|
РАЗДЕЛ V ДРЕВНИЙ РИМ (19 ЧАСОВ) | Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
| 52
| Древнейший Рим.
| изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима; продолжить формирование умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты.
| Планирование последовательности действий. Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками. Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
| Латины, весткалка, ликторы, патриции, плебеи, сенат
| Научатся. Сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать на карте изучаемые объекты. Получат возможность научиться. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.
| П.- сравнивать природные условия Греции и Рима; соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции; характеризовать Римскую республику и причины её возникновения; сравнивать территориальные приобретения Рима во II и III вв. до н.э.; объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме; сравнивать устройство римской республики с греческим полисом; представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента; использовать карты, мультимедиа ресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем РимеР.- осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; учитывать выделенные учителей ориентиры действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- оформлять диалогические высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга, принимать другое мнение и позицию.
| Понимать значение знаний для человека и принимать его; сохраняют мотивацию к учебной деятельности, развивают способность к самооценке.
| Текущий
| 17.03
|
| 53
| Завоевание Римом Италии.
| обеспечить усвоение учащимися понятия «республика», подвести их к пониманию управления в Римской республике, а также расширить знания учащихся о государстве; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
| Организация и планирование работы в группе. Исследование по карте территории, завоёванной Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
| Республика, консул, Народный трибун, право вето
| Научатся. Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. Получат возможность научиться. Выделять причины побед римского войска, в том числе над Пирром.
| Текущий
| 5.04
|
| 54
| Устройство Римской республики.
| Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом. Составлять последовательное описание устройства Римской республики. Высказывать свои оценочные суждения по устройству Римской республики
| Марсово поле, Форум, легион
| Научатся. Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы. Получат возможность научиться. Составлять сравнительные таблицы.
| Текущий
| 7.04
|
| Глава 11. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья
| 55
| Вторая война Рима с Карфагеном.
| подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, выделять главное из рассказа учителя.
| Называть причины и характер карфагенских войн.
Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели и поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.
| Ганнибал, Зама – город, р. По, Канны
| Научатся. Работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, давать отзыв на ответы одноклассников, выделять главное из рассказа учителя. Получат возможность научиться. Составлять сравнительные таблицы.
| П.- называть причины карфагенских войн; отмечать цели сторон во второй карфагенской войне; перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами; характеризовать цели, поступки Ганнибала; работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивших господство Рима в Средиземноморье; охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима; составлять простой план параграфа; объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян; доказывать бесправное положение рабов в Риме. Р.- принимать учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; учитывать выделенные учителей ориентиры действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- показывать по карте и комментировать поход Ганнибала; вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы.
| Понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
| Текущий
| 12.04
|
| 56
| Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье.
| изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы; продолжить формирование умений обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника.
| Проследить по карте захват римлянами Восточного Средиземноморья – работать с картой в процессе изучения событий. Делать попытки обобщать отдельные события, формулировать выводы по теме
| Триумф, император
| Научатся. Обобщать отдельные события, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника. Получат возможность научиться. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.
| Текущий
| 14.04
|
| 57
| Рабство в Древнем Риме.
| ознакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам.
| Составление плана и последовательности действий. Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах. Формирование умения работать с историческими источниками, текстом учебника.
| Имение, амфитеатр, гладиатор
| Научатся. Работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и их участникам. Получат возможность научиться. Ответить на вопрос: «В чем главное отличие раба от свободного человека?»
| Текущий
| 19.04
|
| Глава 12. Гражданские войны в Риме
| 58
| Земельный закон братьев Гракхов.
| проверить качество знаний учащихся по разделу «Древнейший Рим и установление его господства во всем Средиземноморье»; ознакомить учащихся с борьбой римских крестьян за землю под руководством братьев Гракхов; продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.
| Работа с датами. Пытаться анализировать исторические факты, распознавать существенные признаки и интересы различных групп. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян.
| Гражданская война, Гай и Тиберий Гракхи
| Научатся. Анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп. Получат возможность научиться. Ответить на вопрос: «Почему народ помнил о Гракхах и чтил их память?»
| П.- называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков; устанавливать причины гражданских войн в Риме; работать в малых группах, систематизируя информацию; высчитывать, сколько лет римляне жили в мире; оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян; прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки; составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Р.- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности. К.- применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; понимать позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывать действия с партнёром.
| Понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; определять границы собственного знания и незнания.
| Текущий
| 21.04
|
| 59
| Восстание Спартака.
| подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты.
| Дать характеристику событиям и их участникам. Характеризовать личность Спартака. Объяснять причины восстания Спартака, Красса. Составлять рассказ от имени Спатака, Красса.Участие в ролевых играх.
| г. Капуя, Галлия, Лукулл, Фракия, Помпей, Везувий
| Научатся. Составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать на карте изучаемые объекты. Получат возможность научиться. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».
| Текущий
| 26.04
|
| 60
| Единовластие Цезаря.
| подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме; продолжить формирование умений работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
| Объяснять своими словами понятия ветеран, диктатор. Работа с документами в группах – делать выводы о личности римских консулов. Анализировать поступки Ю. Цезаря. Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.
| Гай Юлий Цезарь, ветеран, диктор
| Научатся. Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Получат возможность научиться. Что обозначает крылатое выражение «перейти Рубикон»?
| П.- анализировать действия и поступки Цезаря; объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря; составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель; определять причины поражения сторонников республики; составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор); сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть; объяснять причины завершения гражданских войн в Риме; характеризовать правление Октавиана Августа; рассказывать о судьбах знаменитых греков. Р.- принимать учебную задачу; удерживать цель деятельности до получения ее результата; осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности; учитывать выделенные учителей ориентиры действий; прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала. К.- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; использовать разные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); выступать с устными сообщениями; корректно вести учебный диалог.
| Понимать необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
| Текущий
| 28.04
|
| 61
| Установление империи.
| подвести учащихся к пониманию причин падения республиканского строя в Риме; обеспечить усвоение учащимися понятия «империя»; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.
| Самостоятельно строить рассказ о судьбах знаменитых римлян, правильно употреблять исторические термины. Организовывать и планировать работу в группе.
| Преторианцы, империя, император Октавиан, Клеопатра, Антоний
| Научатся. Пересказывать содержание текста учебника, самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины. Получат возможность научиться. Объяснять слова Цицерона: «Тиран убит, а тирания жива»
| Текущий
| 3.05
|
| Глава13. Римская империя в первые века нашей эры
| 62
| Соседи Римской империи.
| изучить особенности правления Октавиана Августа, рассказать о деятельности первого императора Рима; начать формирование умений составлять сложный план параграфа.
| Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации. Самостоятельное составление простого плана. Обменивание в группе результатами поиска
| Тевтобургский лес, германцы, венеды
| Научатся. Начать составлять сложный план параграфа. Получат возможность научиться. Составлять сравнительные таблицы.
| П.- показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи; комментировать иллюстрации на страницах учебника; составлять задания, вопросы, обмениваться ими; рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях. Р.- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К.- применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; принимать другое мнение и позицию.
| Мотивировать свои действия; проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
| Текущий
| 5.05
|
| 63
| В Риме при императоре Нероне.
| показать учащимся усиление императорской власти в Риме мосле правления Октавиана Августа; продолжить формирование уме- иий самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю.
| Самостоятельно составлять рассказ, находить важную информацию в тексте учебника, давать оценку государственному деятелю Нерону. Развитие морально сознания и компетентности в решении моральных проблем
| Нерон, Тацит
| Текущий
| 10.05
|
| 64
| Первые христиане и их учение.
| рассказать о возникновении мировой христианской религии и образовании христианской церкви; продолжить формирование умений составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами.
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан.
| Христиане, Евангелие, апостол, священник, Второе пришествие, Страшный суд
| Научатся. Составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами. Получат возможность научиться. Отвечать на вопрос «Какие чудеса творил Иисус Христос?»
| П.- рассказывать об условиях появления христианского учения; объяснять причины распространения христианства; комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан; объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни; сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба; выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ; характеризовать период правления императора Траяна; рассказывать о достижениях империи во II в.; доказывать, что римляне строили на века. Р.- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. К.- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими.
| Понимать необходимость учения; сохранять мотивацию к учебной деятельности, проявлять интерес к новому учебному материалу, оценивать собственную учебную деятельность.
| Текущий
| 12.05
|
| 65
| Расцвет Римской империи во II в. н.э.
| ознакомить учащихся с достижениями древних римлян; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты.
| Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование умения работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Умение слушать и вступать в диалог. Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера
| Колоны, «рабы с хижинами», бетон
| Научатся. Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Получат возможность научиться. Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.
| Текущий
| 17.05
|
| 66
| Вечный город и его жители
| Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать ответы одноклассников. Инсценирование виртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме. Развивать эстетическое сознание
| Колизей, пантеон, термы
| Научатся. Самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты. Получат возможность научиться. Что нового внесли римляне в развитие мировой культуры.
| П.- нсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, интернет ресурсов, электронных изданий); аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим»; составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме; показывать на карте этапы расширения границ Рима; показывать и рассказывать достижения Рима в разных областях. Р.- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; планировать решение учебной задачи; выстраивать алгоритм действий; корректировать деятельность, вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей. К.- применять правила делового сотрудничества; оформлять диалогические высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга, понимать позицию партнёра.
| Понимать необходимость учения; мотивировать свои действия, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.
| Текущий
| 19.05
|
|
|
|
|