VIII КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п
| Тема урока
| Целевая установка
| Виды деятельности
| Основные понятия
| Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС по разделам)
|
| Дата проведения
|
| Предметные результаты
| Метапредметные результаты
| Личностные результаты
| Вид
конт
роля
|
| планируемая
| фактическая
| РАЗДЕЛ I ЧТО И КАК ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ (3 ЧАСА)
| 1
| Что изучает история. Источники знаний о прошлом
| заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история»; содействовать пониманию того, что история Древнего мира - часть Всеобщей истории; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.
| Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
| История, исторический источник археология, Всеобщая история
| Научатся. Получат первичные представления об исторической науке. Работать со справочным материалом книги. Получат возможность научиться. Работать с историческим источником.
| П.- раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник. Р.- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимать и сохранять учебную задачу. К.-участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
| сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
| Входной
| 3.09
|
| 2
| Генеалогия. Происхождение имен и фамилий
| Познакомить учащихся с понятием генеалогическое древо. Научить составлять свою родословную. Рассказать историю появления имен и фамилий
| Уметь объяснять возникновение имен, отчеств и фамилий. Соотносить исторические факты и генеалогию происхождения фамилий. Давать определения понятиям «родословная» и «генеалогия»
Основные понятия:
Именины, отчество, прозвище, фамилия,
родословная, генеалогическое древо, род, поколения, предки, семья
| Генеалогия, родословная
| Научатся определять, что такое генеалогия, древо жизни, поколенная роспись.
Получат возможность научиться: использовать различные исторические источники, составлять нисходящую и восходящую генеалогическую таблицу, интервьюировать
| П.- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Р.- планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей К.- принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
| Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебнопознавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
| Текущий
| 8.09
|
| 3
| Географические названия - свидетели прошлого. Историческая карта
| Познакомить учащихся с исторической картой. Изучить понятие Легенда карты и условные обозначения. Научить читать карту. Разобрать историю географических названий.
| Давать определения понятиями: историческая карта, стороны света,
легенда карты (условные знаки), план местности или города.
Уметь показывать необходимые объекты на карте, объяснять значение условных знаков, «читать» простую историческую карту с опорой на легенду.
Составлять простейший план города или объекта и читать его.
| Карта, легенда карты, условные знаки
| Научатся определять, что такое топонимика. Получат возможность научиться получать историческую информацию, работая с исторической картой
| Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
| Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной деятельности
| Текущий
| 10.09
|
| РАЗДЕЛ II ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ЧАСОВ)
| Глава 1. Первобытные собиратели и охотники
| 4
| Древнейшие люди.
| подвести учащихся к пониманию того, что способность грудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины.
| Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство
| Человеческое стадо орудия труда, палка-копалка, рубило
| Научатся. Пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Получат возможность научиться. Грамотно и красиво говорить, давать развернутый ответ по специальной карточке.
| П.- сравнивать первобытного и современного человека; комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К.- устно описывать первые орудия труда; называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты.
| Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
| Текущий
| 15.09
|
| 5
| Родовые общины охотников и собирателей.
| подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей; продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека.
| Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
| Остроконечник, гарпун, родовая община
| Научатся. Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей. Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты. Получат возможность научиться. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины. Характеризовать новые способы охоты.
| П.- выделять признаки родовой общины.
Р.- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К.- называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты; характеризовать новые способы охоты.
| Сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
| Текущий
| 17.09
|
| 6
| Возникновение искусства и религиозных верований.
| обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления; продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.
| Освоение общемирового культурного наследия. Характеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождении я. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.
| Искусство, религия Саутуола, Альтамира
| Научатся. Рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты. Получат возможность научиться. Объяснять, как учёные разгадывают загадки древних художников.
| П.- объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников; характеризовать первобытные верования людей. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения; работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.
| Проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которое выражается в поступках, Освоение общемирового культурного наследия. Характеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождении я. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.направленных на помощь и обеспечение благополучия.
| Текущий
| 22.09
|
| 7
| Возникновение земледелия и скотоводства.
| подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие - величайшие открытия человечества, которые привели к созданию надежных источников питания людей; продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты).
| Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и прокомментировать последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризовать религиозные верования древнего человека.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
| Зернотерка, керамика, старейшина
| Научатся. Характеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Получат возможность научиться. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
| П.- исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте; выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. Р.- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать правильность выполнения действия. К.- рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию; характеризовать религиозные верования древнего человека; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
| Проявлять эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которое выражается в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
| Текущий
| 24.09
|
| 8
| Появление неравенства и знати.
| подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми; обеспечить усвоение понятия «неравенство», «соседская община», «знать»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
| Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. Ориентация в особенностях социальных отношений древних людей Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.
| Неравенство, соседская община, знать мотыга, плуг, неравенство, классы, государство.
| Научатся. Пересказывать содержание текста учебника, сравнивать и описывать орудия труда, выделять на элементарном уровне причины исторических событий. Находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия. Получат возможность научиться. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.
| П.- раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Р.- выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общин; характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати; оценивать правильность выполнения действия. К.- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Выражать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.
| Текущий
| 29.09
|
| 9
| Контрольно-обобщающий урок
| систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Жизнь первобытных людей».
| Тестирование
| Основные понятия по теме
| Научатся: работать с исторической картой, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться. работать с контурной картой
| П.- устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектам Р.- удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности
К.- планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
| Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
| Тематический
| 1.10
|
| Глава 2. Счет лет в истории
| 10
| Счет лет в истории
| сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет в истории.
| Определение исторического времени по «ленте времени».Понимание относительности мнений и подходов к решению проблемы счёта времени. Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счёт времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
| Тысячелетие, до нашей эры, наша эра. Лента времени.
| Научатся. Разделять тысячелетия на века, века на годы. Уметь определять историческое время по ленте времени. Получат возможность научиться. Работать с временной лентой.
| П.- осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Р.- решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. К.- планировать цели и способы взаимодействия; обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей, согласовывать действия с партнером.
| Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение к процессу познания.
| Текущий
| 6.10
|
| РАЗДЕЛ III ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ЧАСОВ)
| Глава 3. Древний Египет
| |