Методическая разработка НОД по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики «Русский самовар»
Составитель:
Воспитатель МДОУ
детский сад
общеразвивающего вида
«АБВГДейка»
Баклушина Е.В.
Г.Новоульяновск
Пояснительная записка:
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Но как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре своего народа?
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Актуальность проблемы. В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными,
поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры,
общественно-исторического опыта своего народа. Из современного нравственного воспитания дошкольников фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных
национальностей. Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующей от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Поэтому мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Методы работы: Экскурсии в музеи, посещение выставок, наблюдения, наглядные, словесные, практические методы.
Материал и оборудование:
Экспонаты музея, иллюстрации.
План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Тема: «Русский самовар»
Цель: 1. Дать детям представление о русском самоваре, о его роли в жизни русского народа.
2. .Обогатить речь детей пословицами и поговорками.
3. Пробудить интерес к традициям русского народа. Материал: Экспонат музея «Предметы быта народов Поволжья»-русский самовар, иллюстрации самоваров, чаепития. Содержание:
Беседа с детьми: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с экспонатами нашего музея. Отгадайте загадку:
«Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо»
Что это такое? (самовар) Посмотрите на самовар.
Рассказ воспитателя: «Самовар -это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» -отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Где и когда появился первый самовар? Кто его изобрел? Неизвестно. Известно лишь, что в 1701 году тульский кузнец-промышленник Иван Демидов отправляясь на Урал захватил с собой искусных рабочих, медных дел мастеров. Возможно уже тогда в Туле начали изготавливать самовары.
Самовар-это часть жизни нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках:
«Самовар кипит -уходить не велит»
«Где есть чай, там под елью рай» Тульские самовары распространились во все уголки России, стали украшением ярморок.
Для мастера –самоварщика самовар был не просто изделием, он –произведение искусства. Каждый мастер стремился придать самовару особую форму, украсить его чеканкой, гравировкой и росписью.
(показ иллюстраций)
Самовар ставили в доме тогда, когда приходил или приезжал дорожный человек ,а также на проводах, перед обедом в сенокосный день, после бани, на праздниках ,с холоду и просто для нагревания воды. Чаепитие из самовара –это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подавали сушки, сухари, бублики, разные варенья. Наши предки, в отличии от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его на блюдце, которое держали за донышко в вытянутых пальцах.
(показ иллюстраций) На протяжении двух столетий самовар был символом уюта русского народа, он занимал почётное место в любом доме. Недаром говорили в народе: «Печка –матушка, да самовар батюшка». Деятельность детей:
А теперь, ребята мы с вами попробуем стать мастерами- самоварщиками, и нарисовать свой самовар на готовом шаблоне.
(выполнение работы детьми. Выставка работ)
«Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем» |