|
Содержание курса «Я и мы» Введение. Диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов. Развитие внутригрупповых отношений; диагностика умения работать в группах, по заданию. Осознание особенностей обучения и общения в средней и старшей школе. Помощь в осознании собственных индивидуальных особенностей и особенностей одноклассников. Создание группы, установление правил. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия на тренинговых занятиях. Выработка ритуала приветствия и прощания участников тренинга. Сплоченность группы. Закрепление правил. Закрепление правил регламентирования работы на тренинговых занятиях. Развитие сплоченности группы участников. Формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии. Создание доброжелательной обстановки и атмосфера поддержки в группе. Здравствуй, пятый класс! Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказать поддержку себе и другим. Формирование у детей позитивного отношения к своим возможностям. Помощь в осмыслении себя как члена группы, способной оказывать поддержку. Находим друзей.Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей. Мы и наши близкие. Развитие представления участников о роли близких в жизни человека. Формирование убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни. Помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям. Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции собственного настроения. Помощь в осмыслении приобретенного опыта. Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной тревожности. Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности. Знакомство с навыками уверенного поведения. У тебя все получится! Формирование правильного, адекватного отношения к себе. Отработка навыков уверенного поведения в условиях класса, школы. Наша агрессивность. Актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы. Обучение участников безопасным способам разрядки гнева, агрессивных эмоций. Развитие навыков саморегуляции. Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. Что поможет мне учиться? Помощь участникам группы в осознании правил работы на уроке. Способствование формированию учебных навыков и самораскрытию детей, развитию эмпатии. Легко ли быть учеником? Помощь детям в осознании качеств, необходимых хорошему ученику. Способствование развитию воображения и навыков совместной деятельности. Учимся планировать. Раскрытие значения рациональной организации времени для достижения результата (особенно в учебной деятельности). Помощь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе. Готовим домашние задания. Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков. Осознание учащимися важности правильной подготовки домашних заданий. Отработка навыков приготовления устных и письменных домашних заданий. Обучение учеников основным приемам подготовки к написанию сочинения. Мы и наши привычки (режим дня). Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. Формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели. Мы и наши привычки (правила личной гигиены). Актуализация представления о гигиене и ее правилах. Формирование убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены. Осмысление и коррекция участниками своих гигиенических привычек. Мы и наши привычки (здоровое питание). Актуализация представления об основных питательных веществах. Развитие убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов. Укрепление привычки соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков. Я учусь отдыхать. Осознание учащимися необходимости правильного и эффективного отдыха. Знакомство с особенностями состояния сна, с правилами продуктивного сна. Наши недостатки и наши достоинства. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. Принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования. Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. Наши права и наши обязанности. Актуализация представления о правах и обязанностях. Формирование убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права. Помощь учащимся в осмыслении полученного опыта. Мы и наш класс. Обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. Развитие умения оказывать поддержку окружающим. Осмысление участниками себя как члена группы, способной оказывать поддержку. Все вместе. Итоговая игра. Осмысление опыта, полученного в ходе занятий, закрепление полученных навыков группового сплочения, умения оказывать и принимать помощь группы.
Курс «Я – это интересно» (VI класс)
Задачи курса:
Формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
Формирование у учащихся представлений о богатстве внутреннего мира каждого из них.
Познакомить учащихся с основными психическими процессами человека.
Побуждение учащихся к самопознанию, формирование у них мотивов самопознания и самосовершенствования.
Развитие навыков планирования на ближайшую перспективу с учетом своих возможностей, умение минимизировать риск в опасных жизненных ситуациях.
Способствовать формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.
Развивать у учащихся навык конструктивного общения и разрешения житейских конфликтов.
№ п/п урока
| Название темы
| Кол-во часов
|
|
| Тренинговые занятия «Я – это интересно»
| 10
|
| 1
| Агрессия и ее роль в развитии человека
| 1
| 7.09
| 2
| У меня появилась агрессия
| 1
| 14.09
| 3
| Как выглядит агрессивный человек
| 1
| 21.09
| 4
|
| 1
| 28.09
| 5
| Агрессия во взаимоотношениях между мной и родителями
| 1
| 5.10
| 6
| Как звучит агрессия
| 1
| 12.10
| 7
| Конструктивное реагирование на агрессию 1
| 1
| 19.10
| 8
| Неконструктивное реагирование на агрессию
| 1
| 26.10
| 9
| Кто я, какой я?
| 1
| 2.11
| 10
| Учимся договариваться
| 1
| 9.11
|
| Самопознание
| 24
|
| 11
| Образ нашего «Я»
| 1
| 16.11
| 12
| Наше физическое «Я»
| 1
| 23.11
| 13
| Учимся договариваться 2
| 1
| 30.11
| 14
| Зачем человеку нужна уверенность в себе
| 1
| 7.12
| 15-16
| Как мы воспринимаем окружающий мир
| 2
| 14,21.12
| 17
| Как использовать наши сильные и слабые стороны
| 1
| 28.12
| 18-20
| Как мы думаем
| 3
| 13,25.01,1.02
| 21-22
| Внимание, внимание!
| 2
| 8,15.02
| 23-24
| О богине Мнемозине
| 2
| 22,29.02
| 25
| Наше воображение
| 1
| 7.03
| 26-27
| Мир эмоций. Настроение
| 2
| 14,21.03
| 28-29
| Наш темперамент
| 2
| 4,11.04
| 30-31
| Мой характер
| 2
| 18,25.04
| 32
| Мои потребности
| 1
| 2.05
| 33
| Мои способности
| 1
| 16.05
| 34
| Богатства личности
| 1
| 23.05
|
| Итого
| 34
|
|
|
|