Главная страница

Методическое обеспечение программы



НазваниеМетодическое обеспечение программы
страница2/7
Дата16.04.2016
Размер0.8 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
1   2   3   4   5   6   7



Содержание программы.

Практический курс «Культура общения» для умственно отсталых школьников представлен шестью разделами, включающими различные темы уроков. Материал построен таким образом, чтобы его можно было использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми в зависимости от их психофизических возможностей, а также усложняя и расширяя, повторять для детей более старшего возраста.
Основные разделы:

  1. Общение с окружающим миром.

Цель: познакомить умственно отсталых школьников с окружающим их миром и научить способности ориентироваться в нем.

Все занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют особенности общения с окружающей природой.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение умственно отсталых детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого зачастую является причиной страха, отчужденности, враждебности. Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении общению умственно отсталых младших школьников. Наряду с этим, раздел направлен на развитие умений рассказывать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений, видеть красоту окружающей природы, различать диких и домашних животных, составлять рассказ-описание животных и растений.


Общение с окружающим миром



Тема

Содержание

ЗУН

Виды работ

1.

1кл

Какая бывает погода?


Элементарные представления об изменениях в природе в различное время года, наблюдения за атмосферными явлениями (солнце, дождь, облака, снег, ветер, гроза).Сезонные изменения в природе: времена года и их простейшие признаки, труд в природе по сезонам.

Различение изменений в природе в разные времена года, навыки общения с природой, умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений.

По развитию устной речи: Активизация вербального и невербального общения. Умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук. Развитие фонематического слуха и произнесение звуков речи.

2кл

Сезонные изменения в природе.



3кл

Явления природы.


4кл

Время года.

2.

1кл

Экскурсия в парк.

Элементарные представления о живой природе. Знакомство с дикими животными и птицами, деревьями, кустами, травами.

Правила бережного отношения к природе, практические действия. Знакомство с «Красной книгой». Экологические запреты. Лекарственные растения, правила сбора.

Знания правил поведения в природе (лесу, парке, саду). Умение видеть красоту окружающей природы, чувствовать как она влияет на настроение. Навыки поведения в лесу.

По развитию общения: невербальное общение: жесты, подражание, пантомимика. Активизация словаря. Составление рассказов, участие в беседе.

2кл

Экскурсия в парк.


3кл

Экскурсия в парк.

4кл

Экскурсия в парк.

3.

1кл

Фрукты и овощи.



Название овощей, фруктов, грибов, ягод, их внешний вид, назначение, форма, цвет, вкус, запах, особенности употребления в пищу. Цветы: уход за ними.

Знание овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов, которые растут в огороде, саду, лесу. Умение ухаживать за ними и готовить из них с помощью педагога и родителей несложные блюда.

По развитию речи: уточнение обобщающих понятий «овощи», «фрукты», «ягоды», «грибы», «цветы». Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.

2кл

Дары леса (грибы и ягоды).



3кл

Цветы.



4кл

Мои зеленые друзья.

4.

1кл

Домашние животные: кошка, собака.

Домашние животные и птицы: внешний вид, место обитания, питание, польза для жизни человека. Звукоподражание, пантомимические движения, передающие особенности животных и птиц.

Умение различать диких и домашних животных и птиц. Навыки ухода за домашними животными.

По развитию общения: развитие возможностей детей видеть общие и специфические особенности животных и птиц, умение понимать их по повадкам, движениям, голосовым реакциям. Активизация словаря. Координация речи и движения.

2кл

Домашние животные: корова, лошадь.


3кл

Домашние птицы: гусь, утка, курица.



4кл

«Мой ласковый и нежный зверь».

5.

2кл

Живая и неживая природа.



Понятия «живая» и «неживая» природа, различение живой и неживой природы.

Знание и понимание понятий «живая» и «неживая» природа, умение дифференцировать предметы, относящиеся к живой и неживой природе.

По развитию речи:

Активизация словаря. Составление простых распространенных предложений.

3кл

Живая и неживая природа.



4кл

Живая и неживая природа.



  1. Образ жизни.

Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.



Образ жизни



Тема

Содержание

ЗУН

Виды работ

1.

1кл

Моё любимое занятие.


Обучение детей понимать своё поведение и управлять им с учетом норм общения между людьми.

Овладение приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях.

По развитию общения: уточнение, расширение словаря. Развитие связной речи. Составление рассказа по теме.

2кл

Мои таланты.


3кл

Преодоление трудностей.


4кл

Что я умею.

2.

1кл

Моя школа.

Школа как составляющая часть окружающего мира ребенка. Название, номер, адрес школы. Профессии работников школы. Школьные помещения и их назначение. Правила поведения учащихся в школе. Поведение во время перемен, приема пищи в столовой. Соблюдение личной гигиены в школе, пользование туалетом.

Знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, врача, воспитателей. Четкое соблюдение режимных моментов и требований. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга.

По развитию общения: углубление и расширения словаря по теме «школа», обучение грамматически правильному оформлению речи, умение принимать участие в беседе.

2кл

Правила поведения учащихся в школе.

3кл

Профессии работников школы.

4кл

Я и школа.

3.

1кл

Манера поведения.


Учить детей правильно ходить, сидеть, вставать, держать руки; находить выход из конфликтных ситуаций, считаться друг с другом, управлять своим поведением.


Умение держать себя, навыки правильного поведения.

По развитию общения: участие в беседе, анализ жизненных ситуаций общения, предложенных педагогом.

2кл

Манера поведения.


3кл

Манера поведения.



4кл

Манера поведения.

4.

1кл

Что такое «Вежливость».

Формирование представлений о знании мимики при приветствии и других формах вежливого обращения к людям.


Навыки вежливого поведения.

По развитию общения: невербальное общение: жесты, мимика, пантомимика.

2кл

Будь вежлив.

3кл

«Привет – значит приветливый».

4кл

Я вежлив и внимателен.

5.

1кл

Волшебные слова.

Какие слова мы называем волшебными, в чем их волшебство. Научить детей уместному употреблению различных слов благодарности в зависимости от ситуации.

Знание и употребление вежливых слов в речи.

По развитию речи: составление предложений с использованием волшебных слов.

2кл

Волшебные слова.

3кл

Волшебные слова.

4кл

Волшебные слова.

6.

1кл

Путешествие по стране добра и зла.

Формировать у учащихся представление о добре и зле. Анализ поступков людей. Показать детям возможные варианты хороших, добрых поступков.

Представление о добре и зле, умение высказаться. Навыки культуры поведения, доброго отношения к окружающим.

По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе.

2кл

Добро побеждает зло.

3кл

Доставляй людям радость добрыми делами.

4кл

Ваши добрые поступки.

7.

1кл

Какими бывают привычки.

Формирование у учащихся представления о плохих привычках, привитие положительных привычек, обучение преодолению отрицательных черт характера.

Умение преодолевать дурные привычки.

По развитию общения: составление рассказа. Участие в беседе.

2кл

Дурные привычки.

3кл

Дурные привычки.

4кл

Дурные привычки.



  1. Общение с друзьями.

Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу.

Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях, участвовать в совместных играх с другими детьми, адекватно вести себя в обществе детей и взрослых. Уроки также позволяют формировать навыки использования вербального и невербального общения, коротких диалогов в разных жизненных ситуациях.

Общение с друзьями



Тема

Содержание

ЗУН

Виды работ

1.

1кл

Слова – приветствия.

Обучение учащихся уместному употреблению различных словесных форм приветствия и прощания.

Умение благодарить сверстников за оказанную помощь.

По развитию общения: вербальные и невербальные средства общения: слова и жесты употребляем вместе.

2кл

Давайте поздороваемся.

3кл

Приветствуем весело и бодро.

4кл

Приветствуем друг друга.

2.

1кл

Мои друзья.


Формирование понятий «друг», «дружба». Оценка чувств и поступков детей в совместных играх и жизненных ситуациях. Различия между мальчиками и девочками.

Умение участвовать в совместной игре с другими детьми, адекватно вести себя в обществе других детей и взрослых.

По развитию общения: короткие диалоги. Активизация словаря по теме.

2кл

Что такое «дружба»?

3кл

Уроки улыбки.


4кл

Дружба мальчиков и девочек.

3.

1кл

День рождения.


Сюжетно-ролевая игра «День рождения». Визиты друг к другу на день рождения. Подарки, как дарить и принимать.

Знание форм этикета. Умение выбрать и принять подарок.

По развитию общения: составление поздравления.

2кл

День рождения.


3кл

День рождения.


4кл

День рождения.




  1. Общение со взрослыми.

Цель: помочь младшим школьникам с умственной отсталостью, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях.

Младшие школьники с умственной отсталостью почти полностью зависят от родителей, особенно характерны тесные симбиотические связи с матерью. Необходимо развивать контакты с другими взрослыми людьми, окружающими этих детей. Важно показать им взрослый мир, научить понимать хорошие и плохие поступки и самим вступать в общение с окружающими, уметь правильно вести себя не только со знакомыми, но и незнакомыми людьми.

Общение со взрослыми



Тема

Содержание

ЗУН

Виды работ

1.

1кл

Общение со взрослыми.


Тон разговора. Обращение, тема беседы, правила ведения беседы. Анализ ситуаций, предложенных учителем.

Знание правил поведения в коллективе, культура общения, умение применять в речи соответствующие слова и обороты.

По развитию общения: разговор со взрослыми. Беседа, ответы на вопросы.

2кл

Общение со взрослыми.

3кл

Общение со взрослыми.

4кл

Общение со взрослыми.

2.

1кл

Поговорим о профессиях.


Ознакомление с профессиями взрослых. Значение труда в жизни. Уважение к труду взрослых.

Умение соотносить действия людей с их профессией. Навыки уважительного отношения к труду взрослых и умение оказывать им посильную помощь.

По развитию общения: расширение и активизация словаря по теме. Участие в беседе, умение отвечать на вопросы и строить простые предложения.

2кл

Разнообразие профессий.


3кл

Профессии моих близких.


4кл

Как выбрать профессию?

3.

1кл

Незнакомый взрослый.

Изучение простых правил, которые необходимо знать, чтобы не стать жертвой преступления.

Знание ситуаций, в которых нужно быть предельно внимательным.

По развитию общения: участие в беседе.

2кл

Опасные ситуации.

3кл

Один дома.

4кл

Не всем людям можно доверять.

4.

1кл

Мой адрес.


Для чего необходимо знать свой домашний адрес, что делать, если ты заблудился в городе, лесу.

Умение обладать собой в критической ситуации.

По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по картинке с оценкой происходящего.

2кл

Я заблудился.


3кл

Я заблудился.


4кл

Я заблудился.
1   2   3   4   5   6   7