Главная страница


Методическое обеспечение программы



НазваниеМетодическое обеспечение программы
страница4/7
Дата16.04.2016
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
1   2   3   4   5   6   7

Литература

1. Байбурин А. К., Топорков А.П. У истоков этикета. – Л.: Наука, 1990. – (Научно – популярная литература).

2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). – Екатеинбург: «ЛИТУР», 2000. – 192 с.

3. Волина В. В. Как себя вести/Худ. А. Ю. Котова. – СПб: Дидактика плюс, 2001. – 224 с, ил.

4. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозайка - Синтез, 2000.

5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

6. Речь, речь, речь: Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.

7. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2003. – 79с.

8. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288 с., ил.

9. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.- 384 с.

10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Основы коммуникации. Классный журнал 5+. №12/2000, №1/2001, №2/2001, №4/2001, №5/2001, 7-8/2001, №10/2001, №12/2001, №1/2002.

11. Шипицына Л.М., Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб.: Издательство «Союз», 2004.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс



названия тем уроков

задачи

словарь

межпредметные связи

оборудование

Обратная связь

I

Общение с окружающим миром

1.

Какая бывает погода?

  1. Сформировать элементарные представления об изменениях в природе в зависимости от времени года.

  2. Дать понятие погода.

Время года, погода, снег, дождь, солнце, тепло, прохладно, холодно, морозно, жарко, дождливо.

Окружающий мир, изобразительное искусство.

Сюжетные картинки с изображением времен года. Дидактическая игра «Какая бывает погода?»

Беседа.

Игра.

2.

Экскурсия в парк.

  1. Формирование элементарных представлений о живой природе.

  2. Знакомство с дикими животными средней полосы России (по картинкам), деревьями, кустарниками, травами.

  3. Знакомство с правилами поведения в природе.

Животные, птицы, деревья, кусты, трава, природа, поведение, правило, помощь животным и птицам.

Окружающий мир, развивающие экскурсии.

Предметные картинки животных и птиц, обитающих в средней полосе России. Игра-имитация «Перевоплощение»

Беседа.

Опрос.

3.

Фрукты и овощи.

  1. Дать понятие фрукт, овощ.

  2. Научить отличать фрукты от овощей по характерным признакам.

  3. Познакомить с внешним видом некоторых овощей и фруктов.

Фрукты, овощи, вкус, форма, цвет, размер, сад, огород, фруктовый салат, овощной салат, овощное рагу, компот, варенье, маринад.

Окружающий мир, изобразительное искусство

Предметные картинки некоторых овощей и фруктов, макеты фруктов и овощей. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Беседа.

Игра.

4.

Домашние животные: кошка, собака.

  1. Дать понятие домашние животные.

  2. Формировать представления о внешнем виде, питании, уходе за животными, их пользе для человека.

Кошка, собака, шерсть, лапы, усы, ласковый, сторожевой, умывается, питание.

Окружающий мир, изобразительное искусство

Предметные картинки кошки, собаки. Раскраски. Игра «Изобрази животное», пальцевые игры.

Беседа.

Игра.

II

Образ жизни.

1.

Моё любимое занятие.

  1. Формировать представление у учащихся о своих умениях.




  1. Учить детей понимать свое поведение и управлять им с учетом норм общения между людьми.


Занятие, рисовать, убирать, играть, учить, красить,


мастерить, варить, сажать, фотографировать.



Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир



Картинки с изображением разных умений.


Дидактическая игра «Составь предложение по картинке».


Беседа.

Рассказ.


Моделирование ситуаций

2.

Моя школа.

  1. Формировать общее представление учащихся о школе (адрес, местоположение, название, номер школы)

  2. Познакомить с основными правилами поведения в школе.

Школа, портфель, учебные принадлежности, учебник, тетрадь, адрес, кабинет, учитель, директор, завуч, спортивный зал, столовая,

мед. кабинет, мастерская

Развивающие экскурсии

Окружающий мир

Предметные картинки. Дидактическая игра «Назови правильно».


Опрос.

Беседа.

3.

Манера поведения.

  1. Учить детей правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки.

  2. Учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций.

Ссора, поссорился, поведение, понимание, прощение, пожалеть.


Русский язык

Литературное чтение


Дидактические игры

«Что сказала бы мама…»

«Так и не так»

Подвижная игра «Нам не тесно»


Беседа.

Моделирование ситуаций.


4.

Что такое «Вежливость»

  1. Формирование представлений о знании мимики при приветствии и других формах вежливого обращения к людям

Вежливость, вежливый, поклон, воспитанный, улыбка, доброжела-тельность.


Литературное чтение,
изобразительное искусство


Сюжетные картинки.

Игра «Нарисуй доброжелательные лица».


Моделирование ситуаций.

Беседа.

5.

Волшебные слова.

  1. Формировать представление о том, какие слова мы называем волшебными.

  2. Учить детей уместному употреблению различных слов благодарности в зависимости от ситуации.

Волшебные слова, спасибо, добрый день, доброе утро, добрый вечер, извините, простите, будьте любезны, пожалуйста.

Русский язык, окружающий мир

Сюжетные картинки. Игра «подскажи словечко»

Моделирование ситуаций.

6.

Путешествие по стране добра и зла.

  1. Формировать у учащихся знания о добре и зле.

  2. Учить анализировать поступки людей.

Добрый, злой, доброе дело, злое дело, поступок.

Литературное чтение.

Сюжетные картинки, сказки о добре и зле.

Беседа.

7.

Какими бывают привычки.

  1. Формирование у учащихся представления о плохих привычках.

  2. Прививать положительные привычки.


Привычка,

вредный совет, грызть, ковырять, сосать, разбрасывать, неряшливый.

Литературное чтение.

Сюжетные картинки с изображением вредных привычек.

Беседа.

Моделирование ситуаций.

III

Общение с друзьями.

1.

Слова – приветствия.

  1. Обучение учащихся уместному употреблению различных словесных форм приветствия и прощания.

Привет, здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро,

до свидания.

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры и упражнения.

Опрос.

Беседа.

Моделирование ситуаций.

2.

Мои друзья.

  1. Формирование понятий «друг», «дружба».

  2. Учить оценивать чувства и поступки людей в различных жизненных ситуациях.




Друг, подруга, дружба, дружить, подружился.

Литературное чтение, окружающий мир.


Дидактические игры «Паутина», «Деревья»,

рисование на тему «Мой друг».


Моделирование ситуаций.


Беседа.


3.

День рождения.

  1. Учить формам вежливого поведения в гостях.

  2. Учить принимать подарки.

Приглашение, пригласил, подарок, застолье, праздник, конкурс, веселье, радость, пожелание.


Окружающий мир.

Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

Игра.

Моделирование ситуаций.


IV

Общение со взрослыми.

1.

Общение с взрослыми.

  1. Учить применять в речи соответствую-щие слова и обороты.

  2. Учить правилам ведения беседы с взрослым.

  3. Учить правильно обращаться к взрослому человеку, приветствовать взрослых.




Взрослый,

ребенок, беседа, приветствие.

Литературное чтение, окружающий мир

Обсуждение смоделированных учителем ситуаций, сюжетные картинки.

Моделирование ситуаций.

Беседа.

2.

Поговорим о профессиях.

  1. Познакомить учащихся с профессиями взрослых.

  2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Профессия, учитель, продавец, швея, милиционер, врач, повар.

Литературное чтение.

Сюжетно-ролевые игры «магазин», «у врача», «школа».

Игра.

Беседа.

Опрос.

3.

Незнакомый взрослый.

  1. Учить правильному общению с незнакомыми взрослыми.

  2. Познакомить с правилами, которые необходимо знать, чтобы не стать жертвой преступления.

Преступление, преступник, опасность, аккуратность, наблюдатель-ность, осторожность.

Литературное чтение.

Русский язык. Изобразительное искусство.

Сюжетные картинки. Раскраски.

Моделирование ситуаций.

Беседа.

Опрос.

4.


Мой адрес.


  1. Выучить с детьми их домашние адреса.

Адрес, улица, проспект, город, район.

Русский язык, окружающий мир.

Сюжетная картинка города.

Беседа.

V

Этикет.

1.

Как вести себя во время разговора?

  1. Учить формам вежливого разговора.

  2. Познакомить детей с правилами поведения во время разговора.


Вежливый, разговор,

собеседник, волшебное слово.

Литературное чтение, русский язык.

Сюжетные картинки, игра «Вежливая просьба».

Беседа.

2.

За столом.

  1. Познакомить учащихся с правилами поведения за столом.

Опрятный, облизывать, зевать, столовые приборы, разговор.

Литературное чтение, окружающий мир.

Сюжетно-ролевая игра «За столом».

Беседа.

3.

Игра «Телефонный разговор».

  1. Познакомить с правилами ведения разговора по телефону.

Телефон, трубка телефона, номер телефона, звонок, время звонка, телефонный справочник.

Литературное чтение, окружающий мир.

Сюжетно-ролевая игра «Разговор по телефону».

Беседа.

4.

На улице.

  1. Учить правилам поведения на улице.

Тротуар, светофор, детская площадка, двор, транспорт, дорога, улица.


Окружающий мир, развивающие экскурсии.

Сюжетные картинки с изображением разных частей города (улица, двор)

Беседа.

Опрос.

Моделирование ситуаций.


5.

Поведение в театре.

  1. Учить правилам поведения в театре.

  2. Тренировать в нахождении нужного места в зале.

Билетная касса, гардероб, ряд, место, зал, сцена, спектакль, партер, балкон, сторона, антракт.


Окружающий мир,
литературное чтение.

Сюжетно-ролевая игра

«Мы идем в театр».


Беседа.

Моделирование ситуаций.

Опрос.

VI

Развиваем речь.

1.

Звуковая культура речи.

  1. Формирование плавного длительного выдоха.

  2. Учить говорить громко, выразительно, шепотом, тоненьким голосом.

Заучивание скороговорок.

Русский язык.

Различные артикуляционные упражнения.

Беседа.

Опрос.

2.

Мой словарь.

  1. Расширять словарный запас по основным лексическим темам: посуда, одежда, игрушки и т.д.

Тарелка - тарелки- тарелочка. Варить – варенный.

Кукла-куколка. Игрушечный, игрушка, играть. Майка - маячка. Одевать, надевать и т.д.

Русский язык.


Упражнения, направленные на образование родственных слов.

Сюжетные и предметные картинки.

Беседа.

3.

Связная речь:

- Разучивание стихов.

- Рассказы-вание по серии сюжетных картин.

- Рассказ описание по предметной картинке.

  1. Учить правильно строить фразу и предложение.

  2. Учить выражать законченную мысль в предложении.

  3. Учить анализировать наглядную ситуацию и составлять рассказ по ней.

Речь, рассказ, пересказ, картинка, предмет, объект, описывать, описать, выучить.

Литературное чтение.

Русский язык.

Предметные картинки,

серии сюжетных картин.

Беседа.

Опрос.
1   2   3   4   5   6   7