Курс «Я выбираю профессию» (X класс) Задачи курса:
Актуализация представлений учащихся о мире профессий и их особенностях.
Содействие подростку в профессиональном самоопределении.
Ознакомление учащихся с требованиями профессии к человеку и его качествам.
Ознакомление учащихся с основными путями самопознания человека.
Формирование культуры интеллектуального труда.
Оказание помощи подростку в определении своих сил и способностей.
Побуждение учащихся к развитию своих интересов и способностей.
Формирование у учащихся навыков самосовершенствования.
Формирование у учащихся личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе.
Учебный план курса «Я выбираю профессию»
№ п/п урока
| Название темы | К-во Часов |
дата |
| Введение
| 3
|
| 1
| Принятие правил работы
| 1
| 8.09
| 2-3
| Самопрезентация
| 2
| 15,22.09
|
| Основы профессионального самоопределения
| 13
|
| 4
| Самоопределение
| 1
| 29.09
| 5-6
| Потребности человека. Самоактуализация
| 2
| 6,13.10
| 7-9
| Классификация профессий
| 3
| 20,27.10,3.11
| 10-16
| Профессиональная пригодность
| 7
| 10,17,24.11,1,8,15,22.12
|
| Личность и выбор профессии
| 6
|
| 17
| Личность
| 1
| 29.12
| 18-19
| Межличностные взаимоотношения. Транзактный анализ
| 2
| 12,19.01
| 20-21
| Лидерство
| 2
| 26.01,2.02
| 22
| Мотивация достижений
| 1
| 9.02
|
| Выбор профессии и особенности моего «Я»
| 11
|
| 23
| Ощущение. Восприятие
| 1
| 16.02
| 24-25
| Внимание
| 2
| 1,15.03
| 26-27
| Память
| 2
| 22.03,5.04
| 28
| Мышление
| 1
| 12.04
| 29-30
| Темперамент
| 2
| 19,26.04
| 31
| Характер
| 1
| 3.05
| 32
| Воля
| 1
| 10.05
| 33
| Воображение
| 1
| 17.05
| 34
| Итоговое занятие
| 1
| 24.05
| Итого
|
| 34
| Содержание программы курса «Я выбираю профессию» Введение Принятие правил. Формирование положительной установки на занятия. Знакомство и установление контакта с подростками. Создание положительной мотивации к предстоящим занятиям, знакомство со структурой курса. Психология – наука о человеке. Познакомить учащихся с ролью психолога в жизни человека, раскрыть специфику работы практического психолога. Выработка и принятие правил работы группы. Самопрезентация. Закрепление правил работы в группе. Закрепление положительного «климата отношений» с подростками. Актуализация знаний о «Я-образе». Ознакомление с понятием «оптант». Актуализация проблемы выбора профессии.
Основы профессионального самоопределения Самоопределение. Формирование теоретических представлений учащихся о профессиональном и жизненном самоопределении. Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Роль самопознания для человека. Познакомить учащихся с понятием «самоопределение». Области самоопределения человека: самоопределение профессиональное (кем быть?), самоопределение личностное (каким быть?), самоопределение социальное (с кем быть?). Типичные ошибки, совершаемые при выборе профессии. Профессиональное самоопределение. Духовное, нравственное, идеологическое самоопределение. Важность правильного выбора профессии. Потребности человека. Самоактуализация. Потребности. Иерархия потребностей (по А.Маслоу). Диагностика потребностей учащихся (потребность в общении, познавательная потребность, художественно-эстетическая потребность, потребность в общественно-политической деятельности). Анализ индивидуальных результатов диагностики потребностей и учет данных особенностей при выборе профессии. Классификация профессий. Понятие «профессия» и «специальность». Классификация профессий (по Е.А.Климову) :типы, классы, отделы, группы профессий. Формула профессии. Диагностика учащихся (ДДО Е.А.Климова). Анализ результатов диагностики. Профессиональная пригодность. Требования профессии к личностным качествам человека. Требования основных типов и классов, отделов и групп профессий к человеку. Профессиональная пригодность (непригодность), интересы и склонности. Способности. Определение способностей. Биологическое происхождение способностей. Задатки и способности. Условия развития способностей. Структура способностей (общие и специальные способности). Качественная и количественная характеристика способностей. Измерение интеллекта. Коэффициент интеллекта. Уровни способностей: одаренность, талант, мастерство, гениальность. Особенности творческих способностей. Креативность как способность к творчеству. Способности и склонности. Способность и выбор профессии. Диагностика учащихся. Карта интересов А.Е.Голомштока, опросник профессиональных склонностей (ОПС) Л.А.Йовайша, тест «Интересы для выбора профессии», тест «Структура интересов» (Хенинг), определение профессиональной готовности (по Л.Н. Кабардовой, тест Д.Голланда). Анализ результатов диагностики.
Личность и выбор профессии Личность. Актуализация понятия «личность». Структура личности: ценности, направленность, цели, интересы, склонности, мотивы, морально-нравственные принципы. Диагностика ценностных ориентаций личности. Анализ результатов диагностики. Межличностные взаимоотношения. Личность и коллектив. Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм. Основы транзактного анализа. Лидерство. Качества лидера. Типы лидеров. Стили управления. Диагностика коммуникативных и организаторских способностей учащихся. Анализ результатов диагностики. Мотивация достижений Понятие «мотивация». Мотивация как процесс побуждения к деятельности для достижения целей. Структура движущих сил мотивации поведения и виды мотивов. Сущность и значение для человека мотива достижения.
Выбор профессии и особенности моего «Я» Ощущение. Восприятие. Ощущение – начальный источник знаний об окружающем мире. Виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, органические, статические, кинестезические. Пороги ощущений. Адаптация. Связь ощущений и восприятий. Индивидуальные особенности восприятия (репрезентативные системы). Внимание. Определение внимания. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Основные свойства внимания: объем, распределение, переключение, устойчивость, концентрация. Факторы, влияющие на произвольное внимание. Приемы развития внимания. Нарушение внимания, рассеянность, ее виды и причины. Диагностика внимания. Память. Определение памяти. Основные процессы памяти. Продуктивность памяти. Виды памяти: двигательная и эмоциональная; образная и словесно-логическая; зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. Запоминание: произвольное и непроизвольное; механическое и логическое; продолжительность запоминания. Условия, влияющие на запоминание. Забывание, причины забывания. Диагностика памяти. Приемы развития памяти. Мышление. Определение мышления. Мышление и речь. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и др. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение. Качества мышления: скорость, самостоятельность, гибкость, широта, глубина. Темперамент. Общее понятие темперамента. Проявление темперамента. История развития представлений о темпераменте. Типы темперамента. Свойства качеств личности в зависимости от темперамента. Темперамент и деятельность. Диагностика темперамента. Характер. Общее понятие характера. Связь характера и темперамента. Характерология – наука о характере. Характер и привычки. Основные свойства характера. Структура характера. Типы характера. Развитие характера. Воля. Определение воли, ее значение. Исторический взгляд на волю. Внутренняя основа воли. Структура волевого акта. Развитие волевых качеств личности. Воображение. Определение воображения, его значение. Виды воображения: пассивное и активное (непроизвольное и произвольное); воссоздающее и творческое. Приемы творческого воображения: галлюцинация, акцентирование, схематизация. Воображение и профессиональная деятельность человека. Итоговое занятие. Подведение итога работы. Построение личной профессиональной перспективы.
Курс«Я-личность» (XI класс)
Задачи курса:
Актуализация знаний учащихся о понятии «личность».
Ознакомление учащихся с основными положениями различных направлений психологии о структуре личности.
Развитие навыков самопознания.
Расширение представления учащихся о разнообразных приемах самосовершенствования.
Ознакомление с процессами саморегуляции.
Формирование у учащихся представления о стрессе, дистрессе и его влиянии на организм и психику человека.
Показать возможность управления своими состояниями, мыслями, поступками.
Обучение учащихся самостоятельному снятию психического напряжения.
Обучение навыкам регулирования своего настроения.
Формирование мотивации на самопознание, саморегуляцию и самосовершенствование.
Учебный план курса «Я – личность»11а, 11б
№ п/п урока
| Название темы | Кол-во часов | дата | 1
| Введение
| 1
| 6.09
|
| Психология личности и деятельности
| 15
|
| 2-8
| Личность
| 7
| 13,20,27.09,4,11,18,25.10
| 9-12
| Психологические особенности развития личности
| 4
| 1,8,15,22.11
| 13-16
| Возрастная психология
| 4
| 29.11,6,13,20.12
|
| Саморегуляция
| 17
|
| 17-18
| Стресс
| 2
| 27.12,17.01
| 19-21
| Внешняя саморегуляция
| 3
| 24,31.01,7.02
| 22-24
| Внутренняя саморегуляция
| 3
| 14,21,28.03
| 25-28
| Эмоциональная саморегуляция
| 4
| 6,13,20.03,3.04
| 29-31
| Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах
| 3
| 10,17,24.04
| 32
| Профилактика аддиктивного поведения
| 1
| 3.05
| 33
| Позитивное мышление
| 1
| 15.05
| 34
| Итоговое занятие
| 1
| 22.05
|
| Итого
| 34
| |