Главная страница


Методическое обеспечение программы



НазваниеМетодическое обеспечение программы
страница1/7
Дата16.04.2016
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7

Структура программы

  1. Пояснительная записка.

  2. Учебно-тематический план.

  3. Примерное тематическое планирование.

  4. Содержание программы.

  5. Методическое обеспечение программы (учебно-методический комплекс).

  6. Литература.


Пояснительная записка.

Направленность программы: социально-педагогическая. Данная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Актуальность программы: программа «Культура общения» в 1, 2, 3, 4 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VШ вида) важна и нужна для детей с проблемами, так как главной задачей программы является развитие личности ребёнка, его потенциальных способностей и возможностей, коррекция и адаптация каждого ребёнка к дальнейшей жизнедеятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни.

Учащиеся младших классов, которые переходят в среднюю школу, уже знакомы с курсом «Культура общения». Они имеют представление об основных правилах и нормах общения, о необходимости правильно выражать свои мысли, о формах речи.

Коррекционная направленность программы:

У учащихся с проблемами в интеллектуальном развитии страдают все виды высшей нервной деятельности, и самые видимые среди них - речь, общение и поведение. А ведь именно общение обогащает внутренний мир человека, только в общении рождается духовная близость, исчезает чувство одиночества. Поэтому вопросы культуры общения, характера и стиля поведения человека являются основными в программе курса «Культура общения».

Курс призван также формировать и корректировать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, вырабатывать положительные динамические стереотипы поведения.

Уроки культуры общения в 1 - 4 классах окажут помощь в расширении знаний об окружающем мире, в обогащении активного и пассивного словаря учащихся, в повышении уровня культуры в целом, в умении самостоятельно использовать свои знания в жизни.

Занятия способствуют адаптации учащихся к взрослой жизни, корректируют мышление, развивают внимание, память, формируют нравственные нормы и положительные качества личности.

Содержание и методика организации занятий по курсу «Культура общения», широкое применение индивидуального подхода и дифференцированных форм предусматривает развитие у умственно отсталых школьников необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.

Цель программы: дать учащимся знания об искусстве человеческих взаимоотношений, сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, представителям противоположного пола, сверстникам и взрослым людям, учить ребят самостоятельно ориентироваться в разнообразии жизненных ситуаций, правильно проявлять свои чувства и эмоции, адекватно реагировать на слова и поступки других людей.

Цель реализуется в задачах:

1. Задачи курса.

1.1. Воспитание интереса к окружающему миру, развитие чувства понимания себя и других людей, потребности в общении, социального доверия.

1.2. Развитие у умственно отсталых детей навыков общения и социальной активности в различных жизненных ситуациях с родителями, педагогами, сверстниками и другими окружающими людьми.

1.3. Обучение умственно отсталых школьников речевым средствам общения.

1.4. Формирование у умственно отсталых детей навыков практического владения невербальными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой).

1.5. Выработка у детей социально-эмоциональных навыков, положительных черт характера, способствующих наиболее эффективной их адаптации и интеграции в общество.

1.6. Коррекция у умственно отсталых детей нежелательных черт характера (тревожности, агрессивности, страха) и нарушенных форм поведения.

2. Задачи учителя.

2.1. Учить ребят понимать себя и окружающих.

2.2. Развивать импрессивную и экспрессивную речь учащихся, обогащать их активный словарь.

2.3. Воспитывать интерес к окружающему миру и людям.

2.4. Повышать общую и языковую культуру учащихся.

2.5. Формировать этические и эстетические нормы, качества всесторонне развитой личности.

2.6. Развивать у учащихся навыки общения в различных жизненных ситуациях.

2.7. Расширять кругозор учащихся, формировать творческие способности.

2.8. Проводить коррекционную работу по развитию восприятия, памяти, воображения и мышления учащихся.

2.9. Вырабатывать у ребят положительные черты характера, помогающие в личной и профессиональной деятельности.

2.10. Корректировать и расширять эмоционально-волевую сферу учащихся.

2.11. Воспитывать уважение к себе и людям, любовь к родному языку.

3. Задачи учащихся.

3.1. Научиться грамотно формулировать свои мысли в устной форме.

3.2. Уметь ориентироваться в многообразии жизненных ситуаций.

3.3. Усвоить основные этические нормы, стремиться следовать им в жизни.

3.4. Вырабатывать положительные черты характера, помогающие в жизни.

3.5. Усвоить правила поведения и стремиться соблюдать их.

3.6. Воспитывать чувство уважения к себе и другим людям.

3.7. Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Принципы реализации программы:

  • Принцип целенаправленности педагогического процесса.

  • Принцип научности.

  • Принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

  • Принцип наглядности.

  • Принцип систематичности и последовательности в обучении.

  • Принцип сознательности и активности в обучении.

  • Принцип прочности, осознанности и действенности результатов обучения.

  • Принцип создания положительного эмоционального фона в обучении.

Специальным условием для реализации программы является наличие коррекционно-развивающей среды.

Особенности программы: в основу курса «Культура общения» легла программа Шипицыной Л.М «Навыки общения». Программа включает в себя несколько разделов. Тип данной программы – спирально-концентрический.

Возраст учащихся: 7-11 лет.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 4 учебных года.

Формы и режим занятий: Программа включает 34 (33 для 1 класса) часа, из них 33 (32) урока и 1 сезонная экскурсия. Уроки проходят 1 раз в неделю согласно школьному расписанию.

Основные методы обучения:

  • Словесные: беседа, объяснение, рассказ.

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрация различных презентаций.

  • Практические: упражнение, сюжетно-ролевые игры, практические работы, моделирование различных жизненных ситуаций, составление устных текстов на определенную тему, подбор загадок, пословиц и поговорок, наблюдение в общественных местах, экскурсия.


Основные виды и формы контроля знаний: основным видом контроля знаний является текущий контроль. Основные формы контроля знаний: устный опрос, практические индивидуальные и групповые задания, ситуационные задачи.

Обратная связь строится на каждом уроке по–разному. Используются различные виды опросов: фронтальный, индивидуальный, комбинированный, устный и письменный. Проверка знаний может проводиться в моделировании различных ситуаций и ролевых играх.

Обратная связь осуществляется по следующим направлениям:

  1. При изложении нового материала постоянная опора на ранее полученные знания.

  2. Систематическая проверка знаний текущего материала в различных формах.

  3. Комплексная проверка знаний и умений в виде викторин, опросов, кроссвордов, ролевых игр.

Типовые задания курса

  1. Подбери загадки, пословицы и поговорки на заданную тему.

  2. Составь рассказ на заданную тему.

  3. Понаблюдай за поведением окружающих в общественных местах и проанализируй его.

  4. Найди лишнее слово.

  5. Реши кроссворд, ребус.

  6. Объясни смысл пословицы.

  7. Нарисуй рисунок.


Интеграция: в ходе реализации программы осуществляется интеграция со следующими учебными предметами:

  • окружающий мир;

  • изобразительное искусство;

  • развивающие экскурсии;

  • русский язык;

  • литературное чтение.

Ожидаемые результаты освоения учащимися учебной программы:

В результате работы по программе учащиеся должны знать и уметь:

  • научиться анализировать эффективность коммуникации с помощью органов чувств;

  • уметь видеть, понимать коммуникацию животных и использовать полученные знания в общении с людьми;

  • уметь наблюдать за поведением людей, животных и понимать их особенности для успешности процесса социализации и адаптации;

  • уметь анализировать себя как субъект коммуникации (индивидуальные особенности внешности, речи, выразительности эмоций, поведения);

  • уметь использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в общении;

  • учиться справляться с собственными отрицательными эмоциями;

  • уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения;

  • уметь описывать функциональное и содержательное назначение различных частей тела, внешности при создании образа «Я»;

  • понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать;

  • уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями на основе дифференцирования рациональных (реальных) желаний от нерациональных (нереальных);

  • учиться наблюдать за поведением, эмоциональным состоянием сверстников, учитывая их в общении;

  • учиться анализировать ситуации общения, поступки сверстников;

  • уметь оказывать друг другу помощь, поддержку; понимать её значение в общении;

  • уметь замечать собственные поступки, анализировать их с точки зрения эффективности общения;

  • уметь устанавливать взаимоотношения со сверстниками, получать радость от общения с ними;

  • умение осуществлять самоконтроль в общении с людьми;

  • умение придерживаться общепринятых правил культуры и этики общения;

  • умение дифференцировать ситуации общения и избегать различных сложных ситуаций;

  • умение выполнять свои социальные роли в общении;

  • умение в социально приемлемых формах выражать свою индивидуальность;

  • навыки культурного, вежливого обращения;

  • навыки культуры поведения;

  • умение перенимать образцы культурного поведения и общения.



Учебно-тематический план.

33/34 часа (1 час в неделю)




Тема раздела

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1.

Общение с окружающим миром.

4ч.

5ч.

5ч.

5ч.

2.

Образ жизни.

7ч.

7ч.

7ч.

7ч.

3.

Общение с друзьями.

3ч.

3ч.

3ч.

3ч.

4.

Общение со взрослыми.

4ч.

4ч.

4ч.

4ч.

5.

Этикет.

5ч.

5ч.

5ч.

5ч.

6.

Развиваем речь.

10ч.

10ч.

10ч.

10ч.




Итого

33 ч.

34ч.

34 ч.

34 ч.


Примерное тематическое планирование

1 класс – 33 часа (1 ч. в неделю).




Тема раздела

1 кл.

I. Общение с окружающим миром.

4ч.

1.

Какая бывает погода?

1ч.

2.

Экскурсия в парк.

1ч.

3.

Фрукты и овощи.

1ч.

4.

Домашние животные: кошка, собака.

1ч.

П. Образ жизни.

7ч.

1.

Моё любимое занятие.

1ч.

2.

Моя школа.

1ч.

3.

Манера поведения.

1ч.

4.

Что такое «Вежливость».

1ч.

5.

Волшебные слова.

.1ч.

6.

Путешествие по стране добра и зла.

1ч.

7.

Какими бывают привычки.

1ч.

Ш. Общение с друзьями.

3ч.

1.

Слова – приветствия.



2.

Мои друзья.

1ч.

3.

День рождения.

1ч.

IV. Общение со взрослыми.

4ч.

1.

Общение со взрослыми.

1ч.

2.

Поговорим о профессиях.

1ч.

3.

Незнакомый взрослый.

1ч.

4.

Мой адрес.

1ч.

V. Этикет.

5ч.

1.

Как вести себя во время разговора?

1ч.

2.

За столом.

1ч.

3.

Игра «телефонный разговор».

1ч.

4.

На улице.

1ч.

5.

Поведение в театре.

1ч.

VI. Развиваем речь.

10ч.

1.

Звуковая культура речи:

  • речевое дыхание, голос;

  • развиваем фонематический слух;

  • темп речи.

3ч.

2.

Мой словарь.

3ч.

3.

Связная речь:

  • Разучивание стихотворений.

  • Рассказывание по серии сюжетных картин.

  • Рассказ-описание по предметной картинке.

4ч.




  1. класс – 34 часа (1 ч. в неделю).






Тема раздела




I. Общение с окружающим миром.

5ч.

1.

Сезонные изменения в природе.

1ч.

2.

Экскурсия в парк.

1ч.

3.

Дары леса (грибы и ягоды).

1ч.

4.

Домашние животные: корова, лошадь.

1ч.

5.

Живая и неживая природа.

1ч.

П. Образ жизни.

7ч.

1.

Мои таланты.

1ч.

2.

Правила поведения учащихся в школе.

1ч.

3.

Манера поведения.

1ч.

4.

Будь вежлив.

1ч.

5.

Волшебные слова.

.1ч.

6.

Добро побеждает зло.

1ч.

7.

Дурные привычки.

1ч.

Ш. Общение с друзьями.

3ч.

1.

Давайте поздороваемся.

1ч.

2.

Что такое «дружба»?

1ч.

3.

День рождения.

1ч.

IV. Общение со взрослыми.

4ч.

1.

Общение со взрослыми.

1ч.

2.

Разнообразие профессий.

1ч.

3.

Опасные ситуации.

1ч.

4.

Я заблудился.

1ч.

V. Этикет.

5ч.

1.

Вежливая просьба.

1ч.

2.

Хорошие манеры за столом.

1ч.

3.

Номера, которые нужно знать.

1ч.

4.

Наш город.

1ч.

5.

Одежда для театра.

1ч.

VI. Развиваем речь.

10ч.

1.

Звуковая культура речи:

  • речевое дыхание;

  • голос, темп речи.

2ч.

2.

Мой словарь.

4ч.

3.

Связная речь:

  • Разучивание стихотворений.

  • Рассказывание по сюжетной картинке.

  • Рассказ-описание по предметной картинке с изображением 2х и более предметов.

4ч.



  1. класс – 34 часа (1 ч. в неделю).






Тема раздела




I. Общение с окружающим миром.

5ч.

1.

Явления природы.

1ч.

2.

Экскурсия в парк.

1ч.

3.

Цветы.

1ч.

4.

Домашние птицы: гусь, утка, курица.

1ч.

5.

Живая и неживая природа.

1ч.

П. Образ жизни.

7ч.

1.

Преодоление трудностей.

1ч.

2.

Профессии работников школы.

1ч.

3.

Манера поведения.

1ч.

4.

«Привет – значит приветливый».

1ч.

5.

Волшебные слова.

.1ч.

6.

Доставляй людям радость добрыми делами.

1ч.

7.

Дурные привычки.

1ч.

Ш. Общение с друзьями.

3ч.

1.

Приветствуем весело и бодро.

1ч.

2.

Уроки улыбки.

1ч.

3.

День рождения.

1ч.

IV. Общение со взрослыми.

4ч.

1.

Общение со взрослыми.

1ч.

2.

Профессии моих близких.

1ч.

3.

Один дома.

1ч.

4.

Я заблудился.

1ч.

V. Этикет.

5ч.

1.

Словарь вежливых слов.

1ч.

2.

Игра «За столом».

1ч.

3.

Разговор по телефону.

1ч.

4.

Путешествие по городу.

1ч.

5.

Театральная касса.

1ч.

VI. Развиваем речь.

10ч.

1.

Мой словарь.

2ч.

2.

Грамматический строй речи:

  • Один - много;

  • Названия детенышей животных;

  • Строим фразу правильно.

4ч.

3.

Связная речь:

  • Работа над пересказом;

  • Составление рассказов.

4ч.


  1. класс – 34 часа (1 ч. в неделю).






Тема раздела




I. Общение с окружающим миром.

5ч.

1.

Время года.

1ч.

2.

Экскурсия в парк.

1ч.

3.

Мои зеленые друзья.

1ч.

4.

«Мой ласковый и нежный зверь».

1ч.

5.

Живая и неживая природа.

1ч.

П. Образ жизни.

7ч.

1.

Что я умею.

1ч.

2.

Я и школа.

1ч.

3.

Манера поведения.

1ч.

4.

Я вежлив и внимателен.

1ч.

5.

Волшебные слова.

.1ч.

6.

Ваши добрые поступки.

1ч.

7.

Дурные привычки.

1ч.

Ш. Общение с друзьями.

3ч.

1.

Приветствуем друг друга.

1ч.

2.

Дружба мальчиков и девочек.

1ч.

3.

День рождения.

1ч.

IV. Общение со взрослыми.

4ч.

1.

Общение со взрослыми.

1ч.

2.

Как выбрать профессию?

1ч.

3.

Не всем людям можно доверять.

1ч.

4.

Я заблудился.

1ч.

V. Этикет.

5ч.

1.

Поведение во время разговора.

1ч.

2.

Беседа «кушать лапой».

1ч.

3.

Таксофон.

1ч.

4.

Как вести себя на улице..

1ч.

5.

Идем в театр.

1ч.

VI. Развиваем речь.

10ч.

1.

Мой словарь.

2ч.

2.

Грамматический строй речи:

  • Один - много;

  • Строим фразу правильно.

4ч.

3.

Связная речь:

  • Работа над пересказом;

  • Составление рассказов.

4ч.
  1   2   3   4   5   6   7