|
Протокол № 2015г «Согласовано» Заместитель директора по увр р. М имамова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Аккузево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.
-
Рассмотрено и принято
на заседании ШМО.
Протокол №____
«___» _________ 2015г
| «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
_________ Р.М Имамова.
.«___» _________ 2015г
| «Утверждаю»
Директор школы
_________Ф.В.Гайнуллина.
«___» _________ 2015г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному (татарскому) языку и литературе на 2015-2016учебный год.
Составлена на основе Примерных программ начального образования ФГОС, программы для начальных классов общеобразовательных школ РБ.Л.Ш.Гайнетдинова,Ф.А.Гафурова Уфа, «Китап»-2011; программы начального общего образования по татарскому языку и литературе 1-4 классы.Магариф .Казан.» 2013г
Количество часов всего:102, в неделю 3_
Преподаватель Шайхетдинова Д.
2015 - 2016 учебный год 1.Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных школ с в 4 классе развитие речи на родном (татарском)языке и литературе осуществляется по программам для начальных классов общеобразовательных школ РБ.Л.Ш.Гайнетдинова,Ф.А.Гафурова Уфа, «Китап»-2011; программам начального общего образования по татарскому языку и литературе 1-4 классы.Магариф .Казан.» 2010г Исходными нормативными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г;
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России №373 от 06.10.2009 г.)
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-М.:Просвещение,2010.-(Стандарты второго поколения);
-Региональный базисный учебный план и учебный план МБОУ СОШ с. Аккузево на15-16г. приказ №74 от31.08.2015г;
-Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ с.Аккузево на 2015-16 уч.год;
-Учебный план школы МБОУ СОШ с.Аккузево на 2015-16 учебный год;
-Основная общеобразовательная программа НОО МБОУ СОШ с.Аккузево
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования №253 от 31 марта 2014г.;
-«О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» Приказ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. № 576
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Начальная школа. 2.Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «родной язык(татарский ) и литература » имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.
Обучение татарскому языку учащихся направлено на решение следующих задач:
1. Формирование и повышение уровня мотивации - владения этническим родным языком, Воспитание любви и уважения татарскому языку
2. Формирование у детей лингвистической компетенции:
а) овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками по фонетике, лексикологии, словообразованию, грамматике; б) формирование навыков по орфоэпии, орфографии и пунктуации.
3. Выработка навыков коммуникативной компетенции, т.е. владение умениями аудирования, говорения (диалога и монолога), чтения и письма.
4. Формирование и развитие этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.
Общую методологическую основу настоящей программы составляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных общедидактических принципов (научности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности, посильности, индивидуального подхода, наглядности, развивающего обучения), лингвистических принципов (систематичности и комплексности, функционально-семантического, культурологического), методическux принципов и психологических принципов, реализация которых сблизит изучаемый предмет со следующими установками современного языкознания:
1. Системностью, отражающей системность строения татарского языка, обеспечивающей взаимосвязанность, взаимообусловленность знаний учащихся и их качественной цельности.
2. Функциональностью, позволяющей рассмотреть языковые явления с учетом триединства - значения, формы и функции, с учётом изучения разделов языка на синтаксической основе.
3. Усилением межраздельных связей, акцентирующей внимание учащегося на знании отдельных тем для осмысления последующих; на межраздельных связях не только в направлении «вперед», но и «назад», к пройденному.
Методы и приемы обучения татарскому языку разнообразны.
Особенно приемлемыми для учащихся начальных классов являются следующие методы: комбинированный, переводный, ознакомления, аудиовизуальный, наблюдения, беседы, эксперимента и др. Формы итоговой аттестации на уроках родного языка обучающихся – контрольный диктант и контроль навыков чтения по литературе.
Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка - устной и письменной.
Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.
Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
3.Описание места курса в учебном плане
Во 2-4 классах на уроки родного татарского) языка и литературы отводится по 102 часа (3 часов в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
4.Описание ценностных ориентиров содержания курса
Изучение родного языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к родному языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека.
Родной язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
1. Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
2. Осознание своей этнической и национальной принадлежности.
3. Развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре.
4. Развитие чувства любви и уважения к языку как великому ценностному достоянию татарского народа, осознание себя носителем этого языка.
5. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению родного языка, понимания необходимости учения.
6. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения языка.
7. Развитие интереса к познанию татарского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности.
8. Формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.).
9. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.
10. Ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.
11. Развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
12. Понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы.
13. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь.
14. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя.
15. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.
16. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.
17. Представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
1. Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
2. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу.
3. Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.
4. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках).
5. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
6. Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы.
7. Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.
8. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
1. Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
2. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий.
3. Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.
4. Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения.
5. Воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста.
6. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
7. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию).
8. Использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач.
9. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач.
10. Пользоваться словарями и справочным материалом учебника.
11. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
12. Осуществлять синтез как составление целого из их частей.
13. Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
14. Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи.
15. Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
16. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
17. Осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
18. Осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.
19. Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
20. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные
1. Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.).
2. Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
3. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
4. Понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения.
5. Участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
6. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
7. Контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
8. Учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его.
9. Оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности.
10. Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
11. Применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
2. Представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества.
3. Формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения языком, стремления к его грамотному использованию.
4. Понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культур.
5. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
6. Овладение изучаемыми нормами языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
7. Овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ
6.Содержание программы учебного курса
№ п/п
| Название
раздела
| Количество часов
| Содержание раздела
| |
|
|