Лексика. Культура речи (9ч+ 4ч) |
83
| Слово и его лексическое значение.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Лексикология как раздел лингвистики. Лексика как словарный состав языка. Слово – основная единица языка и речи. Отличие слова от других языковых единиц. Толкование лексического значения слова с помощью описания, подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов.
| Знать функцию слова в языке, понятия «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; знать основные приемы толкования лексического значения слова; знать понятие «грамматическое значение слова».
Уметь пользоваться толковым словарем (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); уметь толковать лексическое значение слова, используя различные приемы; разграничивать лексическое и грамматическое значения слова.
| Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания
| НРК
|
|
|
84
| Однозначные и многозначные слова.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов. Однозначные и многозначные слова.
| Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова. Уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации; пользоваться толковым словарем, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
| Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему.
| НРК
|
|
|
85
| Прямое и переносное значение слов.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Прямое и переносное значение слов. Понимание основания для переноса наименования. Основные виды тропов Наблюдение за использованием переносных значений слов в художественном тексте.
| Знать о прямом и переносном значении слов; знать понятие «метафора». Уметь находить слова с переносным значением в тексте, в толковом словаре; определять роль метафоры и олицетворения в художественном тексте.
| Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.
| НРК
|
|
|
86
| Омонимы.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Лексические омонимы как слова, тождественные по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Характеристика русского языка с точки зрения семантической группировки слов, виды омонимов.
| Знать понятие «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами; Уметь находить омонимы в толковом словаре; уметь отличать омонимы от многозначных слов; уметь употреблять омонимы в речи.
| Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.
|
|
|
|
87-88
| Синонимы.
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Синонимы . смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка и их использование. Выявление смысловых и стилистических различий синонимов. Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средства устранения неоправданного повтора.
| Знать: - определение синонимов,
- о различении слов-синонимов по оттенкам значений, эмоциональной окраске и стилевой неоднородности. Уметь подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарем синонимов. Употреблять синонимы в речи. Уметь выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации.
| Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы.
|
|
|
|
89-90
| Р. Р. Сочинение по картине (И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь»).
| 2 ч.
| Урок контроля; развития речи
| Тип речи – описание. Описание природы.
| Знать, что такое пейзаж, описание пейзажа с использованием синонимов-прилагательных. Использовать синонимы в речи.
| сочинение.
|
|
|
|
91
| Антонимы.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Антонимы. Словари антонимов. Наблюдение за использованием антонимов в речи.
| Знать понятие «антонимы»; знать о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи. Уметь находить антонимы в предложениях; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.
| Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.
|
|
|
|
92-93
| Повторение изученного в разделе «Лексика».
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, лексическое значение слова, переносное значение слова.
| Уметь опознавать синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их уместно в речи.
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. Тест.
|
|
|
|
94-95
| Р. Р. Изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Основная мысль текста, заголовок. План. Стиль текста.
| Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного.
| изложение.
|
|
|
|
Морфемика. Орфография. Культура речи (21 + 6)
|
96
| Морфема - наименьшая значимая часть слова.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Морфемика как раздел науки о языке. Взаимосвязь морфемики и словообразования. Морфема как значимая единица языка. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы.
| Знать понятие «морфема»; предмет изучения морфемики. Уметь выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова.
| Морфемный анализ слов.
|
|
|
|
97
| Изменение и образование слов.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Однокоренные слова, форма слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
| Знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова. Уметь отличать однокоренные слова от формы слова, подбирать однокоренные слова, учитывая значения слов, вносимые приставками и суффиксами.
| Выполнение упражнений, морфемный и словообразовательный анализ слов.
|
|
|
|
III четверть
|
98
| Окончание.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Окончание. Фома слова. Нулевое окончание.
| Знать определение окончания слова; знать способы словоизменения (склонение и спряжение), неизменяемость наречия и служебных частей речи. Уметь выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение окончаний.
| таблица. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.
|
|
|
|
99
| Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Стиль текста, тип речи, план сочинения. Письмо.
| Знать о стилях сочинения; начало и конец рассказа как элемент композиции. Уметь составлять собственный текст-описание разговорного стиля по личным впечатлениям.
| сочинение.
|
|
|
|
100
| Основа слова.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Морфема, основа слова. Лексическое значение слова
| Знать определение основы слова; знать, что в основе слова заключено его лексическое значение. Уметь выделять основу в изменяемых и неизменяемых словах; озаглавливать текст; определять стиль речи.
| Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания.
|
|
|
|
101
| Корень слова.
Контрольный словарный диктант.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Корень. Однокоренные слова. Общность в лексическом значении однокоренных слов.
| Знать определение корня слова, способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями-омонимами, понимать, что родственные слова имеют общность в лексическом значении.
| Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.
|
|
|
|
102-103
| Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи- рассуждение. Композиционная схема рассуждение, его смысловые части.
| Уметь создавать сочинения данного типа. Знать из каких структурных элементов оно состоит, выделять в тексте тезис, доказательство, вывод.
| Сочинение.
| НРК
|
|
|
104
| Суффикс.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Суффикс как словообразовательная морфема. Суффикс как значимая часть слова.
| Знать роль суффикса в образовании новых слов. Уметь выделять суффиксы, образовывать новые слова. Уметь правильно выделять суффикс в слове определять значения, выражаемые суффиксами
| Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.
|
|
|
|
105
| Приставка.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Приставка как словообразовательная морфема. Приставка как значимая часть слова. Роль приставки как средства образования слов. Значение приставок.
| Знать определение приставки, смысловое значение приставки. Уметь выделять приставку в слове; определять их значения, отличать приставку от предлога, без ошибок оформлять письменную речь.
| Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.
|
|
|
|
106
| Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица рассказчика.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Выделение в тексте главной и второстепенной информации. Изучающее чтение. Подробный пересказ, тип речи.
| Уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.
| изложение.
|
|
|
|
107-108
| Чередование звуков. Беглые гласные.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Чередование гласных и согласных в корнях слов. Типы чередований. Проявление чередований при образовании форм слов и новых слов. Беглые гласные как варианты чередования
| Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов. Уметь выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания. знать о чередовании гласных. Уметь выделять морфемы, в которых есть беглые гласные.
| Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.
|
|
|
|
109-110
| Варианты морфем. Морфемный разбор.
| 2 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Варианты морфем. Порядок морфемного разбора. Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав, находить орфограммы в морфеме.
| Знать понятие «варианты морфем». Уметь различать варианты морфем; определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам. Знать порядок морфемного разбора слова. Уметь производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
| Работа с однокоренными словами.
Устный и письменный морфемный разбор.
|
|
|
|
111
| Правописание гласных и согласных в приставках.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Правописание неизменяемых приставок
| Знать о неизменяемых приставках , о вариантах написания типа об-обо, находить орфограммы в приставках. Уметь правильно писать неизменяемые приставки.
| Словарный диктант
|
|
|
|
112 -113
| Буквы З и С на конце приставок.
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Приставки на з-с
| Знать условия выбора в приставках на З- С. Уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы, находить орфограмму в морфеме.
| Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
|
|
|
|
114
| Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Корни лаг-лож
| Знать от чего зависит выбор о-а в корнях лаг-лож. Уметь применять правило в письменной речи, уметь находить орфограмму в морфеме.
| Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
|
|
|
|
115
| Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Корни раст-, -рос-, ращ-.
| Знать, в каких случаях происходит чередование о-а в корнях раст-ращ-рос, слова-исключения. Уметь обосновывать выбор гласной в данных корнях, находить эту орфограмму в морфеме.
| Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
|
|
|
|
116
| Буквы О – Ё после шипящих в корне.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Буквы О – Ё после шипящих в корне.
| Знать способ выбора о-е в корнях слов после шипящих, находить орфограммы в морфеме, уметь обосновывать выбор е-о после шипящихяфч
| Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
|
|
|
|
117
| Буквы И – Ы после Ц.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Буквы И – Ы после Ц.
| Знать условия выбора ы-и в корнях после ц, в суффиксах и окончаниях. Уметь обосновать свой выбор, находить орфограммы в морфемах
| Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.
|
|
|
|
118-119
| Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.
| Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила в орфографии.
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
|
|
|
|
120
| Контрольный диктант № 5 по теме «Морфемика»
| 1 ч.
| Урок контроля
| Морфемный состав слова. Правописание гласных и согласных в корне. Основные средства выразительности.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки;
| Диктант с грамматическим заданием.
|
|
|
|
121-122
| Р. Р. Сочинение – описание по картине (П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Описание картины. Тема. Основная мысль текста.
| Знать о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморта. Уметь описывать натюрморты; создавать текст-описание.
| сочинение.
|
|
|
|
|