IV четверть
Глагол (29 +7)
|
161
| Глагол как часть речи.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Глагол как часть речи. общее значение . Морфологические признаки (на основе изученного в начальной школе). Употребление глаголов в речи.
| Знать определение глагола, опознавать в тексте, определять время глагола, уметь использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
| Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.
|
|
|
|
162
| Не с глаголами.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Раздельное написание не с глаголами. Глаголы-исключения.
| Знать правило написания не с глаголами; Уметь правильно писать глаголы с не; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах с частицей не.
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
|
|
|
|
163
| Р. Р. Рассказ.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по сюжетным картинкам
| Знать о рассказе как об одном из видов повествования; о композиции рассказа. Уметь использовать в рассказе диалог и прямую речь.
| Создание устного рассказа по иллюстрациям
|
|
|
|
164-165
| Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Инфинитив на –ть
(-ться), ть-(тись), -чь(чься)
| Знать, что такое неопределенная форма глагола. Уметь различать неопределенную и личную форму глагола. Уметь правильно писать глаголы в неопределенной форме и употреблять в речи глаголы в неопределенной форме.
| Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.
|
|
|
|
166
| Правописание -ться и –тся в глаголах.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| -Ться и -тся в глаголах
| Знать условия выбора написания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; уметь произносить и правильно писать -ТСЯ или -ТЬСЯ в глаголах; уметь правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам;
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
|
|
|
|
167-168
| Виды глагола.
| 2 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Глаголы совершенного и несовершенного вида
| Знать о способах образования видовых пар; распознавать виды глагола, объяснять разницу в грамматическом значении вида; уметь правильно и уместно употреблять их в речи.
| Образование от данных глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).
|
|
|
|
169-170
| Буквы е – и в корнях с чередованием.
| 2 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание букв е-и в корнях с чередованием
| Понимать, что правописание корней с чередованием е-и зависит от состава слова, уметь безошибочно писать слова с чередованием.
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
|
|
|
|
171
| Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – повествование. Особенности рассказа.
| Уметь использовать глаголы разного вида в тексте, создавать текст повествовательного характера, реализуя замысел в соответствии с темой.
| Самостоятельное составление рассказа о себе.
|
|
|
|
172
| Время глагола.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Вид и время глаголов. Образование временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.
| . Уметь определять вид и время глагола, образовывать формы глагола с учетом вида, правильно употреблять в речи глаголы.
| Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов.
|
|
|
|
173-174
| Прошедшее время глагола.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Глаголы в прошедшем времени. Способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.
| Знать способы образования глаголов прошедшего времени; уметь правильно писать безударную гласную перед суффиксом -Л- в прошедшем времени. Уметь изменять глаголы в прошедшем времени по числам, а в единственном числе по родам; соблюдать орфоэпические нормы.
| Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.
|
|
|
|
175-176
| Настоящее время.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Глаголы в настоящем времени. Образование глаголов настоящего времени.
| Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; что глаголы настоящего времени обозначают действие, происходящее не только в момент речи, но и постоянно в любое время, определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять в речи; соблюдая орфоэпические нормы, составлять текст на тему по выбору.
| Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.
|
|
|
|
177-178
| Будущее время.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Две формы будущего времени: простая и сложная. Способы образования форм будущего времени.
| Знать о способах образования форм будущего времени. Уметь образовывать формы будущего времени; употреблять формы будущего времени глагола в речи.
| Сочинение «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт».
|
|
|
|
179
| Спряжение глаголов.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| I и II спряжение глагола. Правописание безударных личных окончаний глагола.
| Знать способы, что такое спряжение глагола; знать личные окончания глаголов I и II спряжения. Уметь определять спряжение глагола; изменять глаголы по лицам и числам
| Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.
|
|
|
|
180-182
| Правописание безударных личных окончаний глаголов.
| 3 ч.
| Комбинированный урок
| Спряжение глагола, инфинитив, безударные гласные в окончаниях глагола.
| Знать способ определения спряжения глагола на основе неопределенной формы глагола. Уметь применять алгоритм определения спряжения, различать глаголы I и II спряжения
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.
|
|
|
|
183
| Морфологический разбор глагола.
| 1 ч.
| Урок закрепления
| Морфологические признаки глагола, синтаксическая роль в предложении. Употребление глаголов в речи.
| Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.
| Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.
|
|
|
|
184 -185
| Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Изменение формы лица в тесте, повествование.
| Уметь производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог
| изложение
|
|
|
|
186-187
| Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Ь в глаголах второго лица. Неопределенная форма глагола, оканчивающаяся на шипящую.
| Уметь находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания.
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
188
| Употребление времен.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Времена глагола. Употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого
| Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом. Уметь употреблять данные формы времени глагола в рассказе о прошлом
| Сочинение –миниатюра
|
|
|
|
189
| Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по картине.
| Уметь составлять рассказ по данному началу с использованием рисунков; уметь употреблять глаголы в форме настоящего времени для оживления повествования.
| Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).
|
|
|
|
190-191
| Повторение изученного по теме «Глагол».
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола.
| Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов распознавать изученные виды орфограмм и пунктограмм
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела, тест.
|
|
|
|
192-193
| Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – повествование. Композиционные элементы повествования. Рассказ по картине.
| Знать о рассказе на основе изображенного (по воображению); о композиции рассказа. Уметь составлять рассказ на основе изображенного (по воображению) в устной и письменной форме.
| Сочинение по картине
|
|
|
|
194
| Повторение изученного по теме «Глагол».
| 1
| Урок актуализации знаний и умений
| Общее значение, морфологические признаки глагола. Правописание глагола.
| Соблюдать орфоэпические нормы при произнесении некоторых форм глагола, применять изученные орфографические правила на письме.
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
|
|
|
|
195
| Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол»
| 1 ч.
| Урок контроля
| Общее значение, признаки глагола. Правописание глагола.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки.
| Написание диктанта и выполнение грамматического задания.
Выполнение работы над ошибками.
|
|
|
|
Повторение и систематизация изученного (12+2).
|
196
| Разделы науки о языке.
| 1 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Синтаксис. Фонетика. Лексика. Морфемика. Морфология. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.
| Уметь определять изученные части речи. Обосновать правильность выбора орфограмм при написании
| Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану.
|
|
|
|
197-198
| Р. Р. Сочинение на одну из тем по выбору.
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Тема текста, основная мысль текста, композиция сочинения, типы речи: описание, повествование, рассуждение.
| Повторение знаний о типах текстов (описание, рассуждение, повествование), их структурных и речевых особенностях. Умение создавать текст одного из типов по выбору.
| сочинение
|
|
|
|
199-201
| Орфограммы в приставках и корнях слов.
| 3 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Гласные ударные и безударные. Согласные. Части речи. Части слова. Условия выбора орфограмм.
| Знать условия, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. Уметь различать орфограммы и употреблять слова с данными орфограммами в речи, применять правила на письме.
| Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений.
|
|
|
|
202-203
| Орфограммы в окончаниях слов.
| 2 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Орфография и морфология. Части речи. Части слова.
| Опознавать части речи. Находить изученные орфограммы, применять правила на письме.
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.
|
|
|
|
204
| Употребление букв Ъ и Ь. Ь на конце после шипящих.
| 1 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Части речи. Части слова. Ь после шипящих в разных частях речи. Правописание разделительных Ь и Ъ.
| Опознавать части речи. Находить изученные орфограммы, применять правила на письме.
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.
|
|
|
|
205- 208
| Знаки препинания в простом и сложном предложении.
| 4 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Простое предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Обобщающее слово. Знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложении.
| Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.
| Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.
|
|
|
|
209 -210
| Итоговое тестирование.
| 2 ч.
| Урок контроля
| Орфограммы. Морфемы. Части речи, Пунктограммы.
| Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков
| тест
|
|
|
|