Главная страница


«развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству»



Название«развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству»
страница5/6
Дата08.04.2016
Размер0.77 Mb.
ТипМетодическая разработка
1   2   3   4   5   6

скрипка, виолончель, балалайка)

В связи с отсутствием разнообразия необходимых музыкальных инструментов, используем фонограммы с их звучанием.

Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты. Звук на них возникает, когда ребенок касается струн пальцами или медиатором (тонкая пластинка из пластмассы).

Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Звук возникает при вдувании воздуха в трубку инструмента, а иногда и при вдыхании его из трубки.

Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Звук возникает, когда нажимают клавишу.

Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Звук вызывает удар молоточка по металлическим пластинкам, который возникает, когда нажимают клавишу.

Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны. Звук возникает при ударе рукой или палочками по звучащему телу инструмента.

Ребёнку предложить узнать детские музыкальные инструменты: ложки, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, барабан, бубен, трещотки, металлофоны; скрипка, балалайка, треугольники, фортепиано, аккордеон, дудочка, флейта и т.д.), на начало учебного года по программе средней группы:

  • « Узнай свой инструмент» музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Музыкальные загадки» музыкально-дидактическая игра на развитие тембрового слуха

Для развития тембрового слуха очень полезно сравнивать звучание не только «представителей» различных групп — струнной, духовой или ударной, но и предлагать детям отмечать сходные по тембру и характеру звучания однородные инструменты, например бубенчики и бубны, металлофоны и треугольники и т. д. Упражнения эти хорошо проводить в виде музыкальных загадок.

3 балла – ребенок самостоятельно различает тембровые свойства музыкального звучания инструментов.

2 балла - ребенок различает тембровые отношения музыкальных звуков после словесной помощи, характеризующей звучание инструмента.

1 балл - ребенок различает тембровые свойства музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

0 баллов - ребенок не различает вышеуказанные тембровые свойства музыкального звучания инструментов, чем различает их.
3.2.Пение

Примечание: Раздел пение можно диагностировать на одном музыкальном материале.

3.2.1.Петь лёгким звуком в диапазоне от « ре » первой октавы до « до» второй октавы

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года. На конец учебного года по программе старшей группы ( на выбор музыкального руководителя например: «Весёлые путешественники» муз. М Старокадомского или по выбору ребёнка)

3 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно (в пределах ре первой октавы –до второй октавы).

2 балла – ребенок чисто поет после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок достаточно чисто поет после активной помощи взрослого (показа).

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого. (Дети с общим недоразвитием речи)
3.2.2.Брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года, на конец учебного года по программе старшей группы.

3 балла – ребенок самостоятельно берет дыхание перед началом песни и между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова

2 балла – ребенок берёт дыхание перед началом песни и между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок берёт дыхание перед началом песни и между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова с активной помощью взрослого (показа) - пока звучит песня.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь или не может вспомнить песню даже после оказания помощи взрослого. ( Дети с общим недоразвитием речи)
3.2.3.Произносить отчётливо слова

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года, на конец учебного года по программе старшей группы.

3 балла – ребенок четко произносит слова, смягчая концы фраз, прикрывая открытые гласные в пении произнося шипящие и свистящие в конце слов коротко и ясно.

2 балла – ребенок четко произносит слова смягчая концы фраз, прикрывая открытые гласные в пении. произнося шипящие и свистящие в конце слов коротко и ясно после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок произносит слова после активной помощи взрослого (показа).

0 баллов – ребенок не произносит слова даже после оказания помощи взрослого. (Дети с общим недоразвитием речи)
3.2.4.Своевременно начинать и заканчивать песню

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по программе средней группе на начало учебного года. На конец учебного года по программе старшей группы. Спеть под фонограмму.

4 балла – ребенок самостоятельно начинает и заканчивает исполнение песни.

3 балла – ребенок самостоятельно начинает и заканчивает исполнение песни после словесной помощи взрослого.

2 балла – ребенок начинает и заканчивает исполнение песни после словесной и моторной помощи взрослого. (Показ дыхания, жест «молчим»).

1 балл – ребенок вовремя не начинает пение, заканчивает по-своему. ( Дети с общим недоразвитием речи).
3.2.5.Петь умеренно, громко, тихо

Предложить ребёнку поиграть в музыкально-дидактическую игру «Громко-тихо» по программе средней группы на начало учебного года:

По-разному музыка может звучать.

Оттенки её научись различать.

Громко и тихо я буду напевать

Слушать внимательно, чтоб отгадать

Педагог исполняет песню по своему выбору. Например, «Котик» муз И. Кишко ( 1 и 4 куплеты поёт - громко, а 2 и 3 куплеты поёт – тихо)

Дети показывают динамику жестами: громко - хлопки в ладоши, тихо - шлепки по коленям.

На конец учебного года по программе старшей группы предложить детям игру:

  • «Громко, тихо запоём»

Игровой материал: Любая игрушка

Ход игры: Дети выбирают водящего. Водящий закрывает глаза и отворачивается. Педагог прячет игрушку в любом месте зала. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребёнок справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

3 балла – ребенок отлично различает динамические отношения музыкальных звуков.

2 балла - ребенок хорошо различает динамические отношения музыкальных звуков, но после словесной помощи, поясняющей силу звучания.

1 балл - ребенок различает динамические отношения музыкальных звуков после оказания ему словесной и моторной помощи.

0 баллов - ребенок не различает правильно указанные выше динамические отношения музыкальных звуков. ( Дети с общим недоразвитием речи)
3.2.6.Эмоционально передавать характер мелодии

Предложить ребёнку исполнить любимую песню по средней группе на начало учебного года

На конец учебного года по программе старшей группы. ( на выбор музыкального руководителя например: «Весёлые путешественники» муз. М. Старокадомского или по выбору ребёнка)

3 балла – ребенок эмоционально поет, в характере музыки - самостоятельно.

2 балла – ребенок поет эмоционально, в характере музыки после словесного настроя взрослого.

1 балл – ребенок поет с активной помощью взрослого (показа). Требует постоянной активизации.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь песню, даже после оказания помощи. (Дети с общим недоразвитием речи).
3.2.7.Петь сольно с музыкальным сопровождением

Предложить исполнить любимую песню по программе средней группы на начало учебного года:

  • «Детский сад» муз А. Филиппенко

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • «Песенка друзей» муз. В. Герчик

3 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет подвижно, согласованно с фонограммой, музыкальным сопровождением - уверенно.

2 балла – ребенок поёт передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз, после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок поет после активной помощи взрослого. (Показ) Чувствует себя неуверенно в роли исполнителя.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь сольно, даже после оказания помощи взрослого.
3.2.8. Петь сольно без музыкального сопровождения, исполнять песни разного характера.

Предложить исполнить любимую песню по программе средне группы на начало учебного года:

  • « Где был Иванушка» р.н.п., обр. М. Иорданского

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Ой сад во дворе» Кубанская народная песня или «Колыбельная» (Предложите свой вариант сольного пения без сопровождения разученную в течении года.)

3 балла – ребенок самостоятельно и чисто поет, передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз; поет уверенно.

2 балла – ребенок поёт передавая характер музыки, берет дыхание между короткими музыкальными фразами, четко произносит слова, смягчая концы фраз, после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок поет после активной помощи взрослого. (Показ) Чувствует себя неуверенно в роли исполнителя.

0 баллов – ребенок не проявляет желания петь сольно, даже после оказания помощи взрослого.
3.2.9.Проявлять песенный музыкальный вкус.

Песенный музыкальный вкус, определяется как способность ребёнка воспринимать, исполнять, творить и оценивать произведения (хорошо, нравится, предпочитаю, люблю).

Воспитывая музыкальный вкус, мы формируем у ребенка прежде всего музыкальное сознание, так как понимание и оценка музыки возможны лишь на основе его сложной поисковой работы. Она направлена на выделение, объединение основных элементов звуковой ткани и их осмысление с помощью эмоционально-ассоциативных комплексов. Эмоции помогают приобретать знания, а мышление углубляет эмоции и делает их более содержательными.

Развивая песенный музыкальный вкус, мы решаем следующие задачи:

1) формировать эмоционально-оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальных произведениях и исполнении;

2) активизировать эмоциональность восприятия образа у детей в процессе его оценивания в музыке и исполнении;

3) способствовать адекватному применению музыкальных знаний в оценке музыкального образа, обогащать опыт детей в отношении применения обратных слов и выражений;

4) стимулировать мотивированность оценки;

5) способствовать повышению объективности музыкальных оценок, побуждая детей к коллективным обсуждениям воспринятого.

Например:

  • детям надо выбрать наиболее яркое, выразительное и «сказочное» песенное произведение в концерте «артистов»,

  • выбрать лучшую из сочиненных песенок,

  • составить программу концерта из любимой музыки своих мам,

  • составить концертную программу из произведений, которые нравятся детям.

  • предложить детям прослушать, несколько разноплановых произведений по программе и не по программе (эстрадная песня, тяжёлый рок и т д .) выбрать, что нравится, объяснить свой выбор.

  • организовать коллективные обсуждения, которые активизируют тех, кто не уверен в своих знаниях и не умеет выражать свое мнение.

3 балла - ответы ребёнка на вопросы педагога показали его компетентность в выборе высоко - художественных произведений.

2 балла - ответы ребёнка показали возможность использования и применение имеющихся у него знаний в выборе высоко - художественных произведений, но после словесной помощи педагога.

1 балл - ответы ребёнка очень скромны, а теоретические знания не обладают конкретностью. Ответы не всегда убедительны и кратки.

0 баллов - ребенок не проявляет желания участвовать в оценке восприятия, исполнения, творчества.
3.3. Песенное творчество

3.3.1.Импровизировать мелодии на заданный текст

Предложить ребёнку продолжить песню на начало учебного года по программе средней группе

  • « Наша песенка простая» муз. А. Александрова.

На конец учебного года по программе старшей группы.

  • « Придумай песенку»

3 балла – ребенок самостоятельно может придумать продолжение песни на заданный текст, заканчивает мелодию в предложенной тональности. Исполняет в характере без особых трудностей.

2 балла – ребенок может придумать продолжение песни на заданный текст, заканчивает мелодию в предложенной тональности после словесной помощи взрослого.

1 балл – ребенок может придумать продолжение песни на заданный текст после словесной и моторной помощи взрослого, но затрудняется в импровизации мелодии или попевки. Не уверенно заканчивает мелодию в предложенной тональности.

0 баллов – ребенок не проявляет желания импровизировать мелодию на заданный текст. ( Дети с общим недоразвитием речи)
3.3.2. Сочинять мелодии различного характера.

Предложить ребёнку придумать мелодию на начало учебного года по программе средней группе:

  • « Колыбельная»

На конец учебного года по программе старшей группы.:

3 балла – ребенок самостоятельно может сочинить мелодию различного характера, при этом правильно использует средства музыкальной выразительности. ( Тональность, темп, размер, ритмический рисунок и т.д.).

2 балла – ребенок может сочинить мелодию различного характера, использует средства музыкальной выразительности. ( Тональность, темп, размер, ритмический рисунок и т.д.) после словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок испытывает трудности при сочинении мелодии различного характера даже после словесной и моторной помощи взрослого.

0 баллов – ребенок не проявляет желания сочинять мелодии различного характера даже после оказания помощи взрослого. ( Дети с общим недоразвитием речи)
3.4. Музыкально-двигательные движения

3.4.1.Ритмично двигаться под музыку

На начало учебного года по программе средней группы:

  • « Полли» прыжки под английскую народную мелодию

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Пружинящий шаг и бег» муз. Е. Тиличеева.

3 балла – ребенок самостоятельно ритмично двигается под любую музыку в соответствии с её характером.

2 балла - ребенок ритмично двигается под любую музыку в соответствии с её характером.

после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок двигается под любую музыку, старается исполнить движение в соответствии с её характером, после оказания ему словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов – ребенок двигается не ритмично и не в характере музыки, даже после дополнительного показа взрослым.

Движения не соответствуют характеру и жанровым особенностям музыки
3.4.2.Передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание

Предложить детям на начало учебного года по программе средней группы прослушать и в движении передать характер музыки, её эмоционально образное содержание.

  • «Бегемотик танцует», «Шагаем как медведи» Е. Каменоградский.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Плавные руки» муз. Р. Глиэра ( «Вальс»), « Шёл козёл по лесу» р.н.п.

3 балла – ребенок самостоятельно передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание. Ритмично и красиво двигается.

2 балла - ребенок передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание после словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов – ребенок не передаёт, через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание после словесной и моторной помощи педагога.
3.4.3.Свободно двигаться в пространстве, выполнять простейшие перестроения

На начало учебного года по программе средней группы предложить детям выполнить простейшие перестроения:

  • Движение по кругу с изменением направления (По часовой стрелки, против часовой стрелки), сужение и расширение круга по одному и в парах, перестроения в три колоны и круга, перестроение парами из круга в две колонны или в две шеренги, двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • Перестроения в колонну по 4, шахматный порядок , сужение и расширение круга поочерёдно (девочки, мальчики), «змейка», движение в рассыпную с последующим перестроением в треугольник, квадрат , круг.

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Игровой материал: карточки с изображением схем построений.

Педагог показывает схему построения – дети выполняют.

3 балларебенок самостоятельно, свободно двигается в пространстве, выполняет простейшие перестроения.

2 балла - ребенок свободно двигается в пространстве, выполняет простейшие перестроения после дополнительной словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок двигается в пространстве, выполняет простейшие перестроения, после оказания ему словесной и моторной помощи педагога.

0 баллов – ребенок двигается только за ведущим.
3.4.4.Переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу

На начало учебного года по программе средней группы предложить детям поиграть:

  • « Ищи игрушку» р.н.м. обработка В. Агафонников

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • Выполнить движения в соответствии с исполняемой музыкой.

3 балла – ребенок самостоятельно, точно реагирует на изменения в музыке и свободно двигается.

2 балла - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной и моторной помощи педагога. Реагирует на смену музыки не всегда точно.

0 баллов – не реагирует на изменения в музыки.
3.4.5.Менять движения в соответствии с музыкальными фразами

На начало учебного года по программе средней группы предложить детям поиграть

  • «Летчики ,на аэродром!» муз. М. Раухвергера

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • « Великаны и гномы» муз. Д. Львов-Компанеец

3 балла – ребенок самостоятельно, точно реагирует на изменения в музыке и свободно двигается.

2 балла - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной помощи педагога.

1 балл - ребенок свободно двигается, реагирует на изменения в музыке после дополнительной словесной и моторной помощи педагога. Реагирует на смену музыки не всегда точно.

0 баллов – не реагирует на изменения в музыки.
3.4.6.Исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд)

На начало учебного года по программе средней группы:

  • Детям (парами или группой) предлагается выполнить танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах, ставить ногу на носок и на пятку, подскоки.

На конец учебного года по программе старшей группы:

  • поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд)

Музыкальный материал по выбору музыкального руководителя

3 балла – ребенок самостоятельно быстро и правильно выполняет все танцевальные движения, ритмично двигается в соответствии с характером музыки.

2 балла - ребенок правильно выполняет все танцевальные движения после дополнительной словесной помощи взрослого.

1 балл - ребенок выполняет все танцевальные движения после оказания ему моторной помощи.

0 баллов – ребенок чаще не правильно выполняет танцевальные движения, чем правильно, даже после дополнительного показа взрослым.
1   2   3   4   5   6