|
Содержание программы.
Практический курс «Культура общения» для умственно отсталых школьников представлен шестью разделами, включающими различные темы уроков. Материал построен таким образом, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также усложняя и расширяя, повторять для детей более старшего возраста. Основные разделы:
Общение с окружающим миром.
Цель: познакомить умственно отсталых школьников с окружающим их миром и научить способности ориентироваться в нем.
Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение умственно отсталых детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого зачастую является причиной страха, отчужденности, враждебности. Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении общению умственно отсталых младших школьников. Наряду с этим, раздел направлен на развитие умений рассказывать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений, видеть красоту окружающей природы, различать диких и домашних животных, составлять рассказ-описание животных и растений.
Общение с окружающим миром
| №
| Тема
| Содержание
| ЗУН
| Виды работ
| 1.
| 1кл
| Какая бывает погода?
| Элементарные представления об изменениях в природе в различное время года, наблюдения за атмосферными явлениями (солнце, дождь, облака, снег, ветер, гроза).Сезонные изменения в природе: времена года и их простейшие признаки, труд в природе по сезонам.
| Различение изменений в природе в разные времена года, навыки общения с природой, умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений.
| По развитию устной речи: Активизация вербального и невербального общения. Умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук. Развитие фонематического слуха и произнесение звуков речи.
| 2кл
| Сезонные изменения в природе.
| 3кл
| Явления природы.
| 4кл
| Время года.
| 2.
| 1кл
| Экскурсия в парк.
| Элементарные представления о живой природе. Знакомство с дикими животными и птицами, деревьями, кустами, травами.
Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой». Экологические запреты. Лекарственные растения, правила сбора.
| Знания правил поведения в природе (лесу, парке, саду). Умение видеть красоту окружающей природы, чувствовать как она влияет на настроение. Навыки поведения в лесу.
| По развитию общения: невербальное общение: жесты, подражание, пантомимика. Активизация словаря. Составление рассказов, участие в беседе.
| 2кл
| Экскурсия в парк.
| 3кл
| Экскурсия в парк.
| 4кл
| Экскурсия в парк.
| 3.
| 1кл
| Фрукты и овощи.
| Название овощей, фруктов, грибов, ягод, их внешний вид, назначение, форма, цвет, вкус, запах, особенности употребления в пищу. Цветы: уход за ними.
| Знание овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, которые растут в огороде, саду, лесу. Умение ухаживать за ними и готовить из них с помощью педагога и родителей несложные блюда.
| По развитию речи: уточнение обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «цветы». Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.
| 2кл
| Дары леса (грибы и ягоды).
| 3кл
| Цветы.
| 4кл
| Мои зеленые друзья.
| 4.
| 1кл
| Домашние животные: кошка, собака.
| Домашние животные и птицы: внешний вид, место обитания, питание, польза для жизни человека. Звукоподражание, пантомимические движения, передающие особенности животных и птиц.
| Умение различать диких и домашних животных и птиц. Навыки ухода за домашними животными.
| По развитию общения: развитие возможностей детей видеть общие и специфические особенности животных и птиц, умение понимать их по повадкам, движениям, голосовым реакциям. Активизация словаря. Координация речи и движения.
| 2кл
| Домашние животные: корова, лошадь.
| 3кл
| Домашние птицы: гусь, утка, курица.
| 4кл
| «Мой ласковый и нежный зверь».
| 5.
| 2кл
| Живая и неживая природа.
| Понятия «живая» и «неживая» природа, различение живой и неживой природы.
| Знание и понимание понятий «живая» и «неживая» природа, умение дифференцировать предметы, относящиеся к живой и неживой природе.
| По развитию речи:
Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.
| 3кл
| Живая и неживая природа.
| 4кл
| Живая и неживая природа.
|
Образ жизни.
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.
Образ жизни
| №
| Тема
| Содержание
| ЗУН
| Виды работ
| 1.
| 1кл
| Моё любимое занятие.
| Обучение детей понимать своё поведение и управлять им с учетом норм общения между людьми.
| Овладение приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях.
| По развитию общения: уточнение, расширение словаря. Развитие связной речи. Составление рассказа по теме.
| 2кл
| Мои таланты.
| 3кл
| Преодоление трудностей.
| 4кл
| Что я умею.
| 2.
| 1кл
| Моя школа.
| Школа как составляющая часть окружающего мира ребенка. Название, номер, адрес школы. Профессии работников школы. Школьные помещения и их назначение. Правила поведения учащихся в школе. Поведение во время перемен, приема пищи в столовой. Соблюдение личной гигиены в школе, пользование туалетом.
| Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Четкое соблюдение режимных моментов и требований. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.
| По развитию общения: углубление и расширения словаря по теме «школа», обучение грамматически правильному оформлению речи, умение принимать участие в беседе.
| 2кл
| Правила поведения учащихся в школе.
| 3кл
| Профессии работников школы.
| 4кл
| Я и школа.
| 3.
| 1кл
| Манера поведения.
| Учить детей правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки; находить выход из конфликтных ситуаций, считаться друг с другом, управлять своим поведением.
| Умение держать себя, навыки правильного поведения.
| По развитию общения: участие в беседе, анализ жизненных ситуаций общения, предложенных педагогом.
| 2кл
| Манера поведения.
| 3кл
| Манера поведения.
| 4кл
| Манера поведения.
| 4.
| 1кл
| Что такое «Вежливость».
| Формирование представлений о знании мимики при приветствии и других формах вежливого обращения к людям.
| Навыки вежливого поведения.
| По развитию общения: невербальное общение: жесты, мимика, пантомимика.
| 2кл
| Будь вежлив.
| 3кл
| «Привет – значит приветливый».
| 4кл
| Я вежлив и внимателен.
| 5.
| 1кл
| Волшебные слова.
| Какие слова мы называем волшебными, в чем их волшебство. Научить детей уместному употреблению различных слов благодарности в зависимости от ситуации.
| Знание и употребление вежливых слов в речи.
| По развитию речи: составление предложений с использованием волшебных слов.
| 2кл
| Волшебные слова.
| 3кл
| Волшебные слова.
| 4кл
| Волшебные слова.
| 6.
| 1кл
| Путешествие по стране добра и зла.
| Формировать у учащихся представление о добре и зле. Анализ поступков людей. Показать детям возможные варианты хороших, добрых поступков.
| Представление о добре и зле, умение высказаться. Навыки культуры поведения, доброго отношения к окружающим.
| По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе.
| 2кл
| Добро побеждает зло.
| 3кл
| Доставляй людям радость добрыми делами.
| 4кл
| Ваши добрые поступки.
| 7.
| 1кл
| Какими бывают привычки.
| Формирование у учащихся представления о плохих привычках, привитие положительных привычек, обучение преодолению отрицательных черт характера.
| Умение преодолевать дурные привычки.
| По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе.
| 2кл
| Дурные привычки.
| 3кл
| Дурные привычки.
| 4кл
| Дурные привычки.
|
Общение с друзьями.
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу.
Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместных играх с другими детьми, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. Уроки также позволяют формировать навыки использования вербального и невербального общения, коротких диалогов в разных жизненных ситуациях.
Общение с друзьями
| №
| Тема
| Содержание
| ЗУН
| Виды работ
| 1.
| 1кл
| Слова – приветствия.
| Обучение учащихся уместному употреблению различных словесных форм приветствия и прощания.
| Умение благодарить сверстников за оказанную помощь.
| По развитию общения: вербальные и невербальные средства общения: слова и жесты употребляем вместе.
| 2кл
| Давайте поздороваемся.
| 3кл
| Приветствуем весело и бодро.
| 4кл
| Приветствуем друг друга.
| 2.
| 1кл
| Мои друзья.
| Формирование понятий «друг», «дружба». Оценка чувств и поступков детей в совместных играх и жизненных ситуациях. Различия между мальчиками и девочками.
| Умение участвовать в совместной игре с другими детьми, адекватно вести себя в обществе других детей и взрослых.
| По развитию общения: короткие диалоги. Активизация словаря по теме.
| 2кл
| Что такое «дружба»?
| 3кл
| Уроки улыбки.
| 4кл
| Дружба мальчиков и девочек.
| 3.
| 1кл
| День рождения.
| Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Визиты друг к другу на день рождения. Подарки, как дарить и принимать.
| Знание форм этикета. Умение выбрать и принять подарок.
| По развитию общения: составление поздравления.
| 2кл
| День рождения.
| 3кл
| День рождения.
| 4кл
| День рождения.
|
Общение со взрослыми.
Цель: помочь младшим школьникам с умственной отсталостью, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях.
Младшие школьники с умственной отсталостью почти полностью зависят от родителей, особенно характерны тесные симбиотические связи с матерью. Необходимо развивать контакты с другими взрослыми людьми, окружающими этих детей. Важно показать им взрослый мир, научить понимать хорошие и плохие поступки и самим вступать в общение с окружающими, уметь правильно вести себя не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.
Общение со взрослыми
| №
| Тема
| Содержание
| ЗУН
| Виды работ
| 1.
| 1кл
| Общение со взрослыми.
| Тон разговора. Обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем.
| Знание правил поведения в коллективе, культура общения, умение применять в речи соответствующие слова и обороты.
| По развитию общения: разговор со взрослыми. Беседа, ответы на вопросы.
| 2кл
| Общение со взрослыми.
| 3кл
| Общение со взрослыми.
| 4кл
| Общение со взрослыми.
| 2.
| 1кл
| Поговорим о профессиях.
| Ознакомление с профессиями взрослых. Значение труда в жизни. Уважение к труду взрослых.
| Умение соотносить действия людей с их профессией. Навыки уважительного отношения к труду взрослых и умение оказывать им посильную помощь.
| По развитию общения: расширение и активизация словаря по теме. Участие в беседе, умение отвечать на вопросы и строить простые предложения.
| 2кл
| Разнообразие профессий.
| 3кл
| Профессии моих близких.
| 4кл
| Как выбрать профессию?
| 3.
| 1кл
| Незнакомый взрослый.
| Изучение простых правил, которые необходимо знать, чтобы не стать жертвой преступления.
| Знание ситуаций, в которых нужно быть предельно внимательным.
| По развитию общения: участие в беседе.
| 2кл
| Опасные ситуации.
| 3кл
| Один дома.
| 4кл
| Не всем людям можно доверять.
| 4.
| 1кл
| Мой адрес.
| Для чего необходимо знать свой домашний адрес, что делать, если ты заблудился в городе, лесу.
| Умение обладать собой в критической ситуации.
| По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по картинке с оценкой происходящего.
| 2кл
| Я заблудился.
| 3кл
| Я заблудился.
| 4кл
| Я заблудился.
| |
|
|