|
Рабочая учебная программа по алгебре для 8 класса на 2013-2014 учебный год Составила: Овчинникова О. Н. учитель математики МОУ СОШ
пгт Новокручининский
Рабочая учебная программа по алгебре
для 8 класса
на 2013-2014 учебный год Составила: Овчинникова О.Н.
учитель математики
пгт Новокручининский 2013г.
Пояснительная записка. Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по для 8 класса общеобразовательных учреждений, работающих по УМК А.Г. Мордковича «Алгебра 8 класс» /авт.-составители Н.А. Ким и Н.И. Мазурова М.: Волгоград, 2012г.), с учетом примерной программы основного общего образования по алгебре, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часов из расчёта 3 учебных часа в неделю. На проведение контрольных работ отводится 9 часов. Учебник А.Г. Мордковича «Алгебра 8 класс» 2010 реализует принцип развивающего обучения, позволяет осуществлять личностно – ориентированный подход, рассчитан на самостоятельную работу учащихся с теоретическим материалом, содержит задания разного уровня сложности, что позволяет дифференцировать работу с учащимися.
Однако, учебник не полностью соответствует требованиям стандарта. Темы, выделенные курсивом в стандартах: «Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене, доказательство числовых и алгебраических неравенств, параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей» не включены в Требования к уровню подготовки выпускников; тема «Иррациональные уравнения» перенесена в старшую школу, поэтому материал учебника §30 изучаются учащимися самостоятельно.
При составлении программы учитывались особенности образовательного учреждения, особенности класса. Методическая тема школы «Современные методы и организационные формы обучения предмету, обеспечивающие новое качество знаний». Школа осуществляет успешную адаптацию выпускников в дальнейшем обучении, социализацию.
8 класс в своем составе имеет учащихся с различным уровнем мотивации к учебному труду и обученности. Для группы учащихся (1) характерно наличие внутренней мотивации к обучению, широкий кругозор, интерес к предмету. Для этих учащихся предполагаются дополнительные задания исследовательского характера.
Вторая группа учащихся (2) имеет средний уровень мотивации. Этим учащимся необходимо периодически оказывать помощь. Гораздо сложнее усваивают материал учащиеся (3), им необходима постоянная помощь со стороны учителя.
Общая характеристика учебного предмета.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Изучение алгебры развивает алгоритмическое мышление, овладение навыками дедуктивных рассуждений, развивает воображение, формирует у учащихся представление о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Алгебра в 8 классе реализует содержательные линии: алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые функции, элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей, в рамках которых ставятся следующие Цели обучения:
● овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а именно:
- ознакомление с символическим языком алгебры, формирование формально – оперативных алгебраических умений и навыков и применение их при решении математических и нематематических задач;
- изучение свойств и графиков некоторых элементарных функций и использование этих знаний для описания реальных зависимостей;
-формирование представлений об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
● интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
● формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
● воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры. играющей особую роль в общественном развитии.
В рамках указанных целей решаются следующие
Задачи обучения:
■ способствовать развитию математического языка; графической культуры, умения работать с различными источниками информации, в том числе с учебниками и дидактическими материалами;
■ помочь школьникам овладеть понятиями: алгебраическая дробь, степень с отрицательным целым показателем, квадратный корень из неотрицательного числа, рациональное, иррациональное, действительное число, модуль действительного числа, квадратное уравнение, квадратный трехчлен, рациональное уравнение, линейное неравенство, квадратное неравенство, равносильность уравнений и неравенств.
■ обеспечить овладение и применение учащимися методов решения следующих математических задач:
преобразование рациональных и иррациональных выражений;
решение линейных, квадратных уравнений и рациональных уравнений, сводящихся к ним;
чтение и построение графиков функций: у = кх2, у = к/х, у = ах2 + вх + с, у = |х|,
выполнение действий со степенями с отрицательным целым показателем,
решение линейных и квадратных неравенств с одной переменной,
решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений;
вычислительные навыки.
■ создать условия для развития умений обосновывать выбор метода решения, анализировать решение и допущенные ошибки, пользоваться выведенными алгоритмами;
■ помочь школьникам развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать и классифицировать.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса.
Организация образовательного процесса
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровье сберегающие технологии
ИКТ
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, реже групповая. Текущий контроль осуществляется с помощью опросов, компьютерных тестов, самостоятельных и контрольных работ. Содержание программы курса алгебры 8 класса
Алгебраические выражения
Количество часов – 15, контрольных работ – 2, резерв – 4 Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями. Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители.
Числовые функции
Количество часов –23, контрольных работ – 3, резерв – 4
Возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функции. Функция, описывающая обратную пропорциональность. Гипербола. Квадратичная функция, её график, парабола. Координаты вершины, ось симметрии. Графики функций: корень квадратный, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.
*Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.
Уравнения и неравенства
Количество часов –27, контрольных работ – 3, резерв – 3
Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Квадратные неравенства. Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Количество часов – 9
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результаты измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.
Повторение
Количество часов –8, контрольных работ – 1 (итоговая) Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения математики ученик должен
знать / понимать:
• существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
• существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
• как используются математические формула, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
• как потребности математики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира.
уметь:
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождение нужной формулы в справочных материалах;
• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
• интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Таблично-графическая схема календарно тематического плана для 8 класса базового уровня
№
п/п
| Тип урока
| Вид контроля, измерители
| Планируемый результат
| Дополнительные знания, умения
(требования повышенного уровня)
| Оборудование для демонстраций, лабораторных, практических работ
| примечание
| дата
| По плану
| фактически
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
|
| Общеучебные цели:
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
|
|
| Общепредметные цели:
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно научных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
Воспитание средствами математики культуры личности; отношения к математике как части общечеловеческой культуры; знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
|
|
| Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
Построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин.
Выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнение расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента.
Самостоятельной работы с источником информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт.
Проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений.
Самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
|
|
| Тема раздела
| Повторение курса 7 класса
| Количество часов
| 4
|
|
| Основная цель: Формирование представлений о целостности и непрерывности курса алгебры 7 класса. Овладение умением обобщения и систематизации знаний, учащихся по основным темам курса алгебры 7 класса.Развитие логического, математического мышления и интуиции, творческих способностей в области математики.
|
|
| Тема урока
| Свойства степени с натуральным показателем
| Количество часов
| 1
| 2.09
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): свойства степени с натуральным показателем, действия с степенями одинакового показателя.
|
|
| 1
| Частично-поисковый
| Взаимопроверка в парах.
Работа с опорным материалом.
| Знают основные свойства степени с натуральным показателем, умеют применять свойства при решении задач. Могут отделить основную информацию от второстепенной. (П)
| Умеют выполнять упрощение сложных числовых и алгебраических выражений, используя свойства степени. Могут излагать информацию, обосновывая свой собственный подход (ТВ)
| Опорные конспекты учащихся
|
|
|
| Тема урока
| Формулы сокращенного умножения
| Количество часов
| 1
| 4.09
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов, разность кубов, сумма кубов, разложение на множители по формулам сокращенного умножения.
|
|
| 2
| Проблемное изложение
| Взаимопроверка в парах.
| Умеют выполнять преобразования многочленов, применяя формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и разности, разность квадратов (П)
| Умеют применять формулы сокращённого умножения для упрощения выражений, решения уравнений и неравенств.
| Раздаточные дифференцированные материалы.
|
|
|
| Тема урока
| Функция и ее график
| Количество часов
| 1
|
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): функция , график функции , графическое решение уравнения.
|
|
| 3
| Комбинированный
| Индивидуальный опрос.
Выполнение упражнений по образцу
| Умеют описывать геометрические свойства параболы, находить наибольшее и наименьшее значения функции y = x2 на заданном отрезке, точки пересечения параболы с графиком линейной функции. (П)
| Умеют применять алгоритм графического решения уравнений. Умеют выполнять решать уравнения графическим способом. Могут излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории. (ТВ)
| Сборник задач, тетрадь с конспектами
|
| 6.09
|
| Тема урока
| Вводный контроль
| Количество часов
| 1
|
|
| 4
| Урок обобщения и систематизации знаний
| Индивидуальное
решение контрольных заданий.
| Учащихся демонстрируют умение обобщения и систематизации знаний по основным темам курса математики 7 класса. Умеют, развернуто обосновывать суждения. (П)
| Учащиеся могут свободно пользоваться умением обобщения и систематизации знаний по задачам повышенной сложности. Могут привести примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы (ТВ)
| 16, 17
Дифференцированные контрольно-измерительные материалы
|
| 9.09
|
| Тема раздела
| Алгебраические дроби
| Количество часов
| 21
|
|
| Основная цель: Формирование представлений о многочлене от одной переменной, алгебраической дроби, о рациональном выражении. Формирование умений деления многочлена на многочлен с остатком, разложения многочлена на множители, сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Овладение умением упрощения выражений, сложения и вычитания, умножения и деления алгебраических дробей с разными знаменателями. Овладение навыками преобразования рациональных выражений, доказательства тождеств, решения рациональных уравнений способом освобождения от знаменателей, составляя математическую модель реальной ситуации.
|
|
| Тема урока
| Основные понятия
| Количество часов
| 1
|
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): алгебраическая дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, область допустимых значений.
|
|
| 5
| Комбинированный
| Работа с конспектом, с книгой и наглядными пособиями по группам.
| Имеют представление о числителе, знаменателе алгебраической дроби, о значении алгебраической дроби и о значении переменной при которой алгебраическая дробь не имеет смысла. (Р)
| Умеют находить рациональным способом значение алгебраической дроби, обосновывать своё решение, устанавливать, при каких значениях переменной не имеет смысла алгебраическая дробь. (П)
| 13, 14, 15
Раздаточные дифференцированные материалы.
|
| 11.09
|
| Тема урока
| Основное свойство алгебраической дроби
| Количество часов
| 2
|
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): основное свойство алгебраической дроби, сокращение дробей, приведение алгебраических дробей к общему знаменателю.
|
|
| 6
| Комбинированный
| Составление опорного конспекта, решение задач.
| Имеют представление об основном свойстве алгебраической дроби, о действиях: сокращение дробей, приведение дроби к общему знаменателю. Могут составить набор карточек с заданиями. (Р)
| Умеют преобразовывать пары алгебраических дробей к дроби с одинаковыми знаменателями. Умеют раскладывать числитель и знаменатель дроби на простые множители несколькими способами. (П)
| 13, 14, 15
Сборник задач, тетрадь с конспектами
|
| 13.09
|
| 7
| Поисковый
| Практикум.
Решение качественных задач.
| Умеют применять основное свойство дроби при преобразовании алгебраических дробей и их сокращении. Умеют находить значение дроби при заданном значении переменной. (П).
| Умеют преобразовывать тройки алгебраических дробей к дроби с одинаковыми знаменателями. Умеют раскладывать числитель и знаменатель дроби на простые множители несколькими способами. (ТВ)
| 13, 14, 15
Иллюстрации на доске, сборник задач.
|
| 16.09
|
| Тема урока
| Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями
| Количество часов
| 2
|
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): алгебраическая дробь, алгоритм сложения (вычитания) алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.
|
|
| 8
| Комбинированный
| Работа с опорными конспектами.
| Имеют представление сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями. Используют для решения познавательных задач справочную литературу. (Р)
| Умеют доказывать, что дробное выражение при всех допустимых значениях переменной принимает только положительные или отрицательные значения. (П)
| 13, 14, 15
Иллюстрации на доске, сборник задач.
|
| 18.09
|
| 9
| Учебный практикум
| Практикум, индивидуальный опрос, работа наглядными пособиями.
| Умеют складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Умеют находить общий знаменатель нескольких дробей, знают алгоритм сложения и вычитания дробей одинаковыми знаменателями. (П)
| Умеют находить все натуральные значения переменной, при которых заданная дробь является натуральным числом. Могут излагать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории. Умеют, развернуто обосновывать суждения. (ТВ)
| 13, 14, 15
Раздаточные дифференцированные материалы.
|
| 20.09
|
| Тема урока
| Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями
| Количество часов
| 3
|
|
| Элементы содержания (дидактические единицы на основе общеобразовательного стандарта): упрощение выражений, сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями, наименьший общий знаменатель, правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю, дополнительный множитель, допустимые значения переменных.
|
|
| 10
| Комбинированный
| Работа с конспектом, с книгой и наглядными пособиями по группам.
| Имеют представление о наименьшем общем знаменателе, о дополнительном множителе, о выполнении действия сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. (Р)
| Знают правило приведения алгебраических дробей к общему знаменателю. Умеют упрощать выражения наиболее рациональным способом. Умеют, развернуто обосновывать суждения. (П)
| 13, 14, 15
Опорные конспекты учащихся
|
| 23.09
|
| |
|
|