Главная страница


Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель



НазваниеПрограмма по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель
страница7/10
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание программы курса «Я и они» 


Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Актуализация правил работы на уроках психологии. Самоутверждение личности и поиск себя (самопознание). Пути самоутверждения – общение и взаимодействие с окружающими людьми.

Что поможет мне учиться?
Я – мыслящий. Актуализация знаний о мышлении. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, гибкость, быстрота мышления. Мышление и речь. Формирование понятий, суждений. Индукция и дедукция. Урок-практикум: диагностика и развитие мышления.
Мое внимание. Актуализация знаний о внимании. Качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение, устойчивость. Самодиагностика внимания. Тренинговые упражнения для развития внимания.
Моя память. Актуализация знаний о памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти: образная (зрительная, слуховая), словесно-логическая, эмоциональная. Диагностика памяти. Тренинговые упражнения для развития памяти.
Мое воображение. Актуализация знаний учащихся о воображении. Виды воображения: пассивное, воссоздающее, творческое. Упражнения для развития воображения.

Я - личность
Основные условия для развития человека. Психология изучает законы развития человека. Основные условия развития человека: наследственность, среда и воспитание. Первое условие: чтобы стать человеком, надо родиться человеком с человеческим мозгом. Второе условие: человеческий мозг может правильно развиваться только в условиях человеческого общества. Третье условие: общение с людьми, воспитание и обучение ребенка. Понятия «знания» и «сознание».
Индивид и личность. Понятие «личность». Индивид и личность. Индивидуальность человека. Основные характеристики личности: знания, умственные способности, доброта, трудолюбие, ответственность, самостоятельность и т.п.
Самооценка личности. Понятие «самооценка». Завышенная самооценка, адекватная самооценка, низкая самооценка. Формирование представлений учащихся о роли самооценки в становлении «Я-концепции» (образа «Я»). Рекомендации по наблюдению за собой и оценки себя. Формирование у детей адекватной самооценки и позитивного отношения к себе. Развитие навыков рефлексии личностных качеств.

Я – это «Я»
Мои достоинства и недостатки. Самоанализ подростками собственных достоинств и недостатков. Анализ достоинств и недостатков своих одноклассников на основе анонимного анкетирования. Мои недостатки глазами других, мои достоинства глазами других. Создание условий для повышения самопринятия подростков («Скажи о себе что-нибудь хорошее»). Создание условий для обращения подростков к собственным недостаткам как нормальным особенностям личности любого человека. «Нормализация», связанная с субъективными переживаниями собственных недостатков подростками. Формирование мотивации на работу с собственными недостатками как способ саморазвития личности. Обращение подростков к собственной ценностно-смысловой сфере.
Моя внешность. Создание условий для осознания подростками собственных стереотипов «идеальной внешности». Формирование объективной оценки учащимися своей внешности (больше отметить в себе достоинств, чем недостатков, свои «недостатки» можно превратить в индивидуальные достоинства или умело их скрыть с помощью одежды или косметики).

Каким меня видят другие? Существующая закономерность индивидуальных различий окружающих. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других?». Формирование терпимого отношения к многообразию проявлений человеческой индивидуальности.  
Если бы моим другом был … я сам. Формирование адекватной самооценки, умения объективно оценивать свои сильные и слабые стороны. Создание условий для осознания учащимися ценности и неповторимости каждого человека и собственной индивидуальности.  
Что такое уверенность в себе? Обращение к опыту неуверенного поведения подростков и определение его психологических причин. Формирование представлений о различиях между уверенным, неуверенным и самоуверенным поведением. Создание условий для оценки подростками своего уровня уверенности в себе. Формирование правил уверенного поведения и тренировка навыка их соблюдения. Выявление признаков неуверенного и самоуверенного поведения. Тренировка навыков уверенного выступления на модели игровой ситуации. 

Я в общении
Как мы общаемся. Понятие «общение». Значение общения для человека. Стороны общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Средства общения (язык, интонация, мимика, жесты, поза, взгляд). Барьеры в общении. Значение соблюдения принятых правил общения.
Активное слушание. Значение активного слушания для конструктивного общения людей. Правила активного слушания. Диагностика умения слушать с последующим анализом результатов. 
Не смущение красит человека. Формирование коммуникативных навыков (умения начинать, поддерживать и прекращать разговор). Характеристика причин, затрудняющих общение. Способы преодоления барьеров в общении.
О пользе критики. Формирование конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике. Различие между критикой и оскорблением. Формирование навыков объективно воспринимать критические замечания в свой адрес и корректно критиковать других.

Я и моя семья
«Трудные родители». Актуализация у подростков опыта семейного взаимодействия. Составление генеалогического дерева своей семьи. Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в общении подростков с родителями. Создание условий для поиска и осознания причин трудностей в отношениях с родителями.
Мои права в семье. Анализ прав и обязанностей различных членов семьи. («Мои права», «Права моих родителей»). Формирование представлений о партнерстве в отношениях родителей и детей.

Любовь и дружба
Что такое дружба? Формирование представления о дружбе и ее психологических составляющих. Особенности юношеской дружбы. Факторы, влияющие на зарождение дружбы (взаимная досягаемость или близость, взаимодействие, позитивное ожидание, сходство интересов, увлечений и т.п.). 
Любовь! Что это такое? Любовь в жизни человека. Отношение к любви в разные эпохи. Две модели любви (оптимистическая и пессимистическая). Характер отношений между любящими людьми. «Разрушители» любви. Признаки насилия в отношениях.

Я умею сказать «Нет!»
Что такое ответственность? Анализ разницы понятий «ответить на вопрос» и «ответить за проступок». Формирование представлений учащихся, что нет непоправимых проступков (главное – не совершение ошибки, а признание своей ошибки и желание исправить ее). 
Нужен ли риск? Создание условий для осознания подростками своего отношения к риску и состоянию азарта. Определение понятий «риск», «азарт». Создание условий для разрядки стремления к необдуманному риску.  
Помоги себе сам. Формирование понимания опасности передозировки лекарственными препаратами. Уточнение и закрепление правил обращения с лекарственными препаратами, опасности самолечения и мерах первой помощи при отравлении лекарственными препаратами. 
Человек и наркотики. Формирование убеждения, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ) является ложным способом решения жизненных проблем. Формирование стремления искать конструктивные способы решения проблем. Анализ типичных жизненных проблем, решая которые подростки становятся наркоманами. Формирование стойкой привычки отказа от ПАВ.  
Выбор жизненных целей. Создание условий для рефлексии подростками своих достижений на уроках психологии. Актуализация представления о своем будущем, о своих жизненных целях. Формирование навыков конструктивного поведения в ситуации сложного выбора.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10