Морфология. Орфография. Культура речи. |
Имя существительное (18+ 5)
|
123
| Имя существительное как часть речи.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи.
| Знать морфологические признаки существительного, его роль в предложении. Уметь узнавать существительное среди других частей речи.
| Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных.
|
|
|
|
124
| Р. Р. Доказательства в рассуждении.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Строение текста– рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении.
| Знать тему и структуру рассуждения. Уметь приводить аргументы и факты в качестве доказательства; уметь составлять рассуждение самостоятельного характера.
| Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение.
|
|
|
|
125
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных
| Знать основные различия между одушевленными и неодушевленными существительными. Уметь различать одушевленные и неодушевленные существительные, находить прием олицетворения в художественных текстах.
| Составление словосочетаний и предложений.
|
|
|
|
126
| Имена существительные собственные и нарицательные.
Контрольный словарный диктант.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, исторических событий. Большая буква в названиях книг, спектаклей, фильмов, выделение этих названий кавычками.
| Знать деление существительных на собственные и нарицательные. Уметь различать имена собственные и нарицательные; правильно писать имена собственные; заглавия книг, газет и т. п. писать с большой буквы и заключать в кавычки; графически обозначать условия выбора верных написаний.
| Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные.
|
|
|
|
127
| Род имен существительных.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Род как постоянный признак существительного
| Знать о грамматической категории рода существительных; о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных. Уметь определять род имен существительных; согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными; находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных.
| Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.
|
|
|
|
128
| Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа.
| Знать о существительных, имеющих форму только множественного числа, и об их лексических группах. Уметь находить существительные, имеющие форму только множественного числа, уместно использовать эти существительные в речи
| Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.
|
|
|
|
129-130
| Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Текст. Основная мысль текста. Деление текста на абзацы. Стиль теста. Выделение ключевых слов.
| Уметь выбирать из текста опорные слова, по которым восстанавливается текст. Понимать содержание текста, уметь сжато пересказать текст.
| изложение.
|
|
|
|
131
| Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Имена существительные, имеющие форму только единственного числа
| Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа, и об их лексических группах. Уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, уместно использовать эти существительные в речи
| Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа.
|
|
|
|
132
| Три склонения имен существительных.
| 1 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Типы склонений имен существительных
| Знать о способ определения склонения имен существительных. Уметь задавать падежные вопросы, применять правило «И-Е в окончаниях существительных»
| таблица «Склонение имён существительных»
|
|
|
|
133-134
| Падежи имен существительных.
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Система падежей в русском языке. Падежные окончания имен существительных
| Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы. Уметь определять падеж существительного; уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами.
| Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже
|
|
|
|
135-136
| Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.
| 2 ч.
| Комбинированный урок
| Система падежей в русском языке. Падежные окончания имен существительных
| Знать падежи и падежные окончания, правило выбора И-е в безударных падежных окончаниях существительных, владеть способом действия при выборе орфограммы.
| Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.
|
|
|
|
137
| Р. Р. Подробное изложение с элементом описания.
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Описание, композиция подробное изложение
| Знать о возможности использования сущ-ых - синонимов для устранения повторов одних и тех же слов, для более точного выражения мыслей. Уметь излагать содержание текста с изменением лица.
| изложение
|
|
|
|
138
| Контрольный диктант №6 по теме «Имя существительное»
| 1ч.
| Урок контроля
| Имя существительное
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки;
| Диктант с грамматическим заданием.
|
|
|
|
139
| Множественное число имен существительных.
| 1 ч.
| Комбинированный урок
| Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы
| Знать особенности написания и употребления форм мн.ч. имен существительных. Уметь правильно писать и употреблять эти существительные.
| Анализ текста.
|
|
|
|
140
| Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
| 1 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных
| Знать о способе действий при выборе написания о-е после шипящих и ц в именах существительных, уметь применять правило в зависимости от морфемы. графически обозначать условия выбора правильных написаний.
| Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.
|
|
|
|
141
| Морфологический разбор имени существительного.
| 1 ч.
| Урок комплексного применения знаний и умений
| Морфологические признаки имени существительного, синтаксическая роль в предложении. Употребление существительных в речи
| Знать порядок морфологического разбора имени существительного. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.
| Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.
|
|
|
|
142
| Р. Р. Сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).
| 1 ч.
| Урок развития речи
| Тип речи – описание. Композиционные элементы описания. Сочинение по картине.
| Знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому. Уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине; уметь составлять отзыв, озаглавливать текст
| сочинение
|
|
|
|
143-144
| Повторение изученного по теме «Имя существительное».
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Имя существительное. Морфологические признаки. Правописание окончаний. Употребление существительных в речи.
| Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя существительное как часть речи»; распознавать изученные виды орфограмм пунктограмм; определять падежи существительных
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.
|
|
|
|
145
| Контрольный диктант №7 по теме «Имя существительное»
| 1 ч.
| Урок контроля
| Имя существительное
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки; выявить наиболее часто встречающиеся в диктанте ошибки и отработать их
| Диктант с грамматическим заданием.
|
|
|
|
Имя прилагательное (10+5)
|
146-147
| Имя прилагательное как часть речи.
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Имя прилагательное как часть речи. Общее грамматическое значение. Род, число, падеж прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль имени прилагательного.
| Знать морфологические признаки имени прилагательного, синтаксическую роль прилагательных, суффиксы прилагательных. Уметь определять морфологические признаки прилагательного; уметь употреблять прилагательные в речи.
| Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными.
|
|
|
|
148-149
| Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Падежные окончания прилагательных. Сопоставление с именами существительными на –ий, -ия, -ие. Окончания имен прилагательных после шипящих и Ц.
| Знать условия, от которых зависит выбор гласных в падежных окончаниях прилагательных, опознавать существительные на –ий, -ия, -ие и прилагательные в тексте, правильно выделять морфемы, .
| Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных.
|
|
|
|
150
| Р. Р. Описание животного.
| 1ч.
| Урок развития речи
| Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста.
| Уметь писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания. уметь озаглавливать текст.
| Написание изложения.
|
|
|
|
151-152
| Прилагательные полные и краткие.
| 2 ч.
| Урок усвоения новых знаний
| Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а в кратких – по родам и числам. Синтаксическая роль в предложении полных и кратких прилагательных.
| Знать о грамматических особенностях кратких и полных прилагательных; об их синтаксической роли; знать правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий. Уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора.
| Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными.
|
|
|
|
153-154
| Р. Р. Сочинение- описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров. «Наводнение»).
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Озаглавливание. Повествование с элементами описания животного. Стиль текста.
| Знать о разных видах описания; о специфике описания животного, изображенного на картине; знать структуру текста типа повествования. Уметь составлять текст - описание животного на основе изображенного на картине.
| сочинение.
| НРК
|
|
|
155
| Морфологический разбор имени прилагательного.
| 1 ч.
| Урок закрепления
| Морфологические признаки имени прилагательного, синтаксическая роль в предложении. Употребление прилагательных в речи.
| Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь производить морфологический разбор имени прилагательного.
| Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.
|
|
|
|
156-157
| Р. Р. Изложение- описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)
| 2 ч.
| Урок развития речи
| Художественное описание
| Знать структуру текста типа описание; роль описания в тексте; способы включения описания в повествование. Уметь составлять план текста, пересказывать исходный текст в письменной форме.
| изложение.
|
|
|
|
158-159
| Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
| 2 ч.
| Урок актуализации знаний и умений
| Имя прилагательное. Морфологические признаки. Правописание прилагательных.
| Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; распознавать изученные виды орфограмм и пунктограмм.
| Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела, тест.
|
|
|
|
160
| Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»
| 1 ч.
| Урок контроля
| Виды орфограмм и пунктограмм.
| Проверить степень усвоения пройденного материала; проверить орфографические и пунктуационные навыки.
| Диктант.
|
|
|
|
|