Занятие 16
Ритуал начала занятия.
Речь. «Неоконченный рассказ»
Цель: развитие внимания, образного и воссоздающего вербального воображения, логики мышления; формирование литературных и композиционных способностей.
Детям читают начало рассказа: «Темнело. Шел нудный дождь. По улице семенила старушка под большущим зонтиком. Вдруг …»
Или: « Проделки белки». Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзинку орехов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо-невидимо!
Давай повесим корзинку на дерево, а сами цветов нарвем, - говорит одна подружка.
Ладно! – отвечает другая.
Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Выглянула из дупла белка и увидела корзинку с орехами. Вот думает…
Дети должны досочинить рассказ, т.е. продолжить и закончить его, по очереди продолжить рассказ, пока не наступит развязка.
Физкультурная пауза:
Мои руки – это волны, руками изображают волну, движение вперед
Ветер гонит их вперед. делают резкое движение руками вперед.
Мои руки – крылья чаек, поднимают и опускают руки через стороны,
плавно, кисти расслаблены.
Небо их к себе зовёт. Поднимают руки перед собой, вверх.
Мои руки – рыбки в море, соединяют пальцы рук треугольником перед собой
Плавают туда-сюда. Делают плавные движения руками то в одну, то в
другую сторону.
Мои руки – это крабы, руки перед собой, пальцы сгибают и опускают
вниз; пошевеливают ими.
Спустимся на дно морское: приседают.
Там кораллы, словно ветки, раскрытые ладони поднимают вверх Раскачалися без ветра. Плавно покачивают руками.
Вот приплыл конёк игривый, ходят на месте, высоко поднимая ноги,
опуская и поднимая голову.
Как змея, ползёт мурена, делают волнообразные движения рукой
И акула проплывает. Делают из рук большой рот.
На ходу заснула, верно. Кладут руки под щеку.
Моторика.
Какие средства передвижения по воде вы знаете? Запомните и назовите их в той последовательности, в которой услышите: лодка, парусник, корабль, теплоход, паром, баржа, траулер, крейсер, подводная лодка.
Нарисуем теплоход – ведем линию по клеточкам так: 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 3 клетки вправо, 2 клетки вниз, 16 клеток влево, 3 клетки вверх.
Заштрихуй теплоход по образцу. Нарисуй окошки – иллюминаторы и капитана на палубе. (см.приложение)
Внимание.
Игра «Кто быстрее соберет школьные принадлежности?»
Цель: развитие объема внимания, тактильное восприятие.
Дети делятся на несколько команд. Психолог раскладывает на столе игрушки и школьные принадлежности. Водящим завязывают глаза и они должны собрать все школьные принадлежности в портфель.
6. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание. Занятие 17
Ритуал начала занятия.
Эмоции. Игра «Школьные чувства».
У меня сегодня плохое настроение. А у вас?
- Всегда ли у вас бывает хорошее настроение?
Посмотрите на эти фотографии и скажите, чем они отличаются?
Придумайте школьную ситуацию, в которой бы школьник мог бы испытывать эти же чувства.
- Как вы думаете, действует ли погода на настроение человека?
- Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты показывать его остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?
Давайте возьмем друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение.
Мышление, зрительное восприятие.
Цель: закрепление знаний о форме предметов, развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
(см. приложение)
Физкультурная пауза:
На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это…
(Цапля)
(произвольная имитация движений)
5. Моторика.
Нарисуем цаплю в тетради: 3 клетки вправо, 2 клетки вниз,1 клетка влево, 9 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 6 клеток влево, 9 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 9 клеток вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 9 клеток вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх. Дорисуйте цапле глазик, большой клюв и хохолок.
6. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание.
Занятие 18
Ритуал начала занятия.
Развитие воображения. Упражнение «Игрушки».
Цель: развитие воображения и притязания на признание.
Попробуем представить себе, что нас заколдовал волшебник и превратил каждого в какую-то игрушку. Закройте глаза и постарайтесь увидеть, в какую игрушку вы превратились: в куклу, слона, машину, мячик или во что-то другое. Может быть, вам удастся почувствовать, как ваш хозяин играет с вами, как он берет вас на руки, любуется своей любимой игрушкой. Постарайтесь запомнить то, что вы почувствовали. А теперь откройте глаза. Давайте попробуем догадаться, кто в какую игрушку превращался.
По очереди в центре внимания оказывается каждый ребенок.
Логика. «Логические задачи»
(см. приложение)
4. Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял – и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял? Какие цветы можно рвать? Где это можно делать? Какие цветы рвать нельзя? Почему? Назови части цветка, которые ты знаешь. ( стебель, корень, листья, цветок…)
Нарисуем цветок – ведем линию, отсчитывая клеточки, так:1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх.
5. Физкультурная пауза:
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклонится – три четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
Соответствующие движения.
6. Восприятие. Упражнение: «Определи звуки»
Цель: развитие способностей к фонематическому различению.
Детям предлагаются картинки с изображением различных предметов. Затем психолог произносит какое-либо слово и просит показать тот предмет, название которого начинается с того же звука.
7. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание. Занятие 19 1. Ритуал начала занятия. «Доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.
2. Зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика. «Волшебные картинки». ( см. приложение)
3. Физкультурная пауза:
«Три медведя» Три медведя шли домой: (дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой, (поднимают руки над головой)
Мама с ним - поменьше ростом, (руки на уровне груди)
А сынок – малютка просто (приседают)
Очень маленький он был, С погремушками ходил, (дети имитируют игру с погремушками)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.
4. Память. Составление пиктограмм.
Цель: Упражнять детей в опосредованной памяти, развитии мышления
Детям дается задание: «Придумайте к каждому предложению рисунок, который поможет вам потом вспомнить эти предложения».
Мальчику холодно.
Вкусный завтрак.
Мама читает.
Пора спать.
Девочка плачет.
Папа сердится.
Веселый праздник.
После того как к каждой фразе сделан рисунок, предложить ребятам вспомнить все семь фраз.
5. Работа со сказкой: «Создание Лесной школы». (13,5)
Цель: помочь детям в адаптации к школе, познакомить их со школьными правилами.
6. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание. Занятие 20
Ритуал начала занятия.
Память. «Пиктограммы» (см. занятие 19)
Цель: упражнять детей в долговременной памяти, развитие мышления.
Вспомнить с детьми предыдущее занятие, зарисовать новые фразы:
- слепой мальчик,
- тяжелая работа,
- теплый ветер,
- веселая компания,
- первая учительница,
- интересная книга,
- поющая птичка.
3. Физкультурная пауза:
Один-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернитесь,
Семь-восемь – улыбнитесь.
Девять-десять – не зевайте,
Свое место занимайте.
4. Тест «Хочет ли ребенок идти в школу?»
Психолог предлагает ребятам ответить на вопросы и раскрасить четыре квадратика.
1.Тебе хочется пойти в школу в первый класс?
Если да, то закрась первый квадрат красным карандашом; если нет – синим; если пока не знаешь – желтым.
2.Что тебе нравится больше всего?
Если заниматься со взрослыми (читать книги, разговаривать, выполнять разные задания), то закрась второй квадрат красным карандашом; если смотреть телевизор – синим; если играть с игрушками – желтым.
3.Ты остался бы еще на один год дома (в детском саду) или пошел бы в школу?
Если хочешь остаться в детском саду – закрась третий квадрат синим; если хочешь пойти в школу – красным; если не знаешь – желтым.
4.Ты хотел бы учиться дома с мамой или в школе с учительницей?
Если дома с мамой – закрась четвертый квадрат синим карандашом; если в школе с учительницей – красным; не знаешь, где лучше, - желтым.
5. Работа со сказкой: «Букет для учителя» (13,7)
Цель: продолжать знакомить детей со школой, школьной атрибутикой.
6. Речь. «Закончи слово»
Дети стоят полукругом. Психолог объявляет тему игры «Школа», бросает детям мяч по очереди, одновременно называя слова, обозначающие школьные принадлежности и т.д., не договаривая их до конца. Ребенок, поймав мяч, должен закончить слово и вернуть мяч ведущему. Если он не справился с заданием, то просто возвращает мяч. А ведущий повторяет это же слово, но бросает мяч уже другому ребенку.
7. Заключительная часть. Подведение итогов, прощание. Занятие 21
Ритуал начала занятия.
Память. «Пиктограммы».
Цель: развитие долговременной памяти, мышления.
Припоминание вместе с детьми фраз из предыдущего занятия, зарисовывание новых фраз:
- смешная история,
- цветной карандаш,
- белый мел,
- красивая тетрадь,
- большой портфель,
- первое сентября,
- школьный звонок.
3. Физкультурная пауза: ( см.занятие 20)
4. Внимание, пространственное мышление. (см. приложение)
Цель: развитие пространственного мышления, внимания, восприятия.
До какого листочка доберется лягушка? Нарисуй ее путь, глядя на схему.
5. Речь. Словесная игра «Змейка».
Цель: развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе.
Дети делятся на две равные шеренги и становятся друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово,
подбирает подходящий слог (можно два слога), и в свою очередь называет свой слог – задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.
6. Работа со сказкой: «Васин ранец» (9,12)
Цель: продолжать знакомство детей со школьной жизнью, учить бережливо относиться к своим вещам.
7. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание. Занятие 22
Ритуал начала занятия.
Внимание. Игра «Не пропусти профессию»
Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора).
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит психолог. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
Варианты слов: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, сталевар, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод, учитель, сено, терпение, кондитер, очки, река, продавец, тетрадь, закон, парикмахер, фантазия, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, машинистка, пулемет, прыгун, чайник, фотограф, бабочка, музыкант, пирог, артист, свеча, газета, шутка, полевод, чертежник, геолог, пальто, певец, балерина, словарь, водолаз, вальс, пулеметчик, коньки, маляр, бутерброд, судья, улыбка, совесть, инженер, мороз, огонь, глина, летчик, агроном, океан, компас, милиционер, власть, модельер, президент, пожарный, речь, память, упрямец, учитель.
Моторика.
Чтение стихотворения Н.Костарева «Верблюд».
Вот верблюд – живое чудо!
Два горба есть у верблюда.
Вдосталь он пока напьется,
Может выпить полколодца.
Но зато потом в пустыне,
Где воды нет и в помине,
Может он по многу дней
Не тревожиться о ней.
Почему верблюд может обходиться без питья намного дольше, чем человек и другие животные?
Нарисуем верблюда – ведем линию по клеточкам так: 2 клеточки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 2 клетки влево, 6 клеток вниз, 2 клетки влево, 4 клетки вверх, 6 клеток влево, 4
клетки вниз, 2 клетки влево, 8 клеток вверх. Дорисуйте верблюду глазик, ротик и хвостик, шерстку.
Физкультурная пауза:
Колючки, как известно,
Злючки.
А кто же любит их –
Колючки?
Один верблюд.
Ведь у верблюда
Колючки –
Фирменное блюдо.
(произвольная имитация движений)
5. Память. Игра «Пиктограммы»
Цель: развитие долговременной памяти.
Вспомнить с детьми фразы из предыдущего занятия.
6. Мышление, воображение. «Какое слово лишнее?»
Цель: развитие логического мышления, пантомимических умений, овладение языком телодвижений.
Психолог раздает четырем детям по картинке (например, гусь, курица, индюк, воробей), которые им нужно изобразить без слов, а остальным догадаться, какая картина будет лишняя. Затем картинки получает следующая четверка детей.
7. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание. Занятие 23
Ритуал начала занятия.
Работа со сказкой. «Школьные правила» (13,14)
Цель: продолжать знакомить детей со школьными правилами.
Дети слушают, обсуждают.
Внимание. Подвижная игра: «Урок – перемена».
Цель: развитие произвольного внимания.
По команде психолога «Урок!» дети садятся на стульчики, по команде «Перемена!» - начинают бегать по комнате и т.п.
Внимание, восприятие. (см. приложение)
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, развивать пространственное мышление.
Найти цветы по их адресу. Раскрасить только эти цветочки.
5. Физкультурная пауза:
Мотылек – вентилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот – поворот –
Гнать кораблик в ручеек. Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.
6. Моторика.
Кто такой мотылек? (Маленькая бабочка.)
Нарисуем бабочку – ведем линию, считая клеточки, так: 2 клеточки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз,1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево,1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх. Дорисуй бабочке левое крылышко, усики, глазки. Укрась крылышки узорами, раскрась бабочку.
7. Речь. «Какой предмет?»
Цель: формирование образование имен прилагательных.
Дети стоят в кругу. Психолог бросает мяч и просит образовать имена прилагательные от существительных, например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.
Дом из камня ; дом из кирпича; шляпа из соломы; платье из шелка; шарф из шерсти; кольцо из золота; монета из меди; ложка из олова; платок из пуха; сумка из кожи; чашка из фарфора; миска из глины; кораблик из бумаги; коробка из картона; шуба из меха.
8. Заключительная часть: «Круг друзей». Подведение итогов, прощание. Занятие 24
Ритуал начала занятия.
Восприятие. Упражнение «Чтение схем-слов» (см.приложение)
Цель: развитие фонематического слуха.
Детям предлагается картинки животных и записанные схемы этих слов в виде кружочков. Нужно определить, какие кружочки подходят к каждому слову.
Физкультурная пауза:
Тихо-тихо, еле-еле
Завертелись карусели.
(кружатся)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(бегут)
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите. (замедляют бег)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра!
(хлопают в ладоши)
Моторика.
Рисуем сказочный замок для феи. Ведем линию, отсчитывая клеточки, так: 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 3 клетки вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 5 клеток вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх. 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 4 клетки вниз, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз,14 клеток влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вниз, 5 клеток влево.
Дорисуй окна, купола, флаги, башенки.
Речь, внимание. «Два и три слога»
Цель: развитие внимания, речи, быстроты мышления.
Дети, стоя в кругу. Психолог бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало:
Если мяч красный – двухсложным (дом – дома)
Если мяч синий – трехсложным (дом – домики).
Варианты слов: сад, куст, нос, блин, лист, гриб, стол, нож, шар, корж, бант, фант, пол, кот, кол, ШКАФ, ШАРФ, СЛОН, ДУБ, БРАТ, ГНОМ, ПЛОТ, РОТ, ЗУБ, ЧАС, БОЛТ, КОВШ, рубль, глаз, зонт, клад, чан, суп, мул, серп.
Загадки. «Что нужно школьнику?»
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
(Карандаш) Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней.
(Книга) Сам дней не знает,
А другим указывает.
(Календарь) Белый камушек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел) Тридцать три
Родные сестрицы,
Писаные красавицы
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
(Буквы) Стальной конек
По белому полю бегает,
За собой
Черные следы оставляет.
(Ручка)
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом.
(Портфель)
|