|
Содержание программы курса «Я управляю собой» Я – подросток. Что это значит? Актуализация имеющихся знаний у участников о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе и принятие (закрепление) правил совместной деятельности. Пробуждение заинтересованности учащихся в совместной работе для изучения курса. Характер и эмоции. Показать разницу между чувствами и чертами характера (последние отвечают на вопрос «какой?»). Один человек может сочетать в себе различные черты характера. Значение умения управлять своими чувствами. Проявление эмоционального состояния человека в позах, мимике, жестах. Развитие умения «читать» невербальную информацию. Страна чувств. Чувства «полезные» и «вредные». Анализ особенностей эмоционального мира. Создание «Словаря чувств». Показ участникам амбивалентности чувств. Анализ чувств и определение отрицательных и положительных сторон их проявления. «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем? Создание условий для самоисследования своей эмоциональной жизни. Снятие запрета на выражение отдельных эмоций в игровой форме. Развитие навыков рефлексии подростками скрываемых чувств и последующего их выражения с помощью невербальных и вербальных средств. Определение причин, по которым люди скрывают свои чувства. Нужно ли управлять своими эмоциями?Осознание подростками необходимости управления своими эмоциями. Психоанализ сказки В.Симонова «Емелино настроение». Страхи и страшилки. Обобщение опыта и знаний подростков об эмоциональных проявлениях в общении. Анализ психологической природы страха. Побеждаем все тревоги. Анализ психологической природы страха. Проективная проработка и разрядка страхов (тревоги). Мой гнев, злость, агрессия. Возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих. Опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя. Элементы самоконтроля внешнего проявления эмоций. Создание условий для обращения подростков к собственному опыту агрессии. (Диагностика агрессивности подростка). Разрядка агрессивных тенденций в поведении (вербальных и невербальных) в игровой форме. Обучение способам безопасной разрядки агрессии. Обида. Как простить обиду? Создание условий для осознания подростками психологической природы обиды. Определение понятия обиды и ее последствий для межличностных отношений на основе обращения к личностному опыту. Обучение способам разрядки обиды. Я виноват? Создание условий для понимания подростками психологического чувства вины и стыда. Способы проективной проработки и разрядки чувства вины. Что такое «стресс»? Способность человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях. Последствия воздействия стресса на организм, возможности эффективно противостоять стрессу. Я умею бороться со стрессом. Овладение способами борьбы со стрессом. Закрепление навыков конструктивного поведения в ситуации стресса. Всегда ли полезны медикаменты? Формирование у учащихся убеждения, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Представление о правилах обращения с лекарственными препаратами и опасности самолечения. Риск – благородное дело? Формирование позитивного отношения к человеку, избегающему неоправданного риска, как к разумному, а не трусливому, , и негативное отношение к неоправданному риску, стремление минимизировать неизбежный риск. Убеждение участников, что рискованное поведение не является проявлением смелости, взрослости, решительности. Развитие способности при решении жизненных ситуаций избирать путь, связанный с минимальным риском. Умения принимать решения. Принятие оптимального решения возможно лишь после критического осмысления ситуации. Особенности принятия индивидуального и коллективного решения. Формирование представления, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения. Развиваем эмпатию. Экспресс-диагностика уровня развития эмпатических тенденций. Создание условий для тренинга эмпатических навыков учащихся в игровых моделях межличностного взаимодействия. Тренировка «Я-высказываний». Формирование механизма безопасного выражения чувств и конструктивного выражения претензий. Закрепление у подростков навыков формулирования «Я-высказываний». Комплименты. Создание условий для развития у подростков навыков выражать и принимать комплименты. Какой я на самом деле? Одинаковыми качествами могут обладать различные люди. Формирование представления о том, что одни и те же качества человеческой личности воспринимаются разными людьми по-разному. Моя линия жизни. Раскрытие возможности принимать решения коллективно. Анализ ресурсов личностного роста учащихся. Развитие стремления реализовывать запланированное в своей повседневной жизни.
Курс «Я и они» (VIII класс) Задачи курса:
Формирование важнейших жизненных навыков, способствующей успешной адаптации в обществе.
Оказание помощи подростку в осознании себя в широком социуме, своего «Я» среди огромного и не всегда дружелюбного «ОНИ».
Способствование приобретению опыта учащихся наиболее важного для ответов на вопросы:
- каким меня видят другие, - почему я испытываю смущение, - что делать, чтобы меня услышали, - что такое критическое мышление и ответственность, - в чем опасность наркотиков, - как сделать правильный выбор в трудной ситуации?
Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.
Учебный план курса «Я и они»
№ п/п урока
| Название темы | К-во часов | дата | 1
| Введение
| 1
|
|
| Что помогает мне учиться?
| 5
|
| 2
| Я – мыслящий
| 1
|
| 3-4
| Мое внимание
| 2
|
| 5
| Моя память
| 1
|
| 6
| Мое воображение
| 1
|
|
| Я – личность
| 4
|
| 7
| Основные условия для развития человека
| 1
|
| 8
| Индивид и личность
| 1
|
| 9-10
| Самооценка личности
| 2
|
|
| Я – это «Я»
| 10
|
| 11-13
| Мои достоинства и недостатки
| 3
|
| 14
| Моя внешность
| 1
|
| 15
| Каким меня видят другие?
| 1
|
| 16
| Если бы моим другом был … я сам
| 1
|
| 17-20
| Что такое уверенность в себе?
| 4
|
|
| Я в общении
| 4
|
| 21
| Как мы общаемся
| 1
|
| 22
| Активное слушание
| 1
|
| 23
| Не смущение красит человека
| 1
|
| 24
| О пользе критики
| 1
|
|
| Я и моя семья
| 2
|
| 25
| «Трудные родители»
| 1
|
| 26
| Мои права в семье
| 1
|
|
| Любовь и дружба
| 2
|
| 27
| Что такое дружба?
| 1
|
| 28
| Любовь! Что это такое?
| 1
|
|
| Я умею сказать «Нет!»
| 5
|
| 29
| Что такое ответственность?
| 1
|
| 30
| Нужен ли риск?
| 1
|
| 31
| Помоги себе сам
| 1
|
| 32-33
| Человек и наркотики
| 2
|
| 34
| Выбор жизненных целей
| 1
|
|
| Итого | 34
| |
|
|