|
4.7
| Альдегиды. Свойства. Получение. Применение.
| 1
| Альдегиды: химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида;
-объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов.
| Тест
|
|
|
|
4.8
| Карбоновые кислоты. Особенности строения. Номенклатура.
| 1
| Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.
Уксусная кислота: состав и строение молекулы, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.
| Знать/понимать
-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот.
Уметь
-называть уксусную кислоту по международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот.
| Анализ ответов учащихся. Решение задач. Письменные ответы на вопросы.
|
|
|
|
4.9
| Карбоновые кислоты. Свойства. Получение. Применение.
| 1
| Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты;
-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот
| Тест
| Химические свойства непредельных карбоновых кислот.
|
|
|
4.10
| Сложные эфиры.
Р. К. Отравляющие вещества: зарин, ВИ – икс и другие производные изопропилового эфира.
| 1
| Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
| Уметь
-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров
| Самостоятельная работа
| Решение расчетных задач на определение выхода продукта; ус-тановление формул и строения вещества по продуктам его сгорания.
|
|
|
4.11
| Жиры. Особенности строения. Номенклатура.
| 1
| Жиры как сложные эфиры. Нахождение в природе. Состав жиров.
| Уметь
-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам.
| Проверка конспектов. Тестирование.
|
|
|
|
4.12
| Жиры. Свойства. Получение. Применение.
| 1
| Жиры: химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства жиров.
| Фронтальный опрос. Проверка решения задач.
|
|
|
|
4.13
| Углеводы, их состав и классификация.
Р. К. Углеводы. Нитроклетчатка (пироксилин)
| 1
| Углеводы, их класссификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза).
| Знать/понимать
- важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка.
Уметь
- объяснять химические
явления, происходящие с углеводами в природе;
-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала.
| Самостоятельная работа по плану
| Строение дисахаридов. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль.
|
|
|
4.14
| Глюкоза.
| 1
| Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (спиртовое и молочнокис-лое). Применение глю-козы на основе свойств.
| Уметь
-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы
| Тест
|
|
|
|
4.15
| Практическая работа № 1: Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
| 1
| Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.
| Уметь
-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ
|
|
|
|
|
4.16
| Генетическая связь между классами органических соединений.
Р. К. Сильнодействующие ядовитые вещества. Гидразин и его производные.
| 1
| Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений
| Тест,
самостоятельная работа.
|
|
|
|
4.17
| Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.
| 1
|
|
| Тест, самостоятельная работа
|
|
|
|
4.18
| Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органи-ческие соединения и их нахождение в живой природе»
| 1
|
|
| Тематический контроль зна-ний.
|
|
|
|
4.19
| Анализ контрольной работы
| 1
|
|
|
|
|
|
|
5
| Тема 4. Азотсодержащие органи-ческие соединения и их нахождение в живой природе
| 9
|
|
|
|
|
|
|
5.1
| Амины
| 1
| Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина.
| Уметь
-определять принадлежность веществ к классу аминов;
-характеризовать строение и химические свойства аминов.
| Ответы на вопросы. Тренировочные задания.
| Гомологический ряд аминов.
|
|
|
5.2
| Анилин
| 1
| Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств.
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства анилина
| Тренировочные задания дифференцированного характера.
|
|
|
|
5.3
| Аминокислоты. Особенности строения. Номенклатура.
| 1
| Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Пептидная связь и полипептиды.
| Уметь
-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к классу аминокислот.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
5.4
| Аминокислоты. Свойства. Получение. Применение.
| 1
| Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Применение аминокислот на основе их свойств.
| Уметь
- характеризовать строение и химические свойства аминокислот
| Тест
|
|
|
|
5.5
| Белки как природные биополимеры. Биологические функции белков.
| 1
| Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Биохимические функции белков.
| Уметь
-характеризовать строение и химические свойства белков.
| Самостоятельная работа
| Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул.
|
|
|
5.6
| Белки. Химические свойства. Значение белков.
| 1
| Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции.
| Уметь
-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков.
| Тест
|
|
|
|
5.7
| Нуклеиновые кислоты
| 1
| Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
5.8
5.9
| Решение расчетных задач. Выполнение упражнений
| 2
|
| Уметь
-вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
| Индивид. задания
|
|
|
|
6
| Тема 5. Биологически активные органические соединения
| 5
|
|
|
|
|
|
|
6.1
| Ферменты
| 1
| Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
| Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
6.2
| Витамины
| 1
| Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
| Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
6.3
| Гормоны
| 1
| Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета
| Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
6.4
| Лекарства
| 1
| Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
| Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
6.5
| Практическая работа № 2: Обнаружение витаминов.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
7
| Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения.
| 6
|
|
|
|
|
|
|
7.1
7.2
| Искусственные полимеры
| 2
| Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
| Знать/понимать
- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы.
Уметь
-характеризовать строение полимеров.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
7.3
| Синтетические полимеры
| 1
| Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.
| Знать/понимать
- важнейшие материалы –синтетические полимеры.
Уметь
-характеризовать строение полимеров.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
7.4
| Синтетические пластмассы
| 1
| Полиэтилен и полипропилен: их получение, свойства и применение.
| Знать/понимать
- важнейшие материалы синтетические пластмассы.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
7.5
| Синтетические волокна
| 1
| Классификация волокон. Классификация синтетических волокон, их свойства и применение
| Знать/понимать
- важнейшие материалы -синтетические волокна.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
7.6
| Синтетические каучуки
| 1
| Классификация синтетических каучуков. Резина. Термореактивные и термопластичные полимеры. Применение синтетических каучуков.
| Знать/понимать
- важнейшие материалы синтетические каучуки.
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
63-64
| Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии
| 2
| Решение расчетных задач. Выполнение упражнений.
|
| Самостоятельная работа; тест
|
|
|
|
65
| Контрольная работа № 3 по курсу органической химии
| 1
|
|
| Итоговый контроль знаний.
|
|
|
|
66
| Анализ контрольной работы.
| 1
|
|
|
|
|
|
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА
«ВТОРОЙ ДОНСКОЙ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II КАДЕТСКИЙ КОРПУС»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель ____________(________________) Протокол №___ от ______2009г.
| Согласовано на заседании МС Председатель ____________(________________) Протокол №___ от ______2009г.
| Утверждаю Директор кадетской школы ____________ Н.В.Козловский
Приказ №___ от ______2009г.
|
Рабочая программа
курса Химия
предмет
КЛАСС 11
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Естествознание
МО Естественно - математическое
УЧЕБНЫЙ ГОД 2009 - 2010
УЧИТЕЛЬ Исаева Л. К.
г. Ростов – на – Дону
2009 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
11 класс. Общая химия.
(3 часа в неделю, всего 102 часа)
УМК О.С. Габриеляна
Изучение химии на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работа; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии на высоком уровне общеобразовательной школы с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Исходными документами для составления примерной рабочей программы явились:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007/2008 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 321от 14.12.2006 г.;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11или сайт http:/ www. vestnik.edu.ru).
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них 2 часа – резервное время.
Увеличено число часов на изучение тем 2 - 4, дополнительные часы в этих темах выделены на решение расчетных задач.
Уменьшено число часов темы 5, за счет исключения двух практических работ:
- практическая работа №2, т.к. работы такого типа нет в требованиях к уровню подготовки выпускников;
- практическая работа №8, т.к. аналогичная работа выполнялась в курсе «Органическая химия» 10 класс.
Практическую работу №4 целесообразно проводить после темы «Гидролиз».
Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами или выполнение их требует соблюдения особых правил техники безопасности и применения веществ запрещенных веществ, запрещенных к использованию в школах.
Лабораторный опыт 3 заменен демонстрацией, т.к. аналогичный опыт выполнялся в курсе химии основной школы.
Лабораторный опыт 10 проводится при 4 учебных часах в неделю.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, контрольных работ как в традиционной, так и в тестовой формах.
В Поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в Поурочное планирование.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
| АВТОРЫ
| НАЗВАНИЕ
| ГОД ИЗДАНИЯ
| ИЗД -ТВО
|
1
| Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.– 2005.
| Программа курса химии 8 – 11 классов общеобразователь-ных учреждений.
| 2005
| М.: Дрофа
|
2
| О. С. Габриелян
| Химия – 11. Базовый уровень: учеб. для общеобразователь-ных учреждений
| 2008
| М.: Дрофа
|
3
| Габриелян О.С
| Химия: Учебное пособие для 11 кл. сред. школы
| 2000
| М.: Блик плюс
|
4
| Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
| Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 кл
| 2003
| М.: Дрофа
|
5
| Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г.
| Настольная книга учителя. Химия 11 класс, в 2 ч.
| 2003 - 2004
| М.: Дрофа
|
6
| О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А Ушакова и др
| Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г. Лысовой «Химия. 11»
| 2004
| М.: Дрофа
|
7
| С.В. Суматохин, А.А Каверина.
| Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии.
| 2005
| М.: Дрофа
|
8
| Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А.
| Химия. Методические матери-алы 10-11 классы
| 2000
| М.:Дрофа
|
9
| В. Н. Доронькин, А. Г. Бережная, Т. В. Сажнева, В. А. Февралева.
| Химия ЕГЭ – 2009. Тематические тесты.
| 2008
| Ростов – на – Дону: Легион
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
№
| АВТОРЫ
| НАЗВАНИЕ
| ГОД ИЗДАНИЯ
| ИЗД - ТВО
|
1
| Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С..
| Полезная химия: задачи и история
| 2006
| М.: Дрофа
|
2
| Ушкалова В.Н., Иоанидис Н.В.
| Химия: Конкурсные задания и ответы: Пособие для поступающих в ВУЗы
| 2005
| М.: Просвещение
|
3
| Габриелян О.С., Решетов П.В. Остроумов И.Г. Никитюк А.М.
| Готовимся к единому государственному экзамену
| 2006 – 2007
2008 - 2009
| М.: Дрофа
|
4
| Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
| Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие.
| 2006
| М.: Дрофа
|
5
| Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Воротникова Н.А.
| Химия. Методические материалы 10-11 классы.
| 2000
| М.: Дрофа
|
6
| Назарова Г.С., Лаврова В.Н.
| Использование учебного оборудования на практи-ческих занятиях по химии
| 2000
| М.: Дрофа
|
7
| Лидин Р.А и др.
| Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы (Решение задач).
| 2005
| М.: Дрофа
|
8
| Лидин Р.А., Маргулис В.Б
| Химия. 10-11 классы. Дидактические материалы. (Тесты и проверочные задания).
| 2005
| М.: Дрофа
|
9
| Суровцева Р.П. и др.
| Химия. 10-11 классы. Новые тесты.
| 2005
| М.: Дрофа
|
10
| Радецкий А.М.
| Контрольные работы по химии в 10-11 классах: Пособие для учителя
| 2005
| М.: Просвещение
|
ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН – ГРАФИК
ПО ХИМИИ В 11 КЛАССЕ
УЧИТЕЛЬ ИСАЕВА Л. К.