Главная страница


Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель



НазваниеПрограмма по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель
страница3/10
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание курса «Я и мы» 


Введение. Диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов. Развитие внутригрупповых отношений; диагностика умения работать в группах, по заданию. Осознание особенностей обучения и общения в средней и старшей школе. Помощь в осознании собственных индивидуальных особенностей и особенностей одноклассников.
Создание группы, установление правил. Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия на тренинговых занятиях. Выработка ритуала приветствия и прощания участников тренинга.
Сплоченность группы. Закрепление правил. Закрепление правил регламентирования работы на тренинговых занятиях. Развитие сплоченности группы участников. Формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии. Создание доброжелательной обстановки и атмосфера поддержки в группе.
Здравствуй, пятый класс! Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказать поддержку себе и другим. Формирование у детей позитивного отношения к своим возможностям. Помощь в осмыслении себя как члена группы, способной оказывать поддержку.
Находим друзей.Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей.
Мы и наши близкие. Развитие представления участников о роли близких в жизни человека. Формирование убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни. Помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям.
Мы и наше настроение. Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции собственного настроения. Помощь в осмыслении приобретенного опыта.
Чего я боюсь? Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении способов их преодоления. Снижение школьной тревожности.
Как преодолеть неуверенность в себе. Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности. Знакомство с навыками уверенного по­ведения.
У тебя все получится! Формирование правильного, адекватного отношения к себе. Отработка навыков уверенного поведе­ния в условиях класса, школы.
Наша агрессивность. Актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы. Обучение участников безопасным способам разрядки гнева, агрессивных эмоций. Развитие навыков саморегуляции.
Работа с негативными переживаниями. Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных нега­тивных эмоций. Формирование умения адекватно воспринимать обид­ные замечания.
Что поможет мне учиться? Помощь участникам группы в осознании правил работы на уроке. Способствование формированию учебных навыков и самораскрытию детей, развитию эмпатии.
Легко ли быть учеником? Помощь детям в осознании качеств, необходимых хорошему ученику. Способствование развитию воображения и навыков совместной деятельности.
Учимся планировать. Раскрытие значения рациональной орга­низации времени для достижения результата (особенно в учебной деятельности). Помощь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом классе.
Готовим домашние задания. Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков. Осознание учащимися важности пра­вильной подготовки домашних заданий. Отработка навыков приготовления устных и письменных до­машних заданий. Обучение учеников основным приемам подготовки к написанию сочинения.
Мы и наши привычки (режим дня). Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. Формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, стремления соблюдать оптимальный распорядок (режим) дня и недели.
Мы и наши привычки (правила личной гигиены). Актуализация представления о гигиене и ее правилах. Формирование убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены. Осмысление и коррекция участниками своих гигиенических привычек.
Мы и наши привычки (здоровое питание). Актуализация представления об основных питательных веществах. Развитие убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов. Укрепление привычки соблюдать режим питания и избегать пищевых рисков.
Я учусь отдыхать. Осознание учащимися необходимости правильного и эффективного отдыха. Знакомство с особенностями состояния сна, с правилами продуктивного сна.
Наши недостатки и наши достоинства. Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. Принятие себя и осмысление возможности самосовершенствования.
Конфликты или взаимодействие? Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.
Наши права и наши обязанности. Актуализация представления о правах и обязанностях. Формирование убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права. Помощь учащимся в осмыслении полученного опыта.
Мы и наш класс. Обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. Развитие умения оказывать поддержку окружающим. Осмысление участниками себя как члена группы, способной оказывать поддержку.
Все вместе. Итоговая игра. Осмысление опыта, полученного в ходе занятий, закрепление полученных навыков группового сплочения, умения оказывать и принимать помощь группы.

Курс «Я – это интересно» (VI класс) 

Задачи курса:

  • Формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.

  • Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.

  • Формирование у учащихся представлений о богатстве внутреннего мира каждого из них.

  • Познакомить учащихся с основными психическими процессами человека.

  • Побуждение учащихся к самопознанию, формирование у них мотивов самопознания и самосовершенствования.

  • Развитие навыков планирования на ближайшую перспективу с учетом своих возможностей, умение минимизировать риск в опасных жизненных ситуациях.

  • Способствовать формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.

  • Развивать у учащихся навык конструктивного общения и разрешения житейских конфликтов.


№ п/п
урока

Название темы


 

Кол-во


часов



 

Тренинговые занятия «Я – это интересно»

10




1

Агрессия и ее роль в развитии человека

1

7.09

2

У меня появилась агрессия

1

14.09

3

Как выглядит агрессивный человек

1

21.09

4




1

28.09

5

Агрессия во взаимоотношениях между мной и родителями

1

5.10

6

Как звучит агрессия

1

12.10

7

Конструктивное реагирование на агрессию 1

1

19.10

8

Неконструктивное реагирование на агрессию

1

26.10

9

Кто я, какой я?

1

2.11

10

Учимся договариваться

1

9.11




 

Самопознание

24




11

Образ нашего «Я»

1

16.11

12

Наше физическое «Я»

1

23.11

13

Учимся договариваться 2

1

30.11

14

Зачем человеку нужна уверенность в себе

1

7.12

15-16

Как мы воспринимаем окружающий мир

2

14,21.12

17

Как использовать наши сильные и слабые стороны

1

28.12

18-20

Как мы думаем

3

13,25.01,1.02

21-22

Внимание, внимание! 

2

8,15.02

23-24

О богине Мнемозине 

2

22,29.02

25

Наше воображение

1

7.03

26-27

Мир эмоций. Настроение

2

14,21.03

28-29

Наш темперамент

2

4,11.04

30-31

Мой характер

2

18,25.04

32

Мои потребности

1

2.05

33

Мои способности

1

16.05

34

Богатства личности

1

23.05

 

Итого

34



1   2   3   4   5   6   7   8   9   10