№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Элемент содержания
| Планируемые результаты освоения материала
| Вид учебной деятель-ности
| Вид контроля, измерите-ли
| Дата фактич.
| Дата по плану
|
|
| Тема 1. Социальное развитие современного общества
35 часов
|
|
1
| Социальная стратификация. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
| 1 час
| Социальное взаимодействие и общественные отношения. Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений.
Социальная стратификация и мобильность. Основные измерения стратификации. Бедность и неравенство. Роль и значение среднего класса в современном обществе. Типы социальной мобильности. Социальные группы, их классификация. Понятие формальных и неформальных групп. Устойчивые социальные группы. Маргинальные группы. Толпа, ее свойства и основные признаки.
| Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной
стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные лифт способствуют социальным перемещениям
человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам
социального неравенства.
| Вводная лекция
| Устный опрос
| 2.09
|
|
|
2
| Социальная мобильность и социальные лифты..
Люмпены и маргиналы.
| 1 час
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
| 4.09
|
|
|
3
| Тенденции в развитии социальных отношений
| 1 час
| Работа с текстом
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
| 7.09
|
|
|
4
| Понятие социальный институт.
Типы социальных институтов.
| 1 час
| Типы и функции социальных институтов, субъекты социальной инфраструктуры.
| Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами инсти-
туционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 9.09
|
|
|
5
| Функции социальных институтов.
Социальная инфраструктура.
| 1 час
| Практикум
| Устный опрос
| 11.09
| 9.09
|
|
6
| Экономика как подсистема общества.
| 1 час
| Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура
| Цели и задачи: 1) познакомить с местом и ролью экономики
в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики; 2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам экономики.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 14.09
| 11.09
|
|
7
| Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества.
| 1 час
| Тест с разноуровневыми заданиями
| Практические задания, ответы на вопросы
| 16.09
| 14.09
|
|
8
| Экономика и политика. Экономика и культура.
| 1 час
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
| 18.09
| 23.09
|
|
9
| Социальный статус личности.
Социальные роли личности.
| 1 час
| Социальный статус. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социализация индивида. Факторы формирования личности Специфика социальных ролей в юношеском возрасте
| Цели и задачи: 1) познакомить с основными позициями социального статуса, его видами, показать причины ролевого конфликта, раскрыть особенности статусных ситуаций в юношеском возрасте; 2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию по теме, объяснять внутренние и внешние связи социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к процессу социализации и социальной адаптации личности, вырабатывать активную
гражданскую позицию
| Работа с текстом
| Устный опрос
| 21.09
| 25.09
|
|
10
| Социализация личности и социальная адаптация.
Кто учит нас играть по правилам?
| 1 час
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 23.09
| 25.09
|
|
11
| Социальные ценности и нормы
| 1 час
| Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура.
| Цели и задачи: 1) познакомить с основными социальными
ценностями и нормами права, показать специфику правового регулирования социальных отношений; 2) развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами;
3) формировать отношение к социальным ценностям,
нормам права.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
| 25.09
| 28.09
|
|
12
| Социальные регуляторы.
| 1 час
| Работа с учебником и документами
| Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
| 28.09
|
|
|
13
| Отклоняющееся поведение
| 1 час
| Формы социального контроля . Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. Проблема роста преступности и криминализации общества в России.
| Цели и задачи: 1) познакомить с признаками отклоняющегося поведения, показать его причины, проанализировать основные формы социального контроля; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
| 30.09
|
|
|
14
| Преступность.
| 1 час
| Работа с текстом
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
| 2.10
|
|
|
15
| Социальный контроль.
| 1 час
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 5.10
|
|
|
16
| Социальные интересы.
Формы социального взаимодействия.
| 1 час
| Социальные интересы Виды социальных взаимодействий. Понятие системы общественных отношений. Причины социальных конфликтов. Характеристики социального конфликта Управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
| Цели и задачи: 1) познакомить с основными формами социальных взаимодействий, признаками социального сотрудничества, причинами социальных конфликтов и путями их решения; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные
задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать у школьников толерантность, уважение к другим людям.
| Практикум
| Устный опрос
| 7.10
|
|
|
17
| Социальный конфликт.
| 1 час
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 9.10
|
|
|
18
| Этническая общность и ее виды.
Этнос, нация и национальность.
| 1 час
| Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Межнациональное сотрудничество и конфликты. Типология этнических конфликтов. Проблемы регулирования межнациональных отношений
| Цели и задачи: 1) познакомить с основными признаки этноса
и нации, со структурой национального менталитета, показать
основные ценности русского народа, подтвердить примерами этническое многообразие современного человечества; 2) развивать
умения работать с документами, сравнивать, анализировать, делать
выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи,
участвовать в дискуссии; 3) формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности национализма в межнациональных отношениях.
| Тест с разноуровневыми заданиями
| Практические задания, ответы на вопросы
| 12.10
|
|
|
19
| Национальный менталитет.
| 1 час
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
| 14.10
|
|
|
20
| Этническое многообразие современного мира.
| 1 час
| Работа с текстом
| Устный опрос
| 16.10
|
|
|
21
| Межэтнические отношения. Основные тенденции развития
межэтнических отношений.
Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты.
| 1 час
| Религия как форма духовного единства. Мировые религии. религиозные конфессии. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения
| Цели и задачи: 1) познакомить с уровнями межэтнических
отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления, охарактеризовать основные принципы национальной
политики Российской Федерации; 2) развивать умения
осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально- гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную
деятельность; 3) формировать отношение к проявлению
национализма, расизма, антисемитизма.
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 19.10
|
|
|
22
| Регулирование межэтнических отношений.
Конституционные основы государственной национальной
политики Российской Федерации.
| 1 час
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
| 21.10
|
|
|
23
| Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
| 1 час
| Государственная политика поддержки семьи
| Цели и задачи: 1) познакомить с проблемами демографии, показать основные тенденции изменения народонаселения в России, основные направления демографической политики государства; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию статистической информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение
к демографическим проблемам современного общества.
| Работа с учебником и документами
| Выступления учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями
| 23.10
|
|
|
24
| Демографическая политика в России.
| 1 час
| Проблемная беседа. Дискуссия
| Устный опрос
| 26.10
|
|
|
25
| Семья как социальный институт.
Социальный институт брака.
| 1 час
| Семья и брак как социальные институты. Классификация типов семьи. Функции семьи. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Кризис семьи.
| Цели и задачи: 1) познакомить с нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности, проблемы семьи и определить основные направления государственной политики поддержки семьи; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию
социальной информации по теме, сравнивать, анализировать,
делать выводы, рационально решать познавательные
и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять проектную деятельность; 3) формировать мнение о роли семьи в обществе, вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
| Работа с текстом
| Устный опрос
(индивидуально- письменные упражнения
| 28.10
|
|
|
26
| Тенденции развития семьи в современном мире.
Государственная политика поддержки семьи.
| 1 час
| Лекция с элементами проблемной беседы
| Устный опрос
| 30.10
|
|
|
27
| Быт и бытовые отношения
| 1 час
| Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Культура бытовых отношений.
| Цели и задачи: 1) познакомить с социально-бытовыми интересами человека, их классификацией, показать, какие объективные и субъективные факторы влияют на развитие социально- бытовых интересов, определить сущность и природу культуры бытовых отношений, исследовать степень влияния урбанизации на быт; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные
и проблемные задачи, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблеме быта.
| Практикум
| Устный опрос
| 2.11
|
|
|