|
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования Программа
основного общего образования по химии
8-9 классы
Пояснительная записка Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007) и с учетом примерной программы основного общего образования по химии ( сборник нормативных документов. Химия. М.6 Дрофа, 2004г.)
Согласно федеральному и региональному базисным планам для образовательных учреждений Рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю в 9 классе и 3 учебных часа в неделю в 8 классе, 1 час добавлен за счет компонента образовательного учреждения с целью эффективной подготовки учащихся по предмету. В рабочую программу 8,9 классов включены часы на более углубленное освоение методов и принципов решения задач и умений в составлении уравнений химических реакций. Задачи по химии предлагаются на всех экзаменах по химии: устных и письменных. Умения решать их является основным показателям творческого усвоения предмета. Кроме того, решение задач и умения составлять уравнения химических реакций при изучении теории позволяет лучше разобраться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы.
32 учебных часа включены на овладение навыками и методами решения задач и составление уравнений химических реакций следующих тем в 8 классе:
1. Расчет массовой доли элементов по формуле.
2. Вывод химических формул по массовой доли химических элементов.
3.Тема№1" Атомы химических элементов", строение электронных оболочек атомов химических элементов. Химическая связь
4. Вычисления с использованием понятия
--" Количество вещества"
-- "Число Авогадро"
-- "Молярный объем"
-- "Молярная масса"
5. Определение степени окисления по химической формуле.
6. Массовая доля растворенного вещества.
7. Массовая доля примесей.
8. Массовая ( Объемная ) доля компонентов смеси
9. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля".
10. решение задач по теме "Растворы"
11. Составление уравнений химических реакций по типам: соединения. разложения. замещения. обмена. Свойства основных классов неорганических веществ: оксиды. основания, кислоты, соли. 12. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительная записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В Программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических работ и расчетных задач.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения. конструирования веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления или в целях получения веществ, материалов, энергии. Соответственно учебное содержание рабочей программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам:
1.Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; 2. Вещество;
3. Химическая реакция;
4. Элементарные основы неорганической химии;
5. Первоначальные представления об органических веществах;
6. Химия и жизнь.
В рабочей программе содержание этих учебных блоков структурировано по темам и деталировано с учетом авторской концепции.
Первый блок" Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии" представлен практической частью программы. Практические работы, лабораторные опыты; отдельные вопросы этого блока рассматриваются почти во всех темах программы.
Изучение блоков "Вещество" и "Химическая реакция" включено в курс химии для 8 класса и представлено в рабочей программе "Введение" и темами: №1-"Атомы" химических элементов",№2-"Простые вещества",№3- "Соединения химических элементов", №4- " Изменения, происходящие с веществами" и №5- " Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".
В курсе химии для 8 класса также изучаются свойства кислорода и воды, основных классов неорганических соединений.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования- атомах, изотопа, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента ( оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях),о строении вещества( типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
2. В содержание курса для 9 класса включены следующие темы:
"Металлы" и "Неметаллы" (соответствуют блоку №4 "Элементарные основы неорганической химии"); "Первоначальные представления об органических веществах", "Химия и жизнь", " обобщение знаний по химии за курс основной школы"
В содержании курса 9 класса вначале обобщено раскрыты сведения о свойствах классов веществ-металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
3. 32 учебных часа включены на овладение навыками и методами решения задач по следующим типам: « вычисления по УХР на «Избыток- недостаток», «Одно из веществ, вступающих в реакцию содержит примесь», « На выход продукта реакции», « Вывод формулы вещества по массовой доле химических элементов» и составление уравнений химических реакций .
Согласно авторской концепции весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал-химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначальные теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория и факты. .Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса. где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство о химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Экспериментальная часть рабочей программы включает в полном объеме практические работы и лабораторные опыты, рекомендуемые примерной программой. В отличии от авторской концепции практические работы не объединены в отдельные химические практикумы, а включены в соответствующие темы курса.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
*освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
*овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
*развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе химического эксперимента, самостоятельного приобретения в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
*воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
*применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений. наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Химия" на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса "Химия" приведены в разделе " Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится к учащимися.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять
распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия, 8 класс-М.: Дрофа; Габриелян О.С. Химия, 9 класс.- М.: Дрофа
Содержание: 8 класс
(3 часа в неделю, всего 102 часа, из них 8 часов резерв)
Введение (7ч.)
Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Атомы и молекулы. Понятие о химическом элементе и формах его существования:свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVl в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки-работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева.
Язык химии. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы ( главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2.Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. 3. Установление простейшей формулы вещества по массовой долям элементов.
Практическая работа. №1 Знакомство с лабораторным оборудованием . Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Тема 1 Атомы химических элементов (13 ч.)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий "протон", "нейтрон", "относительная атомная масса"
Изменение числа протонов в ядре атома- образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома- образование изотопов. Современное определение понятия"химический элемент". Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И.Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента, образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой- образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Сопоставление физико-химических соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 2. Простые вещества (10ч.)
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества ( металлы и неметаллы). сложные вещества (органические и неорганические).
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, кальций, алюминий, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ-аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества- миллимоль и киломоль, миллимолярная, киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий "количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов", "постоянная Авогадро".
Расчетные задачи.1.Вычисления молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий " количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов","постоянная Авогадро".
Демонстрации. Получение озона. Образцы простых веществ типичных металлов и неметаллов. образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль .Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3. Соединения химических элементов (17ч.)
Понятие о валентности и степени окисления.
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. составление формул бинарных соединений по валентности ( или степени окисления), общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др., составление их формул. Основные классы неорганических веществ. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Определение характера среды. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Вещества в твердом. жидком и газообразном состоянии. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.
Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси веществ. Примеры жидких. твердых и газообразных смесей. Природные смеси: воздух. природный газ,нефть. природные воды. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. разделение смесей. Очистка веществ. фильтрование. массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия "доля".
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисления массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. образцы оксидов. кислот. оснований и солей. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений: хлорида натрия. алмаза, оксида углерода (IV).Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.№1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов ( оксидов, кислот, оснований и солей) №2. Разделение смесей.
Практические работы. №2 очистка загрязненной поваренной соли. № 3. Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Тема 4.Изменения, происходящие с веществами (15 ч.)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состав вещества.- химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Уравнения и схема химической реакции. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия "доля", когда исходное вещество в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
вода и ее свойства. Круговорот воды в природе. Типы химических реакций ( по признаку "число и состав исходных веществ и продуктов реакции") на примере свойств воды. Реакции разложения- электролиз воды. Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие "гидроксиды". Реакции замещения- взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена ( на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по известной массы или количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисления массы ( количества вещества, объема) продукта реакции. если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы ( количества вещества. объема) продукта реакции. если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ. примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. №3. Химические явления: прокаливание медной проволоки: взаимодействие мела (соды) с кислотой.
№4. Взаимодействие оксида магния с кислотами. № 5. помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. № 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы. №4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. № 5. Анализ почвы и воды. № 6. Признаки химических реакций.
|
|
|