Курс «Я в общении» (IX класс) Задачи курса:
Развитие у подростка представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях.
Осознание своей личной позиции в обществе.
Развитие коммуникативной компетентности.
Раскрытие значения понятия «общение».
Освоение различных форм и стилей, структуры и средств общения.
Ознакомление с понятиями: невербальное и вербальное общение.
Обучение навыкам чтения приемов невербальной коммуникации.
Раскрытие значения интонации в общении.
Ознакомление учащихся с основами транзактного анализа.
Показать основные причины конфликта и пути его предотвращения.
Формировать мотивацию конструктивного общения.
Учебный план курса «Я в общении» 9а.9б
№ п/п урока
| Название темы
| Кол-во часов
| дата
| 1
| Общаться – это так легко
| 1
| 2.09
| 2-6
| Общение – обмен информацией
| 6
| 9,16,23,30.09,7,14.10
| 7-9
| Угадай профессию
| 3
| 21,28.10,11.11
| 10-11
| Каналы получения и обработки информации
| 2
| 18,25.11
| 12-14
| Характер, личностный опросник Айзенка
| 2
| 2,9.12
| 15-17
| Общение как восприятие людьми друг друга
| 3
| 16,23,30.12
| 18-20
| Психология делового общения
| 3
| 13,20,27.01
| 21-30
| Конфликт – неэффективное общение
| 10
| 3,10,17,24.02,
2,9,16.03,6,13,20.04
| 31-33
| Конструктивное общение
| 4
| 27.04,4,11,18.05
| 34
| Итоговое занятие
| 1
| 25.05
| Итого
| 34
|
|
| № п/п урока
| Название темы
| Кол-во часов
| дата
| 1
| Общаться – это так легко
| 1
| 8.09
| 2-6
| Общение – обмен информацией
| 6
| 15,22,29.09,6,13,20.10
| 7-9
| Угадай профессию
| 3
| 27.10,3,10.11
| 10-11
| Каналы получения и обработки информации
| 2
| 17,24.11
| 12-14
| Характер, личностный опросник Айзенка
| 2
| 1,8.12
| 15-17
| Общение как восприятие людьми друг друга
| 3
| 15,22,29.12
| 18-20
| Психология делового общения
| 3
| 12,19,26.01
| 21-30
| Конфликт – неэффективное общение
| 10
| 2,9,16.02,1,15,22.03
6,13,20,27.04
| 31-33
| Конструктивное общение
| 4
| 3,10,17,24.05
| 34
| Итоговое занятие
| 1
| 31.05
| Итого
| 34
|
|
| Содержание программы курса «Я в общении»
Введение. Значение и роль психологических знаний в жизни человека. Важнейшая потребность человека – общение. Правила работы на уроках. Общение как обмен информацией. Информация или коммуникация. Коммуникаторы и реципиенты. Вербальная коммуникация. Речь (внутренняя, внешняя, устная, письменная). Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Обратная связь (прямая и косвенная). Коммуникативные барьеры (барьеры непонимания, барьеры социально-культурного различия и барьеры отношения). Личные границы. Стили общения (примитивный, деловой, манипулятивный, общение-диалог). Функции общения. Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств общения (визуальные, акустические, тактильные). Мимика лица. Визуальное общение. Нос, рот, голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. Проксемика. Каналы получения и обработки информации. Каналы получения информации. Ведущий канал восприятия. Самодиагностика ведущего канала восприятия. Тренировка навыков передачи информации в различных репрезентативных системах. Общение как взаимодействие.Теории взаимодействия: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма. Нормальное взаимодействие. Социальный контроль. Ролевое взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Сложность социальной перцепции. Законы общения: эффект ореола, эффект проекции, эффект бумеранга, эффект края, эффект средней ошибки, эффект первичности и новизны и др. Как мы понимаем других людей. Объяснение поведения окружающих. Основные механизмы познания другого человека – идентификация и рефлексия. Взаимосвязь общения и отношения. Психология делового общения. Деловая беседа. Функции деловой беседы. Фазы деловой беседы. Приемы аргументации. Конструктивная критика. Психологические особенности публичного выступления. Рефлексия. Экзамен. Психологические аспекты. Приемы самонастройки и аутотренинга. Практическая работа. Методы исследования. Развитие навыков общения. Конфликт – неэффективное общение. Определение конфликта. Причины конфликтов. Стили разрешения конфликтов: стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль сотрудничества, стиль компромисса. Управление конфликтом. Динамика конфликта. Конструктивное разрешение конфликтов. Контроль эмоций. Конструктивное общение. Правила подачи и восприятия обратной связи. Контроль эмоций. Транзактный анализ. Способы снижения эмоциональной напряженности. Конструктивное выражение негативных чувств. Активное и пассивное слушание. Правила эмпатийного слушания. Самопрезентация. Приемы расположения к себе. Комплименты, похвала, лесть. Итоговое занятие. Создание условий для оценки подростками достижений в овладении навыками общения на модели игровой ситуации. (Игровое упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»).
|