Главная страница

Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель



НазваниеПрограмма по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель
страница4/10
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание курса «Я – это интересно»


Тренинговые занятия «Я – это интересно»
Давайте вспомним. Актуализация имеющихся знаний у участников о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе и принятие правил совместной деятельности. 
Я расту, я меняюсь. Развитие представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека. Формирование умения видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений. Учить детей управлять своими эмоциями и поведением. Помощь участникам в осмыслении места подросткового возраста в жизни человека. 
Я – «сова» или «жаворонок». Актуализация представлений учащихся о биоритмах человека и связанных с ними индивидуальных особенностях людей. Знакомство участников с особенностями собственной работоспособности на основе темпинг-теста. Отработка умения учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности. 
Я – уверенный, неуверенный или грубый. Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей. Формирование убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Развитие умения осмыслить полученный опыт. 
Я и моя безопасность. Актуализация личного опыта, связанного с типичными опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением. Развитие стремления избегать или минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения. Формирование убеждения, что соблюдение принятых правил поведения может являться гарантией безопасности. Осмысление участниками полученного опыта и отработка алгоритма поведения в опасных ситуациях. 
Я и конфликты. Развитие представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала. Раскрытие возможности разрешения большинства житейских разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления. Отработка стратегии решения повседневных конфликтов. 
Я, мои одноклассники и одноклассницы. Актуализация представления об особенностях привычек, взглядов, вкусов, позиций, поведения, деятельности людей, обусловленных половыми различиями. Развитие умения сотрудничать, учитывая эти знания. 
Я, мои успехи и мои неудачи. Развитие представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей. Формирование убеждения, что преуспевание в учебе и других делах зависит, прежде всего, от труда и упорства. Повышение уверенности в своих силах, повышение самооценки участников. 
Кто я, какой я? Развитие представления о многогранности человеческой индивидуальности, умения анализировать и обобщать свой опыт. Сравнение собственных представлений о себе с представлениями других. 
Я сегодня, я завтра. Развитие позитивных представлений участников об их личном будущем, убеждения, что человек способен влиять на свое будущее. Обобщение полученного опыта, снижение тревожности. 

Самопознание
Знакомство с собой. Роль психологии как науки, история ее возникновения, отрасли психологии. Формирование понятия учащихся о том, что узнать себя помогает наука психология. Расширение интереса к самопознанию и самосовершенствованию. 
Образ нашего «Я». Расширение и углубление знаний учащихся о себе. Знакомство учащихся с понятием образ «Я». Образ «Я» – совокупность представлений о себе, о своих внешних и внутренних качествах.  
Наше физическое «Я». Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и стремления к самопознанию и самосовершенствованию.  
Я и окружающие. Расширение и углубление знаний учащихся о себе и об окружающих (семья, друзья, знакомые). Ознакомление с разнообразием социальных ролей человека.
Как мы воспринимаем окружающий мир. Понятия «ощущение» и «восприятие». Иллюзия как особенность восприятия. «Система восприятия», «типы системы восприятия». Три основных канала восприятия: система А (видеть) – восприятие информации через зрение; система Б (слышать) – восприятие информации через слух; система В (ощущать) – восприятие информации через ощущения тела. Характерные особенности каждой системы.
Как использовать наши сильные и слабые стороны. Осознание участниками своих сильных и слабых сторон в восприятии информации. У каждого человека развиты все систе­мы восприятия информации, но одна из них является преобладающей. Способы определения ведущей системы восприятия: анализ речи человека; наблюдение за движением глаз, когда человек что-то вспоминает; беседа с человеком. Обучение участников приемам эффективного восприятия информации.
Как мы думаем. Знакомство учащихся с психологическим понятием «мышление». Знакомство участников с основными операциями мышления: классификация, сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование, понятие. Уроки-практикумы по развитию основных операций мышления у учащихся.
Внимание, внимание! Расширение представления учащихся о понятии «внимание». Особенности внимания. Виды внимания (произвольное и непроизвольное внимание). Связь между развитым вниманием и успешностью обучения, развитие внимания.
О богине Мнемозине. Расширение представления учащихся о психологическом понятии «память». Значение памяти в жизни человека. Связь между развитой памятью и успешностью обучения. Секреты нашей памяти: концентрация внимания, заинтересованность, понимание. Формы памяти: непроизвольная и произвольная. Техника запоминания. Упражнения для развития памяти.
Наше воображение. Расширение представления учащихся о психологическом понятии «воображение». Плоды воображения – мечты, фантазии, грезы, сны. Воображение – основа творчества. Рекомендации и упражнения по использованию и развитию воображения.
Мир эмоций. Расширение представлений учащихся о психологических понятиях «чувства» и «эмоции». Богатство эмоционального мира человека. Учить детей конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров. Развивать навыки регуляции своих чувств и эмоций. Чувства, эмоции и настроение. Приемы повышения настроения.
Наш темперамент. Темперамент – особенности нервной системы человека. Особенность мозга в обработке информации: подвижность, сила, уравновешенность нервных процессов. Виды темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Основные характеристики темпераментов, положительные и отрицательные стороны. Диагностика темперамента учащихся. 
Мой характер. Характер – совокупность индивидуальных качеств (черт) человека. Основные черты характера: настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость и др. Связь характера с темпераментом человека. Воля и самостоятельность как черта характера.
Мои потребности. Понятие «потребности». Виды потребностей: физические (еда, питье, воздух, жилье, продолжение рода и т.д.), социальные (общение, безопасность, уважение и т.д.), духовные (в вере, в познании, в учении, в поиске нового и т.д) связь потребностей, интересов, ценностей жизни.
Мои способности. Понятие «способности». Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей. Общие (учебные) способности. Специальные способности. Изучение своих способностей. Необходимость развития способностей.
Богатства личности. Актуализация знаний учащихся об основных характеристиках человека, психических процессах и их особенностях. Анализ богатства Я-концепции человека.  
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10