3. Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и др.).
4. Развитие творческих способностей:
развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения — по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет, головной убор во время движения);
воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр — например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"):
1-е полугодие: повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности):
"Упражнения с осенними листьями", "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена" и др.
2-е полугодие: "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Голубая вода", "Мельница" и др.
Сюжетные танцы: "Домисолька", "Богатыри", "Танец Троллей". Старинные бальные танцы: "Полонез, "Менуэт", "Старинная полька" и др.
Показатели уровня развития детей:
выразительность исполнения движений под музыку;
умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений;
умение передавать свой опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми;
способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических композициях.
5 год обучения.
Особенностью содержания работы по музыкально-ритмическому воспитанию младших школьников является включение этого вида деятельности в учебный процесс, установление межпредметных связей в различных дисциплинах — как эстетического цикла: музыки, изобразительной деятельности, выразительного чтения, — так и других (математика, природоведение), в стимулировании развития основных психических процессов — внимания, памяти, воли, образного мышления — средствами музыки и выразительного движения.
Приоритетные задачи:
укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.);
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, высказываться о музыке, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными произведениями, включая классические и современные произведения крупной формы ("Времена года" П.Чайковского, "Картинки с выставки" М.Мусоргского, произведения С.Прокофьева, Д.Кабалевского и др. — по программе "Музыка" для начальных классов);
развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, безмятежность и восторг и т.д. Уметь в слове выразить характер движений, подбирая точные эпитеты;
развитие умения различать и выражать в движении основные средства музыкальной выразительности: темп (разнообразный, а также ускорения и замедления), динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); ритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями), а также другие структуры сочинений — вариации, рондо. Уметь правильно пользоваться простейшими музыкальными терминами: ритм, темп, динамика и т.д.;
• развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру) — и выражать это в соответствующих движениях, в словесных описаниях, использовать элементарные музыкальные термины и понятия (например, "мелодия", "аккомпанемент", "регистр" и др.). 2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений. Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различные образы; широкий, острый, с остановками, пружинящий бег;
прыжковые движения — разнообразные сочетания прыжков на одной и на двух ногах на месте, с продвижением вперед, различные виды галопа, поскоков ("легкий" и "сильный"), на скакалке и др.;
общеразвивающие упражнения — на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пру-жинность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, с предметами и без них;
имитационные движения — разнообразные образно-игровые движения, жесты, раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях);
плясовые движения — элементы народных плясок и детского бального танца, танцевальные упражнения, включающие асимметрию (из современных ритмических танцев), а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с каблучка, вальсовый шаг и др. 3. Развитие умений ориентироваться в пространстве — самостоятельно находить
свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на плоскости листа бумаги, фланелеграфе, доске и т.д.
4. Развитие творческих способностей: формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ; учить сочинять физкультминутки на уроках;
• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умения оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
развитие воли, произвольного внимания, способности координировать слуховое представление и двигательную реакцию в соответствии с тонкими нюансами звучания музыки;
развитие эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомимике — радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д., т.е. разнообразные по характеру настроения, например: "Неуверенный ученик выходит к доске", "Хвастун рассказывает о своих отметках" и др.;
тренировка подвижности нервных процессов: умения быстро менять направление и характер движения, мгновенно реагируя на различный темп, динамику, ритм и форму музыкального произведения;
развитие музыкальной и двигательной памяти, мышления (умения сравнивать, анализировать характер мелодии, движения, выражая это в суждениях и т.д.).
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
развитие способности к эмпатии — умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным — персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений;
воспитание стремления и умения обучать музыкальным движениям детей младшего возраста, придумывать для них комплексы упражнений для зарядки, физкультминутки и игры;
воспитание умения вести себя в группе во время движения со сверстниками и с детьми младшего возраста; формирование чувства такта;
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам — уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
Рекомендуемый репертуар (из "Ритмической мозаики"): повторение репертуара, разученного в младших группах; новый репертуар — по выбору педагога (2-й и 3-й уровни сложности): "Кремена", "Три поросенка", "Кукляндия", "Песенка о лете", "Упражнение с обручами", "Светит месяц", "Танцуйте сидя", "Крокодил Гена", "Парный танец", "Сиртаки", "Турецкий марш", "Красный сарафан", "Полкис", "Месяц и Звезды", "Два Барана", "Птичка польку танцевала", "Птичий двор", "Цирковые лошадки", "Осенний парк", "Дети и природа", "Какадурчик", "Танец Солдатиков и Кукол", "Танец Цветов и Бабочек" и др.
Показатели уровня развития детей:
выразительность, легкость и точность исполнения движений под музыку;
умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности, правильно называть их;
освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов движений, разных по стилю и характеру;
способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений, сочинение танцев для праздников, физкультминуток для уроков;
освоение сложных видов движений: шаг на припадании, переменный шаг, шаг польки, различные виды галопа, вальсовый шаг, элементы движений из современных детских бальных танцев.
Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободных играх, при подготовке и проведении развлечений и праздников, в процессе индивидуального общения с ребенком и т.д. Безусловно, необходимо конкретизировать данное содержание на определенный период времени, имея в виду последовательность усложнения заданий, выделение приоритетных задач в зависимости от возможностей детей и условий работы.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ темы
| Наименование темы
| Часы. Теория
| Часы практика
| 1
| «Вот как мы умеем»
|
|
| 2
| «Ладошечка»
|
|
| 3
| «Да-да-да»
|
|
| 4
| «Прятки»
|
|
| 5
| «Чок да чок»
|
|
| 6
| «Ноги и ножки»
|
|
| 7
| «Устали наши ножки»
|
|
| 8
| «Ладушки-ладошки»
|
|
| 9
| «Маленькая полечка»
|
|
| 10
| «Ой, летали птички»
|
|
| 11
| «Ай-да»
|
|
| 12
| «Кап-кап»
|
|
| 13
| «Поезд»
|
|
| 14
| «Погуляем»
|
|
| 15
| «Лошадка»
|
|
| 16
| «Идем-прыгаем»
|
|
| 17
| «Топ-хлоп»
|
|
| 18
| «Марш»
|
|
| 19
| «Кулачки»
|
|
| 20
| «Ходим-бегаем»
|
|
| 21
| «Повторяй за мной»
|
|
| 22
| «Веселая пляска»
|
|
| 23
| «Разминка»
|
|
| 24
| «Пляска с погремушками»
|
|
| 25
| «Зайчики и лисичка»
|
|
| 26
| «Санки»
|
|
| 27
| «Спокойная пляска»
|
|
| 28
| «Едем на поезде»
|
|
| 29
| «Лодочка»
|
|
| 30
| «Веселые ладошки»
|
|
| 31
| «Пальчики шагают»
|
|
| 32
| «Полька»
|
|
| 33
| «Марш»
|
|
| 34
| «Лошадка»
|
|
| 35
| «Научились мы ходить»
|
|
| 36
| «Резвые ножки»
|
|
| 37
| «Русская»
|
|
| 38
| «Велосипед»
|
|
| 39
| «Тихо-тихо мы сидим»
|
|
| 40
| «Пляска с куклами»
|
|
| 41
| «Пляска с платочками»
|
|
| 42
| «Приседай»- парная пляска
|
|
| 43
| «Воробушки и кошка»
|
|
| 44
| «Бойцы идут»
|
|
| 45
| «Игра с бубном»
|
|
| 46
| «Дождик»
|
|
| 47
| «Солнышко»
|
|
| 48
| «Летняя»
|
|
|
| Всего:
|
|
| Учебно - тематический план
|