|
Содержание тем учебного курса «русский язык» 5 класс (210 часов)
Язык и общение (3ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (19ч + 4ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (28ч+ 6ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (13 + 6).
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (9ч+ 4ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. Морфемика. Орфография. Культура речи (21 + 6)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (18+ 5)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10+5)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (30+7)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация изученного (12+2) Требования к уровню подготовки учащихся за курс 5 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. Характеристика контрольно-измерительных материалов Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку
Объем диктанта устанавливается исходя из следующих нормативов:
Классы
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| Х
| ХI
| Количество слов
| 90-100
| 100-110
| 110-120
| 120-140
| 150-170
| 170-190
| 190- 21О
| Объем школьных диктантов для классов с углубленным изучением предмета может быть увеличен на 20-30 слов.
Примечания:
При подсчете слов в тексте контрольного диктанта учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи.
Если контрольный диктант сопровождается дополнительной работой, то берется текст объемом, обозначенным первой цифрой норматива для данного класса.
Текст диктанта должен быть понятным для учащихся.
Слова, редко употребляемые и непонятные для учащихся, выписываются на доске и объясняются.
Отдельно выписываются слова, с написанием которых учащиеся еще не ознакомились.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых бы изучаемые в данной теме орфограммы и пунктуационные правила были представлены не менее чем 2-3 случаями.
Рекомендуется по возможности подбирать тексты следующей насыщенности:
Классы
| Число видов орфограмм
| Число видов пунктограмм
| V
| 12
| 2 - 3
| VI
| 16
| 3 - 4
| VII
| 20
| 4-5
| VIII
| 24
| 10
| IX
| 24
| 15
| Х-ХI
| 28
| 20
| В диктантах должно быть: в V классе - не более 5, в VI-VII - не более 7, в VIII-IX - не более 10, в Х-ХI - не более 12 слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
Примечание:
До конца первой четверти (а в V классе - до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Оценивая орфографическую и пунктуационную грамотность, следует исходить из общего правила: ученикам предъявлять требования в объеме знаний и умений, которым их обучали. Поэтому при проверке письменных работ все орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные учащимися, исправляются, однако при оценке учитываются не все.
Не учитываются и не выносятся на поля при оценке ошибки:
в переносе слов;
на те правила, которые не предусмотрены школьной программой;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, работа над которыми не проводилась;
явные описки, искажающие звуковой облик слова («пульба» вместо слова «бульба», «мемля» вместо «земля» и т. д.);
в передаче авторской пунктуации.
По орфографии необходимо различать:
орфографические и грамматические ошибки;
орфографические и фактические ошибки;
орфографические ошибки и описки;
грубые и негрубые ошибки;
повторяющиеся и неповторяющиеся ошибки;
однотипные и неоднотипные ошибки.
Грамматическими являются ошибки в образовании форм слов: «ляжь» вместо «ляг».
К фактическим ошибкам относятся неверные написания, связанные с незнанием реалий: "у Нагульного" вместо "у Нагульнова" и т. д.
Описки - неверные написания, искажающие звуковой и буквенный облик слов («стл» вместо «стол», «дулпо» вместо «дупло» и т. п.).
Негрубыми орфографическими ошибками являются:
ошибки в исключениях из правил;
написание ы и и после приставок;
большие буквы вместо малых и наоборот в составных собственных наименованиях;
написание собственных имен нерусского происхождения;
нерегулируемые правилами слитные и раздельные написания в наречиях, образованных от существительных и предлогов;
случаи трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он только ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
случаи слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого.
Негрубыми пунктуационными ошибками являются:
постановка одного знака препинания вместо другого;
пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности (сочетание запятой и тире, вопросительного и восклицательного знака и т. п.).
Повторяющимися считаются орфографические ошибки, допущенные в одном и том же слове, использованном несколько раз, или в корне однокоренных слов.
Однотипными называют ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такие правила, в которых для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое опорное слово или его форму (вода – воды, рот – роток, грустный – грустить, резкий – резок).
Примечания:
Грамматические, фактические ошибки, описки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.
Негрубые ошибки считаются за пол-ошибки.
Повторяющиеся (сколько бы их ни было) считаются за одну.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Если в одном непроверяемом слове допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну.
При наличии в контрольном диктанте более пяти поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
При проверке контрольного текстового диктанта необходимо руководствоваться следующими нормативами (первая цифра – количество орфографических ошибок, вторая – пунктуационных):
Оценка
| Количество допускаемых ошибок
| «5»
| 0 / 0
| «4»
| 2 / 2, 1 / 3, 0 / 4
| «3»
| 4 / 4, 3 / 5, 0 / 7
| «2»
| 7 / 7, 6 / 8, 5 / 9, 8 / 6
| Примечания:
«5» может выставляться за диктант при наличии в нем одной негрубой орфографической ошибки или одной негрубой пунктуационной ошибки.
«4» может выставляться за три орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.
«3» может быть поставлена при наличии шести орфографических и шести пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
В V классе допускается выставление «3» за диктанты при пяти орфографических и четырех пунктуационных ошибках.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку: для «4» - две орфографические ошибки, для «3» - четыре орфографические ошибки (необходимо учитывать, что для V класса предел «3» ограничен пятью орфографическими ошибками).
Диктант оценивается одной отметкой.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и др.) задания, выставляются две оценки - за каждый вид работы. Обе оценки выставляются в одну графу по русскому языку: 5/4, 4/3, 3/2.
При оценке дополнительного задания необходимо руководствоваться следующим:
Оценка
| Объём правильно выполненной работы
| 5
| Все задания
| 4
| Не менее 3 / 4
| 3
| Не менее 1 / 2
| 2
| НЕ ВЫПОЛНЕНО более половины
| 1
| НЕ ВЫПОЛНЕНО ни одного задания
|
Примечание:
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, включаются в число ошибок за диктант.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
Классы
| V
| VI
| VII
| VIII
| IX
| Х-ХI
| Количество слов
| 15-20
| 20-25
| 25-30
| 30-35
| 35-40
| 45-50
|
При оценке контрольного словарного диктанта действуют следующие нормы:
Оценка
| «5»
| «4»
| «3»
| Количество допускаемых ошибок
| 0
| 1 – 2
| 3 – 4
| Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
|
|
|