Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница2/5
Дата30.07.2016
Размер1.18 Mb.
ТипПояснительная записка
1   2   3   4   5

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свобод­ное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).

4. Развитие творческих способностей:

  • развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

  • формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно созда­вая пластический образ;

  • развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви­жения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

  • тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изме­нять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;

  • развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе ус­ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча­ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

  • развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот­ным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);

  • воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

  • воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);

  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):

1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый ре­пертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности):

"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.

2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.

Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность исполнения движений под музыку;

  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкаль­ной выразительности;

  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов дви­жений;

  • умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с дру­гими детьми;

  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообраз­ных движений;

  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастичес­ких композициях.

5 год обучения.

Особенностью содержания работы по музыкально-ритмическому воспитанию младших школьников является включение этого вида деятельности в учебный про­цесс, установление межпредметных связей в различных дисциплинах — как эстети­ческого цикла: музыки, изобразительной деятельности, выразительного чтения, — так и других (математика, природоведение), в стимулировании развития основных психи­ческих процессов — внимания, памяти, воли, образного мышления — средствами музыки и выразительного движения.

Приоритетные задачи:

  • укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в усло­виях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; сни­жение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в про­цессе движения и т.д.);

Основное содержание

1. Развитие музыкальности:

  • воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и но­вые музыкальные произведения, высказываться о музыке, двигаться под музы­ку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

  • обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы­кальными произведениями, включая классические и современные произведе­ния крупной формы ("Времена года" П.Чайковского, "Картинки с выставки" М.Мусоргского, произведения С.Прокофьева, Д.Кабалевского и др. — по про­грамме "Музыка" для начальных классов);

  • развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере­давая как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность и восторг и т.д. Уметь в слове выразить характер движений, под­бирая точные эпитеты;

развитие умения различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп (разнообразный, а также ускорения и замедле­ния), динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); ритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с мало­контрастными по характеру частями), а также другие структуры сочинений — вариации, рондо. Уметь правильно пользоваться простейшими музыкальными терминами: ритм, темп, динамика и т.д.;

• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.),
марш (разный по характеру) — и выражать это в соответствующих движениях,
в словесных описаниях, использовать элементарные музыкальные термины и
понятия (например, "мелодия", "аккомпанемент", "регистр" и др.).
2. Развитие двигательных качеств и умений

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений. Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру­жинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различные образы; широкий, острый, с остановками, пружинящий бег;

прыжковые движения — разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков ("легкий" и "сильный"), на скакалке и др.;

общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пру-жинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и лов­кости движений, координации рук и ног, с предметами и без них;

имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, жес­ты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или со­стояний в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных иг­ровых ситуациях);

плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, танцевальные упражнения, включающие асимметрию (из современных ритми­ческих танцев), а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве — самостоятельно находить

свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на плоскости листа бумаги, фланелеграфе, доске и т.д.

4. Развитие творческих способностей:

формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая плас­тический образ; учить сочинять физкультминутки на уроках;

• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви­жения для выражения характера музыки, умения оценивать свои творческие
проявления и давать обоснованную оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

  • развитие воли, произвольного внимания, способности координировать слухо­вое представление и двигательную реакцию в соответствии с тонкими нюанса­ми звучания музыки;

  • развитие эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Неуверенный ученик выходит к доске", "Хвастун рассказывает о своих отметках" и др.;

  • тренировка подвижности нервных процессов: умения быстро менять направле­ние и характер движения, мгновенно реагируя на различный темп, динамику, ритм и форму музыкального произведения;

  • развитие музыкальной и двигательной памяти, мышления (умения сравнивать, анализировать характер мелодии, движения, выражая это в суждениях и т.д.).

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

  • развитие способности к эмпатии — умения сочувствовать, сопереживать дру­гим людям и животным — персонажам песен, музыкальных пьес и других про­изведений;

  • воспитание стремления и умения обучать музыкальным движениям детей млад­шего возраста, придумывать для них комплексы упражнений для зарядки, физ­культминутки и игры;

  • воспитание умения вести себя в группе во время движения со сверстниками и с детьми младшего возраста; формирование чувства такта;

  • воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам — уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.

Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"): повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педа­гога (2-й и 3-й уровни сложности): "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Песенка о лете", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена", "Парный танец", "Сиртаки", "Турецкий марш", "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и Звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Осенний парк", "Дети и природа", "Какадурчик", "Танец Солдатиков и Кукол", "Танец Цветов и Бабочек" и др.

Показатели уровня развития детей:

  • выразительность, легкость и точность исполнения движений под музыку;

  • умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкаль­ной выразительности, правильно называть их;

  • освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов дви­жений, разных по стилю и характеру;

  • способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинение танцев для праздников, физкультминуток для уроков;

  • освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из со­временных детских бальных танцев.

Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободных играх, при подготовке и прове­дении развлечений и праздников, в процессе индивидуального общения с ребенком и т.д. Безусловно, необходимо конкретизировать данное содержание на определен­ный период времени, имея в виду последовательность усложнения заданий, выделе­ние приоритетных задач в зависимости от возможностей детей и условий работы.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ темы

Наименование темы

Часы. Теория

Часы практика

1

«Вот как мы умеем»







2

«Ладошечка»







3

«Да-да-да»







4

«Прятки»







5

«Чок да чок»







6

«Ноги и ножки»







7

«Устали наши ножки»







8

«Ладушки-ладошки»







9

«Маленькая полечка»







10

«Ой, летали птички»







11

«Ай-да»







12

«Кап-кап»







13

«Поезд»







14

«Погуляем»







15

«Лошадка»







16

«Идем-прыгаем»







17

«Топ-хлоп»







18

«Марш»







19

«Кулачки»







20

«Ходим-бегаем»







21

«Повторяй за мной»







22

«Веселая пляска»







23

«Разминка»







24

«Пляска с погремушками»







25

«Зайчики и лисичка»







26

«Санки»







27

«Спокойная пляска»







28

«Едем на поезде»







29

«Лодочка»







30

«Веселые ладошки»







31

«Пальчики шагают»







32

«Полька»







33

«Марш»







34

«Лошадка»







35

«Научились мы ходить»







36

«Резвые ножки»







37

«Русская»







38

«Велосипед»







39

«Тихо-тихо мы сидим»







40

«Пляска с куклами»







41

«Пляска с платочками»







42

«Приседай»- парная пляска







43

«Воробушки и кошка»







44

«Бойцы идут»







45

«Игра с бубном»







46

«Дождик»







47

«Солнышко»







48

«Летняя»










Всего:







Учебно - тематический план

1   2   3   4   5