|
Методическое обеспечение программы Структура программы
Пояснительная записка.
Учебно-тематический план.
Примерное тематическое планирование.
Содержание программы.
Методическое обеспечение программы (учебно-методический комплекс).
Литература.
Пояснительная записка.
Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
Актуальность программы: программа «Культура общения» в 1, 2, 3, 4 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VШ вида) важна и нужна для детей с проблемами, так как главной задачей программы является развитие личности ребёнка, его потенциальных способностей и возможностей, коррекция и адаптация каждого ребёнка к дальнейшей жизнедеятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни.
Учащиеся младших классов, которые переходят в среднюю школу, уже знакомы с курсом «Культура общения». Они имеют представление об основных правилах и нормах общения, о необходимости правильно выражать свои мысли, о формах речи.
Коррекционная направленность программы:
У учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них - речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Культура общения».
Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения.
Уроки культуры общения в 1 - 4 классах окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.
Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, корректируют мышление, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.
Содержание и методика организации занятий по курсу «Культура общения», широкое применение индивидуального подхода и дифференцированных форм предусматривает развитие у умственно отсталых школьников необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.
Цель программы: дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений, сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям, учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей.
Цель реализуется в задачах:
1. Задачи курса.
1.1. Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия.
1.2. Развитие у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.
1.3. Обучение умственно отсталых школьников речевым средствам общения.
1.4. Формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).
1.5. Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.
1.6. Коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.
2. Задачи учителя.
2.1. Учить ребят понимать себя и окружающих.
2.2. Развивать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, обогащать их активный словарь.
2.3. Воспитывать интерес к окружающему миру и людям.
2.4. Повышать общую и языковую культуру учащихся.
2.5. Формировать этические и эстетические нормы, качества всесторонне развитой личности.
2.6. Развивать у учащихся навыки общения в различных жизненных ситуациях.
2.7. Расширять кругозор учащихся, формировать творческие способности.
2.8. Проводить коррекционную работу по развитию восприятия, памяти, воображения и мышления учащихся.
2.9. Вырабатывать у ребят положительные черты характера, помогающие в личной и профессиональной деятельности.
2.10. Корректировать и расширять эмоционально-волевую сферу учащихся.
2.11. Воспитывать уважение к себе и людям, любовь к родному языку.
3. Задачи учащихся.
3.1. Научиться грамотно формулировать свои мысли в устной форме.
3.2. Уметь ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций.
3.3. Усвоить основные этические нормы, стремиться следовать им в жизни.
3.4. Вырабатывать положительные черты характера, помогающие в жизни.
3.5. Усвоить правила поведения и стремиться соблюдать их.
3.6. Воспитывать чувство уважения к себе и другим людям.
3.7. Корректировать нежелательные черты характера и поведения.
Принципы реализации программы:
Принцип целенаправленности педагогического процесса.
Принцип научности.
Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Принцип наглядности.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
Принцип сознательности и активности в обучении.
Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения.
Принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.
Специальным условием для реализации программы является наличие коррекционно-развивающей среды.
Особенности программы: в основу курса «Культура общения» легла программа Шипицыной Л.М «Навыки общения». Программа включает в себя несколько разделов. Тип данной программы – спирально-концентрический.
Возраст учащихся: 7-11 лет.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 4 учебных года.
Формы и режим занятий: Программа включает 34 (33 для 1 класса) часа, из них 33 (32) урока и 1 сезонная экскурсия. Уроки проходят 1 раз в неделю согласно школьному расписанию.
Основные методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение, рассказ.
Наглядные: иллюстрации, демонстрация различных презентаций.
Практические: упражнение, сюжетно-ролевые игры, практические работы, моделирование различных жизненных ситуаций, составление устных текстов на определенную тему, подбор загадок, пословиц и поговорок, наблюдение в общественных местах, экскурсия.
Основные виды и формы контроля знаний: основным видом контроля знаний является текущий контроль. Основные формы контроля знаний: устный опрос, практические индивидуальные и групповые задания, ситуационные задачи.
Обратная связь строится на каждом уроке по–разному. Используются различные виды опросов: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, устный и письменный. Проверка знаний может проводиться в моделировании различных ситуаций и ролевых играх.
Обратная связь осуществляется по следующим направлениям:
При изложении нового материала постоянная опора на ранее полученные знания.
Систематическая проверка знаний текущего материала в различных формах.
Комплексная проверка знаний и умений в виде викторин, опросов, кроссвордов, ролевых игр.
Типовые задания курса
Подбери загадки, пословицы и поговорки на заданную тему.
Составь рассказ на заданную тему.
Понаблюдай за поведением окружающих в общественных местах и проанализируй его.
Найди лишнее слово.
Реши кроссворд, ребус.
Объясни смысл пословицы.
Нарисуй рисунок.
Интеграция: в ходе реализации программы осуществляется интеграция со следующими учебными предметами:
окружающий мир;
изобразительное искусство;
развивающие экскурсии;
русский язык;
литературное чтение.
Ожидаемые результаты освоения учащимися учебной программы:
В результате работы по программе учащиеся должны знать и уметь:
научиться анализировать эффективность коммуникации с помощью органов чувств;
уметь видеть, понимать коммуникацию животных и использовать полученные знания в общении с людьми;
уметь наблюдать за поведением людей, животных и понимать их особенности для успешности процесса социализации и адаптации;
уметь анализировать себя как субъект коммуникации (индивидуальные особенности внешности, речи, выразительности эмоций, поведения);
уметь использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в общении;
учиться справляться с собственными отрицательными эмоциями;
уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения;
уметь описывать функциональное и содержательное назначение различных частей тела, внешности при создании образа «Я»;
понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать;
уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями на основе дифференцирования рациональных (реальных) желаний от нерациональных (нереальных);
учиться наблюдать за поведением, эмоциональным состоянием сверстников, учитывая их в общении;
учиться анализировать ситуации общения, поступки сверстников;
уметь оказывать друг другу помощь, поддержку; понимать её значение в общении;
уметь замечать собственные поступки, анализировать их с точки зрения эффективности общения;
уметь устанавливать взаимоотношения со сверстниками, получать радость от общения с ними;
умение осуществлять самоконтроль в общении с людьми;
умение придерживаться общепринятых правил культуры и этики общения;
умение дифференцировать ситуации общения и избегать различных сложных ситуаций;
умение выполнять свои социальные роли в общении;
умение в социально приемлемых формах выражать свою индивидуальность;
навыки культурного, вежливого обращения;
навыки культуры поведения;
умение перенимать образцы культурного поведения и общения.
Учебно-тематический план.
33/34 часа (1 час в неделю)
№
| Тема раздела
| 1 кл.
| 2 кл.
| 3 кл.
| 4 кл.
| 1.
| Общение с окружающим миром.
| 4ч.
| 5ч.
| 5ч.
| 5ч.
| 2.
| Образ жизни.
| 7ч.
| 7ч.
| 7ч.
| 7ч.
| 3.
| Общение с друзьями.
| 3ч.
| 3ч.
| 3ч.
| 3ч.
| 4.
| Общение со взрослыми.
| 4ч.
| 4ч.
| 4ч.
| 4ч.
| 5.
| Этикет.
| 5ч.
| 5ч.
| 5ч.
| 5ч.
| 6.
| Развиваем речь.
| 10ч.
| 10ч.
| 10ч.
| 10ч.
|
| Итого
| 33 ч.
| 34ч.
| 34 ч.
| 34 ч.
|
Примерное тематическое планирование
1 класс – 33 часа (1 ч. в неделю).
№
| Тема раздела
| 1 кл.
| I. Общение с окружающим миром.
| 4ч.
| 1.
| Какая бывает погода?
| 1ч.
| 2.
| Экскурсия в парк.
| 1ч.
| 3.
| Фрукты и овощи.
| 1ч.
| 4.
| Домашние животные: кошка, собака.
| 1ч.
| П. Образ жизни.
| 7ч.
| 1.
| Моё любимое занятие.
| 1ч.
| 2.
| Моя школа.
| 1ч.
| 3.
| Манера поведения.
| 1ч.
| 4.
| Что такое «Вежливость».
| 1ч.
| 5.
| Волшебные слова.
| .1ч.
| 6.
| Путешествие по стране добра и зла.
| 1ч.
| 7.
| Какими бывают привычки.
| 1ч.
| Ш. Общение с друзьями.
| 3ч.
| 1.
| Слова – приветствия.
| 1ч
| 2.
| Мои друзья.
| 1ч.
| 3.
| День рождения.
| 1ч.
| IV. Общение со взрослыми.
| 4ч.
| 1.
| Общение со взрослыми.
| 1ч.
| 2.
| Поговорим о профессиях.
| 1ч.
| 3.
| Незнакомый взрослый.
| 1ч.
| 4.
| Мой адрес.
| 1ч.
| V. Этикет.
| 5ч.
| 1.
| Как вести себя во время разговора?
| 1ч.
| 2.
| За столом.
| 1ч.
| 3.
| Игра «телефонный разговор».
| 1ч.
| 4.
| На улице.
| 1ч.
| 5.
| Поведение в театре.
| 1ч.
| VI. Развиваем речь.
| 10ч.
| 1.
| Звуковая культура речи:
речевое дыхание, голос;
развиваем фонематический слух;
темп речи.
| 3ч.
| 2.
| Мой словарь.
| 3ч.
| 3.
| Связная речь:
Разучивание стихотворений.
Рассказывание по серии сюжетных картин.
Рассказ-описание по предметной картинке.
| 4ч.
|
класс – 34 часа (1 ч. в неделю).
№
| Тема раздела
|
| I. Общение с окружающим миром.
| 5ч.
| 1.
| Сезонные изменения в природе.
| 1ч.
| 2.
| Экскурсия в парк.
| 1ч.
| 3.
| Дары леса (грибы и ягоды).
| 1ч.
| 4.
| Домашние животные: корова, лошадь.
| 1ч.
| 5.
| Живая и неживая природа.
| 1ч.
| П. Образ жизни.
| 7ч.
| 1.
| Мои таланты.
| 1ч.
| 2.
| Правила поведения учащихся в школе.
| 1ч.
| 3.
| Манера поведения.
| 1ч.
| 4.
| Будь вежлив.
| 1ч.
| 5.
| Волшебные слова.
| .1ч.
| 6.
| Добро побеждает зло.
| 1ч.
| 7.
| Дурные привычки.
| 1ч.
| Ш. Общение с друзьями.
| 3ч.
| 1.
| Давайте поздороваемся.
| 1ч.
| 2.
| Что такое «дружба»?
| 1ч.
| 3.
| День рождения.
| 1ч.
| IV. Общение со взрослыми.
| 4ч.
| 1.
| Общение со взрослыми.
| 1ч.
| 2.
| Разнообразие профессий.
| 1ч.
| 3.
| Опасные ситуации.
| 1ч.
| 4.
| Я заблудился.
| 1ч.
| V. Этикет.
| 5ч.
| 1.
| Вежливая просьба.
| 1ч.
| 2.
| Хорошие манеры за столом.
| 1ч.
| 3.
| Номера, которые нужно знать.
| 1ч.
| 4.
| Наш город.
| 1ч.
| 5.
| Одежда для театра.
| 1ч.
| VI. Развиваем речь.
| 10ч.
| 1.
| Звуковая культура речи:
речевое дыхание;
голос, темп речи.
| 2ч.
| 2.
| Мой словарь.
| 4ч.
| 3.
| Связная речь:
Разучивание стихотворений.
Рассказывание по сюжетной картинке.
Рассказ-описание по предметной картинке с изображением 2х и более предметов.
| 4ч.
|
класс – 34 часа (1 ч. в неделю).
№
| Тема раздела
|
| I. Общение с окружающим миром.
| 5ч.
| 1.
| Явления природы.
| 1ч.
| 2.
| Экскурсия в парк.
| 1ч.
| 3.
| Цветы.
| 1ч.
| 4.
| Домашние птицы: гусь, утка, курица.
| 1ч.
| 5.
| Живая и неживая природа.
| 1ч.
| П. Образ жизни.
| 7ч.
| 1.
| Преодоление трудностей.
| 1ч.
| 2.
| Профессии работников школы.
| 1ч.
| 3.
| Манера поведения.
| 1ч.
| 4.
| «Привет – значит приветливый».
| 1ч.
| 5.
| Волшебные слова.
| .1ч.
| 6.
| Доставляй людям радость добрыми делами.
| 1ч.
| 7.
| Дурные привычки.
| 1ч.
| Ш. Общение с друзьями.
| 3ч.
| 1.
| Приветствуем весело и бодро.
| 1ч.
| 2.
| Уроки улыбки.
| 1ч.
| 3.
| День рождения.
| 1ч.
| IV. Общение со взрослыми.
| 4ч.
| 1.
| Общение со взрослыми.
| 1ч.
| 2.
| Профессии моих близких.
| 1ч.
| 3.
| Один дома.
| 1ч.
| 4.
| Я заблудился.
| 1ч.
| V. Этикет.
| 5ч.
| 1.
| Словарь вежливых слов.
| 1ч.
| 2.
| Игра «За столом».
| 1ч.
| 3.
| Разговор по телефону.
| 1ч.
| 4.
| Путешествие по городу.
| 1ч.
| 5.
| Театральная касса.
| 1ч.
| VI. Развиваем речь.
| 10ч.
| 1.
| Мой словарь.
| 2ч.
| 2.
| Грамматический строй речи:
Один - много;
Названия детенышей животных;
Строим фразу правильно.
| 4ч.
| 3.
| Связная речь:
Работа над пересказом;
Составление рассказов.
| 4ч.
|
класс – 34 часа (1 ч. в неделю).
№
| Тема раздела
|
| I. Общение с окружающим миром.
| 5ч.
| 1.
| Время года.
| 1ч.
| 2.
| Экскурсия в парк.
| 1ч.
| 3.
| Мои зеленые друзья.
| 1ч.
| 4.
| «Мой ласковый и нежный зверь».
| 1ч.
| 5.
| Живая и неживая природа.
| 1ч.
| П. Образ жизни.
| 7ч.
| 1.
| Что я умею.
| 1ч.
| 2.
| Я и школа.
| 1ч.
| 3.
| Манера поведения.
| 1ч.
| 4.
| Я вежлив и внимателен.
| 1ч.
| 5.
| Волшебные слова.
| .1ч.
| 6.
| Ваши добрые поступки.
| 1ч.
| 7.
| Дурные привычки.
| 1ч.
| Ш. Общение с друзьями.
| 3ч.
| 1.
| Приветствуем друг друга.
| 1ч.
| 2.
| Дружба мальчиков и девочек.
| 1ч.
| 3.
| День рождения.
| 1ч.
| IV. Общение со взрослыми.
| 4ч.
| 1.
| Общение со взрослыми.
| 1ч.
| 2.
| Как выбрать профессию?
| 1ч.
| 3.
| Не всем людям можно доверять.
| 1ч.
| 4.
| Я заблудился.
| 1ч.
| V. Этикет.
| 5ч.
| 1.
| Поведение во время разговора.
| 1ч.
| 2.
| Беседа «кушать лапой».
| 1ч.
| 3.
| Таксофон.
| 1ч.
| 4.
| Как вести себя на улице..
| 1ч.
| 5.
| Идем в театр.
| 1ч.
| VI. Развиваем речь.
| 10ч.
| 1.
| Мой словарь.
| 2ч.
| 2.
| Грамматический строй речи:
Один - много;
Строим фразу правильно.
| 4ч.
| 3.
| Связная речь:
Работа над пересказом;
Составление рассказов.
| 4ч.
| |
|
|