Главная страница


Программа по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель



НазваниеПрограмма по психологическому развитию учащихся 5-11классов на 2011-2012 учебный год Основная цель
страница8/10
Дата11.04.2016
Размер0.62 Mb.
ТипПрограмма
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Курс «Я в общении» (IX класс) 


Задачи курса:

  • Развитие у подростка представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях.

  • Осознание своей личной позиции в обществе.

  • Развитие коммуникативной компетентности.

  • Раскрытие значения понятия «общение».

  • Освоение различных форм и стилей, структуры и средств общения.

  • Ознакомление с понятиями: невербальное и вербальное общение.

  • Обучение навыкам чтения приемов невербальной коммуникации.

  • Раскрытие значения интонации в общении.

  • Ознакомление учащихся с основами транзактного анализа.

  • Показать основные причины конфликта и пути его предотвращения.

  • Формировать мотивацию конструктивного общения.

Учебный план курса «Я в общении» 9а.9б

№ п/п
урока

Название темы

Кол-во
часов

дата

1

Общаться – это так легко

1

2.09

2-6

Общение – обмен информацией

6

9,16,23,30.09,7,14.10

7-9

Угадай профессию

3

21,28.10,11.11

10-11

Каналы получения и обработки информации

2

18,25.11

12-14

Характер, личностный опросник Айзенка

2

2,9.12

15-17

Общение как восприятие людьми друг друга

3

16,23,30.12

18-20

Психология делового общения

3

13,20,27.01

21-30

Конфликт – неэффективное общение

10

3,10,17,24.02,

2,9,16.03,6,13,20.04

31-33

Конструктивное общение 

4

27.04,4,11,18.05

34

Итоговое занятие

1

25.05

Итого

34







№ п/п
урока

Название темы

Кол-во
часов

дата

1

Общаться – это так легко

1

8.09

2-6

Общение – обмен информацией

6

15,22,29.09,6,13,20.10

7-9

Угадай профессию

3

27.10,3,10.11

10-11

Каналы получения и обработки информации

2

17,24.11

12-14

Характер, личностный опросник Айзенка

2

1,8.12

15-17

Общение как восприятие людьми друг друга

3

15,22,29.12

18-20

Психология делового общения

3

12,19,26.01

21-30

Конфликт – неэффективное общение

10

2,9,16.02,1,15,22.03

6,13,20,27.04

31-33

Конструктивное общение 

4

3,10,17,24.05

34

Итоговое занятие

1

31.05

Итого

34







Содержание программы курса «Я в общении»

Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Важнейшая потребность человека – общение. Правила работы на уроках.
Общение как обмен информацией. Информация или коммуникация. Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация. Речь (внутренняя, внешняя, устная, письменная). Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Обратная связь (прямая и косвенная). Коммуникативные барьеры (барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения). Личные границы. Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). Функции общения.
Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные). Мимика лица. Визуальное общение. Нос, рот, голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Проксемика.
Каналы получения и обработки информации. Каналы получения информации. Ведущий канал восприятия. Самодиагностика ведущего канала восприятия. Тренировка навыков передачи информации в различных репрезентативных системах.
Общение как взаимодействие.Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие.
Общение как восприятие людьми друг друга. Сложность социальной перцепции. Законы общения: эффект ореола, эффект проекции, эффект бумеранга, эффект края, эффект средней ошибки, эффект первичности и новизны и др. Как мы понимаем других людей. Объяснение поведения окружающих. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. Взаимосвязь общения и отношения.
Психология делового общения. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы. Приемы аргументации. Конструктивная критика. Психологические особенности публичного выступления. Рефлексия. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга.
Практическая работа. Методы исследования. Развитие навыков общения.
Конфликт – неэффективное общение. Определение конфликта. Причины конфликтов. Стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Контроль эмоций.
Конструктивное общение. Правила подачи и восприятия обратной связи. Контроль эмоций. Транзактный анализ. Способы снижения эмоциональной напряженности. Конструктивное выражение негативных чувств. Активное и пассивное слушание. Правила эмпатийного слушания. Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Комплименты, похвала, лесть.
Итоговое занятие. Создание условий для оценки подростками достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации. (Игровое упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10