Этикет.
Цель: научить умственно отсталых младших школьников формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками, по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Данный раздел позволяет развивать культуру поведения за столом, на улице, в транспорте и в других жизненных ситуациях, формировать умения соблюдать правила поведения во время разговора, участвовать в беседах, обращаться с просьбой к знакомым и незнакомым людям.
этикет
| №
| Тема
| Содержание
| ЗУН
| Виды работ
| 1.
| 1кл
| Как вести себя во время разговора?
| Анализ ситуаций с целью распознавания вежливого поведения во время разговора. Разговор и поведение в общественных местах. Формы выражения извинения, благодарности.
| Знание правил поведения во время разговора, умение соблюдать их, навыки правильного поведения в общественных местах.
| По развитию общения: умение коротко и полно ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой, вопросом или предложением, умение передать просьбу, распоряжение указанному лицу.
| 2кл
| Вежливая просьба.
| 3кл
| Словарь вежливых
слов.
| 4кл
| Поведение во время разговора.
| 2.
| 1кл
| За столом.
| Сюжетно-ролевая игра «за столом». Сервировка стола, правила поведения за столом, правила использования столовых приборов.
| Умение самостоятельно и опрятно есть, спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно пользоваться ложкой, ножом и вилкой.
| По развитию общения: активизация словаря по теме, составление рассказа по картинке.
| 2кл
| Хорошие манеры за столом.
| 3кл
| Игра «За столом».
| 4кл
| Беседа «кушать лапой».
| 3.
| 1кл
| Игра «телефонный разговор».
| Правила ведения разговора по телефону. Назначение телефона, таксофона. Телефонная книга, справочник, номера телефонов некоторых служб.
| Умение самостоятельно вести телефонный разговор, навыки общения по телефону.
| По развитию общения: активизация словаря по теме, составление рассказа по картинке.
| 2кл
| Номера, которые нужно знать.
| 3кл
| Разговор по телефону.
| 4кл
| Таксофон.
| 4.
| 1кл
| На улице.
| Движение по тротуару. Приветствие знакомых, помощь инвалидам, старикам. Неприличное поведение на улице. Опасность на улице.
| Знание правил поведения на улице, умение применять их в практической жизни.
| По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по вопросам учителя.
| 2кл
| Наш город.
| 3кл
| Путешествие по городу.
| 4кл
| Как вести себя на улице.
| 5.
| 1кл
| Поведение в театре.
| Правила поведения в театре, покупка билета, чтение билета, тренировка в нахождении своего места в зале.
| Знание правил поведения в театре, умение их применять.
| По развитию общения: участие в беседе, составление рассказа по вопросам учителя.
| 2кл
| Одежда для театра.
| 3кл
| Театральная касса.
| 4кл
| Идем в театр.
|
Развиваем речь.
Цель: учить умственно отсталых младших школьников навыкам грамотного построения фразы; учить составлять различные рассказы; учить основным правилам и нормам общения; дать понятие о необходимости правильно выражать свои мысли, а также формировать представление о формах речи.
этикет
| №
| Тема
| Содержание
| ЗУН
| Виды работ
| 1.
| 1кл
| Звуковая культура речи:
- речевое дыхание, голос;
- развиваем фонематический слух;
- темп речи.
| Формирование плавного длительного выдоха, голосовые упражнения; определение последовательности звуков, определение места звука в слове. Учить говорить громко, выразительно, шёпотом, тоненьким голосом.
| Умение говорить плавно, четко, проговаривая все звуки.
| По развитию речи: заучивание скороговорок.
| 2кл
| Звуковая культура речи:
- речевое дыхание;
- голос, темп речи.
| 2.
| 1кл
| Мой словарь.
| Расширение словарного запаса по основным лексическим темам: посуда, одежда, игрушки и т.д. Развитие ассоциаций.
| Умение объединять слова в группы по лексическому значению.
| По развитию речи: активизация и расширение словаря.
| 2кл
| Мой словарь.
| 3кл
| Мой словарь.
| 4кл
| Мой словарь.
| 3.
| 3кл
| Грамматический строй речи:
- Один - много;
- Названия детенышей животных;
- Строим фразу правильно.
| Формирование системы словоизменения слов, обозначающих предметы, признаки предметов и действия предметов. Словообразование. Построение правильной фразы: предмет + действие, признак + предмет. Употребление предложно-падежных форм.
| Умение грамматически правильно строить фразы и предложения, употреблять различные формы слов в зависимости от контекста.
| По развитию речи: составление предложений, работа с деформированными текстами и предложениями.
| 4кл
| Грамматический строй речи:
- Один - много;
- Строим фразу правильно.
| 4.
| 1кл
| Связная речь:
- Разучивание стихотворений.
- Рассказывание по серии сюжетных картин.
- Рассказ-описание по предметной картинке.
| Формы речи, их основные признаки. Анализ наглядной ситуации, изображенной на картинке, составление различных видов рассказов с опорой на наглядность и без. Пересказ небольших текстов по плану, по вопросам и самостоятельно.
| Умение составлять, рассказывать и пересказывать небольшие тексты, знать некоторые стихотворения наизусть.
| Развитие связной устной речи.
| 2кл
| Связная речь:
- Разучивание стихотворений.
- Рассказывание по сюжетной картинке.
- Рассказ-описание по предметной картинке с изображением 2х и более предметов.
| 3кл
| Связная речь:
- Работа над пересказом;
- Составление рассказов.
| 4кл
| Связная речь:
- Работа над пересказом;
- Составление рассказов.
| Методическое обеспечение программы
( учебно-методический комплекс).
№
| Раздел
| Тип урока
| Приемы и методы
| Дидакти-ческий материал
| Формы подведения итогов
| Межпредметные связи
| 1.
| Общение с окружаю-щим миром.
| Комбиниро-ванный, экскурсия
| Словесные, наглядные, практичес-кие
| Сюжетные и предметные картинки по темам, игры по темам.
| Беседа, фронтальный, устный и письменный опрос, выставка рисунков по темам.
| Окружающий мир
| 2.
| Образ жизни.
| Комбиниро-ванный, урок-путешествие
| Словесные, наглядные, практичес-кие
| Сюжетные и предметные картинки по темам, дидактичес-кие игры.
| Беседа, моделирова-ние ситуаций.
| Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
| 3.
| Общение с друзьями.
| Комбиниро-ванный
| Словесные, наглядные, практичес-кие
| Дидактичес-кие игры, сюжетно-ролевые игры и упражнения.
| Беседа, опрос, моделирова-ние ситуаций.
| Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
| 4.
| Общение со взрослыми.
| Комбиниро-ванный
| Словесные, наглядные, практичес-кие
| Дидактичес-кие игры, сюжетно-ролевые игры и упражнения.
| Беседа, опрос, моделирова-ние ситуаций.
| Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
| 5.
| Этикет.
| Комбиниро-ванный
| Словесные, наглядные, практичес-кие
| Дидактичес-кие игры, сюжетно-ролевые игры и упражнения.
| Моделирова-ние ситуаций, викторина.
| Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
| 6.
| Развиваем речь.
| Комбиниро-ванный
| Словесные, наглядные, практичес-кие
| Сюжетные и предметные картинки, серии сюжетных картин, игры по темам, упражнения, деформиро-ванные тексты.
| Беседа, устный и письменный опрос.
| Окружающий мир, русский язык, литературное чтение.
| |