Главная страница


Рабочая программа разработана на основе



Скачать 486.42 Kb.
НазваниеРабочая программа разработана на основе
страница1/3
Дата07.04.2016
Размер486.42 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

— Федерального компонента государственного стандарта общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от
09.03.2004 г.;

— Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего
образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от
05.03.2004 r.;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования к использованию в образовательном процессе
в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования на 2010-2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 3,'9 от 09.12.2008 г.;

— Письма Минобрнауки России от 01.04.05 г. № 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»;

- Образовательной программы МОУ Жердевской СОШ № 2 ,утверждённая директором школы приказ №119 от 05.09.2010г.

- «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 – й классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.

- примерной программы по предмету «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования РФ, программы Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова и рассчитана в 1классе на 66 часов.

Актуальность программмы обусловлена тем,что она сооответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по окружающему миру и разработана сучётом современных педагогических технологий.

Особое значение этого предмета заключается в формировании у детей 6-7 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе.осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Цели, задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребёнка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности, информационной грамотности;

  • формирование основ экологической культуры;

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

Содержание курса «Окружающий мир» базируется на основных дидактических принципах: научности, доступности, систематичности, последовательности.

Ведущим из них является принцип целостности.который достигается за счёт интеграции знаний.В основу положено единство системы «природа – человек – общество».Сведения о природе включают элементы географии, геологии,метеорологии,почвоведения,биологии.физики.химии.Интеграция этих предметов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом.в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.У детей формируетсяпервоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними.Обращается внимание на такие отличительные особенности человека,как логическое мышление,членораздельная речь,сознательный труд с использованием орудий труда и важнейшего условия полноценного развития человека:общение с другими людьми и познание окружающего мира.

Принцип развития реализуется за счёт создание условий для проявление самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.Большое внимание уделяется эмоциям человека.Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влияние на собственный организм и на окружающих людей.Дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам владения собой.Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. А также содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности.В учебных пособиях прелагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями.характерезовать объекты действительности.

Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности. Которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями,словарями. Обучающиеся учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.

Принцип гуманитаризации используется для осознания школьниками о необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.Инвариативная часть содержит новый материал изадания для его первичного закрепления.Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы.предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон)Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников.Проекты ориентируют детей на расширение знаний. Выходящих за рамки содержания учебника.они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся. В курсе учитываются принципы: краеведческий,сезонный и экологический.

Данная программа обеспечивает результаты деятельности. Которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков,необходимых для успешного обучения в среднем звене школы. А также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.

Ключевые компетенции обучающихся:

На первый план выдвигается компетентностный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, , информацилонной, исследовательской компетенций.

  • эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии окружающей природы на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы,развитию эмоциональной отзывчивости личности и бережного отношения к окружающей нас природе как на отражение человеческих переживаний,эмоций,чувств;

  • ценностно-ориентированная компетенция,позволяющая обучающимся использовать преобретённые знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации вприроде, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным кретериям;

  • информационная компетенция,обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искуссстве( в том числе удиовизуальных, компью- терных, текстовых и др).

  • исследовательская компетенция ,обеспечивающая большие возможности для развития наблюдательности (наблюдение,опыты,экспериментирование.практические работы).Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления,обосновывают свои выводы.

  • коммуникативная компетенция, формируемая готовность следовать этическим нормам поведения в школе.на улице,дома а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

Курс окружающего мира в 1 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о окружающей среде;

  • овладение умениями опознавать, анализировать;

  • применение полученных знаний и умений в жизненых ситуациях.

Формы организации образовательного процесса:
Комбинированный урок, урок – игра (дидактические, ролевые), урок – беседа, урок – путешествие, урок - экскурсия, урок - практические занятия, урок с демонстрацией объектов или изображений.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

  1. урок изучения и первичного закрепления знаний – уипзз;

  2. урок закрепления новых знаний и выработка умений – узнзву;

  3. урок обобщения и систематизации знаний – уосз;

  4. урок комплексного использования знаний – укиз;

  5. урок проверки, оценки и контроля знаний – упокз;

Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос, диспут, опыт, урок-практикум, урок-отчёт или презентация проекта и т.д. Использование ИКТ.
Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:
-обобщающая беседа по изученному материалу;

- виды работ, связанные с исследованием объекта , проведение опыта, эксперементирование;

- выполнение практических работ;

- составление учащимися авторской работы в различных жанрах

( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за явлениями природы, поведением окружающих, сбор соответствующего материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- участие в дискуссии;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Виды и формы контроля:
Текущий, тематический, итоговый (самостоятельная работа), выставка поделок.

Каждый раздел завершается проверочными заданиями «Мозаика заданий» и проверочные работы, где представлены разнообразные формы контроля и самоконтроля.

Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений: самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребенка и развивает его индивидуальные интересы.

Проекты выполняются учащимися на добровольной основе.
Содержание программы

Пришла пора учиться

Что изучает предмет «Окружающий мир».Ты и твоё имя.Ты учишься в школе.Устройство школьного здания.Занятия в школе.Правила поведения в школе.Профессии работников школы.Взаимотношения учитель – ученик, учение – ученик.Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы.Устройство школьного двора.Дорога в школу.Основные правила безопасного поведения на улице.Твой распорядок дня.

Человек

Как развивается человек.Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир.Органы чувств человека.

Человеку важно быть здоровым.Основные части тела человека.Элементарные правила личной гигиены.Осанка.Основные условия здорового образа жизни.Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира.Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им.первые представления о самонаблюдении и самоконтроле.значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека

Природа живая и неживая.Явления природы.Первые представления о воде и воздухе.

Времена года.Временные периоды.особенности погоды в разные времена года.Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений.Строение растения.Жизненые формы растений.Лиственные и хвойные растения.Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение.Условия жизни растений.Комнатные растения.значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных.Строение и разнообразие животных. Движение и их питание.Дикие и домашние животные.Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным.редкие растения и животные, их охрана.Красная книга.

Человек среди людей

Наша страна - Россия.Символы государства.представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе.Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка.Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе; во дворе школы; в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

Программа рассчитана на 66 учебных часов по 2 часа в неделю.

Количество часов в 1 п/г в неделю/всего 2/32

Количество часов во 2 п/г в неделю/всего 2/34

Контрольных работ в 1 п/г / во 2 п/г 2/2

Практических работ в 1 п/г / во 2 п/г 1/1
Учебно-тематический план.




Раздел

Количество часов

1

Пришла пора учиться

13

2

Человек

13

3

Природа в жизни человека

23

4

Человек среди людей

17

Итого:

66
  1   2   3