Главная страница


Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/5
Дата30.07.2016
Размер1.18 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5

Пояснительная записка.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси­хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро­вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар­тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал при­оритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основ­ной эффект развития.

Основная направленность программы "Рит­мическая мозаика" — психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного ("музыкального") инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.

Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование професси­онализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление инди­видуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы "на себя", "на себя во взаимодействии с детьми" — вот первая отличительная особен­ность данной программы.

Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровож­дения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосред­ственном, "живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как сво­бодного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-клас­сиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы "через себя" му­зыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания пе­дагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточ­ной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и пси­хомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим пси­хотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ­ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознан­ного владения телом.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

I. Развитие музыкальности:

  • развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на­строение и характер, понимать ее содержание;

  • развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

  • развитие музыкальной памяти.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

  • развитие ловкости, точности, координации движений;

  • развитие гибкости и пластичности;

  • воспитание выносливости, развитие силы;

  • формирование правильной осанки, красивой походки;

  • развитие умения ориентироваться в пространстве;

  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Ш. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

  • развитие творческого воображения и фантазии;

  • развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова­ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

1год обучения

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоцио­нальны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако воз­растные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированное сказыва­ются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Цели и задачи:

  1. Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.

  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.

  3. Развитие музыкального слуха:

  • Музыкальных сенсорных способностей (различие динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);

  • Чувства ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме – отмечать сильную долю);

  • Слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;

  • Способности менять темп (контрастный – быстро-медленно0 и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.

  1. Развитие двигательной сферы - формирование основных двигательных навыков и умений (ходьбы, бега, прыжков), развитие пружинных, маховых движений, выразительных жестов, элементов плясовых движений («фонарики», «топающий шаг» и др.); развитие выразительности движений, умений передавать в мимике и пантомиме образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков, Мишек, Птичек и пр.)

  2. Воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым и ребенком.

  3. Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умения становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед и назад.

  4. Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек (расширение словарного запаса).

2 год обучения

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответ­ствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательско­го и двигательного опыта, умение осмысленно использовать вырази­тельные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Основное содержание

1. Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

•, обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, марше­вых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;

  • развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (кон­трастное: веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);

  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контраст­ными по характеру частями).



2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки"и т.д.);

прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", подскоки (4-й год жизни); .

общеразвивающие упражнения: на различные группы мышц и различный ха­рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе игрового образа;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, рас­крывающие понятный детям образ, настроение или состояние (веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);

плясовые движения — простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочередное выставление ноги на пятку, притопты­вание одной ногой, "выбрасывание" ног и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свобод-

ное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом.

4. Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;

  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку;

  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви­жения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями вместе с педагогом и свер­стниками.


5. Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — разви­тие слухового внимания, способности координировать слуховые представле­ния и двигательную реакцию;

  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, и т.д., т.е. контрастные по характеру настроения, например: "Зайчик испугался", "Мишка радуется меду" и др.;

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой (двухчастной) и ритмом музыки;

  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — умение выпол­нять упражнения 1-го уровня сложности (см. прил. 2) от начала до конца, не отвлекаясь — по показу взрослого или старшего ребенка.


6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние об­раза, переданное в музыкальном произведении, и выражать это в пластике (контрастные эмоции, например, "грустный Чебурашка" — "веселый Чебу­рашка" и др.);

  • воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики" — дополнительно к дру­гим ритмическим упражнениям и пляскам под инстурментальное сопровождение):

1-е полугодие: "Плюшевый медвежонок", "Веселые путешественники", "Рыбачок", "Чебурашка", "Маленький танец", игра "Птички и Ворона".

2-е полугодие: "Неваляшки", "Едем к бабушке в деревню", "Кузнечик", "Разно­цветная игра", "Лошадки", "Белочка".

Показатели развития. Важнейшим показателем уровня музыкально-ритми­ческого развития ребенка в этом возрасте является интерес к самому процессу дви­жения под музыку, выразительность движений и умение передавать в пластике ха­рактер музыки, игровой образ. При недостаточной координации, ловкости и точности движений (что в этом возрасте встречается довольно часто) выразительность плас­тики детей выявляет творческую одаренность, музыкальность.

Разнообразие выполняемых движений, соответствие их темпу, ритму, форме музыкального произведения свидетельствуют о высоком уровне музыкального и дви­гательного развития ребенка.

3 год обучения

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию тонких оттенков му­зыкального образа, средств музыкальной выразительности.

Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.

Основное содержание

1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании, движе­нии под музыку в свободных играх;

  • обогащение слушательского опыта — включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некото­рых доступных произведений изобразительного характера композиторов-клас­сиков, (например, из "Детского альбома" П.Чайковского: "Баба Яга", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков" или из "Бирюлек" М.Майкапара: "Мотылек", "В садике"и др.);

  • развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, раз­личные оттенки настроения (веселое— грустное, шаловливое — спокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);




  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый — умеренно медленный, быстрый); динамику (гром­ко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение); регистр (высо­кий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3-частную форму про­изведения, вариации с контрастными по характеру частями;

  • развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим ша­гом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ ("бабочки", "птички", "ручейки" и т.д.), широкий ("волк"), острый (бежим по "го­рячему песку");

прыжковые движения — на двух ногах на месте, с продвижением вперед, прямой галоп — "лошадки", легкие поскоки;

общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, рас­крывающие понятный детям образ, настроение или состояние ("веселый" или "трусливый зайчик", "хитрая лиса", "усталая старушка", "бравый сол­дат" и т.д.). Уметь передавать динамику настроения, например, "обида — прощение — радость";

плясовые движения — элементы народных плясок, доступных по координации — например, поочередное выставление ноги на пятку, притоптывание одной • ногой, "выбрасывание" ног, полуприседания и полуприсядка для мальчиков и др. Упражнения, включающие одновременные движения рук и ног (однонап­равленные и симметричные).

3. Развитие умений ориентироваться в пространстстве: самостоятельно находить свбодное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу и колонну, в несколько кругов.

4. Развитие творческих способностей:

  • воспитание потребности к самовыражению в двихсении под музыку;

  • формирование умений исполнять знакомые движения в различных игровых ситуациях, под другую музыку;

  • развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и пла­стический образ.


5. Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой — развитие слухового внимания, способность координировать слу­ховое представление и двигательную реакцию;

  • развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Кошка обиделась", "Девочка удивляется" и др.;

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе движе­ния в различных темпах и ритмах;

  • развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слу­ховой, зрительной, двигательной), мышления, речи — в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном описании.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;

  • формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помеще­нии, если кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во время движения);

  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрос­лыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать стар­ших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем прово­дить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):

1-е полугодие — повторение репертуара предыдущего года, а также разучивание новых композиций: "Марш", "Кораблики", "Красная шапочка", "Кот Леопольд", "Поросята".

2-е полугодие: "Антошка", "Волшебный цветок", "Мячик", "Кошка и девочка", "Веселая пастушка", "Песенка о лете" и др. (а также повторение всех ранее разученных композиций).

Показателем уровня развития является не только выразительность и непос­редственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запомина­нию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.

4 год обучения

В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии дви­жений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе которого не только народ­ная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.

Приоритетные задачи: развитие способности к выразительныму, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основное содержание . Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы­кальными сочинениями;

  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере­давая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;

  • развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высо­кий, средни, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характе­ру частями), а также вариации, рондо;

  • развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений. Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим ,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо­кий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный ха­рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкос­ти движений, координации рук и ног;

имитационные движения — различные образно-игровые движения, раскрыва­ющие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настрое­ний, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим­метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви­жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере­менный шаг, шаг с притопом и др.
  1   2   3   4   5