|
Протокол № от 2013года «Согласовано» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано»
Руководитель МО
_________/А.Н.Самонина/__________
Протокол №____________ от «_____» _______________ 2013года
| «Согласовано»
Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ № 6» Бавлинского муниципального района РТ
_____________/_Г.Р.Залеева «31» августа 2013 года
| «Утверждено»
директор МБОУ СОШ №6 города Бавлы
_____________/Т.А.Малахова/ Приказ № 181от «02» 09. 2013 г.
|
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА Огородниковой Людмилы Николаевны
учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории
по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач.
Подготовка к ЕГЭ»
2013-2014 учебный год Авторская программа факультативного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» Программа факультативного курса по русскому языку в 10 классе
«Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю,
итого- 35 часов.
1. Пояснительная записка
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.
Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.
Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.
Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.
Цель курса:обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 5-9 классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, пунктуационной зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.
Задачи курса:
-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;
-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;
-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;
-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.
Задачи решаются при использовании таких форм работы: - общеклассная - групповая - индивидуальная - парная - фронтальная - дифференцированная Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, - работа с обобщающими схемами и таблицами по пунктуации; - работа с разнообразными лингвистическими словарями.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации
Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Виды самостоятельных работ:
1.Обобщающие:
- репродуктивные
- творческие
- подготовительные
- поисковые
Итоговый контроль:
- проверочные работы
Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.
Теоретической основой данной программы являются:
- система языковых понятий;
- различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся
Принципы, на которых базируется программа:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний
- активность и сознательность обучения.
Элементы применяемых технологий:
- технология проблемного обучения.
- личностно-ориентированное обучение
- тест-технологии
- ИКТ
- технология разноуровневого обучения
- технология поэтапного формирования умственных действий
Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик
- овладевает глубокими систематизированными знаниями;
- способен работать с разнообразной информацией;
- может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;
- способен аргументировано доказать собственную точку зрения
- соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;
- развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;
- расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;
- развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.
Литература для учащихся
1.Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы 2008.-М.:,ФИПИ.Составитель И.Б.Маслова. И.П.Васильевых
2.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы.-М.,2007
3.Постникова И.И. и др. Это непростое простое предложение.-М.,1985
4.Розенталь Д.Э.Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих а вузы.-М.,2000
5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. . Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. - М., 2001.
6.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Дидактические материалы по русскому языку к учебнику для 10-11 классов. - М..2002.
7.Войлова К.А., Канафьева А.В. Русский язык. Тесты. 10 -11 классы. - М., 2001.
8.Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. - СПб., 2001.
9.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.
10.Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. . Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М., 2000.
11.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2001.
12.Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. – М., 1995.
13.Михайлова С.Ю., Михайлова Н.Е.Пунктуация в заданиях и ответах.- М., 2009
14.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.(любое издание)
15.Школьный словарь иностранных слов/ Под ред.В.В.Иванова.-4-еизд.-М.,1999
16.Энциклопедический словарь юного филолога(языкознание) /сост.М.В.Панов.-М.,1984
17.Базжина Т.В., Крючкова Т.Ю. Русская пунктуация. Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. - М., 2000.
18.Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: справочные материалы. – М., 1995.
19. Богданова Г.А. Предложения с союзом как: Пособие для учащихся. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
20. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация. 10-11 классы: – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008
Литература для учителя
1.Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация. Программа элективного курса для 10-11 классов.
Сборник «Программы для общеобразовательных учебных заведений»-М.,Просвещение,2007
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ
2.Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе.-М.,1990
3.ВалгинаН.С.Русская пунктуация: Принципы и назначение.-М.,1999
4.Львова С.И.Работа со схемами- таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий.-М.,2004
5.Розентаь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания.-М.,1970
6.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. - М., 1995.
7.Безымянная О. М. Диктанты с комплексным анализом текста. - М., 2003.
8.Валгина И.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. - М., 2000.
9.Валгина И.С. Русский язык: Орфография и пунктуация. - М., 2001.
10.Голуб И.В., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. - М., 1988.11.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык, 10-11 классы. - М, 2007.11
11.Гольцова Н.Г. Программа курса «Русский язык» для 10-11 классов ОУ.-М., 2006.
12. Солганик Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - М., 2002.
13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка часть. - М., 2002.
14.Ткаченко Н Г. Тесты по грамматике русского языка: Контрольные работы. - М., 2003.
15.Чеснокова Л.Д. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. - М., 1991.
Электронные и цифровые пособия.
https://rusolimp.kopeisk.ru/
https://svetozar.ru/
Единая коллекции ЦОР https://school-collection.edu.ru/
Имена.org – популярно об именах и фамилиях https://imena.org
Информационная система «Ура! Учим русский язык!» https://lpm.org.ru/russian/static/
Крылатые слова и выражения https://slova.ndo.ru
Культура письменной речи https://gramma.ru
Мир слова русского https://rusword.org
Портал видеоуроковhttps://interneturok.ru/.
Рукописные памятники Древней Руси https://lrc-lib.ru
Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник https://philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты https://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку https://svetozar.ru
Справочно-информационный портал Грамота.ру. www.gramota.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов https://fcior.edu.ru/
Функциональный стили речи (презентации) CD (электронное приложение к газете «Рус. яз. в школе» Изд. «Первое сентября» № 22/2010 г.)
Электронные пособия по русскому языку для школьников https://learning-russian.gramota.ru
Электронный тренажер по орфографии CD (электронное приложение к газете «Рус. яз. в школе» Изд.«Первое сентября» № 22/2010 г.)
7.3. Список мультимедийных презентаций и интерактивных плакатов.
Пунктуационный практикум №1 (Тире в простом предложении)
. Пунктуационный практикум №2 (Знаки препинания в предложениях с однородными членами)
. Пунктуационный практикум №3 (Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях)
. Пунктуационный практикум №4 (Обособленные определения)
. Пунктуационный практикум №5(Обособленные обстоятельства)
. Пунктуационный практикум №6(Знаки препинания при слове как)
. Пунктуационный практикум №7 (Принципы русской пунктуации)
Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 10 классе
№
Кол-во часов
| Тема урока
| Виды и характеристика учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Сроки проведения
| Примечания
| 1.
| О пунктуации. Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация?
| Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.
репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера;
продуктивная творческая: составление связного ответа «Что такое пунктуация?»
| Знать: что такое пунктуация, для чего служит пунктуация, что она способствует грамотному письму и легкости выражения мыслей; понимать: что пунктуация способствует наглядности синтаксического и интонационного строя речи, уметь: объяснить ,что такое и зачем нужна пунктуация.
|
|
| 2.
| Принципы русской пунктуации. Знаки препинания.
| Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.
репродуктивная: пересказ, ответы на вопросы репродуктивного характера;
продуктивная творческая: составление связного ответа «Принципы русской пунктуации. Знаки препинания»
| Знать: принципы русской пунктуации, основные знаки препинания
понимать: что принципы русской пунктуации- это основы современных пунктуационных правил.
уметь: с помощью знаков препинания отражать смысловое и структурное членение речи.
|
|
| 3.
| Точка. Правила постановки точки.
| Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, видеоурок.
репродуктивная: анализ текстов Д.Лихачева о языке.
продуктивная творческая: составление текстов.
| Знать: Правила постановки точки
понимать: что точка ставится в конце простого повествовательного предложения, перед союзами и,а,но,однако, если они начинают новое предложение.
уметь: различать повествовательные предложения.
|
|
| 4.
| Точка с запятой. Правила постановки точки с запятой.
| Рецептивная: прослушивание и запись под диктовку лекции учителя, презентация, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений по схемам, составление таблицы «Вот она какая-точка с запятой»
продуктивная творческая: Подготовить устное сообщение «Какое место точка с запятой занимает в системе знаков препинания?»,тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: правила постановки точки с запятой,
понимать: что точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное без союзов,если они распространены и имеют внутри себя знаки препинания.
уметь: правильно определять сложные предложения, в которых ставится точка с запятой.
|
|
| 5.
| Запятая. Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, видеоурок.
репродуктивная: объяснительный диктант
продуктивная творческая: синтаксический, пунктуационный разбор предложений. тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
| Знать: правила постановки запятой между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному, в каких случаях запятая не ставится.
понимать: что запятая ставится внутри простых, в ССП,СПП,БСП.
уметь: правильно ставить запятые в простых и сложных предложениях.
|
|
| 6.
| Запятая между главными и придаточными предложениями.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: синонимичная замена СПП с придаточным определительным на простые с обособленным определением.
продуктивная творческая: составить схемы предложений, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: группы СПП по значению и строению, понимать:
уметь: определять вид придаточных по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП разных видов, интонационно и пунктуационно оформлять.
|
|
| 7.
| Запятая между однородными членами предложения.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: дополнение предложений однородными членами, составление схем предложений
продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверяю себя». тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
| Знать: признаки однородных членов
понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания.
|
|
| 8.
| Запятая между повторяющимися словами.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: дополнение предложений повторяющимися словами, составление схем предложений
продуктивная творческая: составить схемы предложений. Диктант «Проверь себя»,тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: признаки одинаковых слов, повторяющихся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
понимать: правильно ставить знаки препинания в предложениях с одинаковыми словами, повторяющимися для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
уметь: находить в предложении одинаковые слова, повторяющиеся для обозначения длительности действия, для усиления степени качества.
ть, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с повторяющимися словами , обосновывать постановку знаков препинания.
|
|
| 9.
| Запятая при сравнительных оборотах.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: отсутствие или наличие запятой перед союзом как, сравнительный оборот.
продуктивная творческая: синтаксический и пунктуационный разбор предложений, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
| Знать: правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах.
понимать: постановку знаков препинания при сравнительных оборотах.
уметь: опознавать синтаксические конструкции с как,правильно ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов.
|
|
| 10-11.
| Запятая при определительных оборотах.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота,прилагательные, имеющие при себе пояснительные слова и стоящие после определяемого существительного, приложение как разновидность определения
продуктивная творческая: объяснительный, распределительный диктанты, составить план к теоретическому материалу, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: определение причастного оборота и понятия одиночного причастия, условия выделения запятыми, правила постановки запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.
понимать: понимать отличие зависимого слова от определяемого, постановку запятой при причастиях и прилагательных, имеющих при себе пояснительные слова и стоящих после определяемого существительного, приложениях, относящихся к личным местоимениям.
уметь: устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами, выделять причастный оборот запятыми, согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом; распознавать приложения среди других второстепенных членов предложения, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении.
|
|
| 12-13.
| Запятая при обстоятельственных оборотах.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте, выделение одиночного деепричастия запятыми.
продуктивная творческая: комментированный диктант, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ.
| Знать: определение «деепричастный оборот»
понимать: добавочное действие производится тем же лицом (предметом),что и основное.
уметь: разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения по заданным моделям.
|
|
| 14.
| Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения.
продуктивная творческая: выразительное чтение предложений с интонацией выделения уточняющих членов, составление предложений, синтаксический разбор.
| Знать: иметь представление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов.
понимать: правильно расставлять запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении.
уметь: опознавать уточняющие члены на основе семантико-интонационного анализа высказывания.
|
|
| 15.
| Запятые при вводных предложениях и вводных словах.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: запись вводных конструкций (слова, словосочетания, предложения),распределение на группы вводных конструкций по значению- вводные слова, словосочетания, предложения и знаки препинания при них.
продуктивная творческая: Заполнить таблицу «Значения вводных слов»своими примерами, включив вводные слова в предложения. Комментированное письмо, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: группы вводных конструкций по значению;
понимать: роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания;
уметь: выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения, употреблять в речи вводные слова с учетом речевой ситуации, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей, производить синонимическую замену вводных слов.
|
|
| 16.
| Запятые при обращении.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: обращение, знаки препинания при нем, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращением, наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
продуктивная творческая: прочитать стихотворение А.С.Пушкина «Няня».Объяснить постановку знаков препинания при обращениях. Сделать вывод, как с помощью обращения можно выразить свое отношение. Какие еще языковые средства(лексические, грамматические)могут выражать авторское отношение? Найти их в стихотворении. Написать письмо маме, бабушке. Использовать разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку.
| Знать: иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи(звательная, оценочная и изобразительная функция обращения);
понимать: интонационно правильно произносить предложения;
уметь: характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения.
|
|
| 17.
| Запятые при междометии.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях, запятые при междометиях.
продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, где междометия выражали бы разные чувства.
| Знать: о интонационном и пунктуационном выделении междометий;
понимать: значения междометий в художественных произведениях;
уметь: использовать междометия в собственной речи, уместно ставить запятые при междометиях.
|
|
| 18.
| Запятые после утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: интонационное и пунктуационное выделение утвердительного слова да, отрицательного слова нет и вопросительного слова что в предложениях, запятые при утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.
продуктивная творческая: объяснительный диктант. Составить, записать и правильно поставить запятые в предложениях, с
утвердительными, от-рицательными и во-просительными словами.
| Знать: о интонационном и пунктуационном выделении утвердительных, от-рицательных и во-просительных слов.
понимать: значения междометий в художественных произведениях;
уметь: использовать утвердительные, от-рицательные и во-просительные слова в собственной речи, уместно ставить запятые при утвердительных, от-рицательных и во-просительных словах.
|
|
| 19-20.
| Двоеточие. Правила постановки двоеточия.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с обобщающими словами перед однородными членами, постановка двоеточия после обобщающего слова, конструирование бессоюзных сложных предложений со значением причины, пояснения, дополнения, постановка доеточия в БСП.
продуктивная творческая: графический диктант, тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: что такое обобщающее слово,условия постановки двоеточия между частями БСП
понимать: случаи постановки двоеточия, смысловые отношения (причины,пояснения,дополнения)
уметь: расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, опознавать предложения, осложненные однородными членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила, конструировать предложения со значениями причины, пояснения, дополнения в БСП, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.
|
|
| 21-22.
| Тире. Правила постановки тире.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: способы выражения подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже, тире в неполном предложении, тире для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, тире в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
продуктивная творческая: взаимодиктант, составить и записать тезисный план теоретического материала, проиллюстрировать своими примерами. тренировочный тест в формате ЕГЭ
| Знать: способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении, для обозначения пространственных, временных и количественных пределов, условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения(противопоставления, времени, условия и следствия)
понимать: случаи постановки тире, смысловые отношения в БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия.
уметь: опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола- связки, ставить тире, читать предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым, конструировать предложения со значениями противопоставления, времени, условия и следствия,
интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.
|
|
| 23.
| Знак вопросительный.
Правила постановки
Вопросительного знака.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с вопросительным знаком.
продуктивная творческая: графический диктант.
| Знать: правила постановки вопросительного знака
понимать: случаи постановки вопросительного знака
уметь: конструировать предложения с вопросительным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи.
|
|
| 24.
| Знак восклицательный.
Правила постановки
восклицательного знака.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с восклицательным знаком.
продуктивная творческая: графический диктант.
| Знать: правила постановки восклицательного знака
понимать: случаи постановки восклицательного знака
уметь: конструировать предложения с восклицательным знаком, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи.
|
|
| 25.
| Многоточие.
Правила постановки
Многоточия.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конструирование предложений с многоточием.
продуктивная творческая: графический диктант.
| Знать: правила постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах).
понимать: случаи постановки многоточия (для обозначения незаконченности высказывания, для обозначения заминок в речи, в цитатах).
уметь: конструировать предложения с многоточием, объяснять постановку знаков препинания в конце предложений и при перерыве речи.
|
|
| 26.
| Скобки. Правила
постановки скобок.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: разбор предложений со скобками, конструирование предложений.
продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста.
| Знать: в скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли, а также для добавочных замечаний.
понимать: роль скобок в предложениях.
уметь: правильно ставить скобки в предложениях.
|
|
| 27.
| Кавычки. Правила
Постановки кавычек.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..
репродуктивная: : разбор предложений с кавычками, конструирование предложений.
продуктивная творческая: редактирование и запись исправленного текста. Составить предложения, используя слова, употребляемые в кавычках
| Знать: что кавычками выделяются цитаты, выделяются: слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные.
понимать: условия постановки кавычек
уметь: правильно выделять кавычками цитаты, слова, употребляемые не в своём обычном значении; слова, употребляемые иронически; слова, впервые предлагаемые или, наоборот, устарелые и необычные
|
|
| 28-29-30.
| Знаки при прямой
речи. Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: разбор предложений с прямой речью, анализирование и конструирование предложений с прямой речью, замена прямой речи косвенной и наоборот, постановка знаков препинания при цитатах.
продуктивная творческая: графический диктант,из высказываний сделать предложения с прямой речью( 1-й вариант: прямая речь перед словами автора, 2-вариант: прямая речь после слов автора),замена прямой речи на косвенную и наоборот, цитирование. тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: что такое прямая речь, косвенная речь.
понимать: понятие о прямой и косвенной речи, условия постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи, цитировании.
уметь: правильно произносить предложения с прямой речью и грамотно расставлять знаки препинания при прямой речи, находить предложения с прямой речью, анализировать и конструировать предложения с прямой речью, составлять их схемы, правильно и выразительно читать их, употреблять вежливые формы обращения, заменять прямую речь косвенной и наоборот, анализировать и конструировать предложения с цитатами.
|
|
| 31.
| Авторские знаки препинания.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок.
репродуктивная: конспектирование текста на лингвистическую тему, аналитическая работа с прозаическими поэтическими текстами.
продуктивная творческая: работа по карточкам, анализ заданий предложенных в карточке, исследовать тексты М.И.Цветаевой, В.Маяковского, А.Блока, А.Ахматовой и выписать примеры использования в них авторских знаков.
| Знать: что знаки, которые не поддаются объяснению с точки зрения действующих правил пунктуации, но выражают необходимый автору смысл, называются авторскими, роль авторских знаков препинания в текстах.
понимать: авторский знак привлекает внимание читателей:
– выражает особую авторскую интонацию; – имеет дополнительный смысл, вложенный в содержание фразы, слова; – подчёркивает значимость части предложения, выделяя логический центр высказывания
уметь: выявлять в текстах авторские знаки препинания, рассмотреть авторскую пунктуацию выдающихся мастеров художественного слова. Знать:
|
|
| 32-33.
| О сочетаниях знаков препинания.
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..
репродуктивная: разбор предложений, анализирование и конструирование предложений, когда сочетаются несколько знаков препинания.
продуктивная творческая: выборочный диктант, анализ текста.
| Знать: что при встрече запятой и тире сначала ставится запятая, а затем тире, знаки вопросительный и восклицательный и многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, если относятся только к словам, заключённым в кавычки, но после закрывающих кавычек, если относятся ко всему предложению вместе со словами, выделенными посредством кавычек.
понимать: что перед закрывающими кавычками не ставятся точка, запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. Все эти знаки ставятся только после кавычек, перед открывающей или закрывающей скобкой не ставятся запятая, точка с запятой, двоеточие и тире; все эти знаки ставятся только после закрывающей скобки.
уметь: правильно расставлять знаки препинания при сочетании знаков препинания.
|
|
| 34.
| Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ».
| Рецептивная: просмотр презентации, рассказ учителя, запись лекции, видеоурок..
репродуктивная: выполнение тренировочных упражнений
продуктивная творческая: тренировочный тест в формате ЕГЭ.
| Знать: принципы русской пунктуации, функции знаков препинания
понимать: условия выбора определенных знаков препинания
уметь: определять синтаксическую структуру предложения, смыслоразличительную роль знаков препинания, взаимосвязь смысла, интонации и пунктуации в предложении, правильно строить, выразительно читать и пунктуационно грамотно оформлять предложения.
|
|
| 35.
| Зачетная тестовая работа.
| Рецептивная: объяснение учителя.
репродуктивная: самостоятельный разбор заданий.
продуктивная творческая: выполнение контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ.
| Знать: правила постановки всех знаков препинания в русском языке
понимать: условия выбора различных знаков препинания
уметь: правильно решать пунктуационные задачи.
|
|
| |
|
|