Главная страница


Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель



НазваниеПрограмма по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель
страница6/10
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание программы курса «Я управляю собой»


Я – подросток. Что это значит? Актуализация имеющихся знаний у участников о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе и принятие (закрепление) правил совместной деятельности. Пробуждение заинтересованности учащихся в совместной работе для изучения курса.
Характер и эмоции. Показать разницу между чувствами и чертами характера (последние отвечают на вопрос «какой?»). Один человек может сочетать в себе различные черты характера. Значение умения управлять своими чувствами. Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию.
Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные». Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств». Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления.
«Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем? Создание условий для самоисследования своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме. Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства.
Нужно ли управлять своими эмоциями?Осознание подростками необходимости управления своими эмоциями. Психоанализ сказки В.Симонова «Емелино настроение». 
Страхи и страшилки. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха.  
Побеждаем все тревоги. Анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). 
Мой гнев, злость, агрессия. Возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих. Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. (Диагностика агрессивности подростка). Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. 
Обида. Как простить обиду? Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личностному опыту. Обучение способам разрядки обиды.
Я виноват? Создание условий для понимания подростками психологического чувства вины и стыда. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины. 
Что такое «стресс»? Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу.
Я умею бороться со стрессом. Овладение способами борьбы со стрессом. Закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации стресса.
Всегда ли полезны медикаменты? Формирование у учащихся убеждения, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Представление о правилах обращения с лекарственными препаратами и опасности самолечения.
Риск – благородное дело? Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска, как к разумному, а не трусливому, , и негативное отноше­ние к неоправданному риску, стремление миними­зировать неизбежный риск. Убеждение участников, что рискован­ное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности. Развитие способности при решении жизненных ситуаций избирать путь, связанный с минимальным риском.
Умения принимать решения. Принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации. Особенности принятия индивидуального и коллективного решения. Формирование представления, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.
Развиваем эмпатию. Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия.
Тренировка «Я-высказываний». Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний». 
Комплименты. Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты.
Какой я на самом деле? Одинаковыми качества­ми могут обладать различные люди. Формирование представления о том, что одни и те же качества человеческой личности воспринимаются разными людьми по-разному.
Моя линия жизни. Раскрытие возможности принимать решения коллективно. Анализ ресурсов личностного роста учащихся. Развитие стремления реализовывать запланированное в своей повседневной жизни.

Курс «Я и они» (VIII класс)


Задачи курса:

  • Формирование важнейших жизненных навыков, способствующей успешной адаптации в обществе.

  • Оказание помощи подростку в осознании себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружелюбного «ОНИ».

  • Способствование приобретению опыта учащихся наиболее важного для ответов на вопросы:

- каким меня видят другие,
- почему я испытываю смущение,
- что делать, чтобы меня услышали,
- что такое критическое мышление и ответственность,
- в чем опасность наркотиков,
- как сделать правильный выбор в трудной ситуации?

  • Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.

Учебный план курса «Я и они»

№ п/п
урока

Название темы

К-во часов

дата


1

Введение

1







 Что помогает мне учиться?

5




2

Я – мыслящий

1




3-4

Мое внимание

2




5

Моя память

1




6

Мое воображение

1







 Я – личность

4




7

Основные условия для развития человека

1




8

Индивид и личность

1




9-10

Самооценка личности

2







Я – это «Я» 

10




11-13

Мои достоинства и недостатки

3




14

Моя внешность

1




15

Каким меня видят другие?

1




16

Если бы моим другом был … я сам

1




17-20

Что такое уверенность в себе?

4







 Я в общении

4




21

Как мы общаемся

1




22

Активное слушание

1




23

Не смущение красит человека

1




24

О пользе критики

1







Я и моя семья 

2




25

«Трудные родители»

1




26

Мои права в семье

1







Любовь и дружба 

2




27

Что такое дружба?

1




28

Любовь! Что это такое?

1







Я умею сказать «Нет!» 

5




29

Что такое ответственность?

1




30

Нужен ли риск?

1




31

Помоги себе сам

1




32-33

Человек и наркотики

2




34

Выбор жизненных целей

1






Итого


34
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10