхнюю часть с боков. Платочек вперед, опуская, сказать «вниз». То же, из и.п. платочек перед грудью. Повторить 5 раз.
2. «Спрячемся». И.п.: ноги врозь, платочек опущен. Наклон вперед, платочек перед лицом – спрятались, опустить платочек, выпрямиться. Повторить 5 раз.
3. «Сесть и встать». Ноги слегка расставить, платочек на полу. Сесть на платочек (за ним, перед ним, около), встать, сказать «сели». Повторить 4 раза. 4. «Подпрыгивание». И.п.: ноги слегка расставить, платочек на полу. 6 – 8 подпрыгиваний на месте и ходьба вокруг платочка или на месте. Повторить 3 раза.
3. Спокойная ходьба по залу с замедлением темпа (1-2 мин).
| 1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения. Прыжки на двух ногах на месте. Ходьба, дети становятся врассыпную по залу.
2. «Поезд».
3. «Самолеты».
4. «Снежинки кружатся».
5. Спокойная ходьба с лёгкими движениями руками («Птицы машут крыльями»).
| март
| 1. Ходьба обычным шагом друг за другом, ходьба между кубиками (6-8 шт.). Бег между кубиками (20-30 с). Воспитатель следит за тем, чтобы дети аккуратно обходили кубики, не задевали их. По сигналу взрослого малыши переходят на бег (сигналом, с которым воспитатель заранее знакомит детей, может быть удар в бубен, звон колокольчика, музыка и т. п.).
2. Комплекс упражнений без предметов.
1. «Качели». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Раскачивать одновременно руками вперед-назад. Упражнение выполнять с большой амплитудой (2 – 3 остановки). Дыхание произвольное. Повторить 3 раза.
2. «Ветер качает дерево». И.п.: ноги врозь, руки за спину. Покачивание (наклон) вправо-влево. Через 2 – 3 движения остановка. Повторить 4 раза.
3. «Мы топаем ногами». Им.: лежа на спине, ноги упор. 4 – 6 шагов, высоко поднимая колени. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
4. «И похлопаем». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Ходьба, высоко поднимая колени и хлопая по бедрам. Дыхание произвольное. 4 раза по 8 – 10 шагов.
3. Спокойная ходьба за воспитателем.
| 1. Ходьба друг за другом. Ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную, ходьба, прыжки с продвижением вперёд, ходьба врассыпную по залу.
2. «Зайка серый умывается».
3. «Карусели».
4. «Кто тише?».
5. Спокойная ходьба за воспитателем.
| апрель
| 1. Ходьба обычным шагом друг за другом, ходьба между кубиками (6-8 шт.). Бег между кубиками (20-30 с). По сигналу взрослого малыши переходят на бег (сигналом, с которым воспитатель заранее знакомит детей, может быть удар в бубен, звон колокольчика, музыка и т. п.).
2. Комплекс упражнений без предметов.
1. «Покажи ладошки». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Руки вперед, ладони вверх, вернуться в и.п. – спрятали. Повторить 5 раз.
2. «Косолапый мишка». И.п.: ноги врозь, руки в стороны. Раскачиваться из стороны в сторону, приподнимая то одну, то другую ногу. Дыхание произвольное. Повторить 4 раза.
3. «Жук». И.п.: лежа на спине. Согнуть, приподнять ноги и руки, сделать несколько движений ног и рук – жук проснулся, вернуться в и.п. – жук уснул. Повторить 5 раз.
4. «Жук проснулся». И.п.: ноги слегка расставить, руки вниз. Попеременное поднимание ног, переходящее на бег. Повторить 3 раза.
3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.
| 1. Ходьба друг за другом. Ходьба с перешагиванием через предметы. Бег врассыпную, ходьба, прыжки с продвижением вперёд, ходьба врассыпную по залу.
2. «В гости к зверюшкам».
3. «Наседка и цыплята».
4. «Птички и автомобиль».
5. Спокойная ходьба за воспитателем.
| май
| 1. Ходьба обычная друг за другом, ходьба на носках. Бег с остановкой на сигнал. На слова взрослого: «Покажем, какие мы выросли большие» – дети поднимаются на носочки (руки держат произвольно или на поясе). Идут 1,5-2 м и по сигналу переходят на обычную ходьбу.
2. Комплекс упражнений без предметов.
1. «Шарик». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Согнуть руки, кисть в кулак, ближе ко рту и надувать шарик, развести в стороны – надули, руки вверх – улетел, вернуться в и.п. Повторить 5 раз.
2. «Колобок». И.п.: лежа на спине, руки вверх. Поворот на бок, живот, другой бок и опять на спину. Повторить 4 раза.
3. «Вперед и на место». И.п.: ноги слегка расставить, руки за спину. Правую (левую) ногу вперед на носок, вернуться в и.п. То же, в сторону, назад. Сохранять устойчивое положение. Повторить 4 раза.
4. «Зайчик». И.п.: ноги слегка расставить, руки согнуть перед грудью. 3 – 4 раза сгибать и выпрямлять ноги, потом перейти на подпрыгивание. 8 – 10 подпрыгиваний. Повторить 3 раза, чередуя с ходьбой на месте.
3. Спокойная ходьба по залу врассыпную.
| 1. Ходьба в сочетании с бегом за воспитателем, который меняет темп движения. Прыжки на двух ногах на месте. Ходьба, дети становятся врассыпную по залу.
2. «Пузырь».
3. «Мотыльки».
4. «Птички в гнездышках».
5. Спокойная ходьба за воспитателем.
| |