Главная страница


Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель



НазваниеПрограмма по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель
страница10/10
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание программы курса «Я – личность»


Психология личности и деятельности
Личность. Индивид и личность. Соотношение биологического и социального в личности. Теории личности. Психоаналитическая теория личности (З.Фрейд). Индивидуальная теория личности (А.Адлер). Бихевиоризм. Гуманистическая теория личности (А.Маслоу). Отечественная теория личности. Самосознание. Самоотношение. «Я» - концепция. Потребности. Активность личности. Мотивы. Мотивация. Цели и ценности. Неосознанные побуждения. Направленность личности. Механизмы психологической защиты личности.
Психологические особенности развития личности. Общие вопросы возрастной психологии. Развитие личности. Динамика взросления. Понятие возраста. Роль деятельности в развитии личности. Понятие ведущей деятельности. Виды ведущей деятельности. Поведение. Динамика развития – противоречия и их разрешения. Кризисы развития и их характеристика. Понятие сензитивности.
Возрастная психология. Период младенчества. Ранний возраст. Дошкольный возраст. Младший школьный возраст. Важность формирования позитивного самоотношения. Принципы позитивного воспитания. Особенности подросткового возраста. Трудности роста. Особенности развития личности подростка. Противоречия и задачи взросления. Взрослеть – значит умнеть. Юность. Развитие личности в юношеском возрасте. Формирование мировоззрения. Построение жизненного плана. Моделирование будущего.
Саморегуляция.
Стресс. Понятие «стресс». Стресс и дистресс. Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека. Способы реагирования на стресс. Понятие «саморегуляция». Правила саморегуляции. «Телесное» выражение чувств. Тест на самооценку стрессоустойчивости.
Внешняя саморегуляция. Создание и управление своим внешним обликом и поведением. Поведение в обществе данной культуры. Знание этикета, овладение мимическими и пантомимическими умениями (управление телом). Искусство общения, искусство играть заданную роль в обществе, строить свои отношения с окружающими.
Внутренняя саморегуляция. Управление физическим состоянием, эмоциями, сознанием. Классические формы управления физическим состоянием: профилактика здоровья, гигиена тела, занятия физкультурой и спортом, закаливание организма, физический труд, режим труда и отдыха, полноценное питание. Контроль за своими потребностями.
Эмоциональная саморегуляция. Самоконтроль, самообладание. Способы погашения отрицательных эмоций. Самовнушение. Аутогенная тренировка. Достижение согласия с самим собой. Психологическая самозащита. Классические формы воздействия на работу своего сознания. Взаимосвязь физической, эмоциональной и умственной саморегуляции. Тренинг релаксации.
Саморегуляция и самосовершенствование в различных философских системах. Йога как система саморегуляции физического состояния и сознания, дисциплина тела и ума. Йоговское понимание смысла жизни и места человека во Вселенной. Карма и создающие её силы: мысли, страсти и поступки. Медитация как методика формирования доминанты на психическое и умственное самосовершенствование и саморегуляцию. Космическая (био-) энергетика человека. Биополе. Энергетические часы – чакры. Энергетические доноры и вампиры. Саморегуляция энергетического состояния.
Профилактика аддиктивного поведения. Актуализация знаний учащихся о вредных последствиях злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Стадии формирования зависимого (аддиктивного поведения). Формирование установки на здоровый образ жизни (умение сказать «нет»)
Позитивное мышление. Значение позитивного мышления. Приемы развития и сохранения навыков позитивного мышления.
Итоговое занятие. Рефлексия полученных знаний и умений.

Литература 


  • Алиева, М.А., Я сам строю свою жизнь. / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова и др.: под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.

  • Белановская, О.В. Психология личности: Учебное пособие / О.В.Белановская; науч. ред. Ю.Н.Карандашев, Т.В.Сенько. – Мн.: БГПУ им. М.Танка. 2001.-226с.

  • Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174с.

  • Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.

  • Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – 248с.

  • Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации / И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.: Издательство «Речь», 2001.40с.

  • Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И.Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 2000.-624с.

  • Как определить и развить способности ребенка. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996., 432с.

  • Колбик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г.Колбик. – М.: Генезис, 2003, -122 с.).

  • Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов / Л.С.Колмогорова. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360с.

  • Коломинский, Я.Л. Человек: психология; кн. для учащихся ст. классов / Я.Л.Коломинский. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 223с.

  • Крейз, Р. Релаксация / Р.Крейз. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 256с.

  • Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

  • Микляева, А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 110 с.

  • Микляева, А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 119 с.

  • Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди людей.. Программа уроков психологии (9 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.

  • Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С.Немов: – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 320 с.

  • Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М.Никольская, Р.М.Грановская. – СПб.: Речь, 2001.- 507 с.

  • Орлова, Л.В. Развитие психологической культуры школьника: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих психологию и практических психологов школ / Л.В.Орлова; под ред. Я.Л. Коломинского. – Мозырь: Издательство «Белый ветер», 2000. – 144 с.

  • Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство / В.Н.Панкратов. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 352 с.

  • Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии. 2-е изд., доп. и перераб. / А.В.Петровский. – М.: Педагогика, 1983. – 224с.

  • Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости: Практичекое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н.В.Подхватилин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

  • Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие / М.В.Попова. – МС.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.

  • Пономаренко, Л.П. Основа психологии для старшеклассников: пособие для педагога: В 2ч. / Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЫЛПДОС, 2001.

  • Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: учебн. пособие для ст. кл. сред. шк. / Е.Н.Прощицкая. – М.: Просвещение, 1991. – 144с.

  • Прутченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе. 2-е изд., дополн. и перераб. / А.С.Прутченков. – М:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

  • Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие / Н.С.Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400с.

  • Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников. – М.: ВАКО, 2005. -288 с.

  • Кухарчук, А.М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А.М.Кухарчук, Е.Л.Седова, В.В.Лях. – Мн.: Бел. Наука. 2000. – 222с.

  • Митина, Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Л.М.Митина, Л.В.Брендакова, И.В.Вачков и др.; Под ред. Л.М.Митиной. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184с.

  • Психология для всех и каждого / Сост. В.Б.Шапарь. – Харьков: Торсинг; Ростов н /Дону: изд-во «Феникс»,2002. –448с.

  • Борисов В.Н. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Практикум; Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Н.Борисов, О.Г.Ковалев, С.А.Лузгин, А.И.Ушатиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002ю-144с.

  • Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336с.

  • Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.–176с.

  • Рогов, Е.И. Психология человека / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.–320с.

  • Рогов, Е.И. Эмоции и воля / Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.

  • Родионов, В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов / В.А.Родионов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002. – 240 с.

  • Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А.Обуховой. – М.: ВАКО, 2005. 240 с.

  • Самоукина, Н.В. «Игры, в которые играют …». Психологический практикум / Н.В.Самоукина. – г. Дубна, «Феникс +», 2002, - 128 с.

  • Самоукина, Н.В. Психология оптимизма / Н.В.Самоукина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.

  • Сандомирский, М.Е. Защита от стресса. Физиологически ориентированный подход к решению психологических проблем (Метод РЕТРИ) / М.Е.Сандомирский. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 336 с.

  • Селевко, Г.К. Найди себя / Г.К.Селевко, Н.И.Бабурина, О.Г.Левина. М.: Народное образование, 2001.-144с. Серия «Самососершенствование личности».

  • Селевко, Г.К. Управляй собой / Г.К.Селевко, В.И.Болдина, О.Г.Левина. – М.: Народное образование, 2001. Серия «Самосовершенствование личности».

  • Селевко, Г.К. Реализуй себя / Г.К.Селевко, А.Г.Селевко, О.Г.Левина. М.: Народное образование, 2001.Серия «самосовершенствование личности».

  • Селевко, Г.К.Самосовершенствование личности: методическое пособие по преподаванию курса / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2000. 128с.

  • Сомова, Н.П. В пятый класс – в первый раз: Пособие для родителей, специалистов службы сопровождения, психологов, педагогов школ и гимназий / Н.П.Сомова. – Спб.: КАРО, 2001 – 308 с.

  • Сизанов, А.Н. Познай себя: Тесты, задания, тренинги, консультации / А.Н.Сизанов. – Мн.: Полымя, 2001. – 592 с.

  • Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л.Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- 288с.

  • Солдатова, Г.У., Шайгерова А.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков; 2-е изд., стер./ Г.У.Солдатова, А.А.Шайгерова, О.Д.Шарова. –М.: Генезис, 2001. – 112 с.

  • Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П.Чернявская. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. –96с.

  • Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах / К.Фопель. – М.: Генезис, 2000.

Источник: Программа курса «Психология» в общеобразовательной школе: методико-практические материалы. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2006.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10