|
Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель Учебная программа по психологическому развитию учащихся
5-11классов на 2011-2012 учебный год
Основная цель программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося. Задачи программы направлены на формирование в мировоззрении ученика картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе.
Задачами учебно-развивающего и воспитывающего процесса являются:
воспитание психологической культуры учащихся школы;
формирование системообразующей теоретической базы для сознательного управления учащимися своего развития;
ознакомление учащихся с основными путями психологического познания человека (познавательные процессы, состояния, свойства, отношения и др.);
формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;
формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности;
формирование основ культуры интеллектуального труда;
оказание помощи пятиклассникам в период адаптации к обучению в среднем звене школы, снижение школьной тревожности;
формирование у школьников средних классов навыков самопознания и саморегуляции;
формирование у учащихся базовой школы личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе;
содействие профессиональному самоопределению учащихся старших классов;
профилактика отклоняющегося поведения учащихся;
содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение. В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике методы обучения: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся:
активные групповые методы социального треннинга:
а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора); б) игровые методы – дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактивный метод осознания коммуникативного поведения); в) сензитивный треннинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии);
метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и др. виды творчества);
методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки);
метод экспрессий, а также метод чтения вслух, метод интроспективного анализа; метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять диагностические методики. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности. Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросник Айзенка, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики. Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического исследования, применяемые непосредственно для усвоения знаний. Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний, диапазон и качество их применений. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.), сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях психологического развития подростка. Диагностика развития предполагает использование более сложных психодиагностических методик, имеющих выход на фундаментальные отношения ребенка с окружающим миром и самим собой, особенности развития рефлексии, динамику интересов, структуру сознания, мировоззрения, особенности формирования личностных качеств, ценностных ориентаций, эмоциональной и познавательной сферы К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения(чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом. В результате обучения предполагается формирование некоторых качеств личности в соответствии с Программой ЮНЕСКО «Образование 2000», где декларируется, что выпускник школы должен:
быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
самоопределяться, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
решать проблемы, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
быть толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Усвоение подростком психологических знаний является фактором развития его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. В практике обучения используется четыре вида занятий: теоретические, творческие, практические, и дискуссионные. Теоретические занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара; творческие– в тренинговых формах; практические – в форме лабораторных; дискуссионные – в форме обсуждения. Решение на практике поставленных задач предполагает создание специальной атмосферы в классе и организацию особого педагогического общения. Принципиальное значение здесь имеют три момента.
|
|
|