Главная страница

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
страница1/9
Дата16.04.2016
Размер1.47 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы реализует основные идеи Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно – деятельностный подход, актуализация воспитательной функции предмета. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе, а также предоставляет возможность для получения среднего ( полного) общего образования. Методологической основой Рабочей программы является Программа для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов Разумовской М.М., Капинос В.И., Львовой С.И. (М. Дрофа, 2010) и Примерная программа основного общего образования, подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию. М.: Просвещение, 2010

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание курса направлено на реализацию следующих целей:

- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания;

- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (УУД);

- развитие способностей опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, нормами речевого этикета, совершенствование способности применять приобретенные знания в процессе речевого общения.

Характеристика курса.

Основные особенности программы заключаются в актуализации метапредметной функции, интеграции процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетентности учащихся. В соответствии с идеологией ФГОС второго поколения и Примерной программы содержание курса направлено на формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций, в основе которых лежит деятельностное умение , предполагающее активную учебно – познавательную деятельность ученика и его способность применять имеющиеся знания в конкретной жизненной ситуации. Отсюда следует еще одна особенность курса - формирование соответствующих универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных.

Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

  • структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование

  • часы раздела « Речь» равномерно распределены по всей программе и включены в содержание других разделов;

  • каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.


Результаты изучения предмета « Русский язык».

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных ценностей русского народа, его определяющей роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные результаты:

- владение всеми видами речевой деятельности;

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; осознание эстетической ценности русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию;

- коммуникативно – целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты:

- представление о русском языке как государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения;

- понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- владение всеми видами речевой деятельности;

- освоение базовых понятий лингвистики;

- проведение различных видов анализа слова;

- осознание эстетической функции языка при анализе текстов художественной литературы.



Содержание курса.

Данная Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 5 классе по учебникам:

Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык. 5 класс/Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта, М. Дрофа, 2013.
В процессе создания Рабочей программы были учтены распоряжение Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889 и распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 № 2207, Учебный план школы на 2013-2014 г, рассчитанный на 35 учебных недели.

Программа составлена для базового уровня обучения в объеме 175 ч.:

Таблица распределения количества часов по классам.


класс

Базисный план

Региональный учебный план

Итого

Примечание: сравнительная характеристика примерной программы ( автор Разумовсая М.М.) и Рабочей программы в распределении количества часов

Рабочая программа

5 класс( 175 ч. в год)

3 часа в неделю

2 часа в неделю

5 часов в неделю 175 ч. в год


Расхождение в распределении учебной нагрузки составляет 45 часов и объясняется сокращением часов регионального компонента

Программа Разумовской

6 часов в неделю 35 учебных недель




210 ч в год



5 класс (175 часов)

Таблица распределения количества часов по разделам


Раздел

Программа Разумовской М.М.

Рабочая программа

Примечание:

О языке

3

2

Сокращение часов данных разделов объясняется незначительной сложностью материала в процессе повторения.

Речь

49

33

Фонетика. Орфоэпия. Графика.

10

5

Письмо. Орфография.

10

8

Слово и его строение. Морфемика.

4

4

-

Слово как часть речи. Морфология.

5

2

-

Систематический курс.

Фонетика. Орфоэпия.

0

5

Обращение к фонетике и орфоэпии в систематическом курсе необходимо, поскольку в начальной школе данному разделу уделялось мало внимания.

Лексика. Словообразование. Правописание.

35

25

Сокращение часов объясняется тем, что раздел «правописание» по многим орфограммам повторялся в разделе « орфография»

Синтаксис и пунктуация.

39

23

Сокращение часов объясняется тем, что раздел более подробно будет изучаться в старших классах

Морфология и орфография.

49

44

Повторение и обобщение изученного

0

9

Данный раздел необходим для систематизации изученного в 5 классе.

Резерв

6

15

Увеличение часов резерва объясняется возможными отменами занятий в связи с ЧС и карантином. При сохранении данные часы используются для повторения

Итого

210

175





Поскольку используется Программа Разумовской М.М. - 2010, а учебник для 5 класса более позднего издания - 2013 г., при составлении Рабочей программы считаю целесообразным следовать содержанию учебника.

О ЯЗЫКЕ (2 часа)

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

Речь (33 часов)

Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения: а) художественного и делового повествования; б) описания предмета; в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление.

Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.

Основные виды деятельности ( на уровне учебных действий):

1. Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

2. Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи — описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

3. Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи) и стиль. Сжато пересказывать (устно или письменно) тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

4..Овладение практическими навыками поискового чтения, анализ и оценка собственной учебной деятельности.

5. Применение знаний: применение полученных знаний, умений и навыков на метапредметном уровне; взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА (5 ч)

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение.

Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции.

Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков.

Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита.

Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим слова­рем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ (8 ч)

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы.

Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня.

Употребление на письме буквенных сочетаний жиши, чаща, чущу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся и -ться в глаголах.

Не с глаголами.

Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА (4 ч) Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ (2 ч)

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.

Знаменательные части речи, их основные признаки.

Служебные части речи.

Междометия и звукоподражательные слова.

Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

.СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА (3 ч

Фонетика Орфоэпия Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов (твердость и мягкость согласных перед е).(5 ч.)

Уместное использование этикетных слов и выражений в речи (приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение и т. д.).

ЯЗЫК, ПРАВОПИСАНИЕ ( СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС)

Синтаксис и пунктуация (23 ч)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспростра­ненные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без сою­зов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обоб­щающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др.Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Культура речи. Правильное определение границ предложений в тексте. Соблюдение интонации повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Соблюдение правильной интонации в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.

ЛЕКСИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ. (25 часов)

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета.

Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из дру­гих языков. Слова исконно русские и заимствованные.

Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение.

Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- -лаг-; -рос- -раст- (-ращ-). Буквы о—ё после шипящих в корне. Буквы иы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова.

Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи.

Наблюдение за использованием в художествен­ном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Культура речи. Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской.

Предупреждение речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов. Пользование толковым, словообразовательным, грамматико-орфографическим словарями.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (44 ч.)

Классификация частей речи русского языка.( повторение) (1 час)

ГЛАГОЛ (21 ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).

Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание -ться и -тся в глаголах (закрепление).

Виды глаголов. Корни с чередованием и—е(-мир- мер-; -тир тер- и др.), их правописание.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление).

Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание.

Повелительное наклонение: значение, образование, правописание.

Безличные глаголы.

Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художествен­ных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (10 ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен существительных.

Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных.

Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных.

Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Правописание безударных окончаний имен существительных .

Развитие навыков пользования грамматико-орфографическим, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями.

Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (12 ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имен прилагательных.

Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий.

Степени сравнения имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
Повторение 9 часов

Резервные часы (15 ч)
Основные виды деятельности ( на уровне учебных действий):

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими видами деятельности ( на уровне учебных действий):

по фонетике и графике: осознавать смыслоразличительную функцию звука, анализировать звуковой и буквенный состав слова, классифицировать звуки речи по заданным признакам, различать ударные и безударные слоги;

по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита;

по лексике: понимать общие принципы классификации состава русского языка, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение слов известными способами, анализировать языковой материал, определять принадлежность слов к разговорной, нейтральной, книжной лексике;

по словообразованию: осознавать морфему как значимую единицу языка, отличать от других значимых единиц языка, выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем;

по морфологии: анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делать выводы, различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;

по орфографии: понимать значение письма и правописания; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о—ё после шипящих в корне, чередующихся гласных; знать неизменяемые приставки, приставки на з и с и верно их писать; знать безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте; безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами;

по синтаксису: распознавать словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слова; характеризовать предложения; моделировать предложения в связи с коммуникативной задачей; по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать изученные пунктуационные правила, выполнять синтаксический разбор простого осложненного предложения.

Отбирать и систематизировать материал на определенную тему, осуществлять поиск, анализ, преобразовывать информацию, извлеченную из разных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий.

Выполнять тестовые задания. Использовать поисково-просмотровое чтение, анализировать и оценивать собственную деятельность, самостоятельно формулировать правило, решать лингвистические задачи.

УМК для учителя:

  1. Русский язык. 5 кл.:учебник для общеобразовательных. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2013.ФГОС

  2. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику М,М, Разумовской и др. сост Н,О, Крамаренко. Волгоград: Учитель, 2010

  3. Мультимедийное приложение к учебнику Разумовской. Русский язык 5 класс. Электронное учебное издание 2013

  4. Н.Ткаченко Сборник текстов для изложений. М. 2000

  5. В.А. Иванова. Занимательно о русском языке

  6. Русский язык в таблицах 5-11 классы. Дрофа М.,2004

УМК для учащихся:

    1. Русский язык. 5 кл.:учебник для общеобразовательных. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант.- М.: Дрофа, 2013.ФГОС

    2. Рабочая тетрадь по русскому языку. В.В. Львов. 5 класс в 2-х ч. - М., « Экзамен», 2013. ФГОС

    3. Тетрадь для оценки качества знаний. 5 класс . - М., « Экзамен», 2013. ФГОС

    4. Львова С.И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся.- М.,2002

    5. Мультимедийное приложение к учебнику Разумовской. Русский язык 5 класс. Электронное учебное издание 2013


Календарно-тематическое планирование
Русский язык
5 класс

.

Количество часов -175

Количество контрольных работ – 16 (см. протокол заседания рабочей группы учителей русского языка и литературы от 05.09.2012 г. Ульяновской институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.)

Из них:

Диктант

6




Словарный диктант

4

Изложение

2

Сочинение (кл./дом.)

2/0

Контрольное тестирование

2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9