Главная страница


«развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству»



Название«развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству»
страница4/6
Дата08.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипМетодическая разработка
1   2   3   4   5   6

Характеристика достижений: (вносятся в примечание): инициативность, сообразительность, осознанность, проявление нравственных, эстетических, познавательных чувств; опора на собственный опыт, доброжелательность.

Оценка уровня развития:

0 баллов – низкий;

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – высокий.

Уровень развития музыкально- Итоговая сумма баллов

художественной деятельности. = ---------------------------------------- х 100 %

Максимальное количеств

баллов
Например,

Где 74 – всего баллов, которые набрал ребёнок за все оцениваемые показатели 2 блоков мониторинга; 114 - максимальное количество баллов за эти показатели Таким образом, уровень развития музыкально – художественной деятельности у ребёнка дошкольного возраста в образовательной области « Музыка » - средний .

Процентное соотношение для определения уровня развития музыкально– художественной деятельности ребёнка:

Высокий уровень – 80- 100%;

Пограничный (Средне-высокий) уровень- 71-79%;

Средний уровень- 50-70%;

Низкий - 49% и ниже.

Оценка показателей

1.ПОБУЖДЕНИЕ

1.1.Слушание

1.1.1.Интерес и любовь к музыке

- Что ты больше любишь делать: петь танцевать, играть на металлофоне или слушать музыку? Почему?

Восприятие музыки осуществляется в разных видах деятельности. Ребёнка наблюдаем в процессе непосредственно образовательной деятельности в детском саду. Выявляем область интереса, а так же развития или его изменения в течении года.

3 балла - самостоятельно проявляет интерес к разным видам деятельности

2 балла - проявляет интерес к нескольким видам деятельности с помощью педагога

1 балл - проявляет интерес к одному виду деятельности с помощью педагога

0 баллов – ребёнок не проявляет интерес ни к одному виду музыкальной деятельности
1.1.2.Музыкальная отзывчивость.

Предложить ребёнку прослушать два знакомых, но контрастных по характеру произведения. По программе средней группе на начало учебного года:

  • «Котик заболел» муз. А Гречанинова;

  • « Котик выздоровел» муз. А Гречанинова;

и по программе старшей группы на конец учебного года:

  • « Болезнь куклы» муз. П. И. Чайковского;

  • « Новая кукла» муз. П. И. Чайковского.

Попросить ребенка рассказать о том, о чем композитор рассказал в музыке. Рассказ ребенка должен основываться на особенностях музыкального произведения, соотноситься со средствами музыкальной выразительности.

Если ребенок затрудняется высказываться, то взрослый помогает ему, поясняя характер той или иной музыки. Затем задание повторяется.

3 балла – у ребенка отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно-образное описание.

2 балла - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке, он обладает умением охарактеризовать музыку, но после словесной помощи взрослого.

1 балл - у ребенка имеется эмоциональное оценочное отношение к музыке; может охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия).

0 баллов – отсутствует интерес к музыке и эмоционально-оценочное отношение к ней. Рассказ бессвязен и не соотносится с музыкой.
2.ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

2.1.Слушание

2.1.1. Структура 2- и 3- частного музыкального произведения

Предложить ребенку прослушать 2- и 3- частные музыкальные произведения по программе средней группы на начало учебного года и выполнить задания.

  • «Немецкий танец» муз. Л. Бетховена (1 часть ребёнок важно ходит, 2 часть – выставляет ногу на носок поочерёдно.)

  • «Смелый наездник» муз. Р. Шумана обыграть образ лошадки на прогулке, изменяя движение со сменой частей в музыке. ( Пример: 1 часть – прямой галоп «лошадка скачет», 2 часть- ходьба с высоким поднятием ноги « лошадка гуляет», 3 часть - прямой галоп «лошадка скачет») и по программе старшей группы на конец учебного года.

3 балла – ребенок самостоятельно определяет части музыкальных произведений.

2 балла – ребенок правильно определяет части музыкальных произведений после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок правильно определяет части музыкальных произведений после словесной и моторной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 баллов - ребенок не определяет части музыкальных произведений.
2.1.2. Построение песни

Предложить прослушать песню и определить её строение, используя карточки разного цвета.

Игровой материал: карточки четырёх цветов (красный - вступление, синий - припев, зеленый – куплет, жёлтый - запев), фонограммы или исполнение музыкальных произведений. На начало учебного года по программе средней группы:

  • « Улыбка» В. Шаинского,

а на конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Тяв-тяв» муз В. Герчик.

3 балла – ребенок самостоятельно определяет строение песни

2 балла – ребенок правильно определяет строение песни после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок путается в определении построения песни после словесной и моторной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 баллов - ребенок не определяет строение песни
2.1.3. Композиторы

Предложить прослушать фрагменты музыкальных произведений знакомых композиторов и правильно их определить. На начало учебного года по программе средней группы:

  • « Марш» муз. И Дунаевского;

  • « Ах, ты берёза» р.н.п.;

  • « Ёжик» муз. Д. Б. Кабалевского.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Детская полька»муз. М. И. Глинки;

  • « Парень с гармошкой» муз. Г. Свиридов;

  • « Осенняя песня» из цикла « Времена года» П. И. Чайковского.

Наглядные пособия: портреты композиторов, гармошка, деревянные ложки, игрушка ёжик, жёлтый листочек, картинки с марширующими и танцующими детьми. Соотнести наглядные пособия с портретами композиторов.

3 балла – ребенок самостоятельно определяет название музыкального произведения и композитора.

2 балла – ребенок правильно определяет композитора, но путается в названии музыкального произведения.

1 балл - ребенок путается в определении композитора после словесной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 балл - ребенок не определяет.
2.1.4. Жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня)

Ребенку предлагается прослушать музыкальные произведения, определить жанр (колыбельная песня, плясовая, марш), рассказать об общем характере музыки или показать характер произведения через движения (под музыку) Используем игровой материал: карточки с изображением марширующих солдат, поющих и танцующих детей. Фонограммы или исполнение на фортепиано следующих произведений. По программе средней группы на начало учебного года:

  • « Колыбельная» муз. А Гречанинова,

  • « Итальянская полька» С. Рахманинов,

  • « Марш» С. Прокофьева,

  • любимая песня детей, выученная в средней группе.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • П.И.Чайковский «Марш оловянных солдатиков»;

  • П.И.Чайковский «Полька»;

  • «Во поле береза стояла» р.н.п.

Ребенку дают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано или включает фонограмму музыкальных пьес, соответствующих содержанию рисунков на карточках. Ребенок должен узнать произведение по жанру, поднять соответствующую карточку и ответить на вопросы педагога:

  • Произведение какого жанра прозвучало?

  • Что можно под него исполнять?

  • Характерные особенности.

3 балла – ребенок быстро и правильно определяет жанр музыкального произведения и эмоционально рассказывает о его общем характере.

2 балла – ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после словесной помощи.

1 балл - ребенок правильно дает жанровую характеристику музыкальных произведений и эмоционально рассказывает об общем характере музыки после моторной помощи.

0 баллов – ребёнок чаще не определяет жанровую принадлежность, чем определяет.
2.1.5. Правила культурного поведения при посещении концертных залов, театров

В течении года проводятся беседы о правилах поведения в театре или на концерте.

Посещение театра, концертного зала, требуют от посетителя знания и соблюдения особых этикетных установлений. Прежде всего, это касается одежды. В холодное время важно не забыть взять с собой сменную обувь. Одеть праздничный наряд. Опаздывать к началу спектакля или концерта считается недопустимым. Однако если по каким-либо причинам вам пришлось опоздать, то не нужно беспокоить других зрителей и, наступая тем на ноги, направляться к своему месту. Необходимо подождать окончания акта или части спектакля или музыкального произведения и уже в антракте пройти к своим местам. Идти вдоль ряда нужно, повернувшись лицом к другим зрителям. При этом следует извиниться перед ними за причиняемое беспокойство. Признаком дурного тона и невежеством считается подпевание, похлопывание рукой или притопывание ногой в такт музыке, обсуждение постановки, происходящее во время продолжения спектакля. Нельзя также разговаривать с соседями. И уж тем более непозволительно в это время что-либо есть, шуршать фантиками от конфет или фольгой от шоколада и т. п. В том случае, если вас мучает кашель или насморк, не нужно кашлять или сморкаться прямо в зале. Следует тихо извиниться перед соседями и покинуть зал. Для аплодисментов также существуют свои правила.

Так, аплодировать принято:

  • в театре: после завершения последнего акта пьесы; после завершения особенно удачно сыгранной актерами арии или сцены;

  • во время появления на сцене популярного или обладающего выдающимися талантами актера;

  • на концерте: во время выхода дирижера и солистов; после завершения исполнения произведения (песни) солистом.

Не нужно аплодировать:

  • во время исполнения или игры актеров;

  • во время паузы, предусмотренной между отдельными частями музыкального, камерного или симфонического произведения.

Наблюдаем за поведением детей в течении года на занятиях, праздниках, развлечениях, досугах, при посещении концертов. Использовать игровой материал: бутафорские конфеты, шоколадки, носовые платки, микрофон, дирижерскую палочку, фонограммы произведений, музыкальные инструменты.

На начало учебного года предложить детям участие в ролевой игре:

  • « Мы в театре» или «На концерте».

В конце учебного года предложить детям самим ответить на вопросы о поведении в концертном зале или в театре:

  • В какой одежде посещают театр?

  • В какой момент можно аплодировать?

  • Можно ли во время действия есть. разговаривать, звонить, подпевать?

  • Как выйти из зала во время действия?

3 балла – ребенок знает правила поведения и использует их на практике.

2 балла – ребенок знает правила поведения и частично использует их на практике.

1 балл - ребенок знает правила поведения после словесной помощи педагога.

0 баллов – не знает, не хочет знать и не использует на практике.
2.1.6. Русский хоровод, пляска

Предложить детям исполнить на начало учебного года знакомый хоровод по средней группе

  • « Мы на луг ходили» муз. А. Филиппенко.

Оценить: правильность выполнения танцевальных движений ( ритмично хлопать в ладоши, «ходьба с носка», выставление ноги на пятку, сужение и расширение круга ), выполнение движений вместе с пением, подпеванием ( хоровод, зайка «задремал», имитация игры на дудочке и барабане и т. д.),. эмоциональное выполнение солирующей роли. ( заяц)

На конец учебного года оценить хоровод по программе старшей группы

  • « Как пошли наши подружки» РНП

Оценить: правильность выполнения танцевальных движений (хороводный шаг, «ковырялочка», движение «гармошка» - разводим руки в сторону с выставление ноги на пятку, затем принимаем исходное положение ноги вместе, руки на поясе. Задание можно усложнить добавив повороты вправо и влево ), выполнение движений вместе с пением, ( хоровод, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения: «улитка», «змейка», «ниточка – иголочка» ), эмоциональное выполнение солирующей роли. ( Катюши).

3 балла – ребенок самостоятельно сочетает движения со словами, с удовольствием эмоционально выполняет солирующие роли, чётко, ритмично, в характере музыки выполняет танцевальные движения.

2 балла – ребенок старается сочетать движения со словами, исполнять солирующие роли, выполняет танцевальные движения не эмоционально после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок старается сочетать движения со словами, исполнять солирующие роли, выполняет танцевальные движения после словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов - ребенок не может сочетать движения со словами. (либо поёт, либо танцует), отказывается выполнять солирующие роли, танцевальные движения исполняет неэмоционально.
2.1.7.Танцы других народов

Предложить детям исполнить на начало учебного года знакомый танец по средней группе:

  • « Покажи ладошки» латвийская народная мелодия

  • « До свидания » чешская народная мелодия

Оценить исполнение танцевальных элементов: бег парами по кругу, прячем ладошки за спину, машем « до свидания», смена партнеров, кружение лодочкой.

На конец учебного года оценить танец по программе старшей группы:

  • « Парный танец» муз Ан. Александрова (Полька)

По́лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 (инф.). Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Оценить правильность исполнения танцевальных движений характерных для другого народа.

Музыкальный руководитель может взять любой другой танец по своему выбору. Главное, чтобы педагог и дети знали танцевальные движения и построения танцев других народов. Рекомендуем использовать в работе танцевальные элементы: поскоки, галоп, тройные хлопки, тройные притопы, руки крестиком с партнёром, кружение вправо-влево держась одной рукой друг за друга, реверанс и т. д. Характерные танцы: «танец ковбоев», «восточный танец» и т. д. Следует обязательно учитывать наличие в группах детей других национальностей и использовать их танцевальные навыки в работе.

3 балла - ребенок самостоятельно различает и исполнения движения характерные для танцев народов мира.

2 балла – ребенок различает правильность исполнения движений присущих танцам народов мира после словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок различает правильность исполнения движений присущих танцам народов мира после словесной и моторной подсказки педагога.

0 баллов - ребенок не может отличить правильно танцевальные движения характерные для танцев народов мира.
3.УМЕНИЯ, НАВЫКИ

3.1.Слушание

3.1.1.Выполнять правила культуры поведения при посещении концертных залов, театров

Продолжать формировать навыки культуры слушания музыки.

В театрах, в концертных залах существуют определенные правила поведения. Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелестеть страницами и т. д. Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведенной сцены, арии. Аплодисменты, вызов на сцену в заключении концерта – лучшая награда артистам.

Если вы, уважаемые педагоги, хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

  • Любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение.

  • Лучше выбирать для слушания произведение в соответствии возраста ребёнка.

  • Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи (громко, тихо, умеренно громко и т. д.)

  • Слушать вокальную музыку легче. Ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор.

  • Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений.

  • Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием. Выделите для этого специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой.

  • Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.

Вовлекать родителей в процесс слушания музыки вместе с детьми:

3 балла – ребенок знает правила поведения и использует их на практике.

2 балла – ребенок знает правила поведения и частично использует их на практике.

1 балл - ребенок знает правила поведения после словесной помощи педагога.

0 баллов – не знает, не хочет знать и не использует на практике
3.1.2. Узнавать мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная

фраза)

Ребёнку предложить прослушать знакомый фрагмент фонограммы или исполнение на инструменте и определить, что прозвучало (вступление, заключение, музыкальная фраза) на начало учебного года по программе средней группы:

  • « Паровоз» З. Компанейца,

  • « Итальянская полька» С. Рахманинова

а на конец учебного года по программе старшей группы:

  • «Баба-Яга» муз П.И. Чайковского

  • «От носика до хвостика» М. Парцхаладзе

3 балла – ребёнок самостоятельно узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)

2 балла – ребёнок узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза) после словесной помощи педагога.

1 балл - ребёнок узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), после словесной и моторной помощи педагога. (объяснение, показ)

0 баллов - ребенок не узнаёт мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза)
3.1.3.Различать звуки по высоте в пределах квинты.

Ребёнку предложить спеть знакомую попевку и определить звуки по высоте на начало учебного года по программе средней группы:

  • «Паровоз » муз. Г. Эрнесакса .

Спеть высоким голосом : «Ту-ту»-так паровоз даёт гудок –и низким: «Чух,-чух» -так он тяжело пыхтит , трогаясь с места.

Подготовить наглядный материал: паровоз, детскую горку.

А на конец учебного года по программе старшей группы:

  • «Бубенчики » муз. Е. Тиличеевой

Узнать по слуху какой бубенчик звучит: Динь-дан-дон?

Подготовить музыкально - дидактическую игру «Бубенчики» ( нотный стан, три бубенчика разных размеров).

3 балла – ребенок самостоятельно различает высоту, точно интонирует музыкальные звуки в пределах квинты.

2 балла – ребенок различает звуки, точно интонирует по высоте в пределах квинты после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок различает звуки в пределах квинты, после словесной помощи педагога с опорой на двигательную активность, но не интонирует их.

0 баллов – ребенок не различает звуки в пределах квинты.
3.1.4.Различать звучание музыкальных инструментов ( клавишно-ударные и струнные: фортепиано,
1   2   3   4   5   6