|
32
| Предложение.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.
| Знать основные признаки предложения; уметь находить грамматическую основу; соблюдать интонацию конца предложения
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
33-34
| Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Основная мысль текста. Главная и второстепенная информация в тексте
| Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном варианте текста основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение
| Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения
|
|
|
|
35
| Виды предложений по цели высказывания.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные.
| Знать виды предложений по цели высказывания; знать особенности интонации повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; правильно пунктуационно их оформлять; и
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
36
| Восклицательные предложения.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Виды предложений по эмоциональной окраске Интонационные и смысловые особенности. Пунктуационные знаки завершения, выделения.
| Знать виды предложений по интонации; уметь правильно оформлять в устной и письменной речи восклицательные предложения
| Распознавание предложений по эмоциональной окраске.
| НРК
|
|
|
37
| Р. Р. Сочинение на свободную тему.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Тема текста, узкая и широкая тема текста, стиль сочинения.
| Знать о широкой и узкой теме сочинения; об основной мысли, стиле сочинения; о том, как составлять отзыв; писать сочинение на выбранную тему; составлять устный отзыв на сочинение товарища, используя памятку
| Фронтальная беседа. сочинение.
|
|
|
|
39
| Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Главные члены предложения ё Подлежащее Способы его выражения.
| Знать грамматическую основу предложения; способы выражения подлежащего; уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить подлежащее
| Выполнение упражнений, определение способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым
|
|
|
|
40
| Сказуемое.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Сказуемое. Способы его выражения.
| Знать способы выражения сказуемого; уметь выделять грамматическую основу предложения и графически выделять ее
| Определение видов сказуемого и способов его выражения. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.
|
|
|
|
41
| Тире между подлежащим и сказуемым.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Способы выражения подлежащего и сказуемого существительным в именительном падеже.
| Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; уметь опознавать подлежащее и сказуемое при пропуске глагола-связки, ставить тире, читать предложение, делая паузу между подлежащим и сказуемым.
| Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними.
|
|
|
|
42
| Нераспространенные и распространенные предложения.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Нераспространенные и распространенные предложения.
| Знать определение распространенных и нераспространенных предложений; уметь разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; распространять предложение второстепенными членами
| Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.
|
|
|
|
43
| Контрольный диктант №3 по теме «Словосочетание. Предложение. Члены предложения»
| 1
| Урок контроля
| Словосочетание, Главные и второстепенные предложения. Знаки препинания в предложении.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их
| диктант
|
|
|
|
44
| Второстепенные члены предложения. Дополнение.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения.
| Знать определение понятия «дополнение», способы выражения
дополнения, уметь находить дополнения в предложении; отличать прямое дополнение от подлежащего
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
45
| Определение.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Второстепенные члены предложения. Способы выражения определения.
| Знать способ выражения определения, Уметь находить определения в предложениях; использовать определения в речи;
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
46
| Обстоятельство.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Второстепенные члены предложения. Способы выражения обстоятельства.
| Знать определение обстоятельства, способы его выражения. Уметь находить обстоятельства в предложениях. Уметь составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам.
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
47-49
| Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах.
| 3 ч.
| Комбинированный урок
| Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова.
| Знать признаки однородных членов, уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при них, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания. Знать, что такое обобщающее слово; Уметь расставлять знаки препинания в предложении с обобщающим словом , стоящим перед однородными членами, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
| Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Диктант.
|
|
|
|
50
| Предложения с обращениями
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Предложения, осложненные обращением. Обращение, выраженное словом или сочетанием слов.
| Знать определение обращения, правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; соблюдать речевой этикет . Уметь составлять предложения с обращением; объяснять знаки препинания в предложениях с обращением; отличать обращение от подлежащего.
| Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.
|
|
|
|
51
| Р. Р. Письмо.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Письмо как одна из разновидностей текста. Эпистола, эпистолярный жанр, содержание, оформление письма. Адрес.
| Знать композиционные элементы письма; Уметь использовать обращения в письме; писать письмо товарищу.
| Работа с жанром письма. Написать письмо товарищу.
|
|
|
|
52
| Синтаксический разбор простого предложения.
| 1 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Простое осложненное предложение. Порядок синтаксического разбора.
| Знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь разбирать предложение устно и письменно.
| Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения.
|
|
|
|
53-54
| Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».
| 2ч.
| Урок развития речи
| Тема основная мысль текста. Рассказ по картине, замысел художника.
| Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.
| сочинение.
|
|
|
|
II четверть
|
55
| Пунктуационный разбор простого предложения.
| 1 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания
| Знать порядок пунктуационного разбора простого предложения. Уметь производить пунктуационный разбор (устный и письменный) простого предложения.
| Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения.
|
|
|
|
56
| Простые и сложные предложения.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Простые и сложные предложения. Грамматическая основа предложения.
| Уметь отличать простое предложение от сложного; отличать сложные предложения от предложений с однородными членами с союзами а, и; составлять сложные предложения. Выделять грамматические основы в предложениях
| Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам.
|
|
|
|
57-58
| Синтаксический разбор сложного предложения.
| 2 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Сложное и простое предложения. Знаки завершения предложения, разделительные и выделительные знаки препинания
| Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения. Уметь производить синтаксический разбор сложного предложения
| Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения.
|
|
|
|
59-60
| Предложения с прямой речью.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Прямая речь, слова автора. Понятие о косвенной речи.
| Знать, что такое прямая речь и слова автора; правило постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; схемы предложений с прямой речью. Уметь; правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; составлять схемы предложений с прямой речью.
| Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, и
|
|
|
|
61
| Диалог.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Диалог, реплика. Знаки препинания при диалоге.
| Знать, что такое диалог, реплика. Уметь распознавать диалог; отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему по указанной схеме; вести диалог.
| Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Моделирование диалога (описание происходящего на картине).
| НРК
|
|
|
62
| Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложения
| Правильно отвечать на контрольные вопросы по теме «Синтаксис и пунктуация»; осуществлять синтаксический и пунктуационный разбор; составлять предложения по схемам.
| Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела.
|
|
|
|
63
| Контрольный диктант №4 по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»
| 1 ч.
| Урок контроля
| Главные и второстепенные члены предложения. Осложненное простое и сложное предложения. Знаки препинания в них.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их
| Диктант с грамматическим заданием.
|
|
|
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13 + 6).
|
64
| Фонетика.
Гласные звуки.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция. Система согласных и гласных звуков русского языка.
| Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии; различать гласные и согласные звуки, способы их образования; не смешивать звуки и буквы. Уметь различать звук и букв, гласные согласные звуки.
| Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».
|
|
|
|
65
| Согласные звуки.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Согласные твердые и мягкие.
| Знать особенности образования согласных звуков; перечень согласных звуков; знать о смыслоразличительной роли согласных звуков
| Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.
|
|
|
|
66
| Изменение звуков в потоке речи.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Изменение звуков в потоке речи. Изменение качества гласного звука в безударной позиции. Оглушение и озвончение согласных звуков. Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке, соотношение звука и буквы.
| Знать сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; знать, что позиционные чередования гласных на письме не отражаются;. Уметь выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам.
| Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.
|
|
|
|
67
| Согласные твердые и мягкие.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие. Парные и непарные согласные по глухости-звонкости, по твердости-мягкости. Сонорные согласные, Смыслоразличительная роль звука.
| Знать различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласного при записи слова в фонетической транскрипции, парные и непарные согласные по твердости-мягкости, уметь различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.
| Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.
|
|
|
|
68-69
| Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Композиция повествования. План как средство внутренней организации текста.
| Знать особенности повествования как типа речи, его композицию. роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь строить текст повествования, составлять план текста, пересказывать исходный текст в письменной форме.
| Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Изложение.
|
|
|
|
70
| Согласные звонкие и глухие.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Согласные звонкие и глухие.
| Знать различие между звонкими и глухими согласными,(й). Уметь различать согласные по глухости - звонкости; правильно произносить согласные звуки речи, их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи.
| Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии.
|
|
|
|
71
| Графика.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия
| Знать, чем отличается устная речь от письменной; знать о различии между звуками и буквами; знать предмет изучения графики и каллиграфии. Уметь отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; определять сходство в начертании букв.
| Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии.
|
|
|
|
72
| Алфавит.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Связь фонетики с графикой. Письмо и каллиграфия.
| Знать, что алфавит – это обозначение звуков на письме. Уметь правильно произносить буквы, располагать слова в алфавитном порядке, уметь пользоваться алфавитом (при работе со справочной литературой).
| . Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста.
|
|
|
|
73-74
| Р. Р. Сочинение-описание предмета.
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – описание. Композиция данного типа речи. Особенности художественного стиля речи
| Знать композиционные особенности описания. Уметь создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания.
| сочинение.
| НРК
|
|
|
75
| Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Твердые и мягкие согласные. Использование Ь для обозначения мягкости предшествующего согласного. Написание сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, РЩ.
| Знать случаи использования Ь для обозначения мягкости согласиях; правило написания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ. Уметь выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме, проводить сопоставительный анализ звука и буква
| Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте.
|
|
|
|
76
| Двойная роль букв е, ё, ю, я.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
| Знать о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в разных фонетических позициях. Уметь различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я. Уметь определять количество букв и звуков в словах.
| Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.
|
|
|
|
77
| Орфоэпия.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Орфоэпия. Понятие об орфоэпической норме. Овладение основными произносительными нормами. Допустимые варианты произношения. Орфоэпический словарь.
| Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях. Уметь правильно произносить слова.
| Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок.
|
|
|
|
78
| Фонетический разбор слова.
| 1 ч.
| Урок закрепления
| Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественном стиле.
| Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь производить фонетический разбор (устный и письменный) слов.
| фонетический разбор
|
|
|
|
79
| Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Звук как основная единица языка. Обобщение сведений о звуках речи, их классификация. Изменение звуков в речевом потоке. Правописание гласных и согласных в корне слова.
| Знать теоретический материал по разделам; уметь производить фонетический разбор слова, пользоваться алфавитом, грамотно писать, применяя изученные правила.
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
|
|
|
|
80
| Контрольное тестирование по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография»
| 1 ч.
| Урок контроля
| Звук, буква, ударение, фонетика
| Проверка степени усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков
| тест
|
|
|
|
81 -82
| Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – описание. Натюрморт
| Познакомиться с натюрмортом; знать понятие композиции; устно и письменно описывать изображённое на картине, раскрывая замысел художника.
| сочинение.
|
|
|
|
|