Главная страница

Протокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллинан р)



НазваниеПротокол № от 2014 рук. Мо (Фазуллинан р)
страница6/8
Дата16.04.2016
Размер1.25 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4   5   6   7   8

Лексика. Культура речи (9ч+ 4ч)

83

Слово и его лексическое значение.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Толкование лексического значения слова с помощью описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.

Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лек­сическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значе­ния слова; знать понятие «грамматическое значение слова».

Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.

Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания

НРК







84

Однозначные и многозначные слова.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова.

Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значе­ний многозначного слова. Уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации; пользоваться толковым словарем, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему.

НРК







85

Прямое и переносное значение слов.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественном тексте.

Знать о прямом и переносном значении слов; знать понятие «метафора». Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толко­вом словаре; определять роль метафоры и олицетворения в художественном тексте.

Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.

НРК







86

Омонимы.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов, виды омонимов.

Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; Уметь находить омонимы в толковом словаре; уметь отличать омонимы от многознач­ных слов; уметь употреблять омонимы в речи.

Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.










87-88

Синонимы.

2 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Синонимы . смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.

Знать: - определение синонимов,

- о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов. Употреблять синонимы в речи. Уметь выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации.

Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.










89-90

Р. Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).

2 ч.

Урок контроля; развития речи

Тип речи – описание. Описание природы.

Знать, что такое пейзаж, опи­сание пейзажа с использованием синонимов-прилагательных. Использовать синонимы в речи.

сочинение.










91

Антонимы.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Антонимы. Словари антонимов. Наблюдение за использованием антонимов в речи.

Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.










92-93

Повторение изученного в разделе «Лексика».

2 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова.

Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их уместно в речи.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Тест.










94-95

Р. Р. Изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).

2 ч.

Урок развития речи

Основная мысль текста, заголовок. План. Стиль текста.

Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структу­ру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного.

изложение.










Морфемика. Орфография. Культура речи (21 + 6)

96

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

1 ч.

Комбинированный урок

Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.

Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова.

Морфемный анализ слов.










97

Изменение и образование слов.

1 ч.

Комбинированный урок

Однокоренные слова, форма слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь отличать однокоренные слова от формы слова, подбирать однокоренные слова, учитывая значения слов, вносимые приставками и суффиксами.

Выполнение упражнений, морфемный и словообразовательный анализ слов.










III четверть

98

Окончание.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Окончание. Фома слова. Нулевое окончание.

Знать определение окончания слова; знать способы словоизменения (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи. Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значе­ние окончаний.

таблица. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.










99

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.

1 ч.

Урок развития речи

Стиль текста, тип речи, план сочинения. Письмо.

Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного сти­ля по личным впечатлениям.

сочинение.










100

Основа слова.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Морфема, основа слова. Лексическое значение слова

Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение. Уметь выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах; озаглавливать текст; определять стиль речи.

Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания.










101

Корень слова.

Контрольный словарный диктант.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов.

Знать определение корня слова, способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении.

Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.










102-103

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

2 ч.

Урок развития речи

Тип речи- рассуждение. Композиционная схема рассуждение, его смысловые части.

Уметь создавать сочинения данного типа. Знать из каких структурных элементов оно состоит, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.

Сочинение.

НРК







104

Суффикс.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Суффикс как словообразовательная морфема. Суффикс как значимая часть слова.

Знать роль суффикса в образовании новых слов. Уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова. Уметь правильно выделять суффикс в слове определять значения, выражае­мые суффиксами

Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.










105

Приставка.

1 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок.

Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь выделять приставку в слове; определять их значения, отличать приставку от предлога, без ошибок оформлять письменную речь.

Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.










106

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика.

1 ч.

Урок развития речи

Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ, тип речи.

Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.

изложение.










107-108

Чередование звуков. Беглые гласные.

2 ч.

Комбинированный урок

Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Проявление чередований при образовании форм слов и новых слов. Беглые гласные как варианты чередования

Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов. Уметь выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания. знать о чередовании гласных. Уметь выделять морфемы, в которых есть беглые гласные.

Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.










109-110

Варианты морфем. Морфемный разбор.

2 ч.

Урок комплексного применения знаний и умений

Варианты морфем. Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме.

Знать понятие «варианты морфем». Уметь различать варианты морфем; определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указан­ным словам. Знать порядок морфемного разбора слова. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

Работа с однокоренными словами.

Устный и письменный морфемный разбор.










111

Правописание гласных и согласных в приставках.

1 ч.

Комбинированный урок

Правописание неизменяемых приставок

Знать о неизменяемых приставках , о вариантах написания типа об-обо, находить орфограммы в приставках. Уметь правильно писать неизменяемые приставки.

Словарный диктант










112 -113

Буквы З и С на конце приставок.


2 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Приставки на з-с

Знать условия выбора в приставках на З- С. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.










114

Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Корни лаг-лож

Знать от чего зависит выбор о-а в корнях лаг-лож. Уметь применять правило в письменной речи, уметь находить орфограмму в морфеме.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.










115

Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Корни раст-, -рос-, ращ-.

Знать, в каких случаях происходит чередование о-а в корнях раст-ращ-рос, слова-исключения. Уметь обосновывать выбор гласной в данных корнях, находить эту орфограмму в морфеме.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.










116

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

Знать способ выбора о-е в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме, уметь обосновывать выбор е-о после шипящихяфч

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.










117

Буквы И – Ы после Ц.

1 ч.

Урок усвоения новых знаний

Буквы И – Ы после Ц.

Знать условия выбора ы-и в корнях после ц, в суффиксах и окончаниях. Уметь обосновать свой выбор, находить орфограммы в морфемах

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.










118-119

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

2 ч.

Урок актуализации знаний и умений

Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила в орфографии.

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.










120

Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика»


1 ч.

Урок контроля

Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.

Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки;

Диктант с грамматическим заданием.











121-122

Р. Р. Сочинение – описание по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).

2 ч.

Урок развития речи

Описание картины. Тема. Основная мысль текста.

Знать о роли деталей в художественном описании; понятие на­тюрморта. Уметь описывать натюрморты; создавать текст-описание.

сочинение.










1   2   3   4   5   6   7   8