Главная страница

Протокол № 2013 г приказ № от 2013г от 2013г



НазваниеПротокол № 2013 г приказ № от 2013г от 2013г
страница2/4
Дата11.04.2016
Размер0.8 Mb.
ТипПротокол
1   2   3   4
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Введение в социологию

Социология как наука.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Социальная инфраструктура.

Социальная стратификация и мобильность. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Социализация индивида. Социальное поведение. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Социальный контроль. Социальные ценности и нормы. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Экономика и культура. Качество и уровень жизни. Экономика и политика.

Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблемы неполных семей. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Культура бытовых отношений.

Этническое многообразие современного мира. Этнос и нация. Этнокультурные ценности и традиции. Ментальные особенности этноса. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации.

Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Религиозные объединения и организации в России. Церковь как общественный институт. Принцип свободы совести.

Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации.

Введение в политологию

Политология как наука.

Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимация власти.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и функции.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Основные направления политики государства. Политический режим. Типы политических режимов. Демократия и ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Гражданское общество. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. Истоки и опасность политического экстремизма в современном обществе.

Политическая идеология. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.

Политическая элита. Типология элит, особенности их формирования в современной России.

Понятие политического лидерства. Типология лидерства. Группы давления (лоббирование).

Выборы в демократическом обществе. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. Политическая психология и политическое поведение.

Политический процесс, его формы. Особенности политического процесса в современной России. Место и роль СМИ в политическом процессе. Политический конфликт, пути его урегулирования. Современный этап политического развития России.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Планируемые результаты освоения материала

Вид учебной деятель-ности

Вид контроля, измерите-ли

Дата фактич.

Дата по плану









Тема 1. Социальное развитие современного общества

35 часов




1

Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.

1 час

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.

Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности. Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.


Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной

стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные лифт способствуют социальным перемещениям

человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам

социального неравенства.

Вводная лекция

Устный опрос

2.09







2

Социальная мобильность и социальные лифты..

Люмпены и маргиналы.

1 час

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

4.09







3

Тенденции в развитии социальных отношений

1 час

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

7.09







4

Понятие социальный институт.

Типы социальных институтов.

1 час

Типы и функции социальных инсти­тутов, субъекты социальной инфраструктуры.

Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами инсти-

туционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

9.09







5

Функции социальных институтов.

Социальная инфраструктура.

1 час

Практикум

Устный опрос

11.09

9.09




6

Экономика как подсистема общества.

1 час

Экономические ин­ституты. Влияние экономики на соци­альную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Эконо­мика и культура

Цели и задачи: 1) познакомить с местом и ролью экономики

в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики; 2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам экономики.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

14.09

11.09




7

Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества.

1 час

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

16.09

14.09




8

Экономика и политика. Экономика и культура.

1 час

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

18.09

23.09




9

Социальный статус личности.

Социальные роли личности.

1 час

Социальный ста­тус. Ролевое пове­дение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Со­циализация инди­вида. Факторы формирования личности Специфика социальных ролей в юношеском воз­расте

Цели и задачи: 1) познакомить с основными позициями социального статуса, его видами, показать причины ролевого конфликта, раскрыть особенности статусных ситуаций в юношеском возрасте; 2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию по теме, объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к процессу социализации и социальной адаптации личности, вырабатывать активную

гражданскую позицию

Работа с текстом

Устный опрос

21.09

25.09




10

Социализация личности и социальная адаптация.

Кто учит нас играть по правилам?

1 час

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

23.09

25.09




11

Социальные ценности и нормы

1 час

Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Право­вая культура.


Цели и задачи: 1) познакомить с основными социальными

ценностями и нормами права, показать специфику правового регулирования социальных отношений; 2) развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами;

3) формировать отношение к социальным ценностям,

нормам права.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

25.09

28.09




12

Социальные регуляторы.

1 час

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

28.09







13

Отклоняющееся   поведение

1 час

Формы социального контроля . Формы и проявления отклоняющего­ся поведения. Со­циальные послед­ствия отклоняюще­гося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.


Цели и задачи: 1) познакомить с признаками отклоняющегося поведения, показать его причины, проанализировать основные формы социального контроля; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

30.09







14

Преступность.

1 час

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

2.10







15

Социальный контроль.

1 час

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

5.10







16

Социальные интересы.

Формы социального взаимодействия.

1 час

Социальные интересы Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.



Цели и задачи: 1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные

задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.

Практикум

Устный опрос

7.10







17

Социальный конфликт.

1 час

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

9.10







18

Этническая общность и ее виды.

Этнос, нация и национальность.

1 час

Этническое многообразие современ­ного мира. Этнокультурные тради­ции и ценности. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений

Цели и задачи: 1) познакомить с основными признаки этноса

и нации, со структурой национального менталитета, показать

основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества; 2) развивать

умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать

выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи,

участвовать в дискуссии; 3) формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.

Тест с разноуровневыми заданиями

Практические задания, ответы на вопросы

12.10







19

Национальный менталитет.

1 час

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

14.10







20

Этническое многообразие современного мира.

1 час

Работа с текстом

Устный опрос

16.10







21

Межэтнические отношения. Основные тенденции развития

межэтнических отношений.

Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.

1 час

Религия как форма духовного единства. Мировые религии. религиозные конфессии. Религия в современном мире. Межконфессио­нальные отноше­ния

Цели и задачи: 1) познакомить с уровнями межэтнических

отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной

политики Российской Федерации; 2) развивать умения

осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную

деятельность; 3) формировать отношение к проявлению

национализма, расизма, антисемитизма.

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

19.10







22

Регулирование межэтнических отношений.

Конституционные основы государственной национальной

политики Российской Федерации.

1 час

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

21.10







23

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

1 час

Государст­венная политика поддержки семьи


Цели и задачи: 1) познакомить с проблемами демографии, показать основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение

к демографическим проблемам современного общества.

Работа с учебником и документами

Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

23.10







24

Демографическая политика в России.

1 час

Проблемная беседа. Дискуссия

Устный опрос

26.10







25

Семья как социальный институт.

Социальный институт брака.

1 час

Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции разви­тия семьи в совре­менном мире. Про­блема неполных семей. Кризис семьи.


Цели и задачи: 1) познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию

социальной информации по теме, сравнивать, анализировать,

делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; 3) формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.

Работа с текстом

Устный опрос

(индивидуально- письменные упражнения

28.10







26

Тенденции развития семьи в современном мире.

Государственная политика поддержки семьи.

1 час

Лекция с элементами проблемной беседы

Устный опрос

30.10







27

Быт и бытовые отношения  

1 час

Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.

Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные

и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.

Практикум

Устный опрос

2.11






1   2   3   4