Приложение 4
Схема обследования ребенка с ОНР
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения, возраст
Домашний адрес
Домашний телефон Откуда поступил
Сведения о родителях:
мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов)________
________________________________________________________
отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) Национальный язык _________________________
Двуязычие
Решения ПМПК
Решением ПМПК от протокол №
принят в логопедическую группу на срок
Заключение ПМПК _________________________________________________ Дата заполнения речевой карты
Логопед
* * *
Решением ПМПК от продлен срок пребывания в логопедиической группе с диагнозом____________________________________________
на срок ____________________________________________________________
Ответственный за продление_________________________________________________
Члены ПМПК______________________________________________________
Решением ПМПК от выпускается из логопедической
группы с (состояние речи) _____________________________________________________________________________________________________
в (тип ДОУ, школы)__________________________________________________
Ответственный за выпуск Члены ПМПК
Общий анамнез
Неблагоприятные факторы развития ___________________________________
Перенесенные заболевания
до года ______________________________________________________________________________
После года _____________________________________________________________________________ ушибы, травмы головы__________________________________________
судороги при высокой температуре__________________________________ Раннее развитие
Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)
Сидит с (в норме: с 6 мес.)
Ползает с (в норме: с 6—7 мес.)
Стоит с (в норме: с 10—11 мес.)
Ходит с (в норме: с 11—12 мес.)
Узнает близких с (в норме: с 2,5—3 мес.)
Первые зубы появились в (в норме: в 6—8 мес.)
Количество зубов к году (в норме: 8 зубов) Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)
Педиатр
Невролог_________________________________________________________________________________
Психоневролог____________________________________________________________________________
Оториноларинголог________________________________
Офтальмолог_____________________________________
Хирург__________________________________________
Ортопед___________________________________________ Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х мес.)__________________________________________
Лепет в (в норме: с 4—6 мес.) __________________________________________
Первые слова (в норме: около года) _____________________________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2-х лет)_______________________________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине ______________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ________________________________________ Отношение членов семьи к речевому дефекту ___________________________________________ Занимались ли с логопедом _________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом_________________________________________________________
Исследование поведения и эмоциональной сферы
1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) ____________________________________________________________________________________
2. Адекватность эмоциональных реакций___________________________________________________
3. Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ___________________________________________________________________________ Исследование неречевых психических функций
1. Исследование слухового восприятия
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)______________________________________________________________
Определение направления звука _______________________________________________________
Восприятие и воспроизведение ритма _______________________________________________________ с 4 года с 5 лет с 6 лет
_ _• • _ _ • • _ _ _• • _ _
_ • • _ _ • • _ _ • •_ _ _ _
••_ _ _ _ ••• _ ••• _ _
2. Исследование зрительного восприятия
Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам — соответствующие по цвету шарфики):
- 4 года (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный)
5 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, розовый, черный)
6 лет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный)
Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы)
--4 года (круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб)
- 5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб)
- 6 лет (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, шар, куб, цилиндр) 3. Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
Ориентировка в пространстве:
-4 года (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади)
-5 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа)
- 6 лет (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверхусправа внизу)
Ориентировка в схеме собственного тела:
-4 года (показать правую руку, левую руку, правую ногу, левую ногу)
- 5 лет (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)
- 6 лет (показать правой рукой левый глаз, левой рукой — правое ухо)
Складывание картинок из частей:
- 4 года (2—4 части, вертикальный и горизонтальный разрезы)
- 5 лет (4—6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)
-6 лет (6—8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный и фигурный разрезы)
Складывание фигур из палочек по образцу:
-4 года («стульчик» и «кроватка» из четырех палочек, «лесенка» из пяти палочек)
-5 лет («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек) Складывание фигур из палочек по памяти:
-_6 лет («елочка» и «дерево» из шести палочек, «лодочка» и «лесенка» из семи палочек) Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка) Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) Исследование состояния моторной сферы
координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений)
4 года
Выполнение упражнений:
- 4 года (попрыгать на двух ногах, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди, пойматьмяч) ______________________________________________________________________
- 5 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку)
-6 лет (попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; подбросить и поймать мяч; влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее)_________________________________
2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрин — заполняется после тестовых упражнений)
4 года Кинестетическая основа движений:
- 4 года (сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке)_______________
-5 лет (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук)
- 6 лет (одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой)
Кинетическая основа движений:
- 4 года (поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот)
- 5 лет (упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак – ребро — ладонь» ведущей рукой)
- 6 лет (упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой)
Навыки работы с карандашом:
- 4 года (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги)
-5 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека)
-6 лет (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека) _________
Манипуляции с предметами:
- 4 года (умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую)
- 5 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки) ___
- 6 лет (умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата) ________ 3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синки-незий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)
- 4 года
-5 лет
-6 лет
Выполнение упражнений:
4 года (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; наморщить нос, надуть щеки)
5 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови; надуть щеки, втянуть щеки; наморщить нос)
-6 лет (закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, левую щеку)
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:
4года
5лет
6лет 4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) 4года
5лет
6лет Движения нижней челюсти:
4 года (открыть и закрыть рот)
5 лет (открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков)
6 лет (открыть и закрыть рот; открыть и-закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков; подвигать нижней челюстью вправо-влево)
Движения губ:
4 года (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой»)
5 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений)
6 лет (растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений; поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опустить нижнюю губу, обнажив нижние зубы) Движения языка:
4 года (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого «маятник»)
•5 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого «маятник»)
6 лет (показать широкий язычок — «лопату», показать узкий язычок — «жало», чередовать выполнение указанных упражнений; положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю — «качели»; коснуться кончиком языка сначала левого уголка губ, потом правого — «маятник»; облизать кончиком языка губы по кругу — «вкусное варенье»)
4года
5лет_
6лет
Исследование состояния импрессивной речи 1. Пассивный словарь
Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): 4года
5лет
6 лет Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию):
4 года (игрушки, одежда, обувь, посуда)
5 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)
6 лет (игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт)
Понимание действий (показать по предложенным картинкам): 4 года (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует)
5 лет (птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)
6 лет (строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает) Понимание признаков (показать по предложенным картинкам):
4 года (большая чашка, маленькая чашка; красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт)
5 лет (круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)
6 лет (прямоугольная салфетка, многоугольная салфетка; молодой человек, старый человек; веселый мальчик, грустный мальчик; высокий дом, низкий дом)
2. Понимание различных форм словоизменения
Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам):
4 года (дом — дома, кот — коты, кукла — куклы, груша — груши, ведро — ведра
5 лет (глаз — глаза, стул — стулья, лист — листья, окно — окна)
6 лет (рукав — рукава, пень — пни, гнездо — гнезда, перо — перья, ухо — уши)
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: 4 года (в, на, у)
5 лет (в, на, у, под, за, по)
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под) Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:
4 года (стол — столик, машина — машинка, ведро — ведерочко)
5 лет (носок — носочек, чашка — чашечка, окно — окошечко)
6 лет (нож — ножик, рукавица — рукавичка, одеяло — одеяльце) Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам):
4 года (кошка сидит — кошки сидят, слон идет — слоны идут)
5 лет (птица летит — птицы летят, машина едет — машины едут)
6 лет (мальчик читает — мальчики читают, девочка ест — девочки едят) Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам):
4 года (девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки)
5 лет (птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку)
6 лет (мальчик переходит дорогу, мальчик перебегает дорогу, мальчик подбегает к дому) 3. Понимание отдельных предложений и связной речи
Понимание предложений (показать по предложенным картинкам):
4 года (Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.)
5 лет (Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.)
6 лет (Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который еще не распустился.)
Понимание текста
•4 года (сказка «Репка»)
5 лет (сказка «Колобок»)
6 лет (сказка «Теремок») 4. Состояние фонематического восприятия
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
кот — кит
дом — дым_______________________________________________________________________________
уточка — удочка
киска — миска
5 лет
мышка — мишка
почка — бочка
катушка — кадушка
корка — горка
6 лет
мышка — мошка
пашня — башня
сова — софа
крот — грот Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):
4 года
коса — коза
мишка — миска
кочка — кошка
малина — Марина
5 лет
речка — редька
цвет — свет
челка — щелка
рейка — лейка
6 лет
лук — люк
марка — майка
ель — гель
плач — плащ
Исследование состояния экспрессивной речи
Характер экспрессивной речи:
4 года
5лет
6лет
1. Активный словарь
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам:
4 года
Игрушки_________________________________________________________________
Посуда____________________________________________________________________
Одежда___________________________________________________________________
Обувь___________________________________________________________________________
5 лет
Мебель____________________________
Овощи____________________________________________________________________________________
Фрукты______________________________________________________________________ Птицы_____________________________________________________________________
6 лет
Ягоды _____________________________________________________
Насекомые______________________________________________________________
Животные________________________________________________________________________
Транспорт____________________________________________________________________ Назвать части тела и части предметов (по картинкам):
4 года Ноги спинка стула
руки сиденье стула_____________
голова ножки стула ________________
глаза кузов машины_______________
уши колеса машины______________
5 лет
Нос рукав
рот воротник________
шея пуговица________
живот кабина машины_____________
грудь руль
6 лет Локоть манжета
ладонь петля для пуговицы___________
затылок фары
висок мотор_____________
Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке:
4 года
Мяч, кукла, машинка
Рубашка, платье, шорты
Тапки, туфли, ботинки
5 лет Стул, стол, шкаф
Огурец, помидор, морковь ________________________________________
Яблоко, банан, апельсин ________________________________________
Воробей, голубь, сова ________________________________________
6 лет
Клубника, смородина, черника_________________________
Муха, комар, бабочка_________________________________________________
Кошка, собака, корова________________________________________________
Самолет, автобус, машина____________________________________________
Подобрать антонимы (слова «наоборот»):
6 лет Друг добро _________________
Горе горячий____________________
Легкий длинный____________________
Давать поднимать___________________
ГЛАГОЛЫ
4 года (ответить на вопросы по картинкам) Что делает мальчик? (Ест)
Что делает девочка? (Спит)
Что делают дети? (Играют)
Что делает птица? (Летит)
Что делают рыбки? (Плавают)__________________________ Что делают машины? (Едут)
5 лет (ответить на вопросы логопеда) Как передвигаются птицы? (Летают) ________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают) ________________________
Как передвигается змея? (Ползает) ________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает) Как передвигается человек? (Ходит)_______
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)________________________________
А как подает голос корова? (Мычит) ________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает) ________________________
6 лет (ответить на вопросы логопеда) Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)
А как подает голос волк? (Воет) ______________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ______________
А как подает голос овца? (Блеет) ______________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)____________________________
А что делает продавец? (Продает) __________________________
А что делает маляр? (Красит) __________________________
А что делает швея? (Шьет) ___________________________
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Назвать предъявленные цвета:
4 года Красный
Синий
Зеленый
Желтый
Белый
Черный
5 лет Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
Синий
Белый
Черный
6 лет Красный
Оранжевый
Желтый
Зеленый
Голубой
Синий
Фиолетовый
Розовый
Белый
Черный
Серый
Коричневый
Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки):
4 года Мяч какой? (Круглый)
Платок какой? (Квадратный)
5 лет Солнце какое? (Круглое)
Печенье какое? (Квадратное)
Косынка ? (Треугольная)
Огурец какой? (Овальный)
6 лет Руль какой? (Круглый)
Окно какое? (Квадратное)
Флажок какой? (Треугольный)
Слива какая? (Овальная)
Одеяло какое? (Прямоугольное)
|