|
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки имен существительных;
уметь склонять, правильно, уместно и выразительно употреблять имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
•правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:
определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
говорение:
пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;
подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
письмо:
подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
строить письменное высказывание на заданную тему;
соблюдать последовательность и связность изложения;
собирать материал к сочинению и систематизировать его;
составлять сложный план и на его основе создавать текст;
использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции; текст.
определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
составлять простой и сложный план анализируемого текста;
определять вид связи предложений в тексте;
устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
использовать транскрипцию;
правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
пользоваться орфоэпическим словарем;
обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
морфемика и словообразование:
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
анализировать примеры использования слов в переносном значении;
проводить лексический разбор слова;
морфология:
указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
• обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
владеть приемом поморфемного письма;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
определять синтаксическую роль изученных частей речи.
правильно применять изученные пунктуационные правила;
устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
составлять план текста, полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
чтение:
•дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.);
составлять тезисный план исходного текста;
владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
говорение:
сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;
размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и интонационные);
уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
письмо:
сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
фонетика и орфоэпия:
проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов разных частей речи;
определять способы образования слов разных частей речи;
анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи);
с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
лексикология и фразеология:
соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
пользоваться различными видами лексических словарей;
находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоравданного повтора;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
морфология:
различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
синтаксис и пунктуация:
составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
рецензировать устный ответ учащегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
при необходимости переходить на изучающее чтение;
читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
вести репортаж о школьной жизни;
строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
пересказывать фрагмент прослушанного текста;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
текст:
находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
|
|
|